ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе, повлекли
за собой переориентацию социальных наук на человека. Появилась необходимость
изменения сознания каждого человека, согласно которому он провозглашается
высшей ценностью общества и самоцелью общественного развития. Решение
этой проблемы во многом зависит от состояния системы образования: основы,
заложенные в сознание детей, будут существенным образом определять направление
и ход дальнейшего общественного развития, прогресс человечества в целом.
Для
отечественной педагогики становится актуальным использование идей, направленных
на гуманизацию теории и практики образования, независимо от того, на
основе каких философских систем они сложились. Равноправие философских
взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей позволяет
черпать из различных источников идеи, обогащающие педагогическую теорию
и практику.
Познание
человеком окружающего мира идет, как считал выдающийся ученый-энциклопедист
В. И. Вернадский, по различным направлениям, дополняющим и обогащающим
друг друга, – через философию, искусство, религию, а также “тем великим
созданием <…> духа, каким является наука”.
В настоящее время в науке остро ставится вопрос о необходимости воссоединения
“целостности культуры: культур естественнонаучной и гуманитарной, Запада
и Востока, прошлого и настоящего, религиозной и светской, национальной
и общечеловеческой” (Буданов В. Г.).
В
контексте этой проблемы значительную ценность представляет Учение Живой
Этики, созданное Е. И. Рерих (1879-1955) в сотрудничестве с индийскими
мудрецами и философами. Это Учение является синтезом многогранного опыта
человечества – научного, философского, эстетического, религиозного.
В нем наряду с обобщением знаний, накопленных человечеством на всем
историческом пути, определены, по утверждению Е.И. Рерих, новые вехи
развития мышления и сознания людей.
Имя
мыслителя-гуманиста, просветителя Е. И. Рерих до недавнего времени было
известным немногим, между тем она оставила миру огромное творческое
наследие. Из опубликованного – это прежде всего четырнадцать книг Учения
Живой Этики (отсутствие ее имени на титульных листах этих книг Елена
Ивановна объясняла тем, что изложенная в них сокровенная мудрость Востока
не может быть авторской собственностью); перевод с английского на русский
язык двух томов “Тайной доктрины” Е. П. Блаватской; выдержки из книги
“Письма Махатм” (“Чаша Востока”), а также опубликованные под псевдонимами
книги “Основы буддизма”, “Криптограммы Востока”, “Знамя Преподобного
Сергия”. По ее записям издан сборник “У порога Нового Мира”.
Существенным
дополнением к Учению Живой Этики служит эпистолярное наследие Е. И.
Рерих. В письмах, адресованных друзьям и сотрудникам, она разъясняет
идеи, изложенные в этом Учении. География писем охватывает Северную
и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, множество стран мира.
Одним из ее корреспондентов был Президент США Франклин Рузвельт. Есть
несколько изданий писем Е. И. Рерих, самые распространенные из них –
“Письма Елены Рерих”, “Оккультизм и Йога”, “Письма в Америку”.
Елена
Ивановна не оставила отдельных педагогических произведений, но все ее
работы содержат мысли, отражающие ее педагогические взгляды. Значительное
внимание в творческом наследии Е. И. Рерих уделяется проблеме создания
школы, развивающей душевные и духовные силы человека, способствующей
реализации его высшего предназначения.
Наше
исследование представляет собой попытку изучения и анализа тех аспектов
Учения Живой Этики, которые определяют собой своеобразное видение человека
в структуре Мироздания, и на этой основе – путей воспитания личности,
способной к самосовершенствованию и творческой деятельности, направленной
на преобразование окружающего мира.
Степень
изученности проблемы. До недавнего времени Учение Живой Этики в
нашей стране в силу идеологических и политических соображений находилось
под запретом. Разработка этого богатейшего культурного наследия стало
возможным с середины 80-х годов. Появился ряд публикаций, авторы которых
в своем творчестве используют идеи Живой Этики при рассмотрении отдельных
вопросов педагогики. Так, например, в работах Ш. А. Амонашвили, А. И.
Еремкина, Н. А. Стадниковой рассматривается проблема учителя школы будущего;
Г. А. Леминов, Т. П. Кобзистова, С. Моторная раскрывают вопросы духовно-нравственного
развития человека; М. В. Малыхина,
В. И. Мурашов освещают вопросы гармоничного развития личности; Н. Н.
Никитина поднимает проблему свободы ребенка в воспитании и др.
Заметным
явлением в исследовании рериховского наследия следует считать диссертации,
авторы которых непосредственно исследуют и трактуют Учение Живой Этики.
В работах С. Р. Аблеева, Н. Е. Самохиной, Д. А. Шарова рассматриваются
философские аспекты этого Учения. Педагогической же проблематике посвящены
диссертации А. Г. Андреевой – о духовном воспитании подрастающего поколения
и Л. Н. Осиповой – об общественно-просветительской деятельности Е. И.
Рерих, ее видении школы и учителя, а также об отдельных вопросах образования
и воспитания, представленных в ее творческом наследии. В этих работах
дается в целом позитивная оценка философского, педагогического наследия
Е. И. Рерих; в то же время имеют место и попытки поставить под сомнение
значимость Учения Живой Этики (например, в работе А. Кураева). Это тем
более обязывает раскрыть истинную ценность творческого наследия Е. И.
Рерих в избранной нами области исследования.
Анализ
исследований рериховского наследия показывает, что до сих пор не было
сделано попыток систематического изложения основ педагогики Е. И. Рерих,
в которой в целостном виде и взаимосвязи отдельных ее частей излагалось
бы педагогическое учение Живой Этики. Кроме того, в диссертациях, касающихся
педагогических проблем, на наш взгляд, недостаточно убедительно интерпретируются
идеи Живой Этики с позиций современных педагогических представлений,
без чего они не могут быть включены в систему современного педагогического
знания. Противоречие между сложившейся потребностью в глобализации современных
педагогических представлений как части общечеловеческой культуры, независимо
от их философских и религиозных основ, с одной стороны, и недостаточной
разработанностью педагогического наследия Е. И. Рерих, с другой, и послужило
основанием выбора темы настоящего исследования, проблема которого состоит
в том, чтобы выявить, проанализировать и систематизировать философско-педагогические
взгляды Е. И. Рерих и тем самым ввести результаты исследования в научный
оборот.
Решение этой проблемы и определило
цель исследования.
Объект исследования: творческое
наследие Е. И. Рерих.
Предмет
исследования: философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих.
В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования в диссертации
ставятся и решаются следующие задачи:
1.
Выявить философские, антропологические и этические положения Учения
Живой Этики, явившиеся основой педагогических взглядов Е. И. Рерих.
2.Осуществить
системную реконструкцию педагогических взглядов
Е. И. Рерих и представить их в форме, адекватной традициям отечественной
педагогики.
3.
Раскрыть гуманистическую сущность педагогики Е. И. Рерих.
4.
Проанализировать педагогическое наследие Е. И. Рерих с позиций современных
педагогических представлений и перспектив совершенствования образования.
Методологическую
основу исследования составляют:
-
диалектический подход к рассмотрению исследуемых проблем, предполагающий,
в частности, признание обусловленности педагогических взглядов мировоззренческими
позициями их автора;
-
принцип объективности, позволяющий избежать искажения педаго-гических
идей, сложившихся в условиях иной культуры;
-
принцип системности, в соответствии с которым педагогические взгляды
рассматриваются как некая целостная система, элементы которой взаимообусловливают
друг друга и имеют иерархическую структуру;
-
аксиологический подход, позволяющий раскрыть гуманистический характер
исследуемых взглядов, признающий человека высшей общественной ценностью,
а его совершенствование – целью общественного развития.
Источники исследования:
фундаментальный труд, объединяющий
14 книг под общим названием “Учение Живой Этики”, а также письма
Е. И. Рерих, адресованные единомышленникам, ученикам и последователям,
в которых она углубляет и комментирует отдельные положения Учения. Исследуемые
материалы создавались Е. И. Рерих в 20-50-е годы XX столетия – наиболее
продуктивный период ее творчества. В качестве источников были использованы
также работы Б. Н. Абрамова, А. Безант, А. И. Клизовского,
Е. Ф. Писаревой, Р. Я. Рудзитиса, Н. Уранова, А. Хейдока и др.
Методы
исследования:
-
теоретический анализ философско-этических и антропологических взглядов,
представленных в опубликованных источниках и литературных материалах;
-
методы индукции, дедукции, аналогии, обобщения сведений, полученных
из различных источников, позволившие представить исследуемые взгляды
в единстве и взаимосвязи их компонентов;
-
метод системной реконструкции педагогических высказываний, извлеченных
из различных источников исследования;
-
ретроспективный анализ и синтез исследуемых взглядов и их интерпретация
с позиций современных научных педагогических представлений.
Организация
исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На
первом этапе (1996-1998 гг.) исследовалась степень изученности темы,
уточнена ее формулировка, составлен предварительный рабочий план, определены
цель, источниковая база и методы исследования.
На
втором этапе (1998-1999 гг.) осуществлялись углубленное изучение источников
исследования, накопление исследуемого материала, его системная реконструкция
в соответствии с намеченным планом. Параллельно изучалась психолого-педагогическая
литература, что позволило обеспечить научную интерпретацию и оценку
эвристической ценности исследуемых взглядов Е. И. Рерих.
На
третьем этапе (1999-2000 гг.) обобщались результаты исследования, уточнялся
план изложения, апробировалось изложение отдельных фрагментов будущей
диссертации, подготавливались тексты, предназначенные к публикации,
завершалось литературное оформление диссертации.
На
защиту выносятся следующие положения:
1.
Педагогические взгляды Елены Ивановны Рерих представляют собой проекцию
философских, антропологических и этических воззрений, составляющих основу
Учения Живой Этики, на область педагогических явлений.
2.
Педагогические взгляды Е. И. Рерих – целостная система, компоненты которой
(цель и содержание образования, формы организации, методы руководства
и осуществления педагогического процесса, стиль педагогических взаимоотношений
и др.) находятся в органической взаимосвязи между собой, а их изложение
подчинено концептуальным положениям философско-этического Учения Живой
Этики.
3.
Системная реконструкция педагогических взглядов Е. И. Рерих обнаруживает
в их основе идеи, созвучные прогрессивным, демократическим, гуманистически
ориентированным взглядам представителей классической и современной,
отечественной и зарубежной педагогики.
4.
Системообразующую основу педагогических взглядов Е. И. Рерих составляют
идеи духовно-нравственного воспитания человека, в органической связи
с которыми находятся все другие компоненты воспитательно-образовательного
процесса, что позволяет говорить о некоем феномене интегративной педагогики,
преодолевающей функциональную раздробленность и обособленность отдельных
ее компонентов.
5.
Сущность педагогики Е. И. Рерих составляет гуманистический принцип приоритетности
интересов и потребностей человека, отказ от насилия как формы управления
воспитательным процессом, идеи природосообразности и персонализации
воспитания.
Научная
новизна и теоретическая значимость исследования:
-
определены и проанализированы философско-этические и антропологические
основы педагогических взглядов Е. И. Рерих;
-
произведена системная реконструкция и дана интерпретация взглядов Е.И.
Рерих, раскрывающих вопросы обучения и воспитания, с позиций современных
педагогических представлений;
-
впервые в систематизированном виде представлены основные положения педагогики
Е. И. Рерих, даны их изложение и анализ;
-
раскрыты гуманистическая сущность и интегративный характер педагогических
взглядов Е. И. Рерих, дана оценка их эвристической и прогностической
ценности;
-
вводится в научный оборот и становится достоянием историко-педагогической
науки ранее малоизвестный материал, характеризующий педагогические идеи
Живой Этики.
Практическая
значимость результатов исследования заключается в возможности использования
его материала при обновлении содержания историко-педагогического образования,
а также отдельных положений педагогики Е. И. Рерих для иллюстрации,
аргументации концептуальных идей современной педагогической теории и
в качестве предложений, направленных на совершенствование образовательно-воспитательной
работы современной школы. Материалы исследования могут быть использованы
также в качестве спецкурсов по истории педагогики для студентов педагогических
специальностей и в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность результатов
исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических
позиций; использованием широкой источниковедческой базы, изучением и
анализом научного и эпистолярного наследия Е. И. Рерих, подвергнутого
системной реконструкции; адекватностью методов исследования объекту,
предмету, цели, задачам и логике исследования.
Апробация
и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались
на четырех Международных научно-практи-ческих конференциях (г. Белгород,
1998, 1999 гг.; г. Барановичи, Беларусь, 2000 г.), на Международном
российско-польском научном симпозиуме
(г. Белгород, 2000 г.), на Российской научно-методической конференции
(г. Рязань, 2000 г.), на зональной конференции (г. Белгород, 1998 г.),
на заседаниях кафедры педагогики БелГУ (1997-2000 гг.), на общих собраниях
и заседаниях педагогической секции Белгородского отделения Международной
ассоциации “Мир через Культуру” (1997-2000 гг.). Материалы исследования
использовались в спецкурсе “Введение в основы Живой Этики (педагогический
аспект)”.
Структура
диссертации определена логикой и задачами исследования и включает
введение, две главы, заключение, библиографический список.
Во
введении обоснована актуальность темы исследования, определены
основные характеристики научного аппарата исследования (цель, объект,
предмет, задачи, методологическая основа, источники и методы исследования);
показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость;
сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения о
достоверности, апробации и внедрении результатов исследования.
В главе I “Методологические
и теоретические основы педагогических взглядов Е.И. Рерих” исследуются
философские, антропологические и теоретические основы педагогики Е.И.
Рерих. В частности, раскрываются концептуальные положения Учения Живой
Этики, предопределившие своеобразие мировоззрения Е.И. Рерих и гуманистическую
сущность ее педаго- гики; показана ее трактовка факторов, детерминирующих
развитие человека; рассматривается специфика понимания Е.И. Рерих идей
свободы ребенка, природосообразности и персонализации воспитания.
Глава II “Вопросы обучения
и воспитания в творческом наследии Е. И. Рерих” посвящена рассмотрению
ее взглядов на главные направления воспитательно-образовательной деятельности:
совершенствование содержания образования; определение роли нравственного
воспитания в формировании и развитии личности ребёнка; истолкование
педагогического значения труда в жизни и воспитании человека; обоснование
красоты как одного из путей развития и совершенствования человека и
окружающего мира.
В
заключении обобщены результаты исследования, изложены основные
выводы, подтверждающие положения, вынесенные на защиту, и намечены направления
дальнейшей разработки темы.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Педагогические
взгляды Е. И. Рерих представляют собой органическую часть философско-этического
Учения Живой Этики, которое она разделяла и которое определило ее мировоззрение.
Философские, антропологические, психолого-педагогические положения образуют
целостность, единство, связь между компонентами которого диктуется сущностью
Учения и логикой его изложения.
Главным
антропологическим тезисом философских взглядов Е. И. Рерих служит положение
о микрокосмической природе человека и его органической и многосторонней
причастности к Космосу и его законам. Отличительной чертой мировоззрения
Е. И. Рерих является утверждение о наличии наряду с физической – нравственной
организации Космоса, в которых проявляется действие Универсальных Космических
Законов, обусловливающих функционирование Макро- и Микрокосма.
Одним из основных Универсальных
Космических Законов Е. И. Рерих считает Закон Единства всего сущего,
из которого следует понимание единства человека со всем Мирозданием,
включенность в него. Макрокосм содержит в себе три плана бытия: мир
материальный (или физический), мир тонких субстанций (или энергий),
к которому она относит мир психоэнергетический и мир духовный. Эти миры
– различные формы бытия, происходящие из единого элемента Духо-Материи,
которые отличаются друг от друга наличием и преобладанием признаков,
свойств либо духа, либо материи.
Человек
(Микрокосм) тождествен в своей организации Макрокосму – иными словами,
три плана Макрокосма соответственно представлены в человеке, который
рассматривается как некая иерархическая система – единство трех основных
его начал: физического, психического и духовного. Каждое из них в свою
очередь представляет собой последовательную дифференциацию различных
градаций плотности Духо-Материи: плотноматериальных (аналог всего объективного)
– физическое начало и тонкоматериальных (аналог всего субъективного)
– психическое и духовное начала.
Жизнедеятельность
человека протекает на физическом, психическом и духовном уровнях одновременно,
в их тончайшем взаимодействии как между собой, так и с тождественными
планами бытия. Физическое начало (организм) взаимосвязано и взаимодействует
с природным миром, подчиняется его законам; психическое начало человека
включает в себя его чувства, разум и желания (волю), духовное начало
– психическую энергию, Сердце и самосознание.
Принципиально
важной отличительной чертой мировоззрения Е. И. Рерих служит концептуальное
положение Учения Живой Этики о субстанциональности мысли. Мысль, по
Е. И. Рерих, – явление духовного плана, представляет собой высшее проявление
Духо-Материи. Она пронизывает собой все сущее, влияет как на самого
ее создателя, так и на окружающий мир. В связи с этим по-разному оцениваются
мысли в зависимости от их нравственной и эстетической сущности. Каждый
человек ответствен не только за свои поступки, но прежде всего за свои
мысли и побуждения. Отсюда делается вывод о необходимости воспитания
и самовоспитания добромыслия, начиная с детского возраста.
Е.
И. Рерих использует категорию психической, или духовной, жизненной энергии.
Эта энергия, по ее убеждению, служит основой жизнедеятельности человека,
функционирования организма и сознания. Для нормальной жизнедеятельности
нужно постоянное напряжение психической энергии, которое обеспечивается
стремлением к самосовершенствованию, к высшим достижениям, к лучшему
качеству жизни.
Природное
стремление к высшему качеству бытия, совершенствованию во всех областях
жизни заложено в Сердце человека, которое служит местом локализации,
средоточия психической энергии, живет и управляет психической энергией,
являясь ее проводником. Сердцем Елена Ивановна называет не физический
орган, а духовный аспект сознания, нравственный строй, основанный на
идеалах Истины, Добра и Красоты, которыми руководствуется человек в
процессе жизнедеятельности. Глубокое убеждение Е. И. Рерих в том, что
человечество вступает в эпоху развития духовного сознания, что проводником
психической энергии может быть лишь Сердце, устремленное к высшему качеству
жизни, Общему Благу, приводит ее к мысли о необходимости воспитания
и развития Сердца. Решение этой проблемы она считает наиглавнейшей задачей
школы.
Сердце
в совокупности с другими составляющими духовного начала (психическая
энергия, самосознание) Е. И. Рерих определяет как высшее “Я” человека,
голос которого она называет совестью. Считая нравственное становление
и самосовершенствование основой, стержневым моментом общего и психического
развития человека, Елена Ивановна полагает, что Сердце должно быть судьей
и мерилом “во всех вопросах”, “всегда и во всем должно руководить нами”.
Человек,
по ее мнению, – носитель изначального нравственного побуждения. Под
воздействием среды, воспитания и самовоспитания оно может замолчать
или развиться в совесть, поэтому воспитание Е.И. Рерих определяет как
“внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет”. Смысл
воспитания она видит прежде всего в пробуждении этического сознания
и нравственном самосовершенствовании ребенка.
Е.
И. Рерих полагает, что оценивающее сознание проявляется в чувствознании,
что бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается
вначале в эмоциональном, а затем в интеллектуальном акте. Чувство-
знание, или этическое чувство, в виде мгновенных импульсов, озарений,
прозрений позволяет распознать этические ценности. Чувствознание представляет
собой слитное единство мысли и чувства. Для того, чтобы в ситуациях
нравственного выбора голос совести “не пропадал втуне”, требуется осознанное
восприятие этих импульсов. В процессе мышления импульсы чувствознания
следует “претворять в слова”, в противном случае они могут оставаться
неосознанными. В связи с этим Е. И. Рерих говорит о необходимости развивать
с детских лет нравственно-эстетические чувства и стремиться при этом
к достижению равновесия, гармонии чувств и рассудка человека, так как
непропорциональное развитие рассудка и Сердца она считает явлением уродливым.
Философско-этические
положения Живой Этики самым непосредственным образом предопределили
гуманистическую сущность педагогических взглядов Е. И. Рерих. В диссертации
представлен материал, раскрывающий теоретическую основу педагогики Е.
И. Рерих, в частности ее толкование факторов, определяющих развитие
природного потенциала человека, формирование личности, становление неповторимой
индивидуальности.
В системе взглядов Е. И. Рерих
по этой проблеме ведущую роль играет своеобразное понимание наследственности.
С тем, как решается эта проблема, непосредственно связана трактовка
понятий личность и индивидуальность. Своеобразие толкований этих понятий
базируется на видении человека как иерархической структуры физического,
психического и духовного начал. Совокупность физического и психического
начал и их проявления представляют собой личность, или низшее Ego человека.
Духовное же начало понимается Еленой Ивановной как индивидуальность,
высшее “Я”, или высшее Ego человека.
В системе философско-антропологических
воззрений Е. И. Рерих одну из ключевых позиций занимает Закон Реинкарнации.
Смысл этого закона заключается в отрицании смерти в ее традиционном
понимании, в признании бессмертия духовного начала – высшего Ego человека.
Низшее Ego (физическое и психическое
начала) существует в течение одной земной жизни человека, а после его
физической смерти – распадается. Высшее Ego после распада низшего сохраняется
в виде энергоинформационной структуры и таким образом является вечно
сущим. Высшее Ego для своей эволюции нуждается в многократном воплощении
в Плотноматериальном мире, т. е. в слиянии с низшим Ego. В процессе
многочисленных воплощений высшее Ego развивается, совершенствуется
в его эволюции, по мнению
Е. И. Рерих, заключается смысл человеческого существования.
Видение человека как единства
физического и духовного, биологического и социального, преходящего и
вечного определяет сложность и своеобразие трактовки Е. И. Рерих проблемы
наследственности. В качестве рабочего определения понятия высшего Ego
в контексте проблемы факторов развития человека мы вводим понятие индивидуально-духовной
наследственности.
Елена Ивановна не разделяет
идею, что ребенок рождается как tabula rasa. Анализ ее высказываний
позволяет утверждать, что появившийся на свет ребенок – носитель двойственной
наследственности: биологической и индивидуально-духовной (энергоинформационной).
Биологическая
наследственность – это филогенетически приобретенные качества, определяющие
физические (“чисто технические”) способности. Индивидуально-духовная
наследственность – это духовные накопления многочисленных прошлых воплощений,
завоеванные “личным трудом и личными усилиями”, определяющие характер,
наклонности, творческие способности, своеобразие и неповторимость индивидуальности.
Природный потенциал (индивидуально-духовная наследственность), раскрытие,
развитие и обогащение которого является целью воспитания, выступает
в качестве фактора, влияющего на развитие личности. Количество и качество
информационного содержания индивидуально-духовной наследственности во
многом предопределяет и играет существенную роль в воспитании и развитии
индивида. В то же время индивидуально-духовная наследственность диалектически
взаимосвязана с биологической природой человека. Биологический фактор
детерминирует степень развития природного потенциала и уровень достижений
человека в какой-либо области его жизнедеятельности.
Елена
Ивановна глубоко убеждена в том, что психическое и духовно-нравственное
развитие человека в онтогенезе зависит не столько от его скрытых свойств
и биологических особенностей, но главным образом от воспитания. В процессе
воспитания происходит развертывание и совершенствование природного потенциала
человека. Такова в представлении Е. И. Рерих диалектика взаимосвязи
наследственности и воспитания при ведущей роли воспитания как фактора
развития природного потенциала человека, формирования личности и становления
его неповторимой индивидуальности.
В
этом случае воспитание – это преднамеренный процесс “облагораживания
и возвышения”, совершенствования природы человека, “питание всем возвышенным
и утонченным” сущности индивида, т.е. целенаправленное воздействие на
индивидуально-духовную (энергоинформационную) наследственность: пробуждение
скрытого положительного потенциала, проявление дарования воспитанника
и сдерживание задатков, являющихся продуктом отрицательных накоплений
прошлого опыта.
Таким
образом, воспитание Е.И. Рерих трактует как преднамеренное влияние на
процесс эволюции природных свойств человека, их совершенствование. Это
отличает ее понимание воспитания от определения его как воздействия
с целью выработки наперед заданных качеств личности, продиктованных
требованиями извне (например, социальной системой, идеологией и т.п.).
Целью
воспитания Елена Ивановна считает формирование “истинного человека”,
духовно и нравственно развитого, носителя нового миропонимания, мыслящего
себя жителем не только Земли, но и Вселенной. Поэтому задачу воспитания
она видит в формировании у ребенка, а затем и взрослого человека направленности
на общую судьбу со всем человечеством, на Общее Благо и Добро как основы
жизни.
Е.
И. Рерих связывает уровень результативности достижений в развитии природного
потенциала человека с его собственной деятельностью. Необходимой предпосылкой
развития способностей и высоких достижений в той или иной области она
считает не только систематичность и постоянство определенного вида деятельности,
но и воспитание потребности в этом виде деятельности. Смысл воспитательной
работы заключается в том, чтобы побудить ребёнка к самовоспитанию –
осознанной, целенаправленной, систематической деятельности по самосовершенствованию.
Иными словами, самовоспитание она выделяет в самостоятельный, чрезвычайно
значимый фактор развития и совершенствования человека.
Высоко
оценивая роль воспитания и самовоспитания в развитии природного потенциала
и формировании личности и учитывая значение наследственности, Е. И.
Рерих раскрывает также воздействие социальной среды на ход этих процессов,
рассматривая ее как фактор, влияющий на саморазвитие, самоопределение
и самореализацию человека. В этой связи она показывает значение семьи
как своеобразного воспитательного коллектива в развитии и духовно-нравственном
становлении ребенка.
В
диссертации раскрываются основы гуманистической педагогики
Е. И. Рерих. Важнейшей категорией философско-этического Учения Живой
Этики, которым руководствовалась Елена Ивановна в своих педагогических
взглядах, является категория свободной воли; в Учении она называется
Законом Свободной Воли. Это один из законов, определяющих нравственную
организацию Космоса. Действие его распространяется и на человека, проявляясь
в присущем ему стремлении к свободе, к свободному выбору нравственных
ориентиров, образа жизни, жизненных целей, идеалов.
Идея
свободной воли в ее конкретном педагогическом преломлении представляет
собой утверждение идеи свободы ребенка, которая обеспечивает оптимальные
условия для самостоятельного выбора содержания и направления развития
воспитуемого в процессе сотрудничества с учителем.
Изучение
творческого наследия Е. И. Рерих позволяет выделить ряд аспектов, под
углом зрения которых она рассматривает понятие свободы личности как
принципа гуманистической педагогики. Для нее свобода ребенка – это свобода
самовыражения, возможность проявления и развития своего природного потенциала;
самодеятельность, свобода выбора направления деятельности, свобода действий
и поступков; свободомыслие, способность к интеллектуальному творчеству,
умение преодолевать консервативную силу привычных стереотипов.
Проблему
свободной воли как возможности свободного проявления и развития природного
потенциала ребенка Е. И. Рерих связывает с понятием Кармы, которое занимает
особое место в ее философских воззрениях. Согласно Учению Живой Этики,
существует Универсальный Космический Закон Кармы (его называют также
Законом причины и следствия). В контексте нашего исследования понятие
Кармы применительно к человеку можно трактовать как некую совокупность
физических, психических и духовных свойств и качеств, определяющих индивидуальное
своеобразие личности, ее жизненных проявлений. Е. И. Рерих считает бесспорным
право ребенка на свободу реализации его собственной Кармы, ее наиболее
полное проявление, т.е. наличие возможности строить свою жизнь самостоятельно.
Ребенок,
как субъект образования, представляет собой неповторимую индивидуальность,
с присущими только ему наклонностями, способностями. Он носитель жизненной
(психической) энергии, которая проявляется своеобразно и уникально.
В своём творчестве Е. И. Рерих пропагандировала персонализацию воспитания
и выступала против уравниловки, сведения всех учащихся под общий знаменатель.
Она предостерегала от пагубности ориентации в процессе воспитания на
какого-то “усредненного” ребенка и еще большей пагубности игнорирования
неповторимой индивидуальности каждого.
В
диссертации представлен материал о роли учителя в организации и осуществлении
педагогического процесса. Е. И. Рерих рассматривала школьного учителя
как “водителя в жизни”, носителя перспективы психического и духовно-нравственного
развития ребенка. Учитель не идет за природой детей, а находится впереди
нее: опираясь на природный потенциал ребенка, учитель предвидит направление,
ближайший уровень и темп его развития, открывает возможности для самодвижения,
определяет вехи, стимулирует активность и указывает “краткий и лучший
путь” достижения цели.
Гуманистическая
педагогическая позиция Е. И. Рерих прослеживается и в том, как она решает
проблему взаимоотношений учителя и учащегося: призывает учителя относиться
к ученику как к “равноподобной сущности”. Оптимистический дух педагогики
Е. И. Рерих выражен в краткой и емкой формуле, обращенной к ребенку:
“Ты все можешь”. Эта мысль, по ее убеждению, должна стать “первой формулой
образования”, фундаментом целостного образовательного процесса. Она
советует учителю при взаимодействии с учеником опираться на лучшее в
ребенке, культивировать сильные, положительные стороны его личности,
использовать методы не прямого, а косвенного педагогического воздействия.
Поощряя реальные достижения ребенка, учитель предвосхищает и стимулирует
процесс раскрытия и развития его способностей.
Называя
учителя “ведущим наставником-другом”, Е. И. Рерих акцентирует внимание
на необходимости создания дружеских, доверительных, искренних взаимоотношений,
на готовности педагога в любой момент прийти на помощь ученику.
Гуманистическую
позицию учителя и определяемые ею методы педагогического воздействия
Е. И. Рерих не считает единственным средством, обеспечивающим развитие,
совершенствование воспитуемого. Многое в этом процессе зависит и от
самого воспитанника. Развитие человека обусловливается мерой его самодеятельности,
самостоятельного волеизъявления, которое свойственно природе человека
и в то же время является необходимым и чрезвычайно важным условием его
самосовершенствования.
В
философско-этическом Учении Живой Этики раскрываются движущие силы эволюции
человеческой личности, т.е. то, что инициирует процесс самодеятельности,
то, что лежит в основе проявлений свободной воли. Такой движущей силой
является мысль основа духовной сферы бытия. Эта точка зрения
служит обоснованием выбора приоритетов воспитания. Приоритетным объектом
воспитания, что неоднократно подчеркивала Елена Ивановна в своих трудах,
является внутренний мир человека, развитие и совершенствование которого
обусловливает и в то же время изменяет, улучшает внешние его проявления,
взаимоотношения с другими людьми, с Мирозданием в целом. При этом внутренний
мир человека в педагогике Е. И. Рерих рассматривается и как субъект
воспитания, ибо человек, управляемый свободной волей, единственный
владыка своей судьбы. Свобода выбора направления деятельности, действий,
поступков должна быть осмысленной, осознанной. В решении этой задачи
важная роль принадлежит просвещению.
Считая
знание истинным и единственным двигателем эволюции человека, Елена Ивановна
говорит о необходимости познания на протяжении всей жизни. По ее мнению,
процесс обучения в школе должен строиться таким образом, чтобы по мере
взросления ребёнка он перерастал в процесс самообучения – жизненно необходимый
и постоянный вид деятельности. Для того, чтобы образование стало внутренней
потребностью человека на протяжении всей его жизни, оно должно сопровождаться
положительными эмоциями, а это значит, что ценны не только сами знания,
но и процесс их приобретения. Изучаемый материал не должен быть чрезмерно
облегченным или сложным, а рассчитан на уровень развития, индивидуальные
и возрастные возможности ученика. Для возбуждения активности детей,
творческого
осмысления ими новых знаний содержание урока разрабатывается с учетом
интересов и способностей каждого из них.
Деятельность
школы, как это следует из высказываний Е. И. Рерих, не ограничивается
лишь просвещением, формированием системы знаний и развитием мышления.
Она должна научить ребенка ориентироваться в жизненных обстоятельствах,
занимать самостоятельную позицию, делать самостоятельный выбор, уметь
принимать взвешенные и ответственные решения в ситуациях нравственного
выбора. В основе решения этих воспитательных задач должно лежать формирование
мотивов, ориентированных на Добро и Общее Благо.
Отношение
к мысли как движущей силе эволюции человека и основе проявления его
свободной воли определяет своеобразие педагогических взглядов Е. И.
Рерих: она не только рассматривает мышление как познавательный процесс,
но и раскрывает значение его нравственно-содержательной стороны. Признавая
незыблемым концептуальное положение Учения Живой Этики о субстанциональности
мысли, а мысль добрую как соединение высших субстанций, Елена Ивановна
убеждена не только в полезности дисциплинированного добромыслия, но
и в его необходимости для “раскрытия всех сил, заложенных в человеке,
их правильного развития”, а потому рекомендует с детского возраста развивать
такое мышление.
Видное
место в системе педагогических взглядов Е. И. Рерих занимает проблема
формирования способности к творческому мышлению, креативности как качества
личности. Елена Ивановна подчеркивает нравственную суть этого глубинного
свойства индивида и считает долгом развитого сознания в процессе жизнедеятельности
стремиться “противостоять всякому злу”. В контексте этой проблемы ею
рассматривается вопрос о роли и функциях привычек в процессе воспитания
и самовоспитания.
Исследование
творческого наследия Е. И. Рерих позволяет выделить в качестве главных
ее взгляды на такие аспекты педагогической деятельности, как содержание
образования и его роль в становлении личности, нравственное и эстетическое
воспитание, а также ее понимание труда как основы жизни, воспитания
и развития человека.
Е.
И. Рерих ориентирует на главную цель школьного образования – сформировать
у подрастающего поколения общее представление о Мироздании, о действительности
как едином целом, научить использовать эти знания как орудие творческого
освоения мира. Она считает полезным использовать опыт различных направлений
познания человеком мира и окружающей действительности (через науку,
философию, искусство, религию), а также дополнить общепринятые учебные
предметы соответствующим содержанием и включить такие дисциплины, как
космография, естественная история, синтез науки, изучение красоты жизни,
сравнительная история религий.
Важный
раздел содержания образования должны составлять естественные науки с
ориентацией на то, чтобы помочь учащимся осмыслить эволюционные процессы
Макро- и Микрокосма, перспективы развития человечества.
Актуальна, на наш взгляд, позиция
Е. И. Рерих по проблеме гуманитаризации образования. Она советует не
умалять значения гуманитарных наук, т.к. считает, что только “разумное
сотрудничество всех наук даст понятие о единстве знания”. Следует обратить
внимание на её рекомендации относительно такого учебного предмета, как
История Отечества, изучение которого должно строиться в тесной взаимосвязи
с мировыми историческими событиями.
Наряду
с естественнонаучными и гуманитарными предметами Е. И. Рерих предлагает
ввести в учебные планы прикладные дисциплины. Она советует проводить
уроки по овладению основами искусств, ремесел, заниматься с учениками
рукоделием, хоровым пением, народными танцами.
При
составлении учебных планов Елена Ивановна рекомендует также уделять
должное внимание музыкально-эстетическому комплексу предметов и предлагает
ввести новую учебную дисциплину – изучение красоты жизни, – способную
расширить кругозор и воспитать у детей уважительное отношение к духовным
ценностям. В содержание этого предмета должны войти История Искусства
и Знания, а также данные о современных достижениях в области искусства.
Признавая
религию одним из способов постижения мира и действительности, Е. И.
Рерих рекомендует ввести в учебные планы сравнительную историю религий,
в которой учащимся давались бы представления о духовной эволюции человечества.
Этот предмет, считает она, будет способствовать воспитанию уважения
к духовным ценностям и достижениям разных народов, что позволит избежать
главного бича человечества – религиозной нетерпимости.
Е.
И. Рерих акцентировала внимание на проблеме, которая до сих пор остается
в значительной мере нерешенной в нашей системе образования, а именно
– на том, что знания, приобретаемые учащимися по разным учебным предметам,
как правило, остаются разобщенными. Истинным, как это следует из Учения
Живой Этики, является синтетическое знание, объединяющее в себе знания
из различных отраслей науки. Елена Ивановна предлагает дополнить учебный
план новой обобщающей дисциплиной, которую она назвала синтезом науки.
Синтез науки должен быть ориентирован на развитие у школьников умения
соединять в единое целое приобретенные знания, находить подтверждение
своим мыслям в различных областях науки. В этом предмете, по мысли Е.
И. Рерих, заложено поисковое, творческое начало: он позволит уводить
детей от узкой специализации, поможет им не быть подражателями и пересказчиками
чужих мыслей, а находить собственные пути познания действительности.
Особое
внимание Е. И. Рерих обращает на необходимость в доступной форме оперативно
сообщать учащимся о новых научных открытиях и советует организовать
при школах информационные отделы.
Наряду
с воспитанием у детей широчайшего кругозора, любви к знаниям, важной
задачей школы Е. И. Рерих считает развитие разнообразных способностей:
мышления, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, интуиции,
находчивости, сообразительности и др. На решение этой задачи должно
быть нацелено преподавание каждого предмета, а также отводиться часы
для проведения специальных уроков; уже в начальной школе необходимо
вводить уроки практической психологии. В ее письмах и Живой Этике даны
исчерпывающие советы и рекомендации по развитию способностей, предлагается
разработать специальные программы упражнений. Но развитие способностей
учащихся наряду с усвоением необходимого объема знаний является не самоцелью,
а средством совершенствования природы человека, его духовно-нравственного
развития: школа должна заложить в ребенке основу умения пользоваться
приобретенными знаниями, умение рассуждать, самостоятельно, творчески
мыслить.
Е.
И. Рерих не была сторонницей ранней специализации, а потому придерживалась
убеждения, что система образования должна обеспечивать подрастающему
поколению всестороннюю общеобразовательную подготовку – помочь составить
целостную картину мира, найти свое место в потоке бытия, понять смысл
собственной жизни, прийти к личной свободе и ответственности, сознательно
выбрать профессию.
Как
уже было отмечено, важнейшей педагогической проблемой, которой Елена
Ивановна уделяет особое внимание, является проблема воспитания нравственности,
трудолюбия, эстетического восприятия окружающего мира и искусства. Воспитание
она определяет как целостное явление, в котором в качестве основного,
системообразующего компонента выступает нравственное воспитание.
Подлинной
нравственностью Е. И. Рерих считает лишь ту, которая внутренне присуща
человеку, “таится в глубине его сознания”, когда человек сочетает в
своем сознании принципы справедливости и нравственности, когда он выработал
и утвердил свою внутреннюю правду, когда его мышление, воля, побуждения
и поступки направляются совестью.
Человека
Е. И. Рерих рассматривает как существо общественное.
В своих трудах она отводит значительное место проблеме гармонизации
взаимодействий человека с социумом, а воспитанию – функцию управления
этими процессами. Ориентиром жизни человека в обществе, по ее мнению,
должны служить Истина, Добро, Красота, Общее Благо, стремление к которым
способствует нравственному развитию и самосовершенствованию личности.
Направить
человечество по пути сотрудничества Е. И. Рерих считает насущным требованием
времени, делом государственной важности. В связи с этим она касается
вопроса воспитания личности в коллективе. Умение сотрудничать, подчёркивает
Е. И. Рерих, трудная задача, решение которой находится в прямой
зависимости от правильной организации коллектива. Социально направленный
коллектив она рассматривает как единое целое, органично сочетающее в
себе общее и особенное. В правильно организованном коллективе, по ее
убеждению, создаются благоприятные условия для проявления способностей
и наклонностей каждого человека.
Е.
И. Рерих затрагивает также актуальную для нынешнего времени проблему
детских общественных организаций. Она высказывает мнение о необходимости
создания таких детских общественных организаций, которые представляли
бы собой разновозрастную группу детей, объединенных общностью интересов.
Повседневная практическая деятельность, неформальное общение помогут
членам организации раскрыть и проявить качества, необходимые для становления
гражданственности и социальной зрелости.
Нравственные нормы Живой Этики
требуют новых человеческих отношений. В этой связи воспитание гуманности
выступает в качестве неотъемлемой составляющей нравственного воспитания.
Гуманистическая сущность личности особенно ярко проявляется во взаимоотношениях
с другими людьми. Умение “творить отношения между людьми”, общаться
на принципах равноправия Елена Ивановна называет искусством, настаивая
на овладении им “как самым насущным” для каждого человека. Она выдвигает
главный критерий, который служит мерилом во взаимоотношениях, – “разум
сердца” и трактует его как гармоничное сочетание разума и чувств, которые
должны быть уравновешены во всех суждениях и поступках человека.
Гуманность,
как интегральная сущность личности, требует, по убеждению Е. И. Рерих,
воспитания качеств, располагающих к общению, взаимопониманию, сотрудничеству:
человеколюбия, доброжелательности и дружелюбия, способности к сочувствию,
сопереживанию, чуткости и внимательности к другим, великодушия и снисходительности,
толерантности – терпимости к чужим мнениям и поведению, уважения верований.
Е.
И. Рерих говорит о необходимости воспитания с детских лет дисциплины
свободы, которую она расценивает как истинную самодисциплину, понимая
ее как “ответственные волевые действия”. Самодисциплина соединяет в
себе в единое целое необходимость и свободу и базируется на двух основных
принципах: внутренней свободе человека и его ответственности перед собой,
обществом и Мирозданием.
Е.
И. Рерих поднимает вопросы патриотического воспитания молодого поколения
воспитания любви к Родине, готовности исполнения долга перед
Родиной, формирования культуры межнационального общения, чувства интернационализма,
основанного на взаимоуважении и сотрудничестве всех народов.
Важной
задачей морально-этического просвещения подрастающего поколения Елена
Ивановна считает воспитание личности, способной к подвигу не только
в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни. Образцом для подражания
служит жизнедеятельность народных героев и подвижников. Изучение биографий
ученых, их деятельности, основанной на высоких нравственных идеалах,
учит понимать ценность “истинных сокровищ”, побуждает учащихся строить
свой жизненный путь в соответствии с этими образами. Воспитательной
силой обладают используемые в беседе с учащимися сказания и песни о
народных героях.
По
убеждению Е. И. Рерих, гармонично развитую личность характеризуют не
наличие отдельных нравственных качеств, а их согласованность, стройность
в сочетании, совокупность которых в Живой Этике называется “симфонией
качеств”.
Воспитание
– процесс творческий, не терпящий шаблонов. Для творческого решения
педагогических задач в изменяющихся ситуациях, с учетом индивидуальных
ответных реакций воспитуемых, Е. И. Рерих рекомендует использовать в
профессиональной деятельности учителя лучшие достижения педагогической
теории и практики, а также авторские, оригинальные методы педагогического
взаимодействия.
В
диссертации описываются условия, подходы и этапы формирования нравственных
качеств личности, практические советы и рекомендации
Е. И. Рерих по их развитию и совершенствованию.
На
систему образования Е. И. Рерих возлагает задачу морально-этического
просвещения детей на основе моральных норм и знаний, представленных
в Учении Живой Этики. На всех этапах учебно-воспитательного процесса
она рекомендует применять беседу, содержание которой должно идти от
ребенка и не нести “ничего отвлеченного”, опираться на личный опыт воспитуемых
и быть жизненно важным для них.
Признавая
работу с книгой наиболее действенным по силе воспитательного воздействия
методом, Е. И. Рерих подчеркивает особую значимость первых, наиболее
ярких и глубоких переживаний от прочитанного. Работа с книгой на начальных
этапах образовательно-воспитательного процесса может стимулировать и
определить круг интересов и сферу познавательной деятельности ребенка.
Елена Ивановна предъявляет высокие требования к содержанию книг и призывает
оберегать подрастающее поколение от пагубного влияния “недостойных и
лживых книг”, которые засоряют сознание детей, считает нравственное
здоровье ребенка предметом особой, исключительной заботы государства.
Книги для детей и юношества в содержательном аспекте должны иметь развивающую
и воспитывающую направленность: формировать нравственные основы растущей
личности, будить мысли, совершенствовать культуру чувств, способствовать
расширению сознания.
Елена
Ивановна рекомендует использовать возможности театрального искусства,
которое в яркой и доступной форме показывает привлекательность нравственных
идеалов, способных возвысить человека, сделать его лучше, благороднее.
По ее мнению, театральное искусство – не только средство эстетического
воспитания, но прежде всего эффективное средство нравственного воспитания.
В этом проявляется присущий педагогическим взглядам Е. И. Рерих интегративный
подход к характеристике различных сторон воспитания. В системе морально-этического
просвещения подрастающего поколения она предлагает использовать театрализованные
уроки с участием детей, где сами дети исполняют роли героев.
Особое
место в системе педагогических взглядов Е. И. Рерих занимает вопрос
о роли труда в жизни, воспитании и развитии человека. В ходе анализа
и осмысления творческого наследия Е. И. Рерих нами выявлены положения,
свидетельствующие о понимании и оценке ею педагогического значения труда.
Для нее труд – это, во-первых, основа и средство жизни человека; во-вторых,
фактор духовно-нравственного, физического, интеллектуального, эмоционального,
волевого развития; в-третьих, средство воспитания коллективного начала,
умения сотрудничать с другими людьми. Отсюда труд – основной фактор
и средство воспитания.
Указывая
на основополагающее значение труда в жизни, воспитании и развитии человека,
Е. И. Рерих выдвигает три диалектически взаимосвязанные задачи:
воспитание
потребности в труде, привычки к труду;
воспитание
положительного отношения, уважения и любви к труду;
воспитание
способности к творческому труду, развитие стремления постоянного улучшения
его качества.
Анализ
высказываний Е. И. Рерих о труде позволяет выделить несколько уровней
отношения человека к труду, которые выступают в качестве своеобразных
критериев оценки его воспитательной ценности. Вот эти уровни: труд с
отвращением; труд несознательный; труд преданный и любимый; труд не
только сознательный, но и направленный на Общее Благо, прогресс человечества,
эволюцию Мироздания, служение высшим духовным ценностям (Истине, Добру,
Красоте).
В
решении проблемы воспитания положительного отношения, уважения и любви
к труду ярко проявляется гуманистическая педагогическая позиция Е. И.
Рерих. Она раскрывает условия ненасильственного воспитания любви к труду:
начинать трудовое воспитание с раннего возраста, подчеркивая при этом
необходимость воспитания потребности в трудовой деятельности, сознательности
труда, добровольности и четкого представления о цели деятельности, предоставления
учащимся права свободы выбора сферы трудовой деятельности, выработки
у детей индивидуального темпа и ритма труда.
По
убеждению Е. И. Рерих, воспитательной силой обладает только качественно
выполняемая работа, поэтому она акцентировала внимание на развитии у
детей стремления постоянно улучшать качество труда, на воспитании ответственности
и чувства долга в коллективном труде.
Самым
полезным для развития человека Елена Ивановна считала связь физического
труда с умственным и настаивала на такой организации трудовой деятельности
детей, которая обеспечивала бы разумную смену различных трудовых усилий.
Она убеждена, что даже время, отведенное на отдых, должно быть заполнено
трудом, т.к. сам отдых, в ее понимании, заключается в чередовании труда
физического и интеллектуального.
Эстетическое
воспитание выделялось Е. И. Рерих как важная часть целостного воспитательного
процесса, а Красота – как один из путей развития и самосовершенствования
человека. Смысл эстетического воспитания, по ее мнению, заключается
в том, чтобы, с одной стороны, “открыть восприятие” и понимание красоты
искусства, действительности, а с другой – воспитать творца красоты.
В
целенаправленном развитии способности человека воспринимать и понимать
прекрасное важную роль Елена Ивановна отводит искусству, которое она
расценивает как мощный фактор духовного развития человечества и призывает
к более полному и разностороннему использованию его возможностей в воздействии
на личность ребенка.
В
диссертации характеризуются взгляды Е. И. Рерих на эстетическое воспитание
и излагаются ее советы и рекомендации по развитию эстетического сознания,
формированию основ эстетической культуры средствами искусства. Задачу
школы она видит не в воспитании специалистов в различных областях искусства,
а в формировании у детей через искусство эстетического восприятия мира
и умения творить красоту в повседневной жизнедеятельности.
Анализ
высказываний Елены Ивановны, относящихся к области эстетического, позволяет
выявить ее видение связи эмоционально-эстетических компонентов человеческого
сознания с другими сторонами человеческой природы в частности,
процесса мышления в контексте эстетического. В этом также проявляется
характерный для педагогических взглядов Е. И. Рерих интегративный подход
к рассмотрению различных педагогических проблем. Она показывает значение
красоты мысли, которая должна стать основополагающим началом эстетического
развития личности. Красота речи, слова, как выражение красоты мысли,
в свою очередь влияет на мышление, служит средством возвышения сознания
человека. Елена Ивановна убеждена, что человек может испытывать эстетические
впечатления, радость и удовлетворение от усвоения новых знаний и самого
процесса познания. Эстетическое воспитание, по ее мнению, способствует
разностороннему и гармоничному развитию качеств личности, формированию
“симфонии качеств”, а также развитию способностей ребенка: памяти, внимания,
воображения, воли, мышления.
Итак,
исследование творческого наследия Е. И. Рерих в области педагогики позволяет
утверждать, что мы имеем дело с системой взглядов, многие элементы которой
совпадают с традиционной гуманистически ориентированной педагогикой.
Об этом свидетельствуют приведенные в тексте диссертации многочисленные
высказывания выдающихся представителей классической и современной, отечественной
и зарубежной педагогики.
Созвучие
взглядов Е. И. Рерих гуманистически ориентированным взглядам представителей
мировой педагогики дает возможность говорить о существовании некоего
феномена общечеловеческой гуманистической педагогики, в содержание которой
вносят свой вклад различные теории и концепции, сформировавшиеся под
влиянием разнообразных философских, религиозных и иных идеологических
воззрений.
Вместе
с тем педагогические взгляды Е.И. Рерих имеют свои специфические особенности,
продиктованные своеобразием философии Учения Живой Этики, отличающие
их от традиционных представлений. Эти взгляды обнаруживают основные
характеристики целостной педагогической системы: в них раскрываются
цель, содержание образования, формы организации и осуществления педагогического
процесса, методы руководства деятельностью детей, стиль педагогических
взаимоотношений и др. Сказанное позволяет утверждать, что в данном случае
мы имеем дело с оригинальной педагогической теорией и есть основание
систему этих взглядов именовать педагогикой Е.И. Рерих.
Теоретической
основой педагогических взглядов Е. И. Рерих служат философско-антропологические,
этические воззрения, вытекающие из Учения Живой Этики.
Отличительной
чертой педагогических взглядов Е. И. Рерих является интегративный подход
к рассмотрению различных педагогических явлений и процессов. Такой подход,
имеющий целью воспитание человека в единстве его гармонично развитых
физических, психических и духовно-нравственных качеств, обеспечивает
целостность, единство взаимопроникающих компонентов воспитательно-образовательного
процесса, преодолевает их функциональную раздробленность и обособленность.
Системообразующую
основу педагогики Е. И. Рерих составляют идеи духовно-нравственного
воспитания человека. Доминирование в целостном педагогическом процессе
духовно-нравственного воспитания обосновывается определяемыми в Учении
Живой Этики целевыми детерминантами воспитания человека – Общее Благо,
гуманность, Истина, Добро, Красота, которые по сути являются вечными
общечеловеческими ценностями.
Педагогические
взгляды Е. И. Рерих пронизывает идея приоритетности воспитания перед
образованием, они оптимистичны по духу и гуманистические по сути; сущность
их составляют безграничная вера в силы и возможности каждого ребенка,
приоритетность интересов и потребностей человека, отказ от насилия как
формы управления воспитательным процессом, утверждение идей природосообразности
и персонализации воспитания.
Поставленные
в исследовании задачи в основном решены, что ни в коей мере не означает
полной исчерпанности темы. За границами нашей работы оказалось множество
проблем, затронутых в Учении Живой Этики, относящихся к области педагогики.
Например, такие, как выявление всех имманентных способностей человека
как объекта и субъекта воспитания; механизм, раскрывающий взаимообусловленность
духовно-нравственного, общего и психического развития; особенности возрастной
периодизации воспитания; высказывания, которые могут составить дидактическую
концепцию Учения Живой Этики; этапы и уровни развития коллектива. В
углубленном анализе этих аспектов Учения нам видится перспектива дальнейшего
исследования богатейшего педагогического наследия Е. И. Рерих.
Основное
содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1.
“Музыкальность нуждается в образовании” // Искусство семейного воспитания:
Книга очерков / Под. ред. П. Т. Фролова. – Белгород, 1995. –
С. 226 -230.
2.
“... Не отложим мысль о предмете живописной этики” // Воспитание и развитие
дошкольника: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Прокопьева и
П. Т. Фролова. – М.; Белгород, 1995. – С. 235-242.
3.
Воспитание искусства мышления (на материале Живой Этики и писем Е. И.
Рерих) // Сб. науч. тр. молодых ученых. – Белгород, 1997. – Вып. II.
– С. 186-193.
4.
О необходимости овладения искусством мышления // Развивающее обучение:
история, теория, практика: Учеб.-метод. пособие для учителей начальных
классов: Прил. к журн. “Начальная школа” № 1 / Под. ред. М. И. Волошкиной.
– М.: Начальная школа, 1998. – С. 92-95. – (Б-ка учителя начальной школы).
5.
“Надо предпочесть того учителя, который идет новыми путями” // Инновации
в образовании: теория и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.
– Белгород, 2-3 дек. 1998 г. – Белгород, 1998. – С. 172-178.
6.
Е. И. Рерих о роли мышления в физическом и духовно-нравственном совершенствовании
человека // Современные психолого-педагогические технологии в подготовке
специалистов по физической культуре и спорту: Материалы Междунар. науч.-практ.
конф. – Белгород, 19-21 окт. 1999 г. – М.; Белгород, 1999. – С. 153-159.
7.
Философско-педагогические идеи М. Монтессори и Е. И. Рерих // Педагогика
М. Монтессори в современном образовательном процессе: Материалы II Междунар.
науч.-практ. конф. – Белгород, 26-28 окт. 1999 г. – Белгород, 1999.
– С. 55-59 (в соавт.).
8. Гуманистические качества личности
основа искусства взаимоотношений (на материале Живой Этики и
писем Е. И. Рерих) // Социальная коммуникация в современных условиях:
состояние, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. российско-польского
науч. симпозиума. – Белгород, 13-14 апр. 2000 г.: В 3 ч. Белгород,
2000. Ч. III. С. 57-60.
9. Проблема взаимоотношений
учителя и ученика в педагогических воззрениях Е. И. Рерих // Формирование
профессионализма учителя: проблемы, поиски решений на рубеже столетий:
Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – г. Барановичи, Беларусь, 3-5
мая 2000 г. – Барановичи, 2000. – С. 125-130.
10. Е. И. Рерих о гуманистической
сущности процесса познания // Гуманистические аспекты подготовки и переподготовки
учителя XXI века: Тез. докл. Рос. науч.-метод. конф. – Рязань, 26-27
окт. 2000 г. – Рязань, 2000. –
С. 102-103.
ЛР
№ 040327
Подписано в печать
23.03.2001. Формат 60´ 84/16.
Гарнитура Times.
Усл. п..л. 1,28. Тираж 100 экз. Заказ 26.
Оригинал-макет
тиражирован в издательстве
Белгородского государственного университета
308007
г. Белгород, ул. Студенческая, 12