От редакции: Многие наши читатели уже ознакомились со всеми текстами докладов, которые были заслушаны на Ярославской конференции весной 2001 года “Живая Этика и наука будущего”. Предлагаем вам работу Н.М.Алмазовой дополненную цветными иллюстрациями и небольшой редакцией текста, сделанной автором.
 
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
В системе образования всегда были попытки находить точки соприкосновения разных предметов. Мир един. И надо искать синтез не по касательной, а через центр, тогда легче выявить подобия и различия. Для этого очень удобна модель МАНДАЛЫ (перевод с санскрита - круг, единство, целостность). Ее основные принципиальные характеристики-понятия: повторяемость или цикличность, наличие явного или скрытого центра, симметрия, зеркальность, наличие важных кардинальных точек и Красота (“Золотое сечение”), что демонстрируется на цветном круге Гете.
Математика - Высшая из наук и Музыка - Высшая из искусств. Пифагор числом обосновал музыкальный звукоряд, его красоту, гармоничность. Изучение музыки помогает с первых шагов в школе распределить нагрузку, гармонизовать работу правого и левого полушарий мозга ребенка. Имеет смысл к традиционному изучению средств музыкальной выразительности в элементарной теории музыки (как и язык живописи, архитектуры) добавить схему музыкально-геометрического круга. С ее помощью можно продемонстрировать единство законов музыки, число, геометрии, цвета, строения уха.
 
“Музыка есть радость души, которая вычисляет, сама того не сознавая. Музыка - бессознательное занятие математикой”. Лейбниц.
“Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности”. Живая Этика. Надземное. 42.
“Музыка нужна для всех огненных посевов. Нужно избирать хорошую музыку, она собирает наши чувства”. Живая Этика. Мир Огненный. 330.
“Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом”. Е.И.Рерих.
“Сегодня, во время вступления в новое столетие, мы стремимся к тому, чтобы через музыку распространить Дух Объединения и Братства и этим ускорить вибрации планеты”. Мастер Кут Хуми Лам Сингу (Сирил Скот)
“В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важною частью образования. Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в Высшие миры”. 195 “Надземное”
“Музыка – бессознательное занятие математикой” Лейбниц.
 
То, что сейчас называем музыкой - истечение семантического вакуума, его плана, идей, которые композиторы материализуют в музыкальные системы (произведения) и дарят человечеству. Музыка - это творческий процесс Космоса, психическая информация, Огненный Высший принцип Вселенной - Великий Агни.
Некоторые взрослые и почти все дети воспринимают музыку в синтезе с цветом, формой (образно или геометрически), ароматом, вкусом, температурными ощущениями и гравитацией (весом). То есть музыка - энерго-информационная структура.
Музыка имеет три аспекта: 1) движение, пластика, танец, 2) голос, пение, 3) инструмент - продолжение человеческого тела.
В процессе эволюции человечества музыка имела принципиальное значение. Во времена первобытно-общинного строя человек, добыв пищу, "музицировал" (пел, прыгал, радовался), общался с Богом, что закладывало здоровье, стимулировало умственное развитие, давало возможность получить план поведения, гармонизовало с Космосом.
В мистериях посвященные через обряды, связанные с пением, танцами, руководили поведением людей, закладывали программы (сезонно, циклами) до следующей мистерии.
Древняя Греция имела лады:
Ионийский - лирический, эротический.
Дорийский - мужественный, нравоукрепляющий, защищающий от несчастий, исторически центральный лад.
Фригийский - возбуждающий, агрессивный.
Лидийский - расслабляющий, тормозящий.
Абдурахман Джами (1414-1492), персо-таджикский поэт и музыкальный теоретик. “Трактат о музыке”. 4 типа эмоционального воздействия ладов: возбуждающий, тормозящий, агрессивный, лирический
В Древней Индии раги (Разные лады) классифицировались по временам года и временам суток. И если исполнялись не в соответствующее время, звучали фальшиво (это сохранилось до сих пор). То есть звукоряд - это психо-энерго-временной ряд. Значит, должна существовать наука музыкальных временных состояний энергополей Космоса. Здесь связь с новой вакуумной физикой, химией, физиологией, педагогикой. Новое понятие времени - как состояния поля, его структуры и воздействия на человека.
Для медицины (музыкотерапия) надо знать основные закономерности всех временных циклов. Тогда при воздействии музыки на организм для нервной системы можно создать оптимальные условия.
Таким образом, музыкальный язык - как энергопотенциал можно регулировать для воздействия на человека в системе новой науки.
Музыкальная теория
Музыка - это организация звуков (горизонтально и вертикально) в метро-ритмическом и ладовом отношении.
Из Учения Живой Этики:
“В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важною частью образования. Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в высшие миры. Вселенная живет движением, которое обусловлено ритмом …Биение сердца есть символ мирового движения”. Надземное. 195.
“Мы не утомляемся тоже по причине ритма и гармонии”. Надземное. 42.
“Урусвати слышала музыку сфер, она знает, что главная мощь в гармонии и ритме”. Надземное. 608.
“Даже самое совершенное произведение искусства лишь слабая тень Божественного совершенства.” Микельанджело.
Значит, человечество ухватило "серебряную нить", воплотило в земной музыке пусть "слабой тенью", но по высшим законам Божественную красоту.
С точки зрения энерго-информационного обмена музыка - это Великое Дыхание, объединяющее Время - Пространство - Движение.
1. Аспект Пространство - Гармония, т.е. цвет (Архитектоника, "Новые страны" Нейгауза Г.Г.).
Напряжение, разрешение, требующее дальнейшего развития, движения.
Асафьев, Римский-Корсаков, Скрябин, Нейгауз, Сараджев - цветовое ощущение (Ансерме) (аккордов - терцовых гармоний)
2. Аспект Времени
Время, ритм - первооснова, принцип поведения, цикличность. Проявление:
Форма, строение, структура произведения. Кульминация и кульминации (в цикле циклы). Точка золотого сечения 0,62 и 0,38. Период, предложение. Фраза, мотив, такт, сильная и слабые доли. Дыхание, пульс, такты 2-х- и З-х-дольные.
Само деление длительностей.
Пауза - отдых. Моцарт: "Молчание - величайший эффект в музыке". Звучание - молчание, мир - антимир. Антимир для осознания, более глубокого прочувствования мира. Глубокое единство этих противоположностей.
Все средства музыкальной выразительности (музыкальный язык) можно отнести или к фактору "иль", или к "ян" и распределить по 4 основным спектрам - духо-пространствам в мандале.
 
Мандала
“Мандала - это и земля, и человек, и атом, входящий в основу человеческого существа, и галактика, для которой земля сама только атом. Благодаря принципу и структуре Мандалы, человек может отражаться во вселенной, а вселенная в человеке. Такое взаимное проникновение - это соединение тех полярных тенденций, которые проявляются в настоящее время на планете”. Хосе и Мириам Аргуэлес.
“Совершенномудрый смотрит на мир, не умаляя малого и не возвеличивая великого. Он знает, что нет предела изменениям”. Лао-цзы.
Принципы мандалы: цикличность, центр, оси симметрии, кардинальные точки, зеркальность, пропорции золотого сечения. Фортепианная клавиатура визуально и по звучанию обладает этими свойствами.
Распределив 12 звуков октавы по окружности с вертикальной осью ре-ля бемоль, горизонтальной - зеркалом фа-си, получаем схему 1-ой октавы и всех 7 как бы в спирали, упакованной в круг (схемы №№ 1-15). Правила элементарной теории музыки 28-31.
Поскольку вся музыка - это ритмичное чередование терцовых структур, рассмотрим основные из них.
Это движения в круге треугольников (4, 3, 5)-маж. и (3, 4, 5)-мин.
Это функциональные соединения трезвучий (аккордов) на расстоянии от 1 тона до 6 тонов октавы. Всего 12 возможностей соединения мажора с минором и по II мажора с мажором и II минора с минором (схемы №№ 16-27).
Обертоновые звукоряды в 4,5,6,7,8 ступеней. Совершенство звукоряда в 7 ст. (схемы №№ 33-38).
Пример совершенных гармонических сочетаний в прямой и обратной системах: Мусоргский, Рахманинов, Скрябин, Римский-Корсаков
Совершенные звучания имеют одинаковую геометрию в обеих системах. Если брать аккорды отдельно, совпадения нет, но если они звучат в соединении (т.е. найдено их гармоничное сочетание), то структуры одинаковы. Значит, одна система проверяется, подтверждается другой. Проследим общие закономерности.
1. Геометрия.
Самые устремленные фигуры, энергетически действуют ярче всех (ТД - S) (схемы №№ 18, 20) (4-е варианты для 4-х групп крови).
2. Музыка.
"Гармония. Теоретический курс" Ю.Холопов.
I IV V (TSD) - это прочные оплоты функциональной связи при оптимальном звуковом обновлении. Наивысшая звуковая связь, централизованность.
Деление октавы в пропорциях I IV V коренится в эстетическом явлении музыкальной симметрии и возникает на объективной основе.
Сонатная форма сводима к лаконичному функциональному закону TSDT (где S - аккорд конфликта, а не успокоения) (на схемах).
3. Математика.
Музыкант и математик Эрнест Ансерме (1833-1969) "Статьи о музыке и воспоминания", 1986.
Строение человеческого уха природа приспособила к восприятию тональной музыки с функциональными связями. (В ми-бемоль - пафос прошлого. Ми - высоты будущего, где сверкает солнце. - Эмоционально-психическое восприятие тоналъностей).
Мажорное трезвучие представлено в соотношении числами 3,4,5 (принцип золотого сечения и по соотношению вибраций обертонов (соль - 3, до - 4, ми - 5).
4. Цвет.
Гете. "Избранные сочинения по естествознанию". К учению о цвете (хроматика).
"Глаз обязан своирм существованием свету, он образуется на свету, для света, дабы внутренний свет выступил навстречу внешнему". Только подобным познается подобное.
Будь несолнечен наш глаз -
Кто бы солнцем любовался?
Не живи Дух Бож:ий в нас -
Кто б Божественным пленялся?
(Перевод Жуковского.)
 
"Глаз требует, собственно, цельности и сам в себе замыкает цветовой круг. В фиолетовом цвете, требуемом желтым, имеется красный и синий (ТSD); в оранжевом, которому соответствует синий -желтый и красный; зеленый соединяет синий и желтый цвета и требует красный, и так во всех оттенках разнообразующих смещений. Т поддерживается, опирается, окружена S и D.
Этот принцип и должен быть положен в основу лечения цветомузыкой как принцип дополнительности (группы крови).
№ 758.
"Цвет оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душевное настроение. Действие это, взятое в отдельности, специфично, в сочетании - частично гармонично, частично характерно, часто также негармонично, но всегда определенно и значительно, примыкая непосредственно к области нравственного. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет (а значит музыкальное созвучие и геометрические схемы) может быть использован для содействия высшим эстетически целям".
Раздел "Нехарактерные сочетания".
№ 827.
"Сочетания цветов, находящихся слишком близко друг от друга, не вызывают значительного впечатления. (Секунды в музыке создают текучесть, соскальзывание, а взятые вместе - диссонанс). Но все же большая часть их в известной мере правомерна, ибо они указывают на некоторое поступательное движение" (Терции - смягченность).
5. Живая этика. Сердце. 66. О значении звука.
"Если для увеличения потенциала растения нужно открытое, светло звучащее сердце, то в звуковом воздействии нужен консонанс и все комбинации доминантны.
Явления диссонанса не могут усилить ток энергии. При воздействии на людей диссонанс может быть полезен, как противоположение для усиления ритма сознания".
Таким образом, есть одна закономерность, проявленная в разных каналах нашего восприятия Вселенной. И в итоге все строится по единым Космическим принципам, сформулированным в музыке. Развитие земной музыки - эволюция вибраций, встроенных человечеством. А для усиления воздействия на человека необходимо объединить музыку, цвет, геометрию, слово, выстраивая по принципам дополнительности цвета (для группы крови) и соответствия и дополнительности в средствах музыкальной выразительности.
Примеры воздействия по группе крови. Эти рисунки-схемы есть части Великой Единой Музыкальной Мандалы - суть недостающие музыкальные структуры для единства, человеческого организма. Это помощь организму музыкальная, цветовая, геометрическая (хорошо добавить ароматы, температурное воздействие и т.д.).
 
Что дает синтез воздействия?
1. Общий психический настрой.
2. Гемотологический настрой: молекулы, клетки насыщаются звуко-цвето-геометрическими вибрациями.
3. Общая физиотерапия.
При дальнейшей разработке, если выделить группы заболеваний, можно ввести эти воздействия дозированно и конкретно.
4. Для развития образного мышления у людей умственного труда.
5. В педагогике (Подбор материала. Подбор групп и педагога).
6. Периодически любому для улучшения процесса мышления и физической гармонизации (физиологию, психику, дух) (личный опыт).
Вся природа выстроена вибрациями. Самый высший принцип вибраций - музыка - мать всего, колыбель всего. Поэтому ясна интуитивная потребность человека, слушать, петь, танцевать - это в нем природно. (Невозможно представить мир без музыки). А в музыке основа - гармонии и цикличность - ритм.
Каждое время (на Земле или в Космосе) имеет характеристику единую: время-температура-давление-свет - цвет - звук – геометрия и т.д. (можно ввести понятие такой единицы). Человек - космическая единица. Он может гармонизовать себя с окружающим пространством в энерго-информационном обмене, используя законы проявленные, сформулированные человечеством в музыке. Во всех новых направлениях необходимо использовать уже наработанный материал и глубже познавать музыкальные законы проявления светового энергопотенциала, хотя бы Солнцаи звезд.
Музыка не остановилась в своем развитии. Будут новые формы, звукоряды, тембры и новая музыкальная наука. Но современная фундаментальная наука не сделает прорыва вперед, если не признает, что в основе мироздания лежат принципы музыки - красоты, гармонии, ритма.
Н.М. Алмазова.
Графическое изображение музыки

Григ "Смерть Озе" си-фа(диез)

Григ "Утро" Ми-до(диез)

Григ "Танец Анитры"

ре-минор, ре-мажор

Песня "Тбилиси" муз.Логидзе

Соль-минор, соль-мажор

Ля-мажор

До-минор

Фа-мажор

До-мажор

Ми-мажор

Работа ученицы 6 класса Ермаковой Анны

Маленькая прелюдия И.С.Бах.

Hosted by uCoz