"Живая Этика и наука будущего"
– тема конференции. Значит, тема моего сообщения должна соотнести понятия
"Живая Этика и наука педагогика", показать значение этого Учения, являющего
собой синтез современной научной, философской, религиозной мысли о Мире
и человеке в нем, для развития педагогической науки и практики на современном
этапе развития сознания человечества. Но это очень объемная тема, и
многие педагоги (и ученые, и практики) уже решают педагогические проблемы
в "ключе" Живой Этики: это Амонашвили Ш.А., Кислинская Н.А., Ашиковы
С.Г. и В.И., Журкова Ю.И., Мурашов В.И., Осипова Л.Н. и другие. Я остановлюсь
лишь на проблеме воспитания нравственного сознания на основе Учения
Живая Этика.
Во
все времена истории человечества и педагогическая мысль получала развитие,
и практический опыт оставлял яркий след тогда, когда педагогику понимали
не только как науку, но и искусство, причем, именно как "искусство делать
людей нравственными", как говорил Гегель.
Проблема
воспитания нравственного сознания непреходяща во все времена. Для нашего
времени характерно появление новых источников философско-этического
осмысления вопросов нравственности. Таким источником является Учение
Живая Этика, дополняющее и углубляющее все до него существующие источники,
дающее научное объяснение сущности нравственных законов с точки зрения
"энергетического мировоззрения". И если прежние воспитательные системы
педагогов-гуманистов имели философской и методологической основой одну
или несколько граней нравственной основы Бытия, то сейчас мы имеем возможность
воспитания нравственного сознания на основе синтетического знания первопричины
нравственности и отсюда ее самоценности для каждого человека.
Что
же нового дает педагогике и педагогам Живая Этика для воспитания нравственного
сознания человека?
Новые
знания о человеке (ребенке). Ведь предметом и универсальным смыслом
профессиональной деятельности педагога является человек, и "чтобы воспитывать
ребенка во всех отношениях, его и нужно знать во всех отношениях" (К.Д.Ушинский,
"Человек как предмет воспитания").
Знаем
ли мы, педагоги, предмет своей профессиональной деятельности? Да, изучаем
с точки зрения анатомии и физиологии, основ некоторых психических аспектов,
закрывая глаза на непонятные и необъяснимые феномены психики человека.
Именно
Живая Этика дает нам новое знание о человеке, его месте в Мироздании
и, значит, его назначении с точки зрения энергетического мировоззрения.
Это знание открывает нам (а, значит, и ребенку): 1) первооснову нравственности
и ценность ее (нравственности) для эволюционных процессов; 2) самоценность
нравственного образа жизни и 3) что важно! самоценность нравственных
мыслей (в том числе и для физического здоровья человека).
Итак,
какие же новые знания о Мире и Человеке открывает нам Учение Живая Этика
с точки зрения энергетического мировоззрения? И какие педагогические
принципы из них следуют?
Мне
невольно, ограничиваясь временными рамками регламента, придется остановиться
лишь на основных из них. Хотя при этом нарушается принцип целостного
системного подхода в решении любой проблемы науки, в том числе и педагогики.
Такое нарушение порождает множество частных научных концепций, и мы
уподобляемся слепцам из буддийской притчи "Слепцы и слон", вечно спорящим
между собой со своим кусочком единого знания.
Нам понятна основа Бытия или,
другими словами, основной онтологический принцип - это эволюция всего
сущего. Наукой, как правило, в этом процессе человеку отводится роль
объекта этой космической эволюции человечества, которого, подобно песчинке,
несет энергетический эволюционный поток. Но вот в трудах русских ученых-космистов,
например, В.И. Вернадского, мы находим, что творческая, а значит, мыслительная
деятельность человека влияет на ход эволюционных
процессов нашей планеты. Восточная философия изначально дает знание
о человеке как субъекте, то есть активном начале, воздействующем на
эволюционный процесс. И это звучит умозрительно, бездоказательно для
нашего "научного" сознания людей уже XXI века, пока мы не поднимемся
до понимания Космоса и элементов, его составляющих, как единой энерго
- информационной системы. Именно такое, по словам Л. В. Шапошниковой,
энергетическое мировоззрение открывает нам учение Живая Этика.
Оно
говорит нам, что все в мире есть материя, и она бесконечна в своих градациях
утончения. "То, что религии называют Духом, есть тончайшая материя,
пока еще не исследованная наукой", иначе есть иное, утонченное состояние
материи. И уже в первые десятилетия нашего века механическое мышление,
на котором основана ньтоно-картезианская научная парадигма, стало испытывать
трудности в объяснении реальности. "Первым ударом по классической научной
парадигме стали открытия в области физики, завершившиеся созданием квантовой
теории... Экспериментально было доказано, что материальные частицы могут
возникать из чистой энергии и превращаться в нее при обратном процессе".
О существовании тонкоматериальных структур говорят современные научные
гипотезы и теории, например, "Лептонная концепция мироздания" Б. И.
Искакова, "Теория физического вакуума" и "Теория торсионных полей" А.
Е. Акимова и Г. И. Шипова (Международный институт теоретической и прикладной
физики). Далее, Учение говорит нам, что космическая эволюция человечества
зависит от состояния (качества, по-другому), этой энерго-информационной
системы, иначе, от уровня духовности (в терминах религии) человечества,
ибо Микрокосм (человек) и Макрокосм как часть и целое живут по единым
законам. Еще Аристотель писал, что человек - частица мироздания и может
существовать как часть в составе целого, силой целого, благодаря целому,
то есть может жить лишь в гармонии с Миром, его законами (отсюда, "в
смирении"), и для этого должен знать эти законы и, главное, понимать
их.
В
этом смысле, если проанализировать с точки зрения этимологии, то слово
"йога" с санскрита переводится как соединение, единение - чего? - части
(человека) с целым (Космосом), а слово "религия" с латинского переводится
как святость. Именно этот смысл единства науки (философии), искусства
и религии в едином пространстве Культуры (как энергетического поля эволюции)
заложен в картине Н. К. Рериха "София - премудрость" (1932 г.). Она
развернула перед человечеством свой прежде традиционно свернутый свиток
Знамени Мира, на котором начертано три раза реченное слово: "Свято!",
"Свято!", "Свято!". Именно этот смысл содержится в знаке Знамени Мира,
предложенном Н. К. Рерихом в Пакте о защите культурных ценностей (Пакт
Рериха), который был принят в Вашингтоне в 1935 году.
Каковы же эти единые законы Космической
эволюции человечества? - Это нравственные законы Бытия. Ибо само Бытие,
его становление, инволюция (как часть эволюционного витка спирали) и
эволюция есть "манифестация этического, - как обобщает в исследовании
Д. А. Шаров, - выражение закона Дхармы ... Все существующие законы ...
в конечном счете исходят из Единого ... Синтетического Закона, в котором
этическое ... предсуществовало возникновению Космоса наподобие принципа
антропности".
Нравственные
(этические) законы Бытия являются краеугольным камнем любого религиозного
учения и звучат иногда как категорические императивы. Вспомним декалог
на скрижалях Моисея, восемь ступеней приближения к великой Истине Гаутамы
Будды, Нагорную проповедь Христа. Нарушение этих законов - нравственных
норм жизни человека - и есть "грех" в терминах религии, ибо всякое нарушение
закона есть нарушение Гармонии Космоса и имеет негативные последствия
для космической эволюции человечества. Эти последствия выливаются в
катаклизмы, катастрофы, бедствия, социальные потрясения и так далее.
А для человека эти последствия ведут к болезням, судьбоносным потрясениям,
внутренней психологической неуравновешенности, состоянию неудовлетворенности,
и, конечно, страданиям.
Вы скажете, что все это нам известно
и из религиозных учений. Но в том-то и есть научная новизна энергетического
мировоззрения Живой Этики, что она показывает нам первопричину нравственности,
тонкоматериальный механизм действия этих духовных законов, хотя слово
"механизм" - это очень грубое определение, к духовным законом более
приемлемы определения энергетические, чем механические. Например, по
этим законам тонкой материи (энергии) "подобное притягивает подобное".
В этом смысле безнравственные (то есть не по логике Истины, Красоты
и Добра) поступки, слова и мысли человека будут иметь и для него самого
эти же последствия (закон кармы). Отсюда вывод о самоценности нравственного
образа жизни человека.
Одно
из экспериментальных подтверждений механизма действия законов тонкоматериальных
структур пришло в науку в 30-е годы вместе с открытиями нашими соотечественниками
С. и В. Кирлиан способа фотографирования этих структур (или аур, как
мы сейчас говорим), которые есть у каждого предмета живой и неживой
природы (хотя и эта граница с новыми научными открытиями размывается).
Этот метод в науке носит название "Метод газоразрядной визуализации
в высокочастотных высоковольтных электрических полях". В наше время
многие ученые развивают этот метод и пользуются им в своих исследованиях.
Я в своем докладе опираюсь на публикации Г.К.Короткова и его группы
исследователей (в частности, на его доклад о результатах конференции
"Кирлиан – 2000" в Хельсинки), В.П.Казначеева, Е.Н. и В.П.Ануфриевых,
М.Г.Старченко, Г.И.Кальжановой, А.В.Светлова.
О
том, что знание это присутствовало в древних учениях и было подтверждено
в духовном опыте многих представителей человечества во все периоды его
истории, говорят изображения нимба над головой на иконах или светоносного
венчика на живописных работах западных художников. Фотографирование
аур фиксирует самое мощное излучение именно над головой человека. И
самое удивительное, снимки показывают зависимость аурического свечения
от психофизического состояния человека и уровня его нравственного сознания,
то есть от физического и нравственного здоровья человека. Причем, прослеживается
прямая зависимость физического здоровья человека от нравственного. Это
еще один аргумент в пользу самоценности нравственности.
Итак,
современная наука доказывает состоятельность положений Живой Этики,
опубликованных ранее этих научных открытий. В Учении сказано: "В давнее
время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к Высшему
Миру, но затем около религий свили гнездо преступление, суеверие и лицемерие.
Люди начали искать иного разумного подхода к Надземному Миру. Познание
и наука указали на возможности приближения к Высшему Миру...".
"Наука давно уже углубилась в
область невидимого глазу и расширила пределы материи и материальных
явлений. Она пойдет еще дальше, ибо пути развития ее бесконечны,.. будет
запечатлена на экране и мысль. В школах будущего будут учиться мыслить
четко и ясно, проверяя отчетливость и точность мысленных форм на особых
экранах, тут же, в классах, на глазах у всех. Много чудес готовит наука
для человека... Доказав реальное существование мысли, наука пойдет дальше…
Эта важная задача выпала
на долю науки, ибо религия в решении этих вопросов не преуспела".
Я
чуть-чуть приоткрыла завесу только некоторых энергетических законов
Мироздания, освещенных в Учении. Но они подвели нас к пониманию мысли
как материально-энергетической структуры, от качества которой в первую
очередь зависит "нравственное здоровье" и человека самого, и того, кому
она (мысль) адресуется, и в целом ауры Земли и всего Космоса. Учение
Живая Этика (Агни-Йога) - есть учение о мысли и об ответственности каждого
человека прежде всего за свои мысли, а уже потом за слова и за поступки.
Из Учения: "Можно ли иметь подложные мысли? Когда придет день снятия
ауры, многие будут пытаться подменить обычные мысли чем-то надуманным,
прекрасным. Ведь люди умеют проливать притворные слезы. Малые хитрецы
будут пытаться скрыть свою сущность, но фильма окажется прозорливее.
Произойдет знаменательный опыт. Мысль притворная лишь ухудшит снимок,
как бы забрызгает его темными крупинками. Так новая хитрость не удастся.
Мысль искренняя, присущая порождает лучи ясные... Уже скоро произойдет
движение в снятии ауры" (Книга написана в 1934-35 годах). Об ответственности
за свои мысли говорит С. Н. Рерих в интервью "Литературной газете".
И именно поэтому Е. И. Рерих в своем послании "О мысли" зовет "…к усвоению
великого значения творческой мысли...".
Думаю,
что следует указать еще на один космический закон - закон Иерархии Света,
которую Л. В. Шапошникова называет Субъектами (с большой буквы) космической
эволюции. В предисловии к сборнику Н. К. Рериха "Культура и цивилизация"
она пишет: "Вряд ли сейчас уже можно отрицать существование одухотворенного
Космоса, в котором энергетические сущности, достигшие высоких ступеней
эволюции, играют важнейшую и целенаправленную роль".
Современным научным подтверждением
этого закона служат выводы новой науки XX века - синергетики,
а также теорема Маккалока - Литса, одна из важнейших теорем в кибернетике.
Она гласит: промоделировать некую сложную самоорганизующуюся систему
может только система, на порядок более сложная.
Итак,
мы видим, что "западная наука приближается к сдвигу парадигмы невиданных
размеров,.. который изменит наши представления о реальности и человеческой
природе, который перебросит мост через брешь между древней мудростью
и современной наукой и примирит восточную духовность с западным прагматизмом",
как писал С. Грофф после открытия трансперсонального измерения сознания.
Эти
космогонические представления отражены в древних восточных философских
учениях и религиях. Семья Рерихов подвела под эти "представления" научную
основу, и я их освещаю, потому что они в свою очередь являются философской
и методологической основой современной педагогической мысли. Знание
Космических законов, законов духа, законов нравственности актуально
и в наше время потому, что "утрата духовности - самая страшная беда
народа, ибо это - утрата сущности человеческой жизни, и никаким социально-экономическим
и научно-техническим прогрессом, демократизацией и приватизацией невозможно
восполнить отсутствие человечности, так как недостаток чувства стыда,
сострадания и любви восполняется только соответствующим состоянием духа".
"Вот почему не экономика и политика, а педагогика является всеобщим
средством преображения человеческой жизни, ибо она - источник и способ
рождения человеческого духа...". И "для улучшения человеческой жизни
необходимо не преображение духа народа вообще, а самопреображение духа
конкретного человека".
Отсюда
первый педагогический принцип - приоритет духовно-нравственного образования
(воспитания) человека перед информационно -рационалистическим. Передовые
умы во все времена отмечали приоритет духовности общества перед материальным
благополучием для процветания жизни народа. И "политическая крепость
сильна только тогда, когда держится на силе нравственной", и (как замечает
герой одного из кинофильмов) "горе народа не в тяготе и нищете, а что
дух его в спячке пребывает". Разбудить этот дух, осуществить второе
- духовное, нравственное рождение Человека (ребенка) -задача Учителя.
Именно поэтому профессия учителя, как никакая другая, заслуживает самого
глубокого уважения и внимания в обществе, не ослепленном собственным
невежеством.
Индийская
традиция учительства хорошо выражена в одной из криптограмм Востока,
записанных Е. И. Рерих: "Маленький Индус, познавший Учителя. Мы спросили
его: "Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?"
Мальчик
улыбнулся: "Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить
двенадцать солнц!"
Солнце
мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя".
Н.
К. Рерих эту традицию запечатлел на картине "Жемчуг исканий" (1924 г.).
Итак, первостепенный и универсальный
смысл и предмет профессиональной деятельности педагога - человек (ребенок)
и его назначение, а уже потом физика, математика, история и прочие основы
наук, заложенные в учебных планах. Ведь, как писал С. Т. Шацкий, "научить
человека считать легко, и методическая наука достигла в этом совершенства,
а вот научить не обсчитывать - гораздо труднее", то есть "нравственность
не есть необходимое последствие учености... - еще утверждал К. Д. Ушинский,
- ... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо
более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями
в частности." Можно привести еще
великое множество суждений, доказательств педагогов, писателей, ученых
о том, что важнее не обучение в процессе преподавания, то есть не передача
так называемых ЗУНов, а воспитательная сторона его - формирование высоконравственного
отношения к полученным знаниям, умениям, навыкам, к окружающей природе,
культурным ценностям, обществу, другому человеку, к самому себе. Пора
каждому педагогу понять, что воспитание в каждом его шаге есть воспитание
нравственное и "педагогика, - по Гегелю, - есть искусство делать людей
нравственными".
Самым
невероятным, парадоксальным в нашей профессиональной деятельности, смысл
и предмет которой - человек, является то, что в абсолютном большинстве
своем педагоги не знают и не задумываются глубоко, что же такое есть
Человек, какова его природа, какова его сущность и назначение, каково
его место и роль в Мироздании. Без ответа на эти философские вопросы
невозможно понять суть духовности, нравственности, нравственного воспитания,
и поэтому дальше декларативности в этих вопросах дело в системе образования
почти не идет.
Имея
ввиду целью образования гармонию всестороннего максимально возможного
духовного и физического развития человека, остановимся на духовной природе
его, которая с логической точки зрения представляет собой триединство
мышления, чувств и свободной воли.
Наша
система образования направлена в основном на развитие разума, интеллекта,
и то в большей степени дает энциклопедическую сумму знаний и мало развивает
логическое мышление. Развитию чувств и воли отведено мало учебного времени.
Именно поэтому задачами духовно-нравственного воспитания и образования
являются:
1)
воспитание нравственных чувств;
2)
нравственное просвещение;
3)
воспитание нравственной воли, то есть формирование поведенческо-деятельной
сферы жизни человека (ребенка) адекватной твердым убеждениям, основанным
на нравственных знаниях и чувствах, на логике Добра.
И
теперь, опираясь на знания Живой Этики, мы понимаем, что эти задачи
не решить без других задач:
4)
расширение сознания человека (ребенка) до знания законов Бытия, законов
Единой Мировой Жизни, которые я не все, конечно, назвала.
Так, новое знание еще одного
закона эволюции, а именно, закона перевоплощения, дает нам, педагогам,
новое видение решения проблем воспитания, еще более усиливает принцип
индивидуального подхода к каждому человеку (ребенку). Из этого закона
следует очень простая (как все великое) формула воспитания: "…Воспитание
есть питание всем возвышенным и утонченным… Каждый ребенок приходит
в земную жизнь с уже сложившимся характером. Можно облагородить и возвысить
сущность человека, но нельзя уменьшить ее. Нужно, чтобы наставники осознали
эту истину. Они должны прежде всего распознавать неизменную сущность
ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное".
На Востоке никогда не сравнивают
одного человека с другим, понимая, что каждый находится на своей ступени
развития. Но зато "каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую
формулу образования: "Ты все можешь", ибо "нет Бога, который не был
человеком и нет человека, который не будет Богом". Именно поэтому в
школе имени Ауробиндо Гхоша в Бангалоре, которая долгое время развивалась
под идейным руководством С. Н. Рериха, одно из изречений гласит: "Главное
- не стать лучше других, а стать лучше себя вчерашнего".
Как
уже было отмечено, знание именно нравственных законов Бытия приведет
к пониманию ценности нравственного образа жизни для космической эволюции
человечества и для самого человека, а, следовательно, к важному выводу
- постоянному самопознанию ("Познай себя, и ты познаешь весь мир"),
самовоспитанию, духовному росту. Как это осуществить на практике? Это
самосовершенствование во всем: "каждый день делать что-то более совершенно,
чем вчера, и делать это сознательно".
Самосовершенствование
предполагает прежде всего воспитание нравственной мысли. Это первооснова
воспитания, поэтому ее следует оформить как отдельный педагогический
принцип, как одну из задач нравственного воспитания, и поставить эту
задачу первой, а решение ее - неотложной необходимостью.
Вспомним
пословицу:
Третье. Новые знания законов
эволюции человека указывают на усиление принципа индивидуального подхода
к каждому человеку (ребенку), так как "Каждый ребенок приходит в земную
жизнь с уже сложившимся характером,.. а не является, как многие полагают,
той "мягкой глиной", из которой можно вылепить все, что угодно педагогу."
Отсюда,
четвертое. Живая Этика дает великую, всеобъемлющую, глубокую
по сути и простую, как все великое, формулу воспитания: "Воспитание
есть питание всем возвышенным и утонченным."
Пятое.
Из новых знаний о Мире и человеке, о законах их эволюции вытекают новые
педагогические принципы и задачи воспитания нравственного сознания.
Шестое.
Углубленнее и утонченнее осмысливаются педагогические средства решения
проблем воспитания нравственного сознания.
Седьмое.
Живая Этика обосновывает с точки зрения энергетического мировоззрения
роль активного творческого начала в эволюционных процессах человечества
планеты, роль Культуры, активной социальной позиции человека, предотвращая
его уход из мира, из социума.
Восьмое.
Живая Этика поможет и детям, и педагогам разобраться в "чистоте" источников
эзотерических знаний, интерес к которым постоянно возрастает.
Девятое.
и последующее… Для всех областей педагогической науки Учение Живая Этика
дает или новое знание, или новое философское, методологическое, теоретическое
осмысление и практическое применение уже имеющегося знания.
Но
считаю, что первооснова воспитания нравственного сознания есть расширение
сознания человека (ребенка) до знания законов Мироздания (Единой Мировой
Жизни), а, значит, и первопричины нравственности, самоценности нравственной
мысли, слова и поступка.
Живая
Этика гласит, что именно это новое знание и есть тот рычаг, который
осуществит сдвиг сознания человека (и педагога, и ребенка) в сторону
нравственного выбора. "Знание, знание, знание! Если бы люди больше задумывались
над тем, что знание есть спасение, то не было бы того страдания…", "Пока
не приобретете знания, до тех пор будете в безнравственности".
Сразу
возникает проблема: как дать это знание по сознанию каждого, и столько,
чтобы "не навредить" (то есть не нарушить канон "Господом твоим!")?
Это отдельная тема для разговора, касающаяся еще одной проблемы, которую
Ш.А.Амонашвили обозначил как "педагогическое чувствознание".
А
вот быть более доказательными в этом новом научном осмыслении очень
древних знаний о Мире и человеке и помогут нам, педагогам, все новые
и новые исследования и открытия в различных областях науки, и, думаю,
прежде всего в естествознании. То есть ваши исследования, друзья!
ЛИТЕРАТУРА
- Агни-Йога.
Мир Огненный.
- Агни-Йога.
Надземное.
- Агни-Йога.
Община.
- Агни-Йога.
Озарение.
- Баныкин
Н. Л. Семь лекций о Живой Этике. Новосибирск. Издательство Новосибирского
университета. 1991.
- Библия.
Ветхий Завет. Глава 20.
- Библия.
Новый Завет. Евангелие от Луки.
- Грани
Агни-Йоги (1960).
- Искаков
Б.И. Лептонная концепция мироздания // "Наука и религия". 1992. №
4-5. Стр.15-17.
- Кальжанова
Г. И. Учение Живой Этики о радуге человеческого излучения // Журнал
"Мир Огненный". 1997 г., № 3 (14). Стр. 42.
- Ключевский
В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. "Правда".
1990.
- Мурашов
В. И. Курс интегральной педагогики. Выпуск 1. М. 1993.
- Письма
Елены Рерих. 1929-1938. В 2 т. Т. 1. Мн. Белорусский фонд Рерихов.
ПРАМЕБ. 1992.
- Рерих Е. И. О мысли. Сборник
"Мир через Культуру". М. "Советский писатель". 1990.
- Рерих
Е. И. Основы буддизма. В кн. Рерих Е. И. "Путями духа". М. Сфера.
1999.
- Рерих
Н. К. Культура и цивилизация. Сборник. М., МЦР, 1994.
- Рерих
Н.К. Листы дневника. Т.2. МЦР. Фирма БИСАН-ОАЗИС, Мастер-банк. М.
1995.
- Рерих
С. Н. Мы ответственны своих мыслях... // "Литературная газета". №
23 от 03 июня 1987 г.
- Сент-Илер
Ж.. Криптограммы Востока. М. МЦР. 1993.
- Сокровенное
сказание о Беловодье // Газета "Новая заря" (русская газета, выходящая
в Сан-Франциско, Калифорнии). № 5109 от 24 апреля 1949 года). Стр.
12-14.
- Философский
словарь / Под ред. Фролова И. Т.
- Шаров
Д.А. Живая Этика Рерихов. М. 1994. Автореферат (МГУ, кафедра теоретической
философии философского факультета).
Т.А.Чумакова,
директор
Ярославского филиала Международного института экономики и права