С.Р.Аблеев, доктор философских наук
Классическая и современная Йога:
некоторые аспекты истории и философии

Не избегайте сил йоги,

но как свет относите их

 в сумерки неосознанного     

    труда".

---------------------------------

      / Знаки Агни-Йоги /

1. Страницы истории.
 
Среди известных современному исследователю культур и цивилизаций, наверное, нет культуры более древней и загадочной, нежели культура Индии. Немало значительных духовных плодов породила щедрая Бхарата Варша* . Однако одним из самых оригинальных и малоизученных порождений остается учение Йога.
По сложившейся традиции возникновение системы Йога многие исследователи прямо или косвенно связывают с именем древнего индийского риши Патанджали. Время его жизни оценивается очень противоречиво: указывается период VII века до н.э., другие источники отмечают II-I вв. до н.э., либо I век н.э. Авторы Философского энциклопедического словаря, с одной стороны, показывая древние корни Йоги1, с другой, называют Патанджали "основателем классической Йоги". Известные индийские историки философии С.Чаттерджи и Д.Датта пишут ещё более однозначно: "Философия йога является неоценимым даром великого индийского мудреца Патанджали"2. А его "Йога-сутра" (или "Патанджали-сутра") расценивается как первая работа этой философской школы.
Этот момент требует некоторого уточнения. Утверждение о том, что Йога, как особая система методов совершенствования и философское учение, создана риши Патанджали не совсем справедливо. Йогические принципы и методики, а также манускрипты, в которых они отражались, существовали задолго до Патанджали. Многие из них неизвестны современным исследователям. Однако, даже свидетельства доступного материала достаточно красноречивы. Например, ещё в Ведах (по меньшей мере II-I тысячелетие до н.э.) встречаются идеи о специальной духовной практике развития сверхчеловеческих способностей. Упанишады – Катха, Тайттирийе и другие – рассматривают методы субъективного внутреннего созерцания, ведущего к раскрытию истинного знания. В Бхагават-Гите Аватар Кришна обращается к своему другу и ученику Арджуне с разъяснением важнейших йогических принципов, касающихся нравственности, пути освобождения от власти кармы и колеса сансары, внутренней свободы-отрешенности от плодов своих действий. Также в эпосе Махабхарата уже просматривается определённый синтез философии школы санкхья с практическими методиками йоги.
Более того, есть основания предполагать, что Йога, как особая система духовного совершенствования, в определённом смысле не является открытием человечества 5-ой Коренной Расы и была известна представителям более ранних Рас. Их удаление от периода современной истории по расчётам индийских Махатм может исчисляться миллионами лет. Конечно, такие древние учения о саморазвитии могли иметь (и вероятно, имели) множество отличий от известных систем Йоги и совершенно иные названия, что, впрочем, никак не влияет на сущность вопроса.
Другое дело, что с именем мудреца Патанджали был связан новый этап развития йогической теории и практики. В связи с чем точка зрения на эту проблему выдающегося востоковеда Ю.Н.Рериха представляется наиболее корректной: “Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения”3. Таким образом, систематизировав и обобщив технику йоги и метафизику санкхьи, риши явился реформатором ряда практических методик духовного и психофизического совершенствования, что и было закреплено в его "Йога-сутре". Такого взгляда придерживался и крупный индийский философ С.Радхакришнан.
В современной Агни-Йоге на проблему исторического возникновения йогических систем проводится аналогичная точка зрения: "Йога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века. Каждое учение (подразумевается истинное Духовное Учение - С.А.) содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции".4
Наиболее значительные известные сегодня древние источники, в которых так или иначе отражались идеи Йоги, можно разделить на предшествующие "Йога-сутре" и более поздние. К первой группе относятся отмеченные выше Веды, наиболее древние Упанишады, Махабхарата, а также ранние джайнистсткие и буддийские сутры (если Патанджали жил позже V века до н.э.). Ко второй группе: комментарий Вьясы к "Йога-сутре" – "Йога-бхашья" или "Вьяса-бхашья" (IV в. н.э.); подкомментарий Вачаспати к работе Вьясы, именуемый "Таттва вайшаради" (IX в.н.э.); "Йога-манибраха" Бходжараджи; "Йогаварттика" и "Йога-сара-санграха" Виджнянабхикшу. Положения Йоги рассматривались в корпусе поздних Упанишад – "Майтри", "Йогататтва", "Дхьянабинду" и других.5
Необходимо различать Йогу как философскую систему, кульминировавшую в одной из даршан (школ) индийской философии, и Йогу как комплекс специальных практических методик духовного саморазвития. Если с философскими постулатами Йоги представители иных даршан индийской философии нередко полемизировали, то Йога как метод признавалась и использовалась практически всеми ортодоксальными системами индийской философии, а также сторонниками джайнизма и буддизма. В последнем йогическая практика получает своё новое небывалое развитие. Не только школа буддизма йогачары, основателями которой считают Майтрейю, Асангу и его брата Васубандху (IV в.), где происходит непосредственное совмещение элементов Йоги и буддийского Учения, но и другие школы буддизма активно применяют йогическую технику. И это закономерно. Как известно, важнейшую роль ей отводил сам Благословенный Вудда: четвёртая Благородная Истина буддизма – восьмеричный практический путь избавления от страданий – есть не что иное, как модифицированные ступени йогического пути духовного совершенствования.
Крупный этап развития йогической теории и практики в первом и особенно во втором тысячелетний нашей эры связан с Тибетом. Как ни странно, суровые ледяные пустыни Тибета явились той благодатной почвой, на которой проросли и дали прекрасный плод семена буддизма и йоги. Буддийские йоги Тибета если и не превзошли своих исторических индийских гуру-йогинов, то во всяком случае никак не уступали им в достигнутых результатах познания сокровенной сути объективной действительности и духовном преображении человеческой природы. Буддийская Йога как философия и как метод получает здесь одинаковую систематическую разработку. Корпус Тибетского Буддийского Канона насчитывает в разделе Канджур ("Передача Откровений") порядка 100-108 томов, в разделе Танджур ( "Передача толкований" или Собрание комментариев ) около 225 томов. Многие трактаты в этом собрании сочинений индийских, китайских, тибетских авторов посвящены чисто йогическим методикам.
Особое место в тибетской буддо-йогической литературе занимает эзотерическая система Калачакра – Колесо Времени, по другой версии перевода – Колесо Закона. С распространением этого Учения в Индии и Тибете начинается новый период развития Северного буддизма Махаяны и Ваджраяны и, в частности, йогической практики. Однако, мы полагаем, что не следует полностью отождествлять древнейшее эзотерическое Учение Калачакра и его тибетский вариант, тоже глубоко сокровенный, но возникший значительно позже и, вероятно, всё же не всегда исчерпывающий эзотерическую квинтэссенцию архидревней Калачакры, как Учения Владык Мудрости.
Ю.Н.Рерих отмечает, что система Калачакра теснейшим образом связана с Шамбалой, откуда она была принесена в Индию во второй половине X века, а чуть позже, в XI веке, и в Тибет6. По мнению учёного, авторство целого ряда трудов по Калачакре-мулатантре, принадлежало различным Правителям Шамбалы7. Также и Е.И.Рерих писала о том, что Учение Калачакра "есть Великое Откровение, принесённое человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые были и есть Владыки Шамбалы)..."8. Тем самым, видимо, и была обусловлена ценность этих идей и то значение, которое они оказали на развитие практической
философии о духовной трансформации человека, то есть Йоги.
К выдающимся и наиболее известным йогинам рассматриваемого периода, кроме отмеченных, относят основателей школы буддизма Махаяны Асвагхошу (I в.) и Нагарджуну (II-III вв.); ученика прославленного наставника Силабхадры, распространителя идей Махаяны в Китае Хсуан-Тсанга (VII в.); выдающегося религиозного реформатора, учителя Веданты Шри-Шанкару (VIII-IX вв.); создателя секты Ньин-ма (Красные Шапки) индийского учителя Падма-Самбхаву (VIII в.); великого тибетского подвижника Миларепу (XI-XII вв.); знаменитого реформатора Тибета и основателя секты Гелуг-па (Желтые Шапки) Цонг-Капа (XIV в.), а также ряд других духовных практиков.
Значительное место йогическая психотехника занимала и в китайском даосизме. Здесь элементы йоги использовались для увеличения продолжительности жизни и овладения секретами использования внутренней энергии ци. Более того, патриархи даосской йоги полагали, что специальная практика йогической алхимии позволяет человеку достигать духовного бессмертия.
Определенное влияние практика йоги оказала и на христианство. Так называемый “исихазм” является ничем иным, как христианской модификацией йогической медитативной психотехники. Понятие “исихазм” происходит от греческого “исихия”, что означает “безмолвие”, “покой”, или “отрешенность”. Для исихазма характерен аскетизм и практикование “умной молитвы” – т.е. многократное мысленное повторение определенной сакральной фразы. Историки полагают, что подобная практика в христианстве сложилась под влиянием древних египетских и синайских аскетов, которые жили в пустынях подобно индийским отшельникам, и, вероятно, были знакомы с элементами йоги. Исихазм был широко распространен в Византии и на Руси. Его влиятельные идейные центры находились на горе Синай и в Афонских монастырях. Известные русские религиозные мыслители и духовные подвижники Феодосий Печерский (XI век), Нестор Летописец (XI – XII вв.), Нил Сорский (XV – XVI вв.), Вассиан Патрикеев (XV – XVI вв.), Максим Грек (XV – XVI вв.) выросли на идеях восточного мистического христианства, пропитанного исихазмом.
В Новое и Новейшее время наиболее яркими представителями духовной Йоги явились основательница теософского движения Е.П.Блаватская, индийский мыслитель и религиозный реформатор Рамакришна; философ-гуманист, общественный деятель Вивекананда; философ Ауробиндо Гхош и некоторые другие менее известные, но не менее значительные подвижники.
В этот период возникает и начинает набирать силу тенденция к переосмыслению и объединению разобщённых духовных учений и систем. Сен-Жермен, сотрудничавший и вдохновлявший деятельность различных религиозных, мистических, этико-философских организаций и групп Европы; Е.П.Блаватская, с её синтезом науки, религии и философии; Рамакришна, пытавшийся освоить и совместить духовные пути мировых религий; его ученик Вивекананда, продолживший разработку концепции универсальной религии; и, наконец, Ауробиндо Гхош, предпринявший попытку объединения различных йог в одной интегральной Йоге, - все они выступили предвестниками грядущей эпохи культурного синтеза, призванного наконец преодолеть противопоставления возвышенных достижений человеческого духа.
Во всей своей полноте эта тенденция проявилась в современном синтетическом Учении о космической эволюции человечества Агни-Йоги (Живой Этике). Как известно, оно было разработано в первой половине XX века семьёй Рерихов, в первую очередь – Еленой Ивановной Рерих, под руководством и при непосредственном участии Махатм Гималайского Духовного Братства – Шамбалы. Несколько позднее, во второй половине XX столетия, Б.Н.Абрамовым, последователем и духовным учеником Н.К.Рериха, были записаны практические пояснения отдельных сторон Учения Агни-Йоги, переданные одним из Махатм, а также Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. Записи составили серию книг "Грани Агни-Йоги", явивших собой своего рода доступный комментарий некоторых наиболее актуальных для современного периода идей Учения, полученный от непосредственных Авторов Агни-Йоги.
 
2. Философия и теория Йоги.
Несмотря на то, что Йога является чисто практической системой, она опирается на основательный теоретический фундамент. И это естественно, так как такой фундамент в том или ином виде предполагает любая осмысленная практика. Не только современная Агни-Йога, но и её древние предшественницы имели в своём основании своеобразную систему философских, метафизических, этических, психологических, физиологических и иных представлений. Весьма ценно то, что значительная их часть являлась не просто плодом чистых умозрений и метафизических спекуляций, как традиционно оценивали духовную мысль Востока на Западе, но следствием многотысячелетних экспериментальных достижений духовных практиков.
Прежде чем затронуть некоторые теоретические аспекты, необходимо выявить смысл самого термина "йога" и того процесса-состояния, которое он обозначает. В словарях слово "йога" (санскр.) обычно переводят как "соединение", "союз", "связь", "связывание", "размышление", "созерцание". Тем не менее, даже этими значениями смысл термина далеко не исчерпывается. С.Радхакришнан отмечает, что слово "йога" может означать просто "метод". А у Патанджали оно определяет не само единение, а скорее только его попытку. Иногда речь идёт и о "высшей силе"9. Согласно крупному исследователю йоги и тибетсткого эзотеризма оксфордскому доктору В.И.Эванс-Вентцу, "йога" в зависимости от двух разных корневых основ слова, может предполагать два основных значения. Первое – "созерцать" или "входить в транс". Второе – "соединять".10
По всей видимости, весь этот широкий спектр значений в своей сути сводится к представлению об особом процессе "соединения" или "связи", где определённую роль играли и специальный метод, и вхождение в транс, и созерцание, и прочие факторы.
Возникает естественный вопрос: о какой связи идёт речь или что с чем соединяется? Эванс-Вентц отвечает следующим образом: подразумевается соединение (прикрепление) "непросветлённой человеческой натуры к Просветлённой Божественной (сверхчеловеческой – С.А.) натуре таким образом, чтобы позволять более высокой... вести и преобразовывать более низшую"11. Эта точка зрения во многом согласуется с утверждением одного из Великих Учителей, называющего Йогу "высшей связью с космическими достижениями"12.
Эзотерическая философия позволяет конкретизировать приведённые утверждения. Йога – это особая практика соединения, а лучше сказать – возвышения, ограниченного человеческого сознания до безграничного Сознания Космического. То есть связь Низшего Я, относимого к феноменальной личности, со своим Высшим Я, то есть ноуменальной духо-космической Индивидуальностью. По терминологии теософического буддизма это есть проявление эманаций высшей духовной триады Атма-Буддхи-Манас в низшей четвёрке принципов физического человека – Кама-манас, Прана, Линга-шарира, Стхула-шарира.
Таким образом, сокровенный смысл термина "йога" отражает сокровенную сущность особого процесса трансформации человеческой природы. Понимание специфики данного процесса западной наукой долгое время являлось, в лучшем случае, поверхностным. Настоящее осмысление проблемы наиболее талантливыми учёными началось только в XX столетии. Однако и сейчас мы можем говорить лишь об отдельных исследованиях пионеров новой науки, а, отнюдь, не о широкомасштабном изучении.
В отношении йогическим систем следует учитывать и тот факт, что положения настоящей Йоги до XX века практически не имели широкого распространения на Западе. Последний выносил свои суждения на основе общедоступных плоских и препарированных методик, вырванных из общего контекста отдельных фрагментов целостной системы, которые далеко не всегда передавали возвышенную сущность подлинной Йоги. Даже во второй половине XX века Е.И.Рерих с горечью отмечала, что литература о разных видах Йоги только "частично переведена и убого истолкована на европейские языки"13.
Отсюда и упрощённые, односторонние трактовки Йоги в словарях и монографиях. Например, такой вариант: Йога есть "комплекс приёмов и упражнений для очищения тела и сознания ради достижения состояния духовного созерцания" ("Современная философия: словарь и хрестоматия" 14). Или: "Йога - индийская теория и практика созерцания..." (Краткая философская энциклопедия15). Такие толкования, строго говоря, не во всём справедливы, так как Йога это не всегда только "практика созерцания". Но вопрос даже не в этом, а скорее в правильной расстановке акцентов и чётком определении целей и средств: Йога – это теория и практика духовного (а как сопутствующее явление и психофизического) совершенствования, в котором определённую роль могут играть методики созерцания, очищения тела и другие средства для реализации главной поставленной цели.
Согласно Патанджали, сущность Йоги может быть определена как систематическое усилие, употребляемое для достижения совершенства или освобождения. Характерно, что Агни-Йога так же подчёркивает значение постоянного устремления. Поясняя цель Йоги как философской системы, Ю.Н.Рерих пишет, что подразумевается "освобождение духа из потока миропроявления (самсары ) и пут Кармы..."16. Духовное совершенствование – основной аспект этого процесса. Шри Ауробиндо подчёркивает ещё одну важнейшую особенность Йоги – "это та точка нашего развития, когда мы от бесчисленных витков естественной эволюции переходим к самостоятельной и контролируемой эволюции – это процесс концентрированной эволюции"17.
Научный термин "эволюция" более чем другие подходит для определения сущности высшей духовной Йоги. Не случайно его использовали и Махатмы, и Рерихи. С научной точки зрения современная Агни-Йога есть то, что может быть обозначено как интенсивный самонаправляемый процесс космической эволюции человека, разворачивающийся по мере его духовного совершенствования. Развитие духа или расширение сознания, раскрытие глубинных сущностных сил, преодоление животных аспектов человеческой природы, выход к Высшим Мирам и сотрудничество с Космическим Разумом – важнейшие грани этого процесса.
Мировоззренческие основания современной, как и древней Йоги связаны со спецификой понимания космического бытия и сущности человека. Во-первых, это убеждённость в существовании иных, более совершенных сфер бытия - энергетических (трансфизических) миров или реальности более высокого онтологического порядка. Во-вторых, распространение принципа причинности и закономерности (Карма) на все явления и уровни бытия. Что означает отрицание сверхъестественных, внепричинных событий. В-третьих, представление о постоянном движении и развитии мироздания, в которые вовлечены и человеческие существа.
В классической санкхья-йоге высшим аспектом бытия считался Атман (Мировой Дух или Мировая Душа). Однако чаще вместо понятия “Атман” использовался термин “Пуруша” (Духовная Природа или Духовная Субстанция). Как правило выделялись две разновидности Атмана:
высший Атман – творец Вселенной (Бог), именуемый Ишвара;
низший Атман – совокупность человеческих разумных существ – т.е. множество “пурушей” (духовных субстанций).
Духовная Природа, полагали йогические философы, в своем высшем аспекты (т.е. Атман или Пуруша) существует вечно. Материальная Природа (Пракрити) проявляется из Атмана и растворяется в нем. Она имеет три основные свойства материальности (гуны): тамас (инертность), раджас (движение), саттва (равновесие). Материальная Природа с ее гунами изменчива и непостоянна. В отличие от вечного бытия Атмана, она вечно трансформируется.
Специфична и антропология Йоги. Сущность человека в ней никак не связывается с его биологическим телом. Первый шаг к освобождению начинается с непосредственного осмысления отличия своего настоящего Высшего Я (духа) от тела со всеми его атрибутами – чувствами, рассудком, личностным Я и так далее. Это положение чётко отмечается как в "Йога-сутре", так и в других йогических сочинениях вплоть до Агни-Йоги включительно.
Кроме того, как древняя, так и современная Йога разделяет ведическое учение о карме и сансаре, согласно которому духовная сущность человека, починяясь кармическому закону, постоянно возрождается в материальном мире в новом человеческом теле.
Истинное Я человека сопряжено с его духовной сущностью, которая имеет непреходящий характер. Объясняется это тем, что ядром духовной космической Индивидуальности (т.е. Высшего Я) выступает безличная энергетическая основа (монада или "зерно духа") – отражение вечного и беспредельного океана изначальной энергии Космоса. При этом Плотное, Астральное и низшее Ментальное Тела (Стхула-шарира, Линга-шарира, Кама-манас или по ведантийской терминологии – Аннамайкоша, Пранамайкоша, Манамайкоша) считаются лишь оболочками или проводниками, через которые сознание может проявляться и действовать на соответствующем плане космического пространства.
Исходя из практической возможности переводить принцип сознания с одного плана на другие, йоги утверждают реальность автономного существования сознания от физического тела, а также возможность преодоления человеком кармических условий физического мира и перехода на более высокий эволюционный уровень бытия.
Сознание в философии санкхья-йоги не имеет субстанциальной основы. Оно расценивается в качестве особой функции Мирового Духа, функции, осуществляющейся через Материальную Природу. Высший и единственный подлинный Субъект, существующий в мире, это – Мировой Дух (Пуруша или Атман). Он проявляется в индивидуальных человеческих и нечеловеческих сознаниях, но, вместе с тем, не тождественен с ними.
Индивидуальное сознание имеет диалектическую природу. С одной стороны, оно выступает субъектом по отношению к внешним объектам. С другой стороны, оно есть объект рефлексии по отношению к деятельности Мирового Духа.
С точки зрения Йоги, познание отражает объективно существующий мир. Источники человеческого познания: чувственный опыт, мышление (разум), авторитетные свидетельства, метафизический (т.е. сверхчувственный) опыт. Метафизический опыт имеет в Йоге первостепенное значение и на него опираются многие философские выводы.
Процесс познания в классических сутрах (у Патанджали, Вьясы и др.) объясняется следующим образом. В процессе познания сознание субъекта оперирует не образом объекта, а самим объектом. Они выступают как некое единое целое. Каждый субъект самостоятельно формирует собственное представление об объекте. Поэтому об одном объекте могут быть разные представления. Вообще, всякое познание – это “окрашивание” сознания объектом. Вьяса, например, это объясняет с помощью следующей метафоры: сознание – бесцветный хрусталь; объект – цветная подставка под ним, которая “окрашивает” хрусталь, т.е. передает ему свои определенные свойства ("Вьяса-бхашья”). Следовательно, познание – это отражение в сознании свойств познаваемого объекта. В каком-то смысле, это есть проникновение субъекта в объект. Точнее: проникновение “энергии” сознания в сущность вещи.
Ближайшая духовная цель Йоги – освобождение сознания от невежества и оков материального бытия – т.е. преодоление кармы и постоянных перерождений в сансаре. Путь освобождения, как уже отмечалось, – осознание истины о том, что подлинное духовное Я человека стоит выше тела, чувств, ума, счастья и несчастья, пространства-времени и физического бытия. Это есть осознание себя как Абсолютного Духа, пребывающего над изменениями, страданиями, злом и смертью.
Система Йоги предлагает специальные практические методы достижения освобождения. Они включают:
этическое совершенствование;
аскетическую практику;
психотехнические упражнения.
Приведенные положения являются концептуальными основаниями йогической философии. Однако последняя ими, конечно, не исчерпывается. Уже Патанджали идеи Йоги излагает на основе систематической и глубоко разработанной метафизики школы санкхья. Позже происходит некоторое сближение Йоги и с другими идейно созвучными ей философскими направлениями, например, с буддизмом. Для XIX-XX веков характерно расширение философских оснований Йоги. В частности, в системе Агни-Йоги используется не только восточная метафизика, но и определённые достижения западной философской традиции.
Любая высшая Йога ( Раджа, Карма, Жнани, Бхакти и Агни ) - это определённый контроль всех основных функций человеческой природы: физиологических, чувственно-эмоциональных, ментальных. По сути говоря, если активность этих функций не упорядочена, то никакая устойчивая связь, т.е. Йога, между Высшим Я и Низшим – личностным Я человека невозможна. Эмоционально-ментальный хаос не позволит Высшим эманациям – "Голосу Безмолвия" – проникать в сферу личного сознания и фиксироваться субъективным внутренним восприятием человека. В силу того, уже у Патанджали состояние Йоги предполагает прекращение всех функций низшего личностного сознания18. Выделяются пять степеней функции ума. Кшипта – состояние рассеянного сознания, при котором ум скользит от одного объекта к другому. Мудха – состояние пониженной активности сознания, подобно сну. Викшипта – состояние относительного умиротворения. Йога, т.е. непосредственное взаимодействие Высшего и Низшего аспектов сознания, невозможна ни в одном из этих трёх состояний.
Четвёртая степень – экагра – полная сосредоточенность на каком-либо объекте, либо субъекте. Пятая степень – нируддха – полное прекращение всякой ментальной активности. Эти степени в сущности являются полярными сторонами одного состояния, где высшая концентрированная активность сознания на определённом явлении смыкается с высшей концентрацией на невосприятии каких-либо явлений – т.е. на Безмолвии. Йога начинается лишь при достижении этих степеней контроля личностного сознания.
Не следует думать, что речь идёт об обязательном практиковании специальных концентраций и медитаций, применявшихся йогами в прошлом. По этому поводу в Агни-Йоге отмечается: "Правильно считать посвящения, медитацию и концентрацию отсталыми понятиями..."19. Современная Йога – это Йога повседневной жизни. Значит и выработка дисциплины ума возможна не только традиционными, но и множеством иных способов. Например, в процессе творчества, который так же требует предельно высокого сосредоточения сознания. Любое изучение достаточно сложного предмета или явления от космологии до бухгалтерского учёта – уже практика концентрации ума. Если кому-то по силам не отрываясь читать книгу и ясно воспринимать прочитанное на протяжении трёх часов, можно попробовать проделать то же самое в течение шести часов. Практически все сферы современной жизни требуют от человека навыков внимания, сосредоточения и концентрации. Поэтому развитие этих йогических способностей возможно и за штурвалом самолёта, и у дисплея компьтера, и у токарного станка. В конечном счёте, ведь важен не сам формальный метод (сидя под деревом или перед мандалой в монастыре), а результат – обуздание физиологической, эмоциональной и ментальной неупорядоченности, когда в микрокосме человека всё подчиняется духовному контролю Высшего Я.
Классическая Йога основывается на реализации восьмеричного пути: яма (обуздание и воздержание), нияма (соблюдение этических правил), асана (дисциплина тела), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (контроль над чувствами), дхарана (созерцание или внимание), дхьяна (размышление или фиксированное внимание), самадхи (субъективное сосредоточение или полное самоуглубление в результате которого происходит Озарение).
Первые две ступени связаны с этической подготовкой, без которой подлинная Йога немыслима. В этом отношении примечательно, что дубль-название Агни-Йоги – Учение Живой Этики. К числу основных положений этического кодекса йога относятся: воздержание от насилия, воровства и жадности, отсутствие ненависти, правдивость и честность, сдержанность, неприятие даров, жизнь своим трудом, свобода от зависти и желаний, сострадание, невозмутимость по отношению к приятному и неприятному и некоторые другие. Нияма предполагает внешнее и внутреннее очищение, воспитание удовлетворённости и определённого аскетизма, преданность Высшему Началу.
Асана, пранаяма и пратьяхара связаны с управлением телом и физиологическими процессами. Эти упражнения иногда выделяются в низшую ступень – хатха-йогу, которая полноценным видом Йоги не является.
Высшие ступени пути – дхарана, дхьяна и самадхи обращены к сознанию человека. Отсюда, т.е. с преобразования сознания, начинаются все истинные разновидности Йоги – Раджа-Йога, Карма-Йога, Бхакти-Йога, Жнани-Йога, Агни-Йога. На этом вопросе необходимо остановиться подробнее, так как массовым, да и научным мышлением он не редко воспринимается в искажённом свете.
Например. Описав психофизические достижения хатха-йоги, авторы словаря ("Современная философия: словарь и хрестоматия. 1996 г.) делают вывод: "Всё это создаёт силу, которая переносит хатха-йогина на другой уровень бытия. Обучаясь владеть своим телом, человек обучается владеть всей материальной вселенной"20. Такие обобщения представляются, по меньшей мере, несколько преувеличенными. Не потому, что это в принципе невозможно – возможно, но в силу того, что техника хатха-йоги не может обеспечить достижение подобных результатов. Духовная трансформация человеческой природы со всеми вытекающими последствиями – сознательное существование в Тонких сферах бытия, преодоление иллюзий Плотного и Тонкого Миров, овладение материальными стихиями и прочее – достигается методами высших Йог, которые направлены на развитие человеческого сознания. Именно оно является важнейшим фактором космической эволюции человека, которая недостижима никакими, пусть даже самыми изощрёнными, психофизическими упражнениями.
Все физические виды Йоги являлись лишь подготовительными и вспомогательными. Их применение было связано с очищением, выработкой дисциплины и подготовкой плотного и эфирного тел к восприятию Высших энергий. Определённый физический тонус в Йоге действительно необходим. Вспомним, например, отказ Гаутамы Будды от самоистощения, которое, как было установлено, препятствует духовному совершенствованию не менее, чем всякие излишества. Без дисциплинированных низших проводников (тело, эфирное тело) организм может не выдержать мощного напора тонких энергий. Но из этого совершенно не следует, что можно уравнять подготовительные методики и действительную духовную практику. Как бумажный самолётик не то же самое, что сверхзвуковой лайнер; как освоенная таблица умножения не означает постижение высшей математики; и как несколько разминочных упражнений атлета перед тренировкой не заменяют собой настоящей тяжёлой тренировки, так и все виды физических йог (хатха, кундалини, кунта и т.д.) не то же самое, не означают, и не заменяют подлинную Йогу, направленную на глубинное всестороннее преобразование человеческой сущности.
"Хатха-йога, – поясняет Махатма, – не должна рассматриваться как самостоятельная... Нельзя назвать ни одного достигшего (высших состояний - С.А.) посредством Хатха-йоги"21. Об этом же писала и Е.И. Рерих: "... никакого освобождения от оков физической материи ... посредством хатха-йоги не достигается"22. "Хатха-йога далее низших психических явлений подняться не может"23. И Учитель, и Елена Ивановна отмечают также качественное отличие древней Раджа-Йоги и современной Агни-Йоги от хатха-йоги.
Различия же между историческими модификациями высшей Йоги имеют скорее не принципиальный, а чисто методический характер. Конкретный метод духовного пути вытекает из субъективных особенностей йогина, который по потенциалу прошлых накоплений может быть предрасположенным к тому или иному виду йогической практики. Жнана-Йога предполагает путь духовного познания, на котором разрушаются майя (иллюзия) и авидья (незнание), препятствующие освобождению. Раджа-Йога, в определённом смысле основываясь на теоретических положениях Жнаны, направлена на овладение всеми физическими, психическими и ментальными функциями человеческой природы в целях преодоления кармической привязанности к земному миру и достижения высших сфер-состояний бытия. В Бхакте-Йоге путь освобождения связывается с эмоциональным приобщением или безграничной преданностью Высшему Началу, при котором личное сознание полностью растворяется в божественном Идеале. Карма-Йога – практика активной бескорыстной деятельности ради людей, когда йогин отказывается от личных желаний и привязанности к плодам своей деятельности.
В далёком прошлом отмеченные модификации высшей Йоги, по всей видимости, имели почти равноценное значение. Тем более, что на практике между ними не всегда можно было провести однозначную разделительную черту. В настоящее время исторические и природные условия изменились и эволюционное значение различных методик оказалось далеко не тождественным. Во многом поэтому возникла необходимость синтеза Агни-Йоги, в которую, как отмечали Махатмы, органично переплавилось всё самое ценное и исторически значимое из многовековых достижений йогической теории и практики.
Карма-Йога имеет много сходства с Агни-Йогой, объяснял Великий Учитель, но "когда Агни-Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным"24. "Раджа-Йога, Жнана-Йога, Бхакти-Йога, – продолжает Учитель, – ...оберегаются от действительности (т.е. требуют определённого ухода от повседневной общественной жизни - С.А.) и тем не могут проходить в эволюцию будущего"25. Безусловно, речь идёт не об отказе и противопоставлении, но о выявлении наиболее перспективного. "Агни-Йога ничего не отменяет или заменяет, – утверждала Е.И.Рерих, – но лишь является синтезом всех йог ... именно Агни-Огонь, в разной степени лежащий у основания всех йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды йоги сольются в огненном синтезе"26. Учителя считали, что агни-йог должен совмещать в себе лучшие качества карма, жнани, бхакти и раджа-йогов.
 
Чем же в таком случае Агни-Йога отличается от своих исторических предшественниц? Да и существуют ли вообще принципиальные отличия? Существуют. И немалые. Из множества йогических систем лишь Агни-Йога по всем параметрам отвечает реалиям современного дня, современному образу жизни и эволюционным задачам нового этапа планетарной истории. Естественность, эволюционность и ориентация на Золотой Срединный Путь духовного развития, открытый Буддой, – самая общая характеристика Агни-Йоги. Конкретизируя её, можно отметить несколько важнейших особенностей Агни-Йоги.
- Практикование Йоги в повседневной жизни без затворничества, отшельничества и прочих уклонений от социальной действительности.
- Высшие ступени не могут быть достигнуты никакими физическими и психическими упражнениями, так как предполагают наличие значительных накоплений в сфере космической Индивидуальности ученика (в "Чаше").
- Замена принципа "тренировок" принципом "образа жизни" - т.е. постоянной непрерывной практикой в любых обстоятельствах в течение всей жизни.
- Совершенствование мира через себя самого, при котором служение людям ставится выше личного совершенствования.
- Направленность на всестороннее развитие сознания (духа).
- Отказ от насильственной психофизической механики и естественное, постепенное развитие внутреннего психо-энергетического потенциала.
- Практическое прохождение ступеней Агни-Йоги предполагает наличие Учителя – на начальных ступенях земного, при достаточном продвижении – Высшего.
Сущность Агни-Йоги заключается в развитии духовной человеческой природы через раскрытие и огненную трансмутацию энергетических центров высшего сознания (чакр). Это позволяет ассимилировать тончайшие и вместе с тем необычайно мощные космические энергии, развивать свои высшие измерения (принципы или тела), преодолевать биологическую обусловленность жизни, ограниченность личного сознания и привязанность к земному миру.
Рассмотрим теперь проблему типа мировоззрения Агни-Йоги. В современной науке принято выделять три исторические типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мировоззрение, утверждаемое Агни-Иогой, которое Рерихи иногда именовали энергетическим, по своим особенностям ближе всего к одухотворённому научно-философскому мировоззрению. Методология познания в Агни-Йоге практически тождественна строгой научной методологии. Йога в этом отношении есть сестра науки. Причём, старшая. Йог, равно как и учёный, не верит, но предполагает; не принимает утверждений, но допускает утверждения; не следует за авторитетом, но учитывает его. Разница лишь в том, что Йога преимущественно была обращена к постижению субъективной действительности – внутреннего человеческого космоса, наука же – к постижению объективной действительности.
Потому Учение Агни-Йоги ошибочно отождествлять с религией в её ортодоксальном понимании, когда предполагается слепая вера Пророку, Мессии или Аватару. Агни-Иога подразумевает не бездумную веру, а осмысленное доверие Высшему Учителю, которое должно быть подписано или перечёркнуто собственным опытом познания и практического пути духовного совершенствования. "Не нужно принимать мой закон на веру, – призывал Будда, – сначала испытай его, как золото испытывают огнём"27. Таким образом, синтез доверия и собственного испытания, т.е. проверки, и является той благодатной почвой, на которой взрастает чудесный плод духовного Знания.
Когда же агни-йоги утверждают, например, что сознание человека (его Тонкие Тела) может существовать автономно от его биологического тела, то тем самым они, в отличие от богословов, не предлагают миру свою веру, основанную на каких-то писаниях каких-то неведомых мудрецов, но делятся фактом, экспериментально установленным благодаря науке духовной эволюции человеческой сущности. Фактом, который каждый при должном устремлении и постоянстве усилий потенциально может проверить на личном опыте.
Соотношение Агни-Йоги с религией достаточно понятно. Можно ли, исходя из этого, поставить однозначный знак равенства между Агни-Йогой и современной наукой ? Вероятно, нет. Ни в философском, ни в гносеологическом, ни в этическом смысле. Если не погружаться в детали, суть проблемы упирается в соотношение двух принципов человеческого сознания: интеллекта (рассудка), как главного движителя науки, и духовного разума (чувствознания или интуиции), как главного движителя эзотерического познания. Дальнейшее продвижение по пути эволюции, включая совершенствование человека, социальный прогресс, постижение мироздания, только на энергиях интеллектуального и чувственно-эмоционального принципов, по мнению Великих Учителей, невозможно. Требуется раскрытие более мощной способности человеческого сознания – духовного разума или 6-го принципа. С ним связываются перспективы становления будущего человечества шестого энергетического типа – Шестой Коренной Расы.
Но современная наука пока ещё имеет преимущественно "рассудочный" или “аналитический” характер, при котором использование высших – метарациональных способностей сознания совсем невелико. В этом заключается одна из причин ограниченного понимания материи наукой Нового времени. Именно поэтому в европейской философии господствовали эмпиризм, сенсуализм, механистический материализм и позитивизм.
Чем сложнее, тоньше изучаемое явление или процесс, тем сложнее его воспринимать физиологическими чувствами и осмысливать плоскими категориями рассудка. По своей природе рассудок является достаточно ограниченной способностью сознания, так как склонен к аналитическому расчленению объекта вместо целостного его восприятия. В подобных утверждениях нет и тени агностицизма, за что, кстати, несправедливо упрекали Иммануила Канта, который попытался умерить притязания рассудка. В йогической философии не отвергается беспредельная мощь человеческого познания, но указывается лишь на то, что операции с явлениями, в которых возникает бесконечность, столкновение противоположностей, где требуется многоканальный синтез и системный охват для рассудка затруднительны.
Как чувства имеют порог восприятия, за которым их показания не соответствуют действительности, так и рассудок имеет определённые пределы своей применимости, за которыми он бессилен. Наука всё чаще сталкивается с явлениями, выходящими за такие пределы и за границы обыденного смысла, формальной, а может и диалектической логики. Например, движение с его противоречивой прерывностью-непрерывностью; корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц, которые ведут себя и как поля, и как частицы; Вселенная, являющаяся бесконечной и в то же время замкнутой; голограмма, где часть может содержать в себе целое.
В значительно большей мере с подобными явлениями и процессами сталкивается человек, сознательно осуществляющий свою космическую эволюцию. Невозможно изучать и осваивать энерго-информационные сферы пространства – Тонкие Миры, которые постепенно раскрываются духовному ученику, одним рассудком без помощи чувствознания. Постижение высшей реальности требует активного участия высших познавательных сил человеческого духа, а также тонких (не физиологических) органов чувств. Не случайно в Агни-Йоге так часто упоминается сердце, чувствознание и интуиция. Один интеллект, даже самого высочайшего уровня, не позволит продвинуться по пути духовного развития. Об этом Махатмы не раз предупреждали последователей эзотерической философии и Йоги.
Конечно, не только Махатмы, но и крупные философы отмечали, что постижение глубинных истин бытия затруднительно или даже невозможно без привлечения более мощной силы сознания, нежели рассудок. При самых различных обозначениях – духовный разум, Буддхи-Манас, 6-ое чувство, Глаз Дангма, чувствознание, интуиция, сатори, инсайт, метарациональное (или иррациональное) постижение, просветление, озарение или непосредственное восприятие истины – подразумевается одна и та же высшая духовная способность, для которой не существует ограничений и преград. Именно она призвана направлять интеллект в его попытках рационально осмыслить и усовершенствовать мир.
 
Литература
1. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1983.- С.235.
2. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. /Пер. с англ.- М.: Селена,1994.- С.278.
3. Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев A.M. "Оккультизм и йога". Летопись сотрудничества. Сборник.- М.:"Сфера" РТО,1996.-Т.2.-С.197.
4. Агни-Йога. В 3-х т.-Самара: Тольяттинское гор. общ. Рерихов, Рериховский центр дух. культуры г.Самары,1992.-Т.1. Знаки Агни-Йоги. - С.284.
5. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х ч. /Пер. с англ.-М.: Миф, 1993.-Т.2.-С.301. Чаттерджи С. ,Датта Д. Индийская философия.-С.27.
6. Рерих Ю.Н. К изучению Калачакры. /Свет Огня.-Рига: Латвийское общ. Рериха, I990 (ноябрь).-С.72.
7. Там же.
8. Письма Елены Рерих. В 2-х т.-Минск: Белорусский Фонд Рерихов, ПРАМЕБ, 1992. -Т. Т.-С.351.
9. Радхакришнан С. Индийская философия.-Т.2.-С.297.
10. Эванс-Вентц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. В 2-х ч. - Киев: Пресса Украины, 1993.-Т.1.-С.57.
11. Там же.
12. Агни-Йога. В 3-х т.-T.I. Знаки Агни-Йоги.-С.284.
13. Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. "Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества.-Т.I.-С.30.
14. Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.-С.112.
15. Краткая философская энциклопедия.-М.: Прогресс -Энциклопедия, I994.-C.I94.
16. Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. "Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества.-Т.2.-С.197.
17. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. /Пер с фр. -Л.: Изд-во ЛГУ,1989.-С.101.
18. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия.-С.54-55.
19. Агни-Йога. В 3-х т.-T.I. Знаки Агни-Йоги.- С.318, п.156.
20. Современная философия: Словарь и хрестоматия.-С.127.
21. Агни-Йога. В 3-х т.-T.I. Знаки Агни-Йоги.- С.291, п.28.
22. Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. "Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества. -Т.I.-С.51.
23.Там же.
24.Агни-Йога. В 3-х т.-T.I. Знаки Агни-Йоги.-С.З19, п. 161.
25.Там же.
26. Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. "Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества.-T.I.-С.40.
27. Радхакришнан С. Индийская философия. - Т. 1.- С. 523.
___________________________________________________________
 
Сведения об авторе:
Аблеев Сергей Рифатович,
доктор философских наук,
проректор по научной работе
Юридического колледжа
Российской секции Международной полицейской ассоциации.
раб. тел. (0872) 26-72-41, (0872) 26-72-63.
 
 
Hosted by uCoz