С.Р.АБЛЕЕВ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Генеральному директору Центра-Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошниковой и Председателю Международного Совета рериховских организаций С.П. Синенко.


Уважаемые Людмила Васильевна и Светлана Петровна!

 

Пришло время открыто, публично обсудить ряд проблем, волнующих рериховскую общественность. Волею обстоятельств озвучивать тревогу и озабоченность общественных, культурных и научных групп рериховского направления, видимо, придется мне. Почему? Во-первых, потому что я вместе со своими единомышленниками десять лет всемерно поддерживал МЦР – идейно, научно, экономически и т.д., голосовал за нынешний Устав МЦР и за руководство МЦР. Следовательно, не являюсь человеком посторонним. Во-вторых, мы достаточно давно знакомы с Вами лично. И, наконец, в-третьих, мне уже нечего терять, так как в своем письме от 14.03.01. Вы отлучили меня и других организаторов Яролославской конференции от МЦР.

Хочу сразу сказать, что это обращение не является плодом личных обид. Мои добрые, дружеские и партнерские отношения с МЦР были основаны не на личных, а на идейных соображениях. Многие близко знавшие Аблеева подтвердят, что он достаточно спокойно принимал и милость (награждение и т.д.) и немилость (запрет на посещение научных семинаров и т.д.) со стороны МЦР. Это обращение – плод тревоги за судьбу рериховского движения.

Итак, будучи одним из организаторов международной научно-практической конференции “Живая Этика и наука будущего” (Ярославль), я, как и большинство других членов Оргкомитета (А.В. Светлов, Е.Г. Яковлева, Т.А. Чумакова), высказался против вынесения на научную трибуну вопросов идеологического характера. А именно – высказался против разгромной критики книг Л.П. Дмитриевой. Вы ошибочно назвали меня ее “последователем”. Это Ваша фантазия, основанная на чьих-то заблуждениях. Принадлежал и буду принадлежать к последователям только Великих Учителей. Моя позиция относительно Л.П. Дмитриевой основана на другом фундаменте. Его краеугольные камни – Наука, Терпимость, Свободомыслие. В частных беседах я не раз говорил своим коллегам, что некоторые философские и метафизические аспекты книг Л.П. Дмитриевой не являются безупречно корректными. Но вместе с тем, каждый исследователь имеет право на свое видение Учения, право на попытку его осмысления. Да, возможно, не у всех это получается, так как хотелось бы. Однако подвергать разгрому за попытку понять и донести другим – не конструктивно.

Почему выношу этот частный случай на всеобщее обозрение? Потому, что складываются прецеденты. Если какая-либо Организация претендует на роль духовного лидера в рериховском движении, она должна знать, что такое лидерство утверждается не на страхе, что тебя отлучат от Организации или уволят – а исключительно на доверии мудрости и дальновидности ее руководителей.

В рериховском движении должны быть духовные Лидеры и Организации, выполняющие функцию духовных Магнитов или Фокусов. Однако, нам не нужна командная система. Не должно у нас быть и непогрешимых “адептов”, которые никогда и ни в чем не ошибаются. Мудрец отличается от обычного человека тем, что умеет осознавать и исправлять свои ошибки, от которых никто из живых существ не застрахован. Многие рериховцы это не совсем осознают. Они искаженно воспринимают принцип Иерархии и образ действий Великих Учителей. Такие рериховцы думают, что в МЦР даже чихают не просто так, по естественным причинам, а по Указу или, на крайний случай, по санкции Иерархии. Это было бы смешно, если не было бы грустно. В таком случае на руководство и сотрудников МЦР ложится крайне высокая ответственность за каждое слово и действие.

МЦР борется за чистоту Учения. Трижды достойное занятие. Однако в этой борьбе нельзя допускать крайностей, которые уже появились. Живая Этика должна изучаться свободно. Каждый исследователь имеет право на ошибку. Человек не стоит на вершине лестницы Познания. Он медленно поднимается по ней. Поднимаясь, он оступается и падает. Но иначе – не бывает. Если ему отказать в праве самостоятельного подъема и приказать – вознесись на вершину Познания мгновенно – это значит поставить нереальную задачу. Поэтому ученые и последователи должны иметь возможность свободно и творчески осмысливать идеи Живой Этики. Это и есть путь Знания, к которому призывают Великие Учителя.

Несмотря на все свои декларации, МЦР рискует утвердить религиозный подход к изучению Живой Этики вместо научного. Почему? Потому что сначала есть “мнение руководства”, а затем под это мнение “причесывается” научное “обоснование”. Так было с проблемой изучения пси-энергии, с компьютерными копиями картин Н.К.Р., с книгами Дмитриевой и т.д. Потому что на трибуну допускаются лишь угодные ученые. Потому что неугодных отлучают. Потому что в МЦР компетентны абсолютно во всех вопросах и научных проблемах, включая те, которыми никогда не занимались. Примеры? Пожалуйста! В МЦР за все десять лет его существования никогда не занимались практическими исследованиями психической энергии. Однако сотрудники научного и других отделов запросто выносят решения по весьма тонким вопросам, которые не относятся к сфере их научной специализации. Одним словом, в последние годы свободное научное творчество ученых-рериховцев задыхается. Вместо него развивается догматический, сектантский подход.

Под лозунгом защиты Учения от профанации проявляется неконструктивное отношение к самым различным формам и видам свободного осмысления Живой Этики. Да, профанацию допустить нельзя. Но как говорили античные мудрецы – ничего сверх меры! Если Ваш ребенок ошибается, его надо учить и воспитывать, а не изгонять из дома. Если какие-либо рериховцы, на Ваш взгляд, заблуждаются в понимании Учения – их следует просвещать, а не клеймить и изгонять.

Не потому ли МЦР так трудно находить общий язык с другими рериховскими организациями? С каждым годом число организаций находящихся с МЦР в напряженных отношениях увеличивается. Тут и прибалтийские ветераны рериховского движения, и авторитетное Сибирское рериховское общество во главе с Н.Д. Спириной, и Белорусский Рериховский Фонд под руководством Р.З. Шайхатторова, и Самарское Общество, и Нью-Йоркский музей Н.К. Рериха, журналы “Мир Огненный”, “ Духовное Созерцание”, “Дельфис” и многие другие. Теперь вот в этот список добавились научная группа НИЛИПЭ и научный Проект изучения психической энергии “Мистериум Магнум”.

Вы, Людмила Васильевна, человек хорошо знающий историю, должны помнить с чего началось падение Христианской Церкви. Оно началось с того момента, когда Церковь присвоила себе исключительное право познания, владения и трактовки Духовной Истины. С этого момента появились и еретики, которых отлучали от Церкви и придавали анафеме. Теперь складывается удивительно похожая ситуация. Но теперь не только Церковь, но и МЦР отлучает последователей Живой Этики от себя. Вот Вам еще один аргумент, почему все это ближе к религиозному типу сознания и образу действий, чем к научному.

За десять лет своей работы МЦР приобрел заслуженную популярность и совершенно обоснованный авторитет. Но вместе с тем, незаметно для себя и окружающих, у МЦР появилось еще одно, но уже негативное приобретение – статус “священной коровы”, которая оказалась вне досягаемости всякой конструктивной критики. Именно конструктивной, со стороны тех, кто является другом МЦР, а не врагом. МЦР должен научиться принимать горькие пилюли благожелательной критики. В противном случае падение его неизбежно.

Хочу сказать ясно и определенно – цель моего обращения не подрыв авторитета МЦР и МСРО, а их дальнейшее прогрессивное развитие на Общее Благо в соответствии с принципами Живой Этики. Вы знаете, что я принадлежу к новому поколению последователей Учения. Хочу чтобы Вы знали и то, что многие из нас (а я пишу не только от своего имени) не желают ввязываться в конфликты с единомышленниками. Если не сегодня, то завтра мы – новое поколение – будем задавать тональность развитию нового мировоззрения. В этой тональности должны прежде всего звучать ноты Терпимости и Сотрудничества. Таким камертоном будем определять подлинных сторонников Живой Этики.

Призываю научных, культурных, общественных лидеров рериховских организаций, а также рериховскую общественность проявлять высшую меру благожелательности друг к другу. Прошу не позволять втягивать себя в противостояния и осуждения. Взрастивший семена осуждения пожнёт плоды отчуждения. Давайте не будем делать того, за что нам завтра будет стыдно.

Не знаю найдет ли руководство МЦР и МСРО в себе силы услышать и принять нашу боль за судьбу МЦР и рериховского движения. Тем не менее, мы всегда готовы к любому конструктивному Сотрудничеству. А вот готовы ли к нему Вы?

 

Директор-координатор

Российского междисциплинарного проекта

комплексных исследований

антропогенеза и психо-космических энергий

«Мистериум Магнум»,

доктор философских наук С.Р. Аблеев

Тула. 24 марта 2001.


Hosted by uCoz