М.Н.Егорова, кандидат исторических наук.

ФОХАТ

(основные аспекты)

Напомним об общих свойствах Фохата' и рассмотрим аспекты его деятельности. Исшедший из неисповедимого божественного Абсолюта и ставший Светом Перворождённого (Высшего Разума), он содержит в себе синтез излучений этого высшего единства, его Абсолютную Мудрость, Совершенную Любовь, Силу и Красоту. Будучи “таинственным звеном между Разумом (Духом) и Материей”, он являет собой Единую Жизнь и божественный первоэлемент нашей вселенной'. Его первый аспект в ней — “Строитель строителей”, второй аспект — солнечная энергия. В своём высшем проявлении он есть Жизнь, животворящий жизненный принцип, насыщающий, устремляющий и электризующий каждый атом к жизни [2, 1, 50, 187].

И он есть Все-Сила, или “превращённая в энергию сверхсознательная мысль Логоса”. Просвещённые брамины называют её Шакти Парабрамана [2, II, 36]. И это и есть истинно всеначальная энергия, наполняющая всю нашу вселенную. Двуначальный и биполярный Фохат является “сознательной причиной”, “Мыслящим Духом”, энергетическим направляющим Разумом “во всемирном жизненном флюиде” (он нумен каждой силы или энергии, которые он синтезирует в Природе). Оба его главных аспекта и все свойства тесно и взаимно связаны, и все они — многозначимые строители вселенной. Начнём рассказ с общих созидательных функциях Фохата.

Фохат зовётся “всепроникающим” и “формовщиком”, так как он “формирует атомы из сырого материала”, то есть из “начальной материи” [2, 1, 160]. Он “разбрасывает” её на атомы; вращая частицы космической материи (находящиеся “в высоко разреженных состояниях и туманности”) в противоположных направлениях, он заставляет атомы сочетаться согласно их энергиям притяжения или отталкивания [там же, 840].

Он производит семь Лайа-центров, “семь невидимых, нулевых точек или дыр” внутри Пространства проявленной вселенной, чтобы “заставить их круговращаться на протяжении всей Манвантары”. Именно мощь Фохата, напомним, Божественного Света Высшего Разума, придаёт нашей вселенной спирально-вращательное движение [там же, 258). С этого его действия и начинается исчисление дифференциации материи [там же, 189].

Фохат гранулирует первичную материю. Эти грануляции образуют основу для космических сгустков и тем самым формируют пространственные тела. По сути, сам Фохат и представляет гранулированную первичную материю, которая “в виде искр может даже достигать земную поверхность” [9, ~144 — 145].

Фохат направляет перенос принципов с одной планеты на другую, от одной Звезды к другой Звезде-дочери' [2, 1, 198].

“Кометы — обители Фохата”; и вообще, обители его многочисленны. Как отмечается в “Тайной Доктрине”, “Его сыновья” — четыре мистические Существа — управляют климатами планеты, Его блистающее многоцветное сияние присутствует на Северном и Южном полюсах Земли — в самых центрах земных электрических и магнитных сил. “Оба полюса являются складами, восприемниками и освободителями одновременно космической и земной Жизненной Силы (электричества), от избытка которой Земля, без наличия этих двух естественных спасительных клапанов, давно была бы разорвана на части”. Как известно, “феномен полярных сияний сопровождается и производит сильные звуки наподобие свиста, шипения и потрескивания” [там же, 261 — 262].

И, быть может, самая главная функция Фохата состоит в том, что он запечатлевает в атомах Божественную Мысль Высшего Разума как Закон Природы и тем самым сообщает всему сущему про- грамму эволюционного восхождения и, ещё более конкретно, — осуществляет природную связь всегo существующего с Божественным Планом Иерархии Света нашей планетной системы. Это означает, что Высший Разум через Фохат, свой “единый инструмент”, приводит в движение, направляет и контролирует весь процесс эволюции и поддерживает гармонию во всей нашей Солнечной системе [2, I, 187; 5, II, 272, 334 — 335; 1, I, 5 211].

“Вездесущ Разум Космоса, — подтверждает Живая Этика. — От химизма до функций явлений Жизни он управляет началом всего Бытия. Этот вопрос волновал многие сознания. Трудно отрицать этот всемогущий Разум Космоса, который своим дыханием проникает все слои тверди” [7, ~ 28].

ФОХАТ — “ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ”

Помятуя о том, что Свет Высшего Разума “есть Жизнь и создатель всего сущего”, рассмотрим природу и свойства Фохата в качестве Жизни и Жизненного принципа. Как и многие другие идеи, представление об универсальной жизни, отражающее признание единства всего сущего в Космосе, является одной из древнейших концепций. На Западе эта идея долгое время оставалась в числе сокрытых или тайных знаний алхимиков и посвящённых.

С развитием науки, особенно во второй половине ХIХ века, понятие “Жизнь” привлекало всё большее внимание научного мира, в том числе и материалистически мыслящих учёных и философов.

Надо сказать, что и в то время, в ходе победного шествия материализма, имелись некоторые учёные, близкие в своих научных выводах к представлениям древних мыслителей. Приведём лишь два примера: во-первых, убеждение Т.Эдисона в том, что атомы “обладают некоторым количеством разумности”', и это мнение, по-своему, как бы подтверждало идею древних о возможности контроля человека над клетками и атомами своего тела; во-вторых, — завещание нашего прославленного xиpypгa и патологоанатома Н.И. Пирогова, который в своих посмертно опубликованных “Воспоминаниях” не только признавал в каждом организме существование отдельной “жизненной силы”, но и верил в разумную Вселенную, в жизненный принцип, в Универсальный Разум и человека как “воплощения всеобщего Универсального Разума” [11, 310 — 315].

Однако в научном мире в целом всё же преобладали и усиливались материалистические представления. Так, сказывалось влияние дефиниции Жизни, предложенной Ф.Энгельсом (он полагал, что “жизнь есть способ существования белковых тел” и суть — в постоянном самообновлении их химических составных частей). И несомненным было влияние, атеистических по своему смыслу, идей Ч.Дарвина, определившего законы, лежащие в основе возникновения и эволюции живых систем.

Конечно, за время, прошедшее с тех пор, наука достигла значительного прогресса в понимании природы живых существ. Но, при этом, многочисленные свидетельства говорили о том, что жизнь организма не сводится к химическим превращениям вещества. Естественно, что появились и другие определения жизни — правда, по форме. Но по существу они оставались механистичными. И представление о разделении живой от неживой, или неорганической, материи и поныне сохраняет силу в сферах официальной науки.

Нами была сделана попытка выделить ряд положений, приближающих к пониманию того, что есть Жизнь с точки зрения единого знания. Все эти положения (а их восемь!) опираются на источники и, в основном, дают представление о предмете.

1. Данная система утверждает концепцию физической и субстанциональной природы Жизни как независимого и самостоятельного объекта философского осмысления и научного исследования [2, 1, 300]. Понятие “Жизнь” должно быть изучаемо в полном объёме своего проявления как состояние бытия на этой Земле в его неотъемлемой связи со вселенской Жизнью. Она должна быть исследована и анализирована во всех её формах — как Жизнь атома, минерала, растения, животного, человека; как Жизнь на Земле и за пределами физической смерти, Жизнь духовная [4, 441 — 442].

2. В Природе не существует “неорганической материи”. Материя вечна, неуничтожаема и единосущна с Духом, не имеет начала. “Накопленный опыт бесчисленных веков, — писал Учитель Кут Хуми, — также как и точная наука, показывает нам материю (или Природу), действующей присущей ей особой энергией. Ни один из атомов этой материи никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, то есть её материал — вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но её принципы или элементы абсолютно неразрушимы” [там же, 219].

В проявленном мире материя есть физическая основа (Упадхи) Единого Беспредельного Космического Разума “для построения на ней своих представлений”, — говорит “Тайная Доктрина”. И поэтому Земля никогда не была лишена Жизни, ибо Свет Разума наполняет всё сущее; и “где только есть атом материи, частица или молекула... даже в её наиболее газообразном состоянии, там Жизнь налицо, хотя бы и в латентном и бессознательном состоянии” [2, I, 323].

Как сказано в комментариях к Станцам Дзиан, “всё, что покидает состояние Лайа, становится де- ятельной Жизнью; оно притягивается в круговорот движения (алхимический растворитель жизни!); Дух и материя есть два состояния Единого, что есть ни Дух, ни Материя, оба будучи Абсолютной Жизнью латентной...” А “подобное порождает подобное”, и “Абсолютная Жизнь не может породить неорганический атом, будет ли он простым или сложным, и Жизнь присуща даже состоянию Лайа”, подобно тому как она продолжается в чело- веке, погружённом в глубокую каталепсию [там же, 323 — 324].

Материя, Дух как Сила, Движение суть троица физической объективной Природы. “Движение вечно, ибо Дух вечен. Но никакое движение не мо- жет быть представлено вне его соотношения с ма- терией” [4, 231].

Дух проникает и наполняет всё творение, и Дух в Материи, повторим, есть Жизнь; и Дух, и Жизнь неделимы [12, 265]. И без Духа даже то, что наука именует неживой, или неорганической, материей, никогда не могло быть вызвано в Формы [4, 231]. Иными словами, всё есть Жизнь, и каждый атом, даже атом минеральной пыли, есть Жизнь, хотя она может быть и за пределами возможностей нашего восприятия [2, I, 312 — 313].

3. В этой системе, как и в некоторых других восточных системах, все основные понятия много- аспектны. Наиболее общее определение понятия “Жизнь” сводится к тому, что Жизнь есть единая простейшая форма существования, проявляющаяся в том, что именуется материей или разлитой во всём субстанцией на всех феноменальных планах Бытия [2, I, 94 — 95, 105; 4, 271 — 272].

В своём наивысшем качестве — Жизни — Фохат тесно связан с Абсолютом, который в этой традиции называют также “Единой Жизнью”. В непроявленной Вселенной Фохат ещё потенциальная творческая мощь, а на проявленном плане он Первичный Свет Высшего Разума — первоначало Бытия, первичный единый элемент, Жизненный принцип, или Жизнь, как Единая Форма Бытия всего. Интересно, что в герметизме Первичный Свет означает “Жизнь, влитую в Изначальную Материю, Сущность, образующую все вещи, и Дух, определяющий их формы” [2, I, 123]. По определению Е.П.Блаватской, Фохат — всемирный agent unique (единственный посредник) всех форм и Жизни. Он и Дух, и Дух-Материя, двуначальный и биполярный; активный и пассивный; положительный и отрицательный [там же, 123]. И он, как уже отмечалось, потенциальный носитель всех качеств высшего единства — Абсолюта и Высшего Разума, его Все-Силы, Абсолютной мудрости, Совершенной Любви и Красоты.

4. Всё живёт и имеет сознание; “желание существовать, желание сознательной жизни выявляется во всём, от атома до Солнца”, как “отражение Божественной Мысли, устремлённой к объективному существованию, к Закону, чтобы Вселенная существовала....Истинная причина этого предполагаемого желания, также как и всего существования, остаётся навсегда сокрытой” [там же, 89].

“Жажда Бытия или стимул Бытия, — писала Е.И. Рерих, — встаёт передо мною как величайший космический принцип, как величайшее космическое таинство” [П. от 05.08.1929; 10, с. 24]. И Фохат как божественная эманация Высшего Разума Семи есть основная энергия сознания, наполняющая материю всего сущего, и истинно всеначальная психическая энергия; это есть великий АУМ и Дух Святый. Фохат, повторим, называют и “Мыслящий Дух”, ибо мысль также есть энергия “на яром прохождении через центры человека” [12, 244].

5. В качестве Жизни, или Жизненного приципа, Фохат действует на всех семи планах проявленного Бытия. Он — нумен всех сил и энергий Солнечной системы, своего рода “Дух” Света, Oгня', электричества и пр. В иерархии проявленного Фохат в качестве Жизни стоит над всеми ними сразу за Венцом Высшего Разума. Свет, Огонь, Звук, Цвет, Магнетизм, Прана, Электричество и все другие производные Фохата сосуществуют с ним и подвластны ему. Короче, все “Силы” учёных имеют своё начало в Жизненном принципе — этой единой коллективной Жизни нашей Солнечной системы — Жизни, которая сама есть один из аспектов Единой Всемирной Жизни [2, I, 738].

“Под какой бы формой или видом не проявлялось движение, как Свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество, — писал Учитель Кут Хуми, — всё это лишь фазы Единой, той же самой мировой всемогущей Силы, Proteus, (которую) мы просто называем "Единою Жизнью", "Единым Законом", "Единым Элементом "” [4, 442]. И все энергии в этой системе рассматриваются двояко: во-первых, в их скрытых воздействиях, постижение которых требует особых, сверхчувственных способностей, и во-вторых, как объективные явления в мире физических чувств. При этом учитываются двоякие следствия двух аспектов Космического Разума, объединяющего помимо Духов разных, в том числе высочайших степеней, “бесчисленное воинство” действующих космических Существ (элементалов), которые, в силу своей двойственности, олицетворяют противоположные полярности в Природе — силы притяжения и от- талкивания, центростремительные и центробежные, тепло и холод, свет и тьму и пр. [2, I, 159, 189, 197 — 198, 661, 738, 755; 13, ~ 537].

6. Закон вечного движения во Вселенной утверждается “трепетом Жизни”. Иначе говоря, вибрация лежит в основании мироздания. Эта вибрирующая Жизнь отражает движение Жизни в каждом атоме Вселенной. Она наполняет IIpостранство и, проявляясь во всём — в процессах дифференциации и объединения, создаёт новые Жизни. “Вся Жизнь есть вибрация”. “Все энергии являются вибрациями различной силы и проявляются спирально, — писала Е.И. Рерих. — ...Спиральное движение явлено во всём строении Вселенной”. И все формы Жизни рождаются и развёртываются в силу различной скорости или частоты вибраций, отражая жизнеспособность и напряжение каждой сферы пространства. “Изучение вибра- ций является главным ключом (к исследованию) Феноменов Природы” [12, 239, 267, 274, 277, 390; 7, ~ 199].

7. Утверждается огненная природа Фохата во всех его качествах. “Фохат так мало понят, именно, как вездесущий огонь” — говорит Живая Этика [1, 111, ~ 268]. Древние изображали Фохат Огненным Дра- коном или Огненным Змием. Как сказано в архаических станцах, Первозданные Семь своим священным кружно-спиральным Дыханием порождают Огневой вихрь и делают его Вестником своей воли. “Коллективная мудрость, или истинное (магическое) Знание Дхиани-Будд, становится Фохатом — почти всемогущей устремляющей силой” [2, 1, 153 — 156].

Огненная природа Фохата в качестве Жизни выявляется в “бесчисленных миллиардах сонмищ Жизней”. Они разнообразны, и у них в эзотерических учениях много названий: “первичные атомы”, “первичные зародыши”, “пожиратели”, “зародыши жизни”, “огненные жизни”. Эти бесконечно малые “огненные жизни”, в силу двуеродности огня,— биполярны и являются строителями и разрушителями, жизнедателями и носителями смерти'. Они находятся в каждом атоме и молекуле — в минерале, человеческом теле, в воздухе и воде. В “Тайной Доктрине” приводится сравнение, дающее представление об их величине. Они столь малы, что “малейшая бактерия под микроскопом в сравнении с ними так велика, как слон по отношению к малейшей инфузории” [там же, 285]. Но они же и “почти всемогущи”, ибо слагая посредством своих аггрегаций планеты, горы, растения, животных, человека и всё сущее, выступают истинными дейст- венными строителями нашей Солнечной системы.

Эти “огненные жизни” есть седьмое и высшее подразделение плана материи и соответствуют в индивидууме “Единой Жизни” Вселенной, хотя лишь на этом плане материи'. А “микробы науки есть первые и низшие подразделения на втором плане — плане материальной Праны”. В этом Учении Прана, или рассеянная во всей Природе “животная жизненность”, есть производное, или низшее проявление, того же Жизненного Принципа [там же, 328, 669]. И без воздействия Фохата в качестве Жизни, сама по себе Прана, наполняющая всё живое тело человека, как сказано, “была бы неподвижна, то есть находилась бы в состоянии Лайа” — в той точке материи, где всякая дифференциация, напомним, прекращается [там же, 655].

Как отмечалось в “Тайной Доктрине”, “огненные жизни” находятся в каждом атоме и молекуле. И каждый атом имеет в себе потенциальность сознания и способность развить миллиарды ещё более совершенных миров [4, 634 — 635]. Ибо каждый атом, как говорила Блаватская, является как бы вселенной в себе самой и для себя [2, 1, 155]. И это было в основном всё, что сообщалось об атоме из высших источников в те годы; и при этом оставались некоторые неясности.

В ХХ столетии в “Космологических записях” Е.И. Рерих (они относятся к сороковым годам!) со- держалась уже более подробная информация об атоме. Здесь признавалось, что некоторая неясность в изложении этой темы в “Тайной Доктрине” была преднамеренной, ибо “несколько прекрасных тогда учёных уявились бы на преждевременном нахождении атомной энергии” [12, 272].

В записях Е.И. Рерих утверждалось также, что бесконечная делимость атома является космическим законом; что в ядре атома, помимо электронов и протонов, находится огненная сила, та же Жизнь, или Психожизнь, атома; она названа здесь также “нуклеолой”, или “божественной огненной энергией”. Эта Сущность уже не подлежит физическому плану, не поддаётся делимости и не может быть выявлена на физическом плане механическим способом [там же, 270, 272 — 273]. Лишь атомы некоторых элементов из-за своей огромной древности и космического разложения их вещества, сами готовы к распаду и к новым сочетаниям, как это имеет место с Ураном [там же, 249, 273].

Впрочем, со временем, и эта огненная Сила, Сущность, Жизнь, или Психожизнь, атома, по-видимому, может быть уловима. Во всяком случае в “Письмах Махатм” сказано, что “физики и медики последней субрасы Шестой Расы будут прививать Жизнь и воскрешать трупы, как они сейчас прививают оспу и менее обычные болезни” [4, 442].

8. Велика роль “огненных жизней” и в теле человека. Согласно Единому знанию, всё наше тело построено из таких Жизней [2, I, 285]. Ёмкая характеристика функциональной деятельности “oгненных жизней” в человеке даётся в “Тайной Доктрине”. Здесь сказано: “физическое тело человека подвергается полному изменению в строении каждые семь лет, и его разрушение и сохранение обязаны переменным функциям "огненных жизней" — как разрушителей, так и строителей. Они являются строителями, жертвуя собой в виде жизнеспособности для обуздания разрушительного воздействия микробов и снабжая микробов тем, что им необходимо; таким образом, сдерживая их, они принуждают их слагать материальное тело и его клеточки. Они же являются и разрушителями, когда это обуздание удалено, и микробы, не снабжаемые более жизненной строительной энергией, предоставлены мятежу как посредники разрушения. Так, на протяжении первой половины человеческой жизни, первые пять периодов по семи лет каждый, "огненные жизни" косвенно заняты процессом построения материального тела человека; жизнь протекает по восходящей скале, и сила употребляется на созидание и усиление. По прошествии этого периода наступает время обратного движения, и в то время, как работа "огненных жизней" истощилась в силе своей, начинается так-же работа разрушения и убывания” [там же, 328 — 329].

И можно полагать, что проникая всю материю человеческого тела, именно эти фохатические “oгненные жизни” выражают волю Подсознательного Разума, являющегося, в конечном итоге, отражением высочайшей Божественной Мудрости [2, II, 814].

Но не только это. Фохат-Жизнь соответствует Единой Реальности, или “Единой Жизни” Абсолюта, а это есть энергия Атма — “Лучистый Дух каждого существа человеческой семьи” [2, I, 169]. И это та же священная психическая энергия, а в её высшем состоянии у человека — тот же Агни [8, ~ 236]. “В действительности, — говорила Блаватская, — Жизнь есть Божественность, Парабраман” [2, Ш, 510]. “То место в сердце, которое умирает последним, — утверждала она, — является местом пребывания Жизни, центром всего, Брамой, первой точкой, которая живёт в зародыше, и последней, которая умирает. Это место потенциально содержит в себе разум, жизнь, энергию и волю... Сердце — это сосредоточение духовного сознания, также как мозг есть сосредоточение рассудочного сознания... Укоры совести... идут из сердца, а не из головы” [там же, 501].

Именно, у каждого в сердце находится Божественный Луч — неистребимая огненная, нетленная Жизнь, единая для всей Солнечной системы. И в сущности, можно уже многое сказать о содержании синтеза великого потенциала этого лучистого двуначального Духа в человеческом сердце. Но пусть наше обозрение качеств Фохата станет полнее: мы ещё не рассмотрели второй его аспект как солнечной энергии и его же как Все-Силы и источника всех сил и энергий нашей системы.

Разумеется, вышеприведённый материал не исчерпывает всего того, что связано с деятельностью Фохата в качестве Жизни. Но с его помощью естественно и просто входят в сознание три основные положения этого философского комплекса. Вопервых, что Жизнь — это первоначало бытия; эта бесконечно малая, всепроникающая, вездесущая и всеведающая простейшая всеобщая форма существования является на феноменальном плане единым источником всего объективного существования, представленного бесчисленными и многообразными дифференциациями и преображениями [2, I, 121]. Во-вторых, она есть тот самый “единый всемирный элемент”, или “ультимативное естество”, лежащее в основе коренного единства всего сущего в нашей вселенной.

Вот она — основа Фундаментального Закона, о котором писала Е.П.Блаватская, а именно: “коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в состав Природы, — от звёзд до минерального атома, от высочайшего Дхиан-Когана до малейшей инфузории, в полном принятии этогo термина, и будет ли оно применено к духовному, либо мыслительному или физическому миру - это единство есть единый, основной закон в Оккультной Науке”, добавим, и в Теософии, и в Учении Живой Этики [там же, 170].

“Фохат во всём, — говорит Живая Этика, — и разные явления несут его выражение....Каждая искра есть сущность Бытия. Каждая частица есть сущность разнообразных форм. Каждый атом дышет Фохатом. Един Фохат и его искры, также и Вселенная едина во всех её формах” [7, g 39].

И в-третьих, яснее предстаёт перед нами сокровенная аналогия: могущество Силы и Света Высшего Разума, Космический Магнит этого великого синтеза для всех форм, существующих на этой Земле, и потенциал этого Божественного Света в каждом человеческом сердце, а, значит, и естественное осознание того, что нет других различий между людьми, кроме как “по наполнению Светом”.

--------------------------------

' На заседании Лондонской Ложи (7 февраля 1889 г.) Е.П.Блаватская пояснила, что Фохат — “составное слово туранскогo происхождения, имеющее несколько значений” (по другой записи того же заседания имеется уточнение об урало-алтайском происхождении этого слова и о том, что Pho — сила Бытия [14,80-81]). “В Китае, — сказала она, — слово Pho (Фо) обозначает “животную душу”, животворный нефеш или дыхание жизни. Некоторые считают, что оно заимствовано из санскрита, где слово “Бху” означает существование или, скорее, суть существования” [15,254]. Возможно, китайское происхождение слова даёт основание ставить ударение в слове “Фохат” на первом слоге.

' В “Тайной Доктрине” под вселенной (с маленькой буквы) подразумевается наша Солнечная система; под Вселенной (с большой буквы) — всё мироздание.

Лайа (санскр.) — точка материи, где всякая дифференциация прекратилась. На этих “невидимых точках”, утверждает “Тайная Доктрина”, Великий Закон изменяет своё непрерывное движение внутри Пространства проявленной Вселенной и побуждает материю к деятельности и эволюции. Лайа (синоним Нирваны) есть область абсолютной отрицательности, в которой во время покоя лежат латентными активные силы Вселенной. Она же — и область “Единой истинной Абсолютной Силы “нуменон Седьмого состояния недифференцированной космической субстанции” и “Центр нейтральной Оси”, “Нейтральный Центр”, по словам Блаватской, — мечта тех, кто хотел бы открыть вечное движение. Пока что вышеуказанная сила остается “недосягаемой и непостижимой” для нашего познавания. В сущности, из этих же нейтральных центров начинается дифференциация элементов, входящих в строение Солнечной системы. И здесь, как сказано,“низшая материя в её восходящем преображении” переходит в высший план и “на этой точке исчезает для нашего познавания” [2,1,189,191,199 — 202].

' “Когда планета умирает, — поясняла Блаватская, — её олицетворяющие принципы переносятся в Лайя, или спящий центр имеющий потенциальную, но латентную энергию, которая, таким образом, пробуждается к жизни и начинает формироваться ~ новое звёздное тело” [там же].

' См. в данном номере журнала статью Н.Е.Невесского. — Прим. ред.

' В отношении Огня приведём следующее пояснение: в Первом Круге наш Глобус был оформлен “примитивными огненными жизнями” лишь в сферу, которая “не имела ни твердости, ни свойств, за исключением холодного блеска, ни формы, ни цвета; и только к концу Первого Круга был развит им один Элемент, который из своей... простой сущности, стал теперь, в нашем Круге, тем Огнём, который известен нам во всей (Солнечной) системе” [2,1,324].

' Как обретают они эту биполярность7 Примерное объяснение содержится в “Письмах Махатм”. “Во время дня активности (с наступлением Манвантары. — М.Е.) ...циклическая Сила, выбрасывая из причинного латентного принципа (Абсолюта. — М.Е.) космическую материю, подобно тому как водоподъёмное колесо выбрасывает множество мелких капель воды вокруг вращающегося диска, ставит её в контакт с теми же принципами, но состояния которых, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности, уже изменились. Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя во Вселенский Разум, Dyan аm развивает эти зародыши, предоставляет и, давая импульс, передаёт его Фохату, который, вибрируя вместе с Акашей Од (состояние космической материи, движения, энергии и т.д.), проходит по путям космических манифестаций и строит всех и все… [б28 — 829].

' Седьмой принцип космической материи “так же молекулярен, как и Первый, но Седьмой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и потерей своей полярности”. Во время Пралайи “всё уравновешено в беспредельном Космосе в состоянии не-действия, или не-бытия” [4,б28].

(Продолжение следует)

Литература:

1. Мир Огненный, ч. I — Ш. Новосибирск, 1991. 2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, тт. I, II.

М., 1991; т. Ш, Новосибирск, 1993.

3. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. М., 1993. 4. Письма Махатм. Самара, 1993.

5. Письма Елены Рерих, тт. 1, II. Минск, 1992. 6. Грани Агни Йоги, тт. ! — ХШ. Новосибирск,

1993 — 1998.

7. Беспредельность. Рига, 1930. 8. Иерархия. Рига, 1931. 9.

Агни Йога. Рига, 1929.

10. “Новая Эпоха”. М., # 3/1999.

11. Блаватская Е.П. Тайные знания. М., 1994. 12. Елена Рерих. У порога Нового Мира. М.,

2000.

13. Агни Йога, т. Ш. Тольяти-Самара, 1992.

14. Блаватская Е.П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998.

15. Блаватская Е.П. Астральные тела и двойни- ки. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz