В. Калмыкова
АШРАМ ДУШИ В МОСКВЕ...
Художественная реальность, созданная Николаем Константиновичем и Святославом Николаевичем Рерихами, уже более столетия привлекает к себе тысячи и тысячи людей. Любая выставка произведений Рерихов - обязательный наплыв народу. С конца шестидесятых годов центром притяжения всех почитателей рериховского творчества в тогдашнем СССР становится Музей искусства народов Востока, в котором регулярно показываются оба художника, а с конца семидесятых годов таким местом становится мемориальный кабинет Н. К. Рериха, открытый там же. В этом году музей отмечает важную для себя -да и для всех поклонников рериховского творчества - дату: двадцать лет назад Святослав Николаевич Рерих впервые переступил порог Кабинета, осмотрел его экспозицию, остался доволен увиденным и стал другом музея на долгие годы.
Мы идем по залам музея, минуя экспозицию иранского, индийского искусства, затем попадаем в залы, посвященные искусству стран Центральной Азии - Тибета, Бурятии, Монголии. Удивительно, что наш путь по музею как бы повторяет маршрут экспедиции семьи Н.К.Рериха по Востоку: путешествие началось в Индии и продолжалось в Азии. Но вот - Рериховские залы, за ними -заветная дверь Кабинета.
Далеко не все знают, как и на какой основе создавался мемориальный Кабинет Н. К. Рериха в Государственном музее Востока. В начале 70-х гг. в нашей стране началась подготовка к празднованию столетнего юбилея Николая Константиновича Рериха - ввиду многосторонней и интернациональной по своей основе культурной деятельности художника и общественного деятеля такого масштаба событие приобрело международное значение. В 1972 г. в серии “Жизнь замечательных людей” искусствовед из Государственного Русского музея В. П. Князева и старейший рериховед из Таллина П. Ф. Беликов выпустили биографию Н. К. Рериха. В 1974 году, в юбилейные дни, вышла книга Н. К. Рериха “Алтай - Гималаи”. Во время торжеств, когда впервые2 прошла научная конференция о творчестве всей замечательной семьи Рерихов,
организованная Академией художеств СССР, в залах которой проходила большая выставка картин, а сам праздник состоялся на вечере в Большом театре, Святослав Николаевич Рерих передал министру культуры СССР П. И. Демичеву от друга семьи Рерихов г-жи Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, Президента Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке, дарственную на 42 картины “Русской архитектурной серии” Н. К. Рериха. За картинами в США был послан тогдашний директор Государственного музея Востока Г. П. Попов. Познакомившись с владелицей картин, Генрих Павлович увлеченно рассказал ей о своем музее. И тогда Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе сделала музею Востока поистине царский подарок - картины не только раннего периода, но и гималайский цикл, передала ценнейшую коллекцию произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства Востока из собрания семьи Рерихов, библиотеку (большинство книг ей дарили Николай Константинович и Елена Ивановна), а также личные вещи Рерихов и небольшой, но ценный архив. Кэтрин дарила затем еще некоторые экспонаты, в 1977 г. весь дар вошел в состав фонда Государственного музея Востока. Тогда же на основе этого дара в музее открыли постоянную экспозицию Н. К. Рериха - впервые в Москве. А в 1979 г. в музее был создан, также на основе этой коллекции, мемориальный Кабинет Н. К. Рериха, в котором отечественные рериховеды обрели, как говорили они сами “стол, за которым можно собраться”. Г-жа Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе была в Москве по приглашению Правительства четыре раза. Когда она впервые вошла в мемориальный Кабинет, первыми ее словами было: “Я очень счастлива, что Рерих нашел свой дом”. Тогда же она познакомилась с основательницей и хранителем Кабинета - Румянцевой Ольгой Владимировной. Во время одной из встреч на Кэтрин нахлынули воспоминания, и она долго рассказывала об истории своих отношений с семьей Рерихов, которые считала самым большим счастьем в своей жизни.
Мемориальный кабинет задумывался на основе так называемого у музейщиков “открытого хранения”. В чем его специфика? Обычно посетитель видит лишь те из музейных богатств, которые выставлены по законам экспозиции, залы не перегружены. Фонды доступны лишь узкому кругу специалистов. Кабинет Н. К. Рериха - тоже фондохранилище, однако в нем создана комплексная экспозиция самых разных материалов, сконцентрированная на небольшой площади. В самом начале его работы даже медики нашли для себя много полезного в сборниках “Урусвати”, изданных Институтом Гималайских исследований, учрежденном Рерихами. Цель работы Кабинета - показать, насколько возможно, образ семьи Рерихов, каждый член которой - серьезный, глубокий мыслитель. Вся обстановка Кабинета, его “дух”, как считает создатель этой необычной экспозиции О.В. Румянцева, должен помочь проникнуться удивительно прекрасным миром, созданным произведениями Николая Константиновича и его жены Елены Ивановны, их детей Юрия Николаевича и Святослава Николаевича, которые своими трудами в разных областях творчества внесли в развитие мировой культуры столько нового и ценного. Реконструировать для потомков духовный облик этих замечательных людей - задача не только сложная, но и бесконечно благодарная.
Работа предстояла огромная - ведь Кабинет был первым рериховским центром в стране, а в мире подобных центров и обществ на всех континентах еще при жизни Н. К. Рериха существовало около 120. Жизнь скорректировала научные планы, не проходило дня, часа, чтобы в дверь не раздавался робкий стук, и чей-нибудь голос не произносил: “А можно посмотреть? Мы быстро... Мы издалека...” А оставались поговорить на час, на два. Отказа не было никому.
От Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, а также из переписки с Павлом Федоровичем Беликовым, биографом Рерихов, имевшим контакт еще с его отцом, С. Н. Рерих знал о деятельности Кабинета, о его планах, о той любви, которой Кабинет пользовался у посетителей, - а они все шли и шли в этот “ашрам”, как его называли, чтобы молча постоять в нем, а потом задать тысячу4 вопросов... Павел Федорович Беликов, которого связывала с семьей Рерихов полувековая дружба, писал Святославу Николаевичу о первой постоянной экспозиции в Музее Востока: “Выставка картин Н. К., которые подарила м-ме Стиббе, до сих пор открыта и пользуется большим успехом. /.../. У музея сейчас тесноватое помещение, однако, несмотря на это, директор намерен организовать постоянную выставку картин Н. К. на базе полученного дара. /.../. Именно в этой небольшой экспозиции Н. К. предстал во всей свой многогранности, в своей органической принадлежности России и Востоку. Это очень впечатляет и это очень важно именно для постоянной экспозиции в Москве” /Из письма от 25.10,77/.
После празднования 100-летия Н. К. Рериха огромная передвижная выставка его картин и полотен С. Н. Рериха /всего 282 работы/ отправилась по городам тогдашнего СССР. Она побывала в Ленинграде, Одессе, Вильнюсе, Львове, Киеве, Минске, Алма-Ате, Перми, Иркутске - всего более 70 городов. Ее увидели сотни тысяч человек. Заботы по координации передвижения экспозиции лежали по согласованию с С. Н. Рерихом и. П. Ф. Беликовым на музее Востока - через переписку с О. В. Румянцевой, осуществлявшей их пожелания через Министерство культуры СССР и художественное объединение им. Вучетича, которое непосредственно отправляло картины фургонами или самолетом по очередному маршруту. Иногда с выставкой выезжала О. В. Румянцева - в Калининград, на Кавказ, на Камчатку. То есть Музей Востока тогда вел по всем направлениям огромную работу с наследием Рерихов.
Однако вернемся в Кабинет, к тому “столу, за которым можно собраться”. Это - одна из самых изысканных и человечных традиций русской интеллигенции - обсуждать за чайными столами в музеях будущие книги и научные сборники, будущие научные конференции, так рождались идеи новых выставок...
В мемориальном Кабинете Н. К. Рериха в музее Востока собирались рериховеды со всей страны. В лектории музея тогда возникла традиция5 “рериховских вечеров” с рассказами о Николае Константиновиче и его
удивительной семье с просмотром редких слайдов под “живую” музыку: в музее появился обычай приглашать студентов Консерватории, которые всегда с удовольствием давали здесь концерты. Литературно-музыкальные вечера по вторникам были бесплатными, здесь находили душевное тепло и новых друзей по интересам многие москвичи. Музеем Востока регулярно проводились блестяще организованные международные научные конференции, в которых приняли участие своими докладами рериховеды из Германии, Австрии, США, Индии, Японии, Италии... А если вспомнить о выставках, то из более десяти за последние годы особого внимания заслуживает юбилейная выставка 1984-1985 гг., которой открывалось новое здание музея Востока на Суворовском /ныне Никитском/ бульваре. Тогда в двадцати двух залах были показаны более пятисот картин Николая и Святослава Рерихов из разных музеев нашей страны, из Индии и из частных коллекций. Тогда же в присутствие С. Н. Рериха на очередной международной научной конференции была создана при мемориальном Кабинете Комиссия по культурно-художественному наследию семьи Рерихов, куда вошли 22 специалиста. Почетным председателем был избран Святослав Николаевич, возглавил Комиссию вице-президент Академии художеств СССР В. С Кеменов. Два года спустя в музее учреждено Московское Рериховское общество (снова впервые в стране) во главе с художником Б. А Смирновым-Русецким, лично знавшим всю семью Рерихов.
Трудно переоценить значение Рерихов для советской интеллигенции тех лет: в общем потоке насильственной идеологизации культуры свободное человеколюбие художников-философов действительно было одним из немногих возможных глотков свежего воздуха. Многочасовые очереди на рериховские выставки в музей Востока - наглядное свидетельство тому. Есть еще один важнейший аспект деятельности мемориального Кабинета Н. К. Рериха и Государственного музея Востока - в нем охраняется философия ученого от профанации: скрупулезная, тщательная научная деятельность, выверенная как на консилиуме - публично - во время многодневных конференций и дебатов крупнейших специалистов-рериховедов способна сделать прививку от “ререхнутости”. Об этой опасности писал Павел Федорович Беликов руководительнице Кабинета О. В. Румянцевой:
“Очень важно, чтобы и в дальнейшем правильно взятое направление было бы продолжено, а для этого необходимо заложить здоровую основу работе Кабинета. Думаю, что Вы уже убедились в том, что это не так просто. Всегда будут существовать две угрозы: с одной стороны - формальный подход к делу и “чурание” от “рериховского идеализма”, а с другой - энтузиазм “космических мальчиков” и “инвалидов от теософии”./Из письма от 11.11.1979 г./, “Инвалидами от теософии” называли С. Н. Рерих и его друзья тех, кто хотел бы выхолостить рериховскую философию. Ведь Николай Константинович считал, что величайшее чудо есть жизнь - и потому стоит тратить силы на познание ее тайн, а не искать подмен. Необходимо сохранить учение Рерихов в его подлинной сути на основе исторических документов и архивных материалов, чтобы донести до потомков его первозданную высокую человечность и жизнелюбие.
Кстати сказать, в Кабинете, кроме архива Рерихов, переданного г-жой Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, уже сложился любопытный архив собственно истории самого Кабинета. Так, здесь хранятся 35 писем П. Ф. Беликова О. В. Румянцевой, и из их переписки видно, какое деятельное участие принимал старейший рериховед в становлении этого необычного музейного центра. Писала Ольге Владимировне и Зинаида Григорьевна Фосдик, один из основателей и пожизненный хранитель Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Особенно интересно ее первое письмо, в нем есть такие строки: “Как я вижу, Вы собираетесь развить прекрасную, интересную деятельность... - все это совершенно в духе нашего музея имени Н. К. в Америке. Зная многих Ваших сотрудников лично, я уверена, что Ваша деятельность привлечет много сердец, и я заранее радуюсь и приветствую Ваше начинание. ...Всем сердцем приветствую начало - “зерно” будущего музея Рериха и наше с Вами творческое единение”. /Из письма от 6.04.1981 г./. 7 Надо сказать, что хлопоты о создании Музея Н. К. Рериха - филиала ГМВ
были начаты музеем Востока еще в 1980 году и продолжались постоянно более десяти лет. Они завершились Постановлением Правительства Российской Федерации в 1993 году о создании такого музея, которое не отменено и сегодня, но осуществлено не было по независящим от Государственного музея Востока причинам. В частности и потому, что выделенное этим же Постановлением здание для музея “самостийно” заняла другая рериховская организация, но общественная, а не государственная. Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе тогда писала О. В. Румянцевой: “Ваше милое большое письмо было большой радостью для нас, особенно поскольку оно принесло нам такие добрые и волнующие известия, а именно, что есть подписанный декрет о том, что лопухинский дворец является национальным сокровищем и будет восстанавливаться Правительством, и решено создать там Государственный музей Рериха, который будет филиалом Музея Востока. Мы восхищены этим и желаем Вам большого мужества, воодушевления и успеха, превозмогая все трудности, которые могут и могли бы встретиться на Вашем пути”. (Из письма от 3.12.1993 г.).
Последний визит С. Н. Рериха в мемориальный Кабинет состоялся 20 ноября 1989 г. Магнитофонная запись всего визита, который, несмотря на болезнь, длился долго, сохранила для нас прекрасный, спокойный голос Святослава Николаевича, исполненный особого достоинства, любившего Россию из далекой Индии. Что касается Музея Востока, он ответил на вопрос директора музея В. А. Набатчикова о судьбе находящихся в музее 282 картин его и Н. К. Рериха: “Выставка будет показана здесь, она будет показана, может быть, где-нибудь поблизости и затем постепенно, постепенно работы эти, я думаю, перейдут в собственность музея... Кроме одной-двух картин, которые будут изъяты и посланы в Индию. ... Мы ценим Ваше отношение. Ваши добрые слова. Я уверен, что они останутся в достойных руках и будут нести свои добрые пожелания всем тем, кто их увидит.” На вопрос, как ему понравилась выставка его работ, которую он увидел тогда в музее, Святослав Николаевич ответил: “Экспозицию”, как мы знаем, трудно развертывать в большом масштабе. Но, в данном случае, я должен отдать справедливость всем тем, кто в этом участвовал, что они прекрасно справились с этой задачей и представили нам прекрасную экспозицию. Будем надеяться, что может быть еще какие-то новые вещи пополнят это собрание. Спасибо вам всем за то, что вы с таким интересом следили за этим, помогали этому делу, я желаю вам всего самого светлого и радостного, удачи в жизни”. Последние слова фонограммы обращены к Ольге Владимировне Румянцевой: “Спасибо, дорогая моя”.
Я долго сидела в мемориальном Кабинете, мягкий свет из витрин создавал необыкновенный уют и в его отсветах особенно прекрасными виделись бронзовые скульптуры, старинные миниатюры, тибетские иконы-танкхи на стенах... Картины приобретали какой-то особый смысл. Мне рассказывали, как много удивительного связанно с этим местом - здесь долго не вянут цветы, сюда несут в дар тибетскую флейту и русскую икону, латвийские мастера - бронзовые медали с ликами восточных философов и удивительной красоты керамические вазы, а самый первый дар был в виде драгоценного эмальерного портрета Н. К. Рериха, переданного самим художником со словами: “Я здесь очень много получил, это не измерить деньгами”.
Задаю последний, почти бестактный вопрос Ольге Владимировне:
“Каково будущее Кабинета, есть ли у Вас преемники?”. Как ни странно, она вопросу очень рада: “Два года назад в музее создан сектор “Наследие Рерихов”, у меня в секторе теперь работают три молодые сотрудницы, я больше не одна. Среди них - моя преемница и заместительница, на которую я возлагаю большие надежды - Вера Евгеньевна Голинищева-Кутузова”. “-?!”-“Да, да, не удивляйтесь, она приходится внучатой племянницей Святославу Николаевичу и Юрию Николаевичу Рерихам...” Поистине, чудеса не кончаются!.
В. Калмыкова