О.Я.Черненко                                       
                                             ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ
Глава 1
Эту работу я делаю, прежде всего, для своих единомышленников, последователей Учения Живой Этики, поэтому позвольте мне, уважаемые читатели, обращаться к вам как к моим друзьям. Я обращаюсь к вам, принимающие идеи и принципы Общины, понимающие, что любой труд имеет смысл только тогда, когда конечной целью его является мысль об Общем Благе.
Друзья, мы с вами пришли к воплощению в сложное и ответственное время, удивительное по накалу страстей, опасное по насыщенности энергетических вихрей и прекрасное по предоставляющимся нам возможностям. Как многое сейчас мы можем проверить в себе, использовать возможность энергетического накала для утончения наших вибраций. Сейчас все на пике развития, все на грани, открылись безграничные возможности для выявления всех отложений нашей природы. Еще с десяток лет назад, читая книги Учения Живой Этики, мы узнавали о том, что на нашу землю приходят новые, огненные энергии, которые знаменуют собой начало Новой Эпохи. И вот сейчас мы с вами переживаем потоки этой высшей энергии и, каждый по-своему, пропускаем их через себя. Если мы вспомним схему из кругов-планет, приводимую Е.П.Блаватской, графически изображающую путь эволюционирующего человека, то увидим, что путь погружения в материю, развития интеллекта мы уже прошли и начинаем переходить к освобождению от оков материи, развития высших духовных сил. Мы как бы находимся на поворотном моменте этого процесса. Все силы сейчас находятся на самом пике развития, малейшее движение в ту или другую сторону может унести нас своим потоком.
Наша современность наполнена борьбой за души людей, общество просто кишит всевозможными гуру, поучающими нас, книги сыплются на нас как из рога изобилия, различные объединения, общества и просто секты зазывают нас в свои члены. Пробудившееся к духовным поискам сознание людей жадно впитывает в себя льющуюся сплошным потоком информацию. И целая армия всевозможных учителей принимает учеников, обещая провести их самыми кратчайшими путями к Истине. Именно поэтому сейчас как никогда возникает такая насущная необходимость развивать в себе чувствознание, способность распознавания.
Особенно это важно тогда, когда мы сталкиваемся с книгами, которые говорят от имени наших Учителей, от имени Учения Живой Этики. Здесь наши размышления должны быть особенно серьезными. К такому размышлению я вас и призываю сейчас. Мне хотелось бы, чтобы этот процесс был у нас совместным, все мы всего лишь пытаемся постичь и провести через себя великие идеи Учения Агни Йоги. Каждый из нас проходит свой путь, совершает свои ошибки, набивает свои синяки и шишки. Давайте попробуем помочь друг другу на этом пути.
Для такого размышления у нас с вами должна быть одна почва под ногами. Мы должны договориться об общих понятиях. Поэтому будет не лишним, если мы обговорим в общих чертах, как проявляется сейчас эта борьба света и тьмы, духа и материи, низшего и высшего.
 
Мы не откроем новой истины, если скажем, что, следуя закону противоположений, рожденному дуализмом нашего мира, все потоки темной энергии идут из одного центра, тогда как все светлые, высшие энергии идут из единого центра Белого Братства. Борьба этих сил и дает нам возможность познавания и продвижения в своем развитии. Мы должны приложить усилия для того, чтобы сделать верный выбор между этими силами и их проявлениями. Поэтому для того, чтобы распознать посланца нужно понять хотя бы основные принципы действия, приемы и методы, которыми он пользуется в своей деятельности. Конечно, процесс распознавания не ограничивается этим, но пока у каждого свои способы распознавания, в зависимости от чистоты наших сердец, развития чувствознания, поэтому есть смысл выделить общие признаки, по которым мы можем выработать критерии оценки для распознавания направляющих этих сил. Это, прежде всего, Учение Живой Этики, которым мы все поверяем, все, что противоречит ему должно заставить нас задуматься более серьезно над даваемым источником. А также те методы и приемы, которые используют противоположные силы для усыпления нашей зоркости.
Е.П. Блаватская, Великий Вестник, принесшая в наш мир Весть Великих Учителей, открывавшая великие Истины и очищавшая с древних знаний затемняющие их наслоения, указала нам на народившуюся организованную силу яро противодействующую всему светлому. В своей статье “Теософия и Иезуитизм” она приводит слова Карлейля : “Они дали современным языкам новое имя существительное. Слово "иезуитизм" сегодня во всех странах выражает идею, для которой ранее в природе не было прототипа. До наступления последних веков человеческая душа не создавала такой мерзости и не нуждалась в том, чтобы называть ее. Поистине, они достигли многого в этом мире, и общий результат таков, что мы не можем не назвать его удивительным”.
Елена Петровна быстро и безошибочно распознала эту силу и указала на нее, вскрывая ее суть и срывая маски. Конечно, точно следуя направляющей их силе, братья иезуиты стали ее самыми ярыми врагами.
В своей статье она пишет: “ Поэтому мы воспользуемся представившимся случаем для того, чтобы раз и навсегда заявить о тех взглядах, которых придерживаются теософы и оккультисты в отношении Общества Иисуса. В то же самое время, всем тем, кто в великой жизненной пустыне бессмысленных мимолетных удовольствий и пустых
условностей преследует идеал, ради которого стоит жить, предлагается сделать выбор между двумя вновь выросшими сегодня силами - Альфой и Омегой двух противоположных
концов царства непостоянного, тщетного существования - ТЕОСОФИЕЙ и ИЕЗУИТИЗМОМ.
Ибо в пространстве интеллектуальных и религиозных занятий они являются единственными светилами - доброй и злой звездой, поистине, вновь замерцавшими из-за дымки
Прошлого и восходящими на горизонте умственной деятельности.........Теософия и Иезуитизм - это два противоположных полюса, один против другого, и последний находится много ниже даже этого унылого болота. Оба они придают силу: первая - духовному, последний же - психическому и интеллектуальному Эго в человеке. Первая - это "мудрость, которая дана свыше ... чистая, умиротворяющая, добрая ... полная милосердия и благих результатов, без пристрастий и без лицемерия", в то время как последний - это "мудрость, которая не снизошла
свыше, но является земной, чувственной, ДЬЯВОЛЬСКОЙ. Одна есть сила Света, другой же – сила Тьмы”.
Общество Иисуса организовано Игнатием Лайолой в 1534-1535г.г. во время попытки реформирования католической церкви Мартином Лютером. Его задачей было любыми средствами прекратить раскол, способствовать усилению влияния католической церкви и лично ее руководителя Папы Римского. Отсюда и созданы все их методы - любые! Поэтому не удивительно, что эта организация приобрела крайне негативную репутацию, ее изгоняли и запрещали, но ее члены уходили в подполье, жили своей тайной жизнью, и не менее активной.
Елена Петровна приводит в своем труде “Разоблаченная Изида” факты и документы, вскрывающие установления этой организации, ее методы и приемы деятельности. Восьмая глава этого произведения дает нам интереснейший сравнительный анализ Общества Иисуса и древнейших эзотерических Учений. Не будем повторять уже сказанное, сделаем только выводы из данного материала. Это Общество ставит своей целью постоянное расширение своего влияния на умы и души людей, своих членов оно обучает способам и методам воздействия на них, используя самые отвратительные.
“" Делай то, что твоя совесть считает хорошим и приказывает делать; если вследствие непоправимой ошибки ты считаешь, что тут Бог велит тебе лгать или кощунствовать, КОЩУНСТВУЙ". " ....НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ БОГУ, если ты непоколебимо веришь, что это запрещено Богом". " Существует подразумеваемый закон.... повинуйся непобедимым неправильным велениям совести. Как только ты уверился непоколебимо, что тебе велено лгать, - ЛГИ". Слова Джона Мариана: “….Я никогда не буду считать, что неправильно поступил человек, который во исполнение желаний общественности предпримет попытку его убить”, “предать их смерти не только законно, но и является похвальным и славным деянием”. “Человек, принадлежащий к религиозному ордену, который на краткое время отказывается от своих правил для греховной цели, - свободен от отвратительного греха и не подлежит наказанию отлучением от церкви””. Все это капли выдержек из устава Ордена иезуитов и речей его членов. Не говоря уже о том, что “ Одним из величайших достижений своего Ордена иезуиты считают то, что Лайола поддержал ….петицию о реорганизации этого отвратительного и мерзкого инструмента оптового человекоубийства – позорного трибунала инквизиции”.( Р.И. гл.8)
Лицемерие их визитная карточка, об этом говорит уже само название общества, нагло и бесцеремонно взявшее себе в название имя чистейшее и величайшее. Для достижения своих целей они меняют свой облик, избирают всевозможные способы. Блаватская приводит слова Маккензи : “ Этот Орден имеет секретные знаки и пароли, соответствующие той степени, к которой его члены принадлежат, и так как они не носят особой одежды, то очень трудно опознать их, если только они сами не представятся, как члены Ордена, так как они могут казаться и протестантами или католиками, демократами или аристократами, неверующими или набожными, в зависимости от той миссии, какая на них возложена. Шпионы этого Ордена находятся везде, во всех слоях общества, и они могут казаться учеными и мудрыми, простаками и глупцами, в зависимости от того, как велят им их инструкции. Имеются иезуиты обеих полов и всяких возрастов, и хорошо известен тот факт, что члены Ордена, происходящих из занимающих высокое положение семей и получившие тонкое воспитание, служат раболепными слугами в протестантских семьях и совершают различные другие деяния подобного рода, чтобы способствовать целям Общества. Для нас никакая предосторожность не будет лишней, так как все это Общество, будучи обоснованным на законе беспрекословного подчинения, может проявить свою силу в любом месте с безошибочной и фатальной точностью”. (Р.И. гл.8)
Не удивительно, что именно это Общество стало фокусом деятельности темного центра силы. Они меняют свое название, выступают под именем кого угодно, но их методы и способы остаются все теми же, постоянно совершенствуются и шлифуются, приспосабливаясь, мимикрируя под современную им среду. Трудно различить под этими масками представителей темного центра, братьев иезуитов по своей внутренней сути, но если внимательно присмотреться, то можно увидеть все те же приемы.
Они по-прежнему чаще всего выступают под именем божьим, на словах неся мед святости, а в сердце своем яд.
После принесения миру Вести Е.П. Блаватской, они стали использовать идеи данные Великими Учителями человечеству, когда искажая их до неузнаваемости, а когда вплетая в них едва уловимый ядовитый аромат, который действует медленно, утонченно, но неумолимо разлагающе.
Следующая посланница Великих Учителей Е.И.Рерих передала миру оформленное стройное и совершенное Учение Живой Этики. Ничего более прекрасного, мощного и увлекающего за собой создать Темные Братья не в состоянии, поэтому им ничего не остается, как только использовать то, что дано свыше. Их главная задача снизить насколько возможно воздействие этого мощного фокуса центра светлых сил нашей планеты, исказить, отвлечь хотя бы часть людей от следования за этим великим, светлым Маяком Духа.
С одной стороны они, используя имена Великих Учителей, дают якобы новые откровения истины, с другой, выступая как последователи их Учения, наносят самый серьезный вред. Для пробудившегося к духовным исканиям человека их предыдущие откровенно подлые методы уже не пригодны, и они разрабатывают наиболее тонкие, прельстительные, часто находящиеся на грани между светом и тьмой, ложью и истиной.
Л.П. Дмитриева, чье творчество и труд являются одним из самых значительных явлений современного развития идей, данных нам Великими Учителями, в книге “ “Тайная Доктрина” Е.П.Блаватской в некоторых значениях и символах” пишет: “ Тот, кто решил всерьез изучать Эзотерическую Науку Древности, должен осознать личную ответственность за получаемое знание и его особую, оккультную, т.е. сокрытую силу. И одно из требований к ученику (даже если он с сединой на висках) - бдительность, постоянный дозор, ибо иначе пройдет мимо его сознания умение распознавать лики, лики искусно загримированной лжи, тончайшего хитроумного сплетения лжи и правды, полезного и вредного наставления, истинно Христового и истинно дьявольского. Неуловимое переворачивание Истины, как это всегда делается по указу Антихриста ( в предыдущей беседе мы об этом говорили), главное искусство темных. Это опаснейшее искусство тьмы со средних веков образно называется "иезуитством" ".(стр.581)
Именно на неуловимом переворачивании истины так поднаторели эти враги всего высшего и светлого. Попробуйте, например, высказать свое суждение о вреде, приносимом тоталитарными сектами, как румянец благородного негодования вспыхнет на их щеках и они пафосно обвинят вас в нетерпимости, станут отстаивать свободу волеизъявления любых духовных исканий. Как-то при этом само собой забывается, что и вы также имеете право на выражение своего мнения по данному вопросу. Многие века подвижники Света отдавали свои жизни, часто именно на кострах инквизиции, отстаивая право на свой путь в духовном устремлении, отстаивая идею единства всех путей к Богу, вводя понимание этого в сознание людей. И вот, сдвинув акцент всего на градус от истины, все превращается в кощунство, надругательство.
Вспомним, как Елена Ивановна приводила нам пример такого расхождения с истиной в нашем мире всего на пол градуса. Если истина прямая линия, то эти пол градуса дают нам еле заметный луч, который, продолжаясь в пространстве, в Космосе имеет уже огромное расхождение. Поэтому так много уделяется внимания в Учении Агни Йоги развитию нашего распознавания.
Агни Йога. Мир Огненный.
313. Для утверждения действий и успеха необходимо
проникнуться сущностью действенного явления. Когда
действие предпосылает великую цель, каждый шаг должен
соответствовать назначению. Невозможно смешивать великое
с ничтожным. Невозможно смешивать предательство с
высшим назначением и низшее побуждение с высшей целью,
- такое смешение неминуемо вызовет острую реакцию.
Каждое высшее назначение нуждается в огненном насыщении
и в непротивлении пространственным назначениям. Кроме
высшей настороженности, необходимо сознательное
распознавание сил Света и тьмы. Лишь непреклонность и
сознательное бесстрашие приносят победу.
Проанализировав современные проявления нынешних “иезуитов” по духу можем сказать, что, приспосабливаясь к новым условиям методы темных, так хорошо отработанные братьями иезуитами, остаются прежними. Это, прежде всего, лицемерие, хамелеонство, льстивость, ханжество. Главным их орудием является манипулирование с высшими понятиями – долгом, преданностью, которые они подменяют клятвами и обетами. Пренебрежение свободной волей человека, использование его в своих целях, иезуитски оправдывая это целесообразностью, высшими соображениями, неготовностью ученика, не способного самостоятельно идти без учителя. Избранничество, право изменять вашу жизнь, облагодетельствование вас своим руководством, искажая формулу – готов ученик, готов и ему Учитель. Это постоянная подмена внешним, поверхностным явлением глубинных внутренних процессов. Думаю, не лишним будет отметить и то, как выполнен труд, даваемый якобы из Высшего мира, отсутствие красоты, гармонии, творческого начала.
Наше распознавание легко может выявить явных врагов Учения Живой Этики, таких как Марк и Элизабет Профет, наводнившие прилавки своими книгами якобы данными нашими Учителями, понять сектантскую, разрушительную направленность деятельности Аум Сенрике и других. Но есть книга, которая отвечает нашим самым сокровенным чаяниям и помыслам. Ее крайне удачная форма изложения, тема, в ней затронутая, герои, прототипы которых так легко узнаются, все затрагивает в наших сердцах самые волнующие чувства. Этот полет наших душ уже сам по себе нам дорог и очень часто за ним мы пропускаем много важных и серьезных размышлений. Нас усыпляют приятными нам переживаниями и важнейшие наши качества как чувствознание и распознавание впадают в глубокую летаргию.
Поэтому я и хочу вместе с вами заново перечитать и поразмышлять над книгой-бестселлером для многих последователей Живой Этики “Две жизни” К.Е.Антаровой. Я знаю насколько она дорога для большинства из нас, поэтому очень прошу вас не вспыхивать сразу огнем негодования, постарайтесь понять, что я ваш единомышленник, что мое сердце также бьется любовью к нашим Великим Учителям, их великим ученикам, и волнуется о дальнейшем развитии идей Агни Йоги в нашем обществе. Как сказано в Учении Живой Этики: двое, сидящие за одним столом, не могут быть врагами, если они ученики одного Учителя.
Знаки Агни Йоги.
183. Поручаю вам Учителя Имя держать высоко, чтобы ничто
умаляющее не коснулось этой цепи единения миров. Также
поручаю вам явить помощь тем, кто стучится непрестанно. Я
поручаю говорить о назначении жизни на Земле. Я поручаю
отвергать все, что позорит общение с Нами. Я поручаю
утвердить Наше существование.
Явление познания Нашего Учения должно существенно
изменять жизнь познавших. Оно должно приносить возможности,
иначе к чему загромождаться?!
Мы все с вами только ученики, мы все стремимся познать как можно больше. И разве не прекрасно, если еще одно заблуждение будет разбито нами и еще одна грань великой Истины засияет для нас? Давайте вместе попытаемся сделать это. Будем вместе размышлять, сопоставлять факты, делать заключения. Если проделанная работа будет для вас не убедительна, то вы продолжите свои поиски дальше.
 
Глава 2
Предисловие к книге предваряется следующим текстом: “ Книга “Две жизни” написана Конкордией Евгеньевной Антаровой через общение с Высоким источником посредством яснослышания и ясновидения. Впервые в беллетристической форме даются яркие и глубокие Образы Великих Учителей, выписанные с огромной любовью, показан Их самоотверженный труд по раскрытию Духа человека. Единство Источника этих книг вполне очевидно для лиц, их прочитавших. Учение, изложенное в книгах “Живой Этики”, как бы проиллюстрировано судьбами героев книги “Две жизни”. Книга первоначально не предназначалась для печати”.
Это мнение издателя, так как оно не подписано. Давая жизнь этому произведению, издатель, я думаю, отдавал себе отчет в том, что он делал. Я предполагаю, что у него были самые искренние намерения, ибо он уверен, что издаваемая книга говорит о дорогих всем нам идеях, что это “очевидно для лиц, их прочитавших”. Но часто очевидность так далека от реальности!
Иногда, не желая признавать точку зрения на книгу Антаровой как искажение мысли Живой Этики говорят о том, что именно книга “Две жизни” привела многих к Учению Живой Этики, что она воодушевила, дала толчок к духовному устремлению, помогла избрать путь. Все это в принципе просто замечательно. Только откуда среди последователей Учения Агни Йоги так много поверхностных, суетливых, возбужденно-восторженных людей. Именно их чаще видно и слышно, именно по ним судят скорее всего о всех последователях Учения Живой Этики.
Как пишет в своей статье “ Пышные Олимпы низших сфер” Л.В.Шапошникова: “… Несмотря на то, что некоторые украшают стены своих жилищ цитатами из нее ( Живой Этики), идеи Учения энергетически еще не проникли в их внутреннюю жизнь и стоят как бы в стороне от их повседневного бытия.
Ведь можно слушать и не услышать, смотреть и не увидеть, читать и не усвоить. Два сильных помощника у темных сил, восседающих на пышных Олимпах низших сфер Тонкого Мира, есть на земле. Самость и невежество”. Очень верные слова, которые полезно применять в своей жизни.
Как видите приход к идеям какого-то Учения, даже самого совершенного, еще не означает, что мы действительно идем указанным нам этим Учением путем. Кроме того, я думаю, что пить мутную воду и оставаться здоровым нельзя, особенно если вы начинаете с этого.
Можно принять как аргумент, который иногда высказывается активными сторонниками этой книги, что она была написана еще до распространения книг Учения Живой Этики, Конкордия Евгеньевна не была еще знакома с Учением Агни Йоги, и это натяжка издательства, хотя я совершенно с этим аргументом не согласна. В книге масса намеков на терминологию, мысли, идеи Учения Агни Йоги. Попытка дать понимание общинности, заботы об Общем Благе, используется понятие целесообразности, наименование народа – Иван стотысячный, а иной раз намекнут даже и на понятие сердца. Но если и принять этот довод, то Великие Учителя, их ученики являются героями этой книги. Следовательно, мы не можем никак уйти от сопоставления с Учением даваемым этими Великими Учителями.
Следующим аргументом является то, что все это сочинение должно восприниматься просто как прекрасная сказка, художественная проза. Но это сказка об Учителях? В любом случае здесь не могут быть под их образами высказаны противоположные их Учению идеи. В сказке может быть иносказание, образность, но точность смысла просто обязана быть.
Теперь, я думаю, стоит остановиться и разобрать с вами одну особенность этой книги. То, что издатель преподносит нам как литературные шероховатости постоянно проявляются в книге различными несуразностями повествования, когда нам сразу дают несколько взаимоисключающих понятий, мыслей и в постоянном смешении, подмене самих понятий. Возьмем самую первую сцену пира и похищения Наль. Например, по реакции Али младшего создается впечатление, что он и Наль горячо любят друг друга, Наль, кажется, любит Николая только детской любовью, но далее говорится о том, что она и Николай на самом деле оба любят друг друга и жестокие законы фанатичного народа разлучают наших Ромео и Джульетту. Хотя в следующих главах во второй книге дается ее растерянность, даже страх перед мало знакомым ей мужчиной, который должен стать ее мужем. Таких несуразностей в тексте можно найти довольно много и при дальнейшем анализе книги вы сможете отметить их неоднократно. Невольно рождается мысль, что это, возможно, и не несуразности, а хорошо продуманный ход, который и вводит нас в область постоянных предположений и собственных домысливаний, когда из разных посылок, этаких манков, ведущих вас то в одну сторону, то в другую, вы выбираете наиболее вам близкие и желаемые.
В книге К.Е.Антаровой нам все время дают некие обтекаемые, абстрактные понятия, которые в принципе что-то напоминают нам очень знакомое и родное, хотя могут быть истолкованы и иначе. Мы с вами все время, исходя из своих побуждений сами выбираем то, что нам хочется в этом видеть. Мы постоянно ставимся в положение домысливающих, дописывающих произведение за автора. Зомбированные уверением, что все это дано через Высокий Источник, мы не позволяем себе ни секунды сомневаться в том, заложена ли действительно в тексте некая высшая мысль, высшая целесообразность в описываемых событиях и поступках героев, которую мы должны во всем этом действе предполагать, угадывать, вскрывать.
Эта особенность повествования проявляется с первых страниц произведения, нас все время подталкивают к угадыванию за даваемыми образами знакомых нам индивидуальностей, мы постоянно пытаемся уловить некие намеки, которые рождают в нас близкие именно нам ассоциации. Не надо быть семи пядей во лбу, чтоб не догадаться кто такой Л.Н.Т., наш милый Левушка с писательским талантом. И кто подписывает свои письма большой буквой М. И что Иллофиллион слегка измененное имя Иллориона и т.д. Да, нас с самого начала очень умело заставляют входить в область недоговоренностей с собственным толкованием их. Это прекрасный ход автора! Вы все время при чтении книги готовы предполагать иное тому, что читаете, благо для нас в тексте полно таких манков. Вспомните, как Флорентиец роется в вещах Левушкиного брата. “Мне было чудно, что человек, вместе со мной роющийся в ящиках брата, мне совершенно чужой; а все же сознание, что он делает именно то, что нужно, и так, как нужно, не нарушалось во мне ни на минуту”, говорит нам Лувушка. Именно так нас и заставляют все время думать, что все это именно так как нужно и то, что нужно. И под этим соусом в наше сознание вводятся мысли совершенно противоположные нами предполагавшимся, но мы все это съедаем в сомнамбулическом экстазе и уже не хотим ни видеть, ни знать ничего иного.
Книга “Две жизни” описывает нам путь учеников в ашрам учителя. При этом они бегут от преследования, все время гримируясь и переодеваясь, меняя свой облик, борятся с колдунами и помогают всем встречным на пути. Если я скажу вам, что ничего подобного на пути к нашему Великому Учителю не может быть, вы с улыбкой мне заметите, ведь это художественное произведение, здесь все дано в иносказательной форме. Почему в иносказательной? Каким художественным приемом нам это дают понять? Вот когда Иисус говорит, что от доброго дерева родится только добрый плод, а от худого, худой плод, я понимаю, что это иносказание, передающее глубочайший смысл сказанного. А вот то, что нас все время пытаются заставить видеть не то, что мы читаем, и думать не то, что мы при этом должны думать, я согласна.
Ювелирная работа! Такое тонкое смешение, едва уловимая подмена и мы уже сами не понимаем где ложь, а где правда. Указывая на ложь, вы все время будете иметь как аргумент в том же тексте часть истины, это потрясающе искусный литературный коктейль. Это смешение разных понятий создает острую реакцию: резкое неприятие или резкое отстаивание верности изложенных идей данного произведения. Потому что защищая книгу “Две жизни” вы защищаете, прежде всего, те высшие проявления ваших душ и сердец, которые рождаются вами при домысливании недоговоренностей этой книги и при нахождении в ней возвышенных мыслей, так напоминающих и намекающих нам на мысли Агни Йоги. Верная мысль, заложенная там как праздничное яркое покрывало, откликается в наших лучших проявлениях, окрыляется нашими высшими устремлениями и эта астрально-ментальная Майя, наиболее сильная и ослепляющая поглощает нас, вливая в широко открытые наши души каплями яд лжи и порабощения, дезориентируя нас и незаметно для нас, направляя в совсем противоположную сторону. И это тем сильнее действует, чем менее мы восприняли на первых ступенях само Учение Живой Этики, когда мы только на подступах к нему, когда наша душа полна высшего экстаза от первого соприкосновения с величайшей Мыслью Великих Учителей, но еще не стала сущностью нашей жизни.
Мы и не замечаем, как отклонились от нашего пути всего на градус- пол градуса, ведь почти ничего не изменилось! Но, продолжая двигаться по этой траектории, рано или поздно вы увидите, что зашли совсем не туда куда шли. В лучшем случае это открытие может закончится разочарованием, вы станете обвинять в этом ваших ведущих, вас обманувших и увлекших не туда, в лучшем случае, вы просто отвернетесь от любого пути постижения духа и через какое-то количество воплощений вам все равно придется начать все заново, с самых первых ступеней. Здесь можно вспомнить опыт Кришнамурти, который нашел в себе силы преодолеть порабощающее его влияние, смог освободиться от пытающейся руководить им силы, но при этом вышел из схватки совершенно разбитым и разочарованным человеком, отвергающим всякое водительство, любой путь, пытаясь только сохранить себя.
А в худшем, я думаю, вы просто останетесь на этом неверном пути и в упорстве своем вам ничего не останется делать, как идти уже в совсем противоположном направлении, служа совершенно другим целям.
В самом начале Предисловия мы читаем: “ Естественен интерес к тому, как был написан этот труд. Это было и навсегда останется тайной. Те же, кто были свидетелями его появления, могут сказать одно: огромная книга была написана в сороковых годах, исключительно быстро и, безусловно, не предназначалась для печати. Отсюда особенности ее языка. Яркий и образный, он в то же время имеет шероховатости и литературно не отшлифован. Кора Евгеньевна писала для тех, кто будет читать не внешнюю форму, а глубокую суть изложенного”.
Прежде всего, просто замечу, что внешняя форма и суть изложенного содержания все же как-то взаимосвязаны, можно провести философскую дискуссию на тему единства формы и содержания, но боюсь, что мы слишком отклонимся от существа вопроса.
Поэтому займемся размышлением о том, почему то как написан труд остается тайной? Ведь только что, издатель поведал нам о том, что все записано с помощью ясновидения и яснослышания через общение с Высоким Источником. Или все же написала сама Кора Евгеньевна?
Мы все знаем, что это была одаренная женщина, она тесно работала в театре с К.С. Станиславским. Такое сотрудничество не могло остаться бесплодным. Элементарное понимание художественности произведения, выводимых там образов просто обязано быть у нее. Ведь шероховатости стиля выражены, прежде всего, в плоских, однобоких образах. Ни один герой не раскрыт в своих внутренних глубинных исканиях. В его душе не происходит ни борьбы, ни душевных переживаний, кризисов, обновлений, побед и поражений. Одни определяются как обуянные страстями и низкими желаниями, другие прекрасны и чисты сами по себе, как данность. Яркий и образный язык использует две, максимум три краски и образы остаются ходульно-плоскими, безжизненными.
Русская художественная литература так богата замечательными примерами высокого мастерства, нам есть с чем сравнивать. И если это просто частное произведение человека, выражающего свои представления и сокровенные пожелания так как у него это получается, то нам бы и оставить все это как частное явление. Но даже без предисловия издательства, мы легко узнаем в этом произведении дорогие каждому из нас Образы! Вы берете на себя смелость выводить нам Великие Образы, так соответствуйте этому уровню, как минимум. А если не можете, то, стоит ли брать на себя такую ответственность?
Если же книга написана через общение с Высоким Источником, то вопросы только увеличиваются. Литературная шероховатость могла быть от торопливости при создании книги? И почему так торопились с написанием этой книги? Наверно, здесь могли быть учтены временные особенности, политическая обстановка, сложности судьбы самой Антаровой. Возможно. Тогда, учитывая обстановку в нашей стране в те годы, эта книга не предназначалась для печати, конечно. Но Великий Источник, наверно, понимал, что эта обстановка рано или поздно переменится, и книга все же встретится со своим читателем. Даже за период такой подпольной жизни, ее все же кто-то должен ведь был прочитать. Пусть издатель определяет язык произведения ярким и образным, мы можем иметь другое мнение, но он все же признает его шероховатости и литературную неотшлифованность. Но я не могу вместить в своем сознании, как Высокий Источник не может нести в себе простой способности к литературному творчеству? Неужели среди членов великого Белого Братства не нашлось Индивидуальности способной выполнить эту работу? Зачем наполнять мир несовершенством?
Вспомним, каким слогом обладала Е.П.Блаватская, каким удивительным языком передано нам Учение Живой Этики, настолько одарены, талантливы были и Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Как Высшее может быть передано столь несовершенным языком? Как высшие совершенные Существа, наши великие Учителя, сотрудники Белого Братства могли дать миру такое ущербное в художественном отношении произведение? Ведь единство источника для многих очевидно, как утверждает издатель!
Посмотрим, какими художественными средствами нам представляют в этом романе наших героев, как раскрывают их внутренний мир. Брат Левушки Николай: “ На слегка загорелом, гладко выбритом лице блестели белые зубы, красные, красиво вырезанные губы, золотые вьющиеся волосы и темные брови…” Далее портрет Флорентийца: “Правильные черты лица, безукоризненные зубы, маленькие уши и большие миндалевидные, совершенно изумрудно-зеленые глаза – все при сияющем солнце было обворожительно”. Иллофиллион тоже красив как бог. И так любой положительный с точки зрения автора герой красавец просто на загляденье! А вот жених Наль: ” Жених, человек малого роста, хилый, возбужденный пережитыми неудачами, еле держался на ногах”. Даже красавица тетка Лизы имеет отталкивающий, животный вид. Отрицательный герой отталкивающ сразу и во всем. Надо признать, что это единственное представление для читателя о героях, только по их внешнему виду, который заменяет нам весь внутренний мир представляемых образов. Предполагается, что вы улавливаете намек автора по описанию внешности героя и домысливаете сами его внутренний мир, его побуждения, даже дофантаризуете путь, который этот герой прошел до описываемых событий в книге.
Но тогда давайте внимательнее отнесемся к этим внешним описаниям и посмотрим, как нам представляют портрет Али Махоммета. “На меня пристально смотрели два совершенно черных глаза очень высокого, средних лет человека, с густой, короткой, черной бородой” Тут же говорится, что высокий брюнет и юноша своей осанкой и манерой резко отличались от всего окружающего, “многие из прохожих им подобострастно кланялись”.
Далее нам дополняют образ Али старшего, вот описание руки Али Махоммета: “ Длинные тонкие пальцы кончались овальными, выпуклыми розовыми ногтями. Вся рука, узкая и тонкая, артистически прекрасная, все же говорила об огромной физической силе”. Знаете, ведь хиролог скажет о такой руке, что ее обладатель склонен к анализу, до мелочности, эгоистичен, холоден.
Заглянем вперед и обратим внимание как одет Али Махоммет к пиру. “ На нем был надет почти черный, - так густ был синий цвет, - халат; а под ним сверкал другой, яркий малиновый, плотно прилегавший к телу.” Удивительное сочетание цветов! Халат все же черный, хоть и сделан реверанс в сторону густо-синего. И мы можем теперь с вами полностью представить себе человека высокого, с гордой осанкой, на которого все сразу обращают внимание, короткая густая бородка, черные сверкающие глаза, тонкая холеная артистическая рука, в черном халате из-под которого выглядывает малиновый! И мы с вами все это съедаем только потому, что нас парализуют уверением, что мы обязательно будем читать о наших Великих Учителях, что книга иллюстрирует нам Учение Живой Этики.
А вот ближайший ученик Али, его племянник и воспитанник Али Махмед: “ Но Али – жгучий брюнет, и чувствовалось, что темперамент в нем тигра. Что мысль его может быть едкой, слово и рука ранящими”. Ну, еще только портрет капитана парохода, на котором они попали в бурю: “Глаза его были совершенно желтые, как янтарь, и зрачки очень странной, точно продолговатой формы, как у кошки. Янтарные глаза казались мне жестокими, мерещились долго, пока не вернулся И.” Это все люди ведущие или идущие на пути духовного постижения, такими художественными средствами автор дает нам портреты положительных, с его точки зрения, героев романа. Не станем описывать всех действующих лиц произведения, их достаточно много, но принцип во всем один: внешний портрет, данный в меру собственного представления автора о положительных и отрицательных героях и ни слова о глубинных внутренних переживаниях.
Большую часть повествования занимают подробности быта, внешних действий, как спали, что ели, как одевались, какие вещи кому дарили, в каком тоне друг с другом общались и т.д. Возьмите, хотя бы ближайшую десятую главу, рассказывающую о приезде в Севастополь. Все содержание ее уместится в абзац, но мы прочитываем тринадцать страниц!
 
 
                                                                
Hosted by uCoz