М. И. Егорова, кандидат исторических наук

О КОСМОЛОГИИ ЕДИНОГО ЗНАНИЯ. ВЫСШИЙ РАЗУМ

 

Единое знание — это система мысли, охватывающая Теософию и Учение Живой Этики, или Агни Йогу, имеющих единое философское основание. В ряду этих высоких Учений стоит и Учение Храма Человечества, продолжающее “Тайную Доктрину” и поистине “С Горной Вершины” освещающее наше понимание по этому же единому направлению мысли. Учение Живой Этики, данное через Е.И. Рерих (естественно, включающее и записи Б.Н.Абрамова), заключает Тайную Доктрину” Е.П.Блаватской и развивает теософскую мысль далее, главным образом, в её практическом аспекте, имея целью подготовить человека к встрече с космическими энергиями в ныне переживаемом нами огненном переходном периоде к Новой Эпохе. По условиям и потребностям времени, обе составляющие этого единого комплекса имеют свои отличия в содержании, терминах и по задачам своих общественных организаций. Но в целом как единая система мысли Учение Живой Этики представляет узловую ветвь древнейшего Учения Жизни, основы которого утверждались на страницах многих Священных писаний и выдающихся творений всех веков и народов. Эта система — всевмещающая. Она отвечает на вечные философские вопросы миростроения, происхождения и эволюции жизни, Природы и человека, смысла и цели его существования. Здесь свое видение научного и философского познания мира, понятий культуры, творчества, свободы, религии, искусства, других областей знания, и всё это во взаимосвязи с величественными законами Космоса, под эгидой вечных истин Красоты, Любви и Света. И эта ветвь знания, “основанного на наблюдении и опыте”, “также научна, как и так называемая точная наука и, быть может, ещё более”, и требует необычайной ясности и точности понимания (3, S3; 6,IX, 388). Последнее, в частности, и составляет суть всех наших трудностей, поскольку интерпретация системы всегда по-своему индивидуальна и зависит от многих общих возможностей исследователя, в том числе и его интуитивного проникновения в её основы.

Космология Учения близка индусскому миропониманию, но отражает автономность этой синтетической школы мысли и особенности её терминологии.

В соответствии с законами Космоса, в Учении утверждается целостность, периодичность, бесконечность и беспредельность мироздания, находящегося в непрестанном движении и развитии. Центром его философии является признание Абсолюта — того же Парабрамана индийских адвайтистов, обычно называемого ТО (санскр. — “Тат”). Абсолют в этой системе — абстрактный “непреложный Принцип” и “Абсолютный Закон”, действующий как “Единый” — неведомый, вечно-сущий Бог в вечной и несотворённой Природе. Это “область Абсолютного Сознания”. Это не Личный Бог, не существо (безличие Абсолюта есть основа этого знания), но он принимается как “Единая бесконечная и независимая Сущность”, как Единая, Божественная, “неисповедимая начальная Причина”, “Единая Реальность” и “Единая Жизнь”, как “Абсолютное Всё” — невидимое и видимое, как “истинно единый источник проявлений и всех видов существования”. Ибо это Единое Бытие (которое есть и Вечное Не-Бытие!) является нуменом всех нуменов долженствующих, согласно этой идеальной абстракции, лежать в основании всех феноменальных явлений Вселенной. В проявленном же мире это есть всемогущая, вездесущая и всеведаюшая творческая потенция, латентная в каждом атоме Вселенной. И Вселенная, или Космос, и есть периодическое проявление этой “неизвестной абсолютной Сущности” (2, 1, 37-38, 40-43, 49-51, 55, 90, 181, 340-342; 3, 62-641).

На нашем плане существования единственным умозрительным и физическим представлением Абсолюта является Пространство. А что есть Пространство — невидимое и видимое, эта “неведомая Беспредельность”, тот же Дух (Вселенский Разум!), “живой источник жизни” и “Матерь-Рождающая, вечная, всегда-сущная Причина и Непостижимое Божество”? Этот “истинный Бог посвящённого христианского Апостола и индусского Риши”?

Это есть сама Вечность, “Вместилище всего”, “Неведомая первопричина”; это есть “Тело Вселенной с его Семью Началами”, и это есть Троичное Божество, как сказано: Хаос, Теос и Космос — “все во всём”. Эти три великих символа своего синтеза — Единого, Неведомого Пространства, являют Тетрактис (Четверицу), “тождественный в Вечности”; последнее слово о Нём “может быть, не будет известно вплоть до нашего Седьмого Круга” (2, I, 426; 4, 571, 623-624; 5, I, 426-428, 530).

Учение исходит из того, что Абсолют — Абсолютное Сознание, или Божество, невидимое и непознаваемое, “есть всё же универсальная Духо-материя, или материя-Дух, в своей абсолютной беспредельности”. То есть, в потенциале своём. Он — Андрогин, ибо в Нём синтезированы Божественный Дух (или Сознание) — как Пре-Космическая Мысле-основа, исток Силы и всего индивидуального Сознания”, и Божественная Материя — как Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) и основа всех объективных планов Природы. И с начала своего проявления и становления Космос исполнен двойственности, которая является “как бы самой сутью ею проявленного существования”. А то, что связывает в Нём воедино Дух и Материю (оба нераздельны и являются аспектами этого единства), есть “динамическая энергия Космической Мысле-основы” (Духа), называемая Фохатом |2, 1, 49—51].

Фохат — понятие эзотерического буддизма, являющееся “одним из самых важных факторов” вообще в эзотерической космогонии (2, 1, 157—158). Мы сосредоточим внимание на рассмотрении именно этого понятия, которое, на наш взгляд, как никакое другое, помогает пониманию основ космологии Учения. Тему Фохата мы будем стремиться раскрыть на основе комплексного подхода — с опорой на материалы Теософии (“Письма Махатм”, “Тайная Доктрина” — Т.Д., “Ключ к Теософии”), а также, но возможности, Живой Этики, разъясняющие и углубляющие суть уже данного ранее. Все эти источники — взаимодополняющие друг друга. Разумеется, особенно ценно, когда есть возможность специалистам в той или иной области естественных наук сравнить продвижение современной науки по линиям, намеченным теософской мыслью ещё столетие тому назад .

Наша задача — иная; мы описываем искомый предмет, каким он представлен в источниках этого знания и как мы смогли понять смысл сказанного. Основной материал о Фохате даётся в Т.Д. по Комментариям к Станцам книги Дзиан — архаического манускрипта предгималайских тайных учений. Напомним, что первоначальное трансцендентальное и философское понимание сущностных явлений жизни у древних народов было единым, а символика идентичной (2, I, 524). И “браминская эзотерическая философия, — писала Блаватская, — может ныне отличаться (от этих предгималайских учений) по форме... но в отдалённой древности они были тождественны” (2, II, 386). Вообще же, в индусских и буддийских системах всё сокровенное и по сей день тщательно охраняется. И можно полагать, что и в настоящее время в используемых нами источниках содержатся основные, редко доступные сведения о Фохате.

Мы не сможем представить тему Фохата во всём объёме, настолько она широка, глубоко связана со всеми основными положениями системы, а отчасти, остаётся всё ещё и сокрытой. И потому, в стремлении изложить о Фохате главное -- о его природе, аспектах, функциях и т.п., будет намечена лишь канва темы. Мы не сомневаемся, однако, что её комплексное изучение с привлечением всё более широкого круга материалов Живой Этики, Теогенезиса и других источников будет продолжено и со временем станет предметом специального развёрнутого научною исследования.

Вернёмся к Пространству и к двум основным космическим началам — Духу и Материи. Надо сказать, что концепция Дух-Материя принадлежит глубокой древности. “Ни один древний философ, — отмечается в Т.Д., — никогда не отделял Дух от Материи или Материю от Духа. Всё зарождалось в Едином (Абсолюте, — М.Е.) и, происходя от Единого, должно в конечности вернуться к Единому” (2, I, 709). Учение принимает это положение и исходит из того, что на непроявленном плане Дух и Материя — “Едины в Вечности” как две грани божественного непознаваемого Парабрамана. А на проявленном плане постижение человеком этих, якобы, противоположных аспектов, зависит oт различных степеней дифференциации и плотности материи и от уровня достигнутого им сознания (там же, 677).

Надо иметь в виду, что в различных восточных системах понятия Духа и Материи многоаспектны и каждый аспект и его качества, на разных планах Бытия и восприятия, имеют своё особое наименование. Конечно, это свидетельствует о наблюдательности древних мыслителей, об их глубоком проникновении в сущность явлений, но также и об их стремлении сокрыть до времени Истину от неподготовленных сознаний; для нашего же понимания последнее создает свои трудности. В этой связи, вероятно, уместно сказать несколько подробнее о космических началах, поскольку далее мы будем не раз к ним возвращаться.

Мулапракрити (санскр. — “Корень природы” иди материи), согласно Т.Д., — Первозданная, Пре-Кос-мическая, непроявленная, недифференцированная субстанция (“парабраманическая основа”), “абстрактный божественный женский принцип” и “мистический корень всей Материи Вселенной”. “Мула-пракрити, — писала Блаватская, — не материя, как мы её знаем, но духовная сущность материи, совечная и единая с Парабраманом или с Пространством... в его отвлечённом смысле” (2, I, 79). Это нумен проявленной, или дифференцированной, материи. “Эта Корень-Природа является источником тончайших невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа Единого и Бесконечного Духа” (там же).

В индусской философии “эта Первозданная Субстанция есть основание (Упадхи), проводник каждого явления в Природе физического, психического или умственного” (там же). И, как и всё во Вселенной, она семерична. Синонимом её в Пуранах является первичная Прадхана; в буддийском эзотеризме это Свабхават — вечная субстанция, также “корень всего сущего”, “пластическая сущность, наполняющая нашу Вселенную” (2, I, 107).

Мулапракрити есть источник, из которого излучается Акаша — “почти синоним первой”, но в аспекте первозданной (Prima) проявленной, сверхчувственной материи. Это “женский аспект творческого Логоса, или та же Майа с философской точки зрения”, и та же Анима Мунди, или Матерь Космоса (2, I, 44—45, 79, 145). Иначе говоря, Акаша — это первичная космическая материя на высочайшем плане познавания и бытия; в своих высших аспектах она есть Упадхи Божественной Мысли Логоса — Всемирная Душа; в своих проявлениях по нисходящей линии — сначала эфир (она — нумен эфира), а затем и его низший аспект — Астральный Свет (2, I, 47, 604, 666, 668). Акаша есть также “космическая атмосфера”, которая, и как небесный эфир, и как Астральный Свет, находясь либо “в своём латентном, либо активном состоянии, окружает и пронизывает всю материю в движении” (4, 624).

Божественный Дух (Космический Огонь) есть активное, мужское, зарождающее начало — Огонь-Отец. В эзотерической доктрине Огонь есть Всетворческая Сила и вечная, бесконечная Божественная Сущность (2, I, 103, 171).

Но в Космосе, по сути, нет пассивного начала; оба начала активны, нераздельны и в своём единстве с Абсолютом являют Высочайшую Троицу (5, 1, 425; 11, 121, 200). А то, что Дух и Материя едины (“двое есть одно”) — это одна из элементарных и фундаментальных доктрин системы. И понимание того, что они “отличны лишь в относительных проявлениях и только в ограниченном познавании чувственною мира”, важно для правильного осмысления всей космологии этого знания. Потому повторим: Дух в Материи есть Жизнь; Материя, бесконечная и неразрушимая, без Духа — вне Бытия. Её называют также кристаллизацией Духа (4, 230, 441), Оба принципа слиты и составляют Единый элемент, называемый Духо-материей, как отмечала Е.И.Рерих (5, I, 3S4; 11, 356).

И этот первичный Единый элемент есть Фохат (2, 1. 131-133).

Что же касается порядка последовательности проявления в Космосе этих начал (что нередко является предметом теологических дискуссий!), то в Т.Д. советуется не заниматься “слишком тонкими хитросплетениями” этого вопроса, ответы на который различны в разных системах (2, 11, 36). Мы последовали этому совету, но выделили положения, которые Учение принимает как основополагающие. А именно:

“Дух и Материя есть два состояния Единого, что есть ни Дух, ни Материя, оба будучи Абсолютной Жизнью латентной... Дух есть первая дифференциация Пространства (и в нём). Материя же есть первая дифференциация Духа” (Книга Дзиан комм. I I I §1S; 2, 1, 323-324).

“Мировой Разум, уже выявленный в феноменальный (или проявленный) мир (Махат) — есть первый аспект неизменного Абсолюта...” (2, I, 97).

“Манвантарический импульс начинается с новым пробуждением Космического Представления Вселенского Разума совместно и параллельно с первичным возникновением Космической Субстанции (Акаша, — М.Е.), последняя является манвантарическим проводником первого из недифференцированного пралаического состояния. Тогда Абсолютная Мудрость... выявляется в виде космической энергии Фохата. Вибрируя в лоне инертной Субстанции, Фохат вызывает её к деятельности и руководит её первичными дифференциациями на всех семи планах Космического Сознания” (2, 1, 405—406).

И ещё: “Во Вселенной есть лишь одно неделимое и абсолютное Всеведение и Разум, и оно трепещет в каждом атоме, малейшей точке Космоса, не имеющего пределов, и который люди называют Пространством, рассматривая его независимо от всего содержимого в нём. Но первая дифференциация его отражения в Проявленном Мире — чисто духовная, и существа, зарождённые в нём, не одарены человеческим сознанием, пока не приобретут его лично и индивидуально” (там же, 344).

Все эти положения отражают и автономный, и синтетический характер Учения, корни которого уходят в глубокую древность. Если же говорить о философских основаниях более конкретно, то надо отметить, что эта школа мысли близка Веданте, Упанишадам, с их дерзанием к свободе Духа и познанию Истины, “а точнее, к Бхагавадгите”. Её сторонники прямо определяются в Т.Д. как принадлежащие “к крайней эзотерической школе Веданты”, хотя у них есть и свои отличия и от адвайтистов, и от последователей Висишта-адвайты (2, I, 286). Уместно, в этой связи, напомнить также и о принципиальном замечании Е.П.Блаватской в отношении “несчастливой ошибки”, допущенной А.П.Синнеттом, озаглавившим свой труд “Эзотерический Буддизм”, вместо, как это было бы правильно, “Будхаизм” или “Буддхизм”. Заглавие же Синнетта утверждало, по словам Блаватской, “соединение системы с религией Готамы, вместо того, чтобы приписать ее Скоровенной Мудрости, преподанной Кришною, Шанкарачариа и многими другими, также как и Буддою” (2, I, 672). И, как известно, Е.И. и Н.К. Рерихи, подчеркивая автономность и синтетический характер Учения, а также его соизмеримость с условиями времени и сознанием народов, неизменно указывали на преемственную связь системы с Заветами Иисуса Христа - другой узловой ветвью древнейшего единого Учения Жизни.

ВЫСШИЙ РАЗУМ

Высший, или Космический, Разум — Махат (санскр. — “Великий”), Третий Логос (Следует иметь в виду, что от однородного, или недифференцированного, до проявленного плана Бытия сушествует семь слоев-состояний прекосмической материн. На этом непроявленном плане своя последовательность выявления: Первый Логос – “безличный, непроявленный, предтеча Проявленного”; Второй Логос — Дух-Материя, Жизнь, Всемирный Дух, выявляющий Махат. Все они в единстве с Абсолютом (2,1,51,134; П,600).) Это тот же Демиург, или творческий Логос западных каббалистов, это четвероликий Брама индусов, это их великий Ишвара, и это, по Учению, Первый космический аспект Парабрамана, а также — Проявленное Всеведение, или Проявленная Божественная Мысль (2, I, 122, 158; 11, 76) (Махат являет суть двух первичных аспектов Абсолюта — Духа и Материи, или Пуруши и Пракрити. Это положение, как считала Блаватская, определяет одно из отличий этой школы мысли от Адвайты-Веданты и Висишта-вайты, полагающих, что Махат является проявлением Пракрити (2,1,97).)

Очень важно уяснить огромную значимость этого явления для понимания не только всей космологии рассматриваемою знания, но и просто всей жизни в нашей Вселенной. Это большая и специальная тема; ей можно посвятить не одну книгу. Мы же даём только канву подхода и касаемся, главным образом, вопросов, связанных с Фохатом.

Что есть Высший Разум? Дух, несущий Божественную Весть Абсолюта. “Это есть Дух или, вернее, сложное единство проявленных живых”. Планетарных Духов (“семи главных планет, особенно связанных с Землёю”). В своей совокупности этот “Великий” являет вселенскую Иерархию духовных существ, в Венце которой “Первозданные”, или “Изначальные Семь”, — высочайшие Духи на лестнице Бытия нашей Солнечной системы. Они же — Дхиани-Будды или Архангелы христианства (Первозданные Семь - солнечные божества (в отличие от лунных питрисо” - создателей физического человека). Эти “Сыны Огня” “Отца-Матери” (Второго Логоса), то есть первые Сущности, исшедшие и развившиеся oт Изначального Огня, выступают создателями внутреннего человека (2, 1, 133 – 134). Эзотерически Дхнани-Будд - Семь, из которых пока что проявилось только Пять, двое остальных должны появиться и Шестой и Седьмой Коренных Расах (2,1,15б).) “Весь Космос, — говорится в Т.Д., — руководим, контролируем и одушевлён почти бесконечными сериями Иерархий сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию и кто являются посредниками кармических и космических законов”. По аналогии можно сказать и о человеке, который сложен из сущностей всех этих небесных Иерархий: “коллективно люди являются созданием множеств различных Духов; порознь — обиталищами этих множеств; иногда же и индивидуально они являются проводниками некоторых из них” (2, I, 342, 284).

Много внимания этой великой духовной Иерархии уделяла в своих трудах и Е.И.Рерих. “Космический Разум, — писала она, — ecть Иерархия Света или Лестница Иакова... Высший Иерарх нашей планеты есть один из прекраснейших алмазов в Венце Космического Разума” (5, I, 301).

Добавим также, что Высший Разум есть “первоисточник и питомник всех мировых и земных монад (плюс их божественное отражение!), которые произошли от Логоса и возвращаются к Нему, каждая по завершении своего времени” (2, I, 715—716).

Некоторое представление о величественности и беспредельности выявления “Перворождённого” — Высшею Разума из лона Абсолюта — даёт пояснение этого процесса одним из знатоков Веданты конца XIX века Т.Субба Роу, часто цитруемого Е.П.Блаватской. В своих “Примечаниях к Бхагавадгите”, которые, кстати сказать, заслужили её высокую оценку, он писал:

“Мулапракрити (Покров Парабрамана) действует как единая энергия через Логос (или Ишвару). Теперь Парабраман... есть единая сущность, от которой исходит и начинает существование центр энергии, который я назову пока Логосом... Он называется Глаголом... христианами, и Он есть Божественный Христос, который вечен в лоне Отца своего. Он называется Авалокитешварой буддистами... Почти в каждой доктрине было формулировано существование центра духовной энергии, который не рождён и вечен и существует в лоне Парабрамана во время Пралайи и возникает как центр сознательной энергии во время космической деятельности. <...> Это есть первый Джната, или Эго, в Космосе, и всякое другое Эго... есть лишь отражение и проявление Его. Во время Пралайи Он существует в скрытом состоянии в лоне Парабрамана... (во время Манвантары) Он имеет присущее Ему сознание и свою индивидуальность... Не следует думать, что... этот Логос... лишь единственный центр энергии... число их почти бесконечно... (Но) Он — первое проявление (или аспект) Парабрамана... Когда Он выявляется в Бытие как сознательное существо... с Его объективной точки зрения Парабраман является ему как Мулапракрити. Прошу это помнить... ибо в этом корень всего затруднения относительно Пуруши и Пракрити, испытываемого всеми толкователями философии Веданты... Парабраман — безусловная и абсолютная Реальность, а Мулапракрити нечто вроде покрова, наброшенного на Него. Парабраман, сам по себе, не может быть видим. Логос видит Его через наброшенный на него покров, и этот покров есть мощное распространение космической Материи... Парабраман после своего проявления, с одной стороны как Эго, с другой — как Мулапракрити, действует как единая энергия через Логос” (2, 1, Ш, 528-529).

Это есть “первая Троичная ипостась, комментировала далее Блаватская, — ...но этот Логос или Глагол... или Проявленный Бог также непостижим для нас иначе, как через Его Проявленную Вселенную, как и Единый', хотя он и легче, или, вернее, доступнее нашему высшему познаванию... через отражения или “многообразные аспекты этого Логоса, или Авалокитешвары, Брамы, Ормузда, Озириса, Адама Кадмона, — называйте его любым желательным вам именем, аспекты, или манвантарические проявления, которого суть Дхиан-Коганы, Элохимы, Дэвы, Амошаспенты и пр.”.

А высочайшая Троица, доступная нашему пониманию, по словам Т.Субба Роу, есть “Мулапракрити (Покров), Логос и сознательная энергия последнего, или Его Сила и Свет, называемые в Бхагавадгите — Дайвипракрити” (2, I, 529—531). Рассмотрим эту категорию Света подробнее.

СВЕТ ВЫСШЕГО РАЗУМА

Важно иметь в виду, что Единый Луч Логоса содержит в себе Семь других Лучей, или Творящих Сил Изначальных Семи. Что за излучением Света Логоса, олицетворяющего Божественный Дух, Силу, Волю и Мысль этих Семи, действует единая, неисповедимая мощь Абсолюта (2, I, 127, 420). Что Свет в этой системе есть, одновременно, Дух и Материя! (там же, 596). Объясненный эзотерически Свет (Lux) “есть тело самих этих Духов и их естество”. А наш физический свет есть проявление на нашем плане и “отраженная лучезарность Божественного Света, исходящего из коллективного чела тех, кого называют Светочами и Пламенами, или высочайшими Духами в Иерархии Творящих Сил Вселенной” (там же, 325). Что в разных учениях Свет Логоса имеет свою природу и свои олицетворения (Дайвипракрити — в эзотеризме ведантистов, Матерь — Мулапракрити в Трансгималайских учениях, Божественная София — в мистических учениях Запада и др.). Но как бы ни назывался этот сокровенный могущественный Свет в различных традициях, нам, чтобы понять процесс развертывания явлений в Учении, надо осознать, что “всё создано через этот Свет” Вселенского Разума, через этот всемогущий центр энергии, давший главный импульс всему творческому строительству Космоса. А в нашей системе — через его двуначальный Фохат, управляя которым Высший Разум творит этим первоначалом всего проявленного Бытия; и Вселенная, и этот первичный элемент, или всеначальное единое сущее, немыслимы одно без другого (2, I, 181, 187, 234, 52S-536; 7, § 28, 300, 530).

“С чисто оккультной и космической точки, — писала Блаватская, — это есть Фохат, или "единый инструмент", которым работает Логос” (2, I, 187). Фохат— Мыслящий Дух, космическая мыслеоснова, един с первоначальной Prima Materia, той же божественной космической субстанцией Акашей, Всемирной Душой (как его Упадхи), и с ее преображениями по нисходящей линии (эфиром и Астральным Светом), хотя все эти преображения несут свои функции. И в своем единстве этот Божественный Свет — Фохат есть “оживотворяющий, вечносуший двигатель и жизненный принцип, Жизне-Душа Солнц, Лун, Планет и даже нашей Земли” (2, 1, 752—753). “Свет, только один Свет, может быть мерилом и опорою” — говорит Живая Этика. “Огненный Мир Светом создан, и мысль есть продукт Огня” (1, II, 233).

И здесь нельзя не сказать о двух положениях или идеях этой системы, имеющих важнейшее значение для восхождения человеческого духа. Во-первых, об идее космического родства каждого человека со своим Владыкой Света — Космическим Отцом, Планетарным Духом — одним из высочайших Семи, под лучом которого оказывается каждая человеческая монада при своем появлении на этой Земле. Наполнение монады “самим естеством” такого Духа определяет ее сокровенную связь с Ним на протяжении всех последующих ее рождений на Земле и особую связь высшей триады человека со “своей” планетой и “своей” стихией. И каждый тяготеет к своему Отцу Небесному по Его Лучу, и, чем скорее человек сердцем осознает эту сокровенную связь, тем лучше (5, II, I80, 136).

И во-вторых, о метафизическом аспекте Мулапракрити — Акаши — Великой Матери Мира. Напомним слова Е.И.Рерих о том, что “каждый космический принцип или проявление имеет свои отражения или олицетворения на Земле” и что “за каждым проявлением, за каждым символом стоит великая Индивидуальность”. “Так Матерь Мира, — писала она, — рассматриваемая в ее космическом аспекте, есть Мулапракрити, все в себе вмещающая, всё в себе зарождающая. Но в земном отражении Она есть Великий Дух женского Начала” (5, II, 15). И если “во главе всего или, так сказать, за Покровом, находится Вечное и непрекращающееся Дыхание всего сущего (Абсолюта. — М.К.), то на плане проявленного царствует вечно женственная Природа, или Великая Матерь Мира” (5, II, 200).

В Живой Этике Матерь Мира утверждается и как Свет, и как Сила, украшающая нашу Вселенную (, §79, 156). Эта великая Индивидуальность, как сказано в “Криптограммах Востока”, есть “Матерь, общая Владыкам, — Великое явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила их на подвиг” (12, 36).

“И, конечно, — писала Е.И.Рерих, — Матерь Мира стоит во главе Великой Иерархии Света нашей планеты” (5, I, 425). А “принцип Иерархии ведёт весь Космос... Он заложен во всех жизненных проявлениях” (8, §457). Живая Этика проникнута особым почитанием величия Матери Мира. И это понятно: Учение давалось к преддверии Новой Эпохи — Эпохи Матери Мира, и, верное своей практической направленности, оно стремится вернуть нарушенное в мире равновесие между мужским и женским началом и утверждает и поднимает роль женщины во всех областях жизни человечества. Но при этом в нем ещё более подчёркнута значимость взаимодействия и сотрудничества этих двух великих начал.

Так, Высший Разум, или Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, в Живой Этике есть и “слитое сердце двух великих начал, венчающих Космос”, и Единый источник, который “творит на Земле силой Иерархии Света” (7, §28, 300, 530; 8, §9, 23). “Величие двух начал в Космосе есть основа Бытия” — подтверждают Учителя в книге “Беспредельность” (§§223, 224).

И снова обращаясь к Свету Высшего Разума, можем сказать, что излучения Его являют собой всё самое совершенное — Божественное Всеведение неисповедимого Абсолюта, коллективную абсолютную Мудрость Семи, всемогущую Силу их воли, а также Совершенную Любовь, Силу, Радость и Красоту их слитого с “Владычицей” сердца. Это совершенное сочетание представляет Психомагнит, или мощнейший Космический Магнит, для всего сущего нашей Солнечной системы. И носителем всех этих совершенных качеств является Фохат, вмещающий великий магнетизм этого высшего синтеза и насыщающий и электризующий к жизни всё сущее.

“Космический Магнит есть Космическое Сердце или Сознание Космического Разума Иерархии Света, — писала Е.И.Рерих. — Именно, Космический Магнит есть связь с Высшими Мирами в велении Бытия. Наша сердечная связь с Сердцем и Сознанием великих Учителей человечества вводит нас в мощный ток Космическою Магнита” (5, I, 391).

Нелегко представить величественность и могущество магнетизма Высшего Разума (того же Закона Притяжения!), действующего на всех планах Бытия “и в Духе, и в Материи” (7, §530). При этом важно сознательное принятие человеком сущности космического магнетизма, то есть всех совершенных качеств “слитых” излучений Высшего Разума, Его Любви, Мудрости, Все-Силы, Радости и Красоты, ибо именно сознательное сотрудничество с Космическим Магнитом объединяет его дух с этими прекрасными высшими энергиями. А при растущем устремлении, когда его сердце “начинает притягивать из пространства фохатические искры”, такая связь одаряет его “духовным магнетизмом” (1, III, 271, 273-274; 7, §136, 137).

Отметим также, что в Учении Живой Этики Фохат, этот Первичный Свет, или божественная эманация Высшего Разума, утверждается как “основная энергия сознания, наполняющая материю всего сущего”, или та же истинно всеначальная психическая энергия. Это тот же Фохат в проявленной Вселенной, как писала Е.И.Рерих, — Парафохат — в его наивысшем космическом аспекте и Панфохат в беспредельности. “Пришло время, — подчёркивала она, — объяснить смысл энергии всеначальной” (5, 11, 272; 9, §403).

Психическая энергия в Живой Этике, как известно, самое главное понятие. Отвечая потребностям и интересам человека современности. Учение не только раскрывает всеобъемлющее значение этой энергии для эволюции человека, но и даёт подробную характеристику её качеств и свойств, механизм её накопления, методы рационального подхода к её изучению и т.п., акцентируя внимание именно на практических вопросах её накопления и познания. И это естественно, чтобы человечество готовилось к достойной и сознательной встрече с этой всеначальной Силой в период “огненного крещения”. “Психическая Энергия есть Всё, — писала Е. И. Рерих. — Психическая энергия как всеначальная есть та энергия, которая лежит в основании Проявленного Мира. Психическая Энергия запечатлевает образы на пластической субстанции. Психическая Энергия есть Фохат, есть Дух Святый, есть Любовь и Устремление. Психическая Энергия есть синтез всех нервных излучений. Психическая Энергия есть великий Аум” (5, II, 299).

Вот, поистине, яркое подтверждение обязательного комплексного изучения материалов Теософии и Живой Этики, взаимодополняющих друг друга. Ведь сведения о Фохате в Т.Д. позволяют более глубоко понять не только практическую значимость всеначальной психической энергии для жизни каждого человека на Земле, но и проникнуть в сущность её сути и роли в масштабах Вселенной. Добавим также, что, согласно комментариям к Станцам, “каждый мир имеет свой Фохат, который вездесущ в своей сфере действия”. Здесь под “миром” понимается планета или планетная система, у которой свой, отличный от другого мира состав элементов со своими особенностями формирования. Это значит, что во Вселенной существует множество Фохатов, что все они различны по силе и степени проявления. И все они, не без оснований, рассматриваются как сознательные и разумные силы. А все “индивидуальные Фохаты образуют один всемирный коллективный Фохат — видимую сущность... абсолютной Бытийности, CAT”(В известной формуле Веданты CAT (непереводимый термин) — троичное определение Абсолюта: “Сущее — Cознание - Блаженство”, или “Вселенная во всей своей цельности как Абсолютное Бытие с прошлым и будущим, кристаллизованным в вечном настоящем” (2,1,107).)

Литература

1. “Мир Огненный”, ч. I—I I I. Новосибирск, 1991.

2. Бливатская Е.П. Тайная Доктрина, тт. I, 11. М., 1991; т. III, Новосибирск, 1993.

3. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии, М., 1993.

4. Письма Махатм. Самара, 1993.

5. Письма Елены Рерих, тт. I, 11. Минск, 1992.

6. Грани Агни Йоги, тт. I—X111. Новосибирск. 1993-1998.

7. Беспредельность. Рига, 1930.

8. Иерархия. Рига, 1931.

9. Агни Йога. Рига, 1929.

10. “Новая Эпоха”. М., № 3, 1999.

11. Агни Йога, т. 111. Тольятти-Самара, 1992.

12. Криптограммы Востока. М.,1992.

Hosted by uCoz