В.Н.Колесников, кандидат психологических наук
Признаки пробуждения Духовности

Приоритет “субъективного” над “объективным” — как это правильно трактовать в психологии и нашей повседневной жизни?

Мы выяснили, что в случае подавления Духовности возникает ноогенный невроз, а в случае ее пробуждения душевный мир устремляется к цели духовной эволюции — к Совершенству. Это — крайние случаи. В повседневной жизни пробуждение Духовности или ее усыпление заметить весьма трудно. Поэтому в данной лекции мы попытаемся наметить пути поиска признаков пробуждения Духовности.

Напомним определение Духовности, которое прошло испытание на методологическую валидность по трем принципам причинности.

Духовность — это основная глубинная Сила человеческой индивидуальности. Ее активность устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции — к Совершенству. Пробуждение Духовности объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением.

В соответствии с этим определением следует конкретизировать главный признак пробуждения Духовности. Он состоит в том, что по мере ее пробуждения “субъективное” становится более приоритетным по отношению к “объективному”. Напомним, что это положение является основой гуманистической психологии, и именно его отстаивал один из ее основателей К. Роджерс, когда говорил, что “любая попытка очистить наше представление о мире от всего субъективного, сугубо человеческого должна привести к абсурду. (Полани)” [8, с. 213].

Одна из основных идей К. Роджерса состояла в том, чтобы “отобрать и создать научные переменные для экзистенциальных категорий человека, которые затем могут быть операционально определены и пройти эмпирическую проверку” [8, с. 224].

В развитие этой идеи предлагаются три основных психологических понятия, конкретизирующих положение о приоритете субъективного над объективным: субъективное пространство (принцип активности), субъективное время (принцип саморазвития) и субъективная чистота (принцип иерархичности). Эти понятия символизируют собой три основных пути поиска признаков пробуждения Духовности.

Цель лекции — в соответствии с тремя принципами причинности проиллюстрировать примерами три направления поиска признаков пробуждения Духовности в повседневной жизни.

Тема собеседования — примеры признаков пробуждения Духовности в нашей жизни

  1. Субъективное пространство приоритетнее пространства объективного (физического).

    Первый признак пробуждения Духовности: субъективное пространство становится приоритетнее пространства объективного.

    Следствием этого является возникновение у человека чувства “наполненности” его душевного мира. Проиллюстрируем это на двух примерах.

    1. О возможности путешествовать в субъективном пространстве.

      В журнале “Огонек” [9] опубликована история человека высокой духовной культуры Нины Гаген-Торн. К сожалению, судьба ее была подобна трагической судьбе В. Франкла и Д. Андреева: она прошла испытания сталинскими лагерями, но ничто не изуродовало ее души, не сломило духа. Улыбка — на всю жизнь (Рис. 1).

      На фотографии написано “Солнышко!” Это слово не стерлось за целую жизнь. Петербург 1910 год.

      В своей книге воспоминаний Нина рассказывает о том, что именно умение путешествовать в субъективном пространстве помогло ей преодолеть физическую несвободу.

      Вот что она пишет о возможности путешествовать в субъективном пространстве: ““Время и пространство, время и пространство...” — думала, шагая по камере. <...> Кюхля вышел из тюрьмы таким же молодым, как вошел. <...> Можно ли выйти таким же, как вошел, или, не выдержав, свихнуться... если не научишься мысленно передвигаться в пространстве, доводя мысле-образ почти до реальности. <...> Вспомнилось, как, лежа на койке в Крестах, я увидела Африку: “В ласковом свете платановой тени черные дети склонили колени на пестрой циновке плетеной...”<...> Я постаралась уйти в свою юность на Севере. Вспомнила, доводя до предельной яркости воспоминания, поплыла по великой светлой Северной Двине. <...> Такие мысли, совершенно отрешавшие от происходящего, давали мне чувство свободы, чувство насмешливой независимости от следователя” [9, с. 10, курсив мой].

      Нина прожила 86 лет. Казалось бы, суровые испытания, где каждый день приходилось выживать, должны были бы сделать ее душу черствой, эгоистичной (“каждый сам за себя”). Но этого не произошло. Даже в самом преклонном возрасте (Рис. 2) она сохранила молодость духа и чистоту души, даже птицы это чувствуют (на голове у нее сидит птица). И более того, исходя из своего жизненного опыта, она, также как и Даниил Андреев и Альфред Адлер, приходит к главному выводу психологии Духовности: главная беда человечества в атрофии сочувствования животным, которых рассматривают как отличных от себя, как низших существ.

      “Существует теснейшая связь между беспощадной жестокостью к животным и существованием лагерей, где сидят миллионы людей. Эта связь — атрофия сочувствования существам, которых рассматривают как отличных от себя” [9, с. 11, курсив мой].

      Следует отметить неслучайное совпадение в обладании способностью путешествовать в субъективном пространстве с умением сорадоваться и сопереживать всему живому, которое в гуманистической психологии называется эмпатией. Это еще одно подтверждение тому, что эти две способности возникают вследствие пробуждения Духовности.

    2. По мере пробуждения Духовности в человеке просыпается чувство родства со всем живым окружением.

Мы выяснили, что эмпатия расширяет границы человеческого “Я” и тем самым увеличивает индивидуальное психологическое пространство человека. Что этому может препятствовать, в каком случае происходит атрофирование сочувствования всему живому и сжатие психологического пространства?

Согласно Д. Андрееву, чувство сопереживания — то есть эмпатии — атрофируется, когда человек наблюдает жестокие сцены. Это происходит потому, что невыносимо больно сопереживать чужой боли. В этом случае субъективное пространство человеческого “Я” сжимается, и возникает обыкновенный эгоизм в той степени, в какой атрофируется у человека умение сопереживать и сорадоваться.

С атрофированной эмпатией, а следовательно, подавленной Духовностью, человек, до поры до времени, может спокойно жить в мире жестокости и насилия. Но отсутствие признаков Духовности превращает человека в живой труп. Поэтому смысл истинной жизни — это все-таки пробуждение Духовности, как бы при этом не было больно.

В соответствии со сказанным предлагается эскиз этапов расширения субъективного пространства человеческого “Я”: от крайнего эгоизма до абсолютного слияния со всем живым во Вселенной.

  1. Образ предельной бездуховности — человек-орел Ларра из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”. Ларра презирал все живое, включая людей, и за это был наказан одиночеством в бессмертии.
  1. “Я” — в границах моего индивидуального пространства, дальше меня нет, все остальные — чужие для меня люди.
  1. “Я” — в пределах моей семьи, это моя родня, я переживаю только за них, а все остальные — не родные для меня люди.
  1. “Я” — в пределах нации, я переживаю только за людей моей национальности, все остальные — чужие инородцы. В фашистской Германии, например, немец немцу был самым дорогим человеком, а все остальные считались людьми в той или иной степени низшей расы.
  1. “Я” — в пределах рода людей, я переживаю только за людей, все люди братья, а все животные — это низшие существа (живые продукты питания), которые оцениваются в той степени, в какой они полезны для человека. Даниил Андреев сравнивает это с “национализмом” и говорит о том, что так же как сейчас расовая теория кажется нам смешной, так и этот животный “национализм” покажется столь же смешным нашим потомкам [3, с. 99].
  1. “Я” — в пределах всего живого. Переживание чувства родства со всем живым: с животными и даже с растениями. В этом случае человек догадывается, что и растение — живое существо, способное к общению и переживанию.
  1. В предельном случае субъективное пространство человеческого “Я”  существует в любом уголке Вселенной. Образ высшей Духовности в индийских священных писаниях Веды представлен через понятие “Брахман”. Брахман — субъективно переживается как абсолютное сознание, а с объективной точки зрения, как абсолютная субстанция, первооснова всего сущего [5, с. 261]. Брахман имеет пространственный аспект описания: “То, что названо словом “Брахман”, тождественно пространству вне человека, пространству внутри человека, пространству в сердце. Это пространство полно и неизменно. Тот кто знает это, достигнет полного и неизменного счастья” [5, с. 89].

Исходя из этого эскиза, по-видимому, чувство эмпатии ко всему живому следует развивать, начиная с самых дальних “родственников” и заканчивая самыми ближними. Обратный процесс, скорее всего, порождает, хотя и коллективный, но эгоизм.

Первый признак пробуждения Духовности — это приоритет субъективного пространства по отношению к пространству объективному. Следствием этого является возможность путешествовать не только в физическом пространстве, но и в пространстве своего душевного мира. В свою очередь, это рождает чувство духовной свободы, даже в случае ограничения свободы физической. Причем главным условием развития способности путешествовать в своем душевном мире является развитие чувства духовной эмпатии (сорадование и сопереживание) со всем живым, начиная от дальних “родственников” и заканчивая ближними.

Резюме: “Суть в том, чтобы понять: его истинное “Я”, совершенное, как ненаписанное число, живет одновременно в любой точке пространства в любой момент времени” [4, с. 186]

  1. Субъективное время приоритетнее времени объективного (астрономического).

    Второй признак пробуждения Духовности: субъективное время становится приоритетнее времени объективного.

    Следствием этого является возникновение у человека чувства “наполненности” прожитых минут жизни. Проиллюстрируем это на двух примерах.

  2. О возможности путешествовать в субъективном времени.

    В одном из рассказов крупнейшего индийского писателя современности Р.К. Нарайана есть очень точная яркая иллюстрация тому, что мы называем субъективное время. Рассказ называется “Лавана” [6, с. 334-341]. Вот краткое его содержание:

    К одному царю очень древнего государства пришел в гости маг и волшебник. Этот царь по имени Лавана уже давно пресытился чудесами, поэтому его трудно было чем-либо удивить. Но он все равно попросил волшебника показать ему что-то новое, невиданное.

    Тогда волшебник показал царю на свои широко раскрытые глаза, и как только глаза Лаваны встретились с глазами волшебника, все вокруг переменилось. Лавана оказался стремительно скачущим на коне. Затем, зацепившись за ветки дерева, он упал с коня на землю. В лесу он встретил женщину из низшей касты (неприкасаемые), и для того, чтобы принять от нее пищу, он женился на ней, перейдя тем самым в касту неприкасамых. После женитьбы царь Лавана стал простым охотником на диких животных. Годы шли один за другим, у царя родилось четыре сына, и он забыл о своем прошлом. Неожиданно на те места, где жила семья Лаваны, обрушился голод. Пришлось вместе с четырьмя взрослыми сыновьями и женой собираться в путь, на поиски пищи. В дороге три старших сына, видя, что Лавана слабеет, ушли от семьи. Последний сын в дороге совсем ослаб и просил только мяса... вареного... немного мяса. Тогда жена потребовала от главы семьи решительных действий: “Что ты за человек! — говорила она. — Если ты не в состоянии содержать семью, зачем тогда женился?” Тогда царь сказал жене, чтобы она через некоторое время зашла за ближайшую скалу. И там она найдет вареное мясо, которым накормит сына и поест сама. Зайдя за скалу, царь зажег костер и прыгнул в него со словами: “Не бери мясо, пока оно не будет совсем готово! Не забудь его посолить!”.

    После этих слов царь Лавана проснулся. Вокруг него толпились министры. Ему сказали, что это продолжалось минуту или две. “Но я прожил семьдесят лет!”, — воскликнул царь. Все стали оглядываться по сторонам, но волшебника нигде не было.

    Итак, этот рассказ-притча напоминает, что настоящие чудо-способности человека — это не хождение по воде, не воскрешение из мертвых и тому подобное. Настоящее чудо — это умение “наполнять” каждую прожитую минуту Жизнью. Эта способность, по-видимому, дается человеку через пробуждение Духовности.

  3. О психологическом возрасте человека.

    Другой аспект приоритета состоит в том, что жизнь человеческую надо мерить именно психологическими годами. А мерить астрономическими годами жизнь так же нелепо, как нелепо мерить ценность книги количеством страниц, или ценность картин — квадратными метрами, или ценность музыки — громкостью и частотным диапазоном.

    Известно, что с возрастом время начинает бежать все быстрее и быстрее. Если вы сравните дни прожитые в детстве с суетными днями взрослого человека, то наверняка заметите эту закономерность.

    Графически зависимость субъективного времени (Y ) от времени объективного (T) имеет логарифмический вид (Рис. 3). В математике она получается из дифференциального уравнения dT/dY ~T (или dT~TdY ), которое говорит о том, что чем больше объективный возраст человека — T, тем быстрее ощущается бег времени — dT/dY (больше объективных минут на часах dT пробегает за одну субъективно ощутимую минуту dY ).

    Из этой закономерности следует ряд выводов, над которыми стоит задуматься. Если принять, что до 20 лет психологическое время можно мерить временем астрономическим, то, во-первых, первые 20-25 лет психологического возраста, как видно из графика, это примерно половина жизни, даже если человек проживет больше 100 календарных лет. Во-вторых, человек 60-летний, 80-летний и даже 200-летний имеют примерно одинаковый психологический возраст, и, как это не неприятно осознавать, стоят примерно одинаково недалеко от финальной черты. В-третьих, если человек после 20 лет сохранит ощущение времени жизни таким, каким оно у него было в детстве (прямая линия), то в возрасте 40 календарных лет у него позади будет столько же психологических лет, как у человека прожившего 120 календарных лет, но с возрастом теряющего чувство времени.

    Из приведенного примера следует, что психология все-таки точнее ставит основную задачу продления человеческой жизни: надо стремиться к продлению времени жизни именно в психологическом измерении, в психологических годах. А решение этой задачи следует начинать с того, чтобы научиться, как минимум, не убивать психологические минуты Жизни, относясь к ним как к живым Существам.

    А убиваем мы как? Едем, например, в метро на работу, трясемся в электричке и думаем: “Эх! Скорей бы доехать”. На работе думаем о том, когда же закончится работа. Или — когда закончится трудовая неделя и настанет долгожданная суббота. Или — ждем не дождемся желанного отпуска, чтобы наконец нормально пожить. Я знал даже человека, который мечтал заснуть и проснуться на пенсии, будто на пенсии начнется настоящая жизнь. Думая таким образом, мы мысленно убиваем психологическое время нашей жизни, делая нашу жизнь состоящей лишь из мгновений достижения целей, а время между нашими достижениями превращается в прах. Тем самым мы нарушаем, если хотите, заповедь “Не убий”, ибо убиваем мы Минуты собственной жизни, то есть творим великий грех — самоубийство.

    Если человеку удастся сохранить чувство времени таким, каким оно было в детстве и юности, например, до 80 лет, то психологический возраст этого человека будет сравним с возрастом человека, прожившего “по логарифмической кривой” 1000 лет.

    Как не убивать субъективное время — мы догадываемся. Но как “наполнять” его жизнью? А жизнью субъективное время (как и пространство) наполняет главная Сила душевного мира человека — Духовность. Когда она просыпается в человеке, она делает прожитые минуты такими насыщенными, что несколько минут прошло, а кажется прошла прекрасная вечность. Если вы переживали когда-либо такое, значит вы переживали и пробуждение Духовности.

    Если когда-либо в вашей жизни вы пережили одухотворенное состояние (прошел час, а кажется прошла прекрасная Вечность), тогда постарайтесь запомнить этот момент и стремитесь почаще вспоминать обстоятельства этого состояния, ибо эти обстоятельства в последующем станут символами пробуждающейся Духовности.

    1. Итак, второй признак пробуждения Духовности — это увеличение субъективного времени, овладение которым открывает возможность путешествовать не только в прошлое, но и в будущее. Концепция субъективного времени точнее ставит проблему продления жизни, делая акцент на продлении именно психологического возраста.

      Резюме: “Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек: ее съедают скука, страх и злоба, но он забыл о скуке, страхе и злобе и прожил долгую счастливую жизнь” [4, с. 182]

  4. Субъективная чистота приоритетнее чистоты объективной.

    Третий признак пробуждения Духовности: субъективная чистота становится приоритетнее чистоты объективной.

    Следствием этого является обострение у человека чувства чистоты на физическом, физиологическом и, в особенности, на психологическом планах: человек начинает отличать чистую пищу от грязной, чистые эмоции от грязных т.п.. Проиллюстрируем это на примерах.

    1. О возможности путешествовать ввысь в “Седьмое Небо”

В вышеупомянутой статье о Нине Гаген-Торн [9] говорится также о возможности путешествия не только в субъективном пространстве, но и о путешествии в своих собственных состояниях: “по вертикали” ввысь. Этот вид путешествия открыл для себя декабрист Гавриил Батеньков, на 20 лет заживо погребенный в “каменном мешке” Петропавловской крепости.

Гавриил Батеньков был по сути погребен заживо. За все это время рядом — одна живая душа — мышонок, которого он приручил хлебными крошками и ёлаской. Лишенный свободы физической, усилия свои направил он к обретению свободы духовной, обратил взор внутрь себя, решил: надо отречься от условностей, невежества и грубой силы. И в стенах крепости, делавших его несвободным, надо открыть в себе новый, прекрасный мир Доброты и Любви и предложить его людям: “С заклинанием “В челе человеческом есть свет!” он пустился в путь, в путь “по вертикали”, ибо горизонтальный был ему отрезан” [9, с. 8].

Приведенный пример показывает, что, наряду с путешествием в субъективном пространстве и времени, существует третий вид путешествия ввысь в своих состояниях: от состояний грубых, низменных и грязных к состояниям утонченным, возвышенным и чистым.

Представление о субъективной чистоте есть в древнеиндийской философии, когда раскрывается смысл духовного совершенствования: “В лучшей золотой сокровищнице обитает Брахман, незапятнанный, не имеющий частей. Чист он, он свет светов. Это то что знают знатоки атмана” [5, c. 242].

Путешествие ввысь — самый естественный вид путешествий, ибо все живое тянется от менее организованного состояния к более организованному, от “грязи” — к “чистоте”.

  1. По мере пробуждения Духовности у человека обостряется глубинное чувство субъективной чистоты.

    Критерий субъективный чистоты: все, что способствует пробуждению Духовности — это субъективная чистота, все, что усыпляет Духовность — это субъективная грязь.

    Объективных критериев “чистоты” и “грязи” не существует. Мы отличаем грязь от чистоты на основе интуитивного чувства, которое, по-видимому, зависит от степени пробуждения Духовности в нашем душевном мире.

    Духовность стимулировать к пробуждению не имеет смысла, так как она каждую секунду готова проснуться, а не просыпается она потому, что нет условий, точнее, нет чистых условий для ее пробуждения. Поэтому процесс путешествия в “седьмое небо” взаимный, с одной стороны, мы на основе исходного представления о чистоте создаем условия для пробуждения Духовности, а, с другой стороны, пробуждающаяся Духовность, обостряя чувство чистоты, позволяет еще больше ориентироваться в создании чистых условий и т. д.

    Елена Рерих, говоря об условиях пробуждения Духовности, пишет следующее: “Чистота и бесстрашие — первые условия духовного зрения. Вся сила и весь новый смысл твоего существования — научиться ничего не бояться. Добивайся полного бесстрашия. И не забудь, что бесстрашие — это не только отсутствие трусости. Это полная работоспособность всего организма и полное спокойствие в атмосфере опасности” [7, с. 29].

    Другими словами, если Ревность, Завить, Жадность и в особенности Страх перевести на язык запахов, тогда эти эмоциональные состояния будут пахнуть зловонней самой зловонной городской помойки, а от человека, раздираемого такими страстями, будут шарахаться, как от прокаженного, даже если он внешне (физически) чист и элегантен.

    “Чистое существо, встречаясь с человеком, привыкшим жить в распущенных нервах, в раздражительных выкриках и постоянной вспыльчивости, страдает не меньше, чем встречая прокаженного. Злой же человек, обладающий одним упорством воли, мчится навстречу такому существу, с восторгом видя в нем орудие для своих целей” [7, с. 80].

    А почему мы не чувствуем зловония Страха, Гнева, Ревности, Зависти т.п.? Да потому, что у нас еще не проснулась Духовность в той степени, чтобы открылось внутреннее чувство к этим нечистотам.

    В принципе оно может быть атрофировано и по отношению к реальным запахам помойки. А что? Ведь любой запах, даже самый зловонный, состоит из химически чистых компонентов. Любой химик вам скажет, что плохих и хороших запахов не бывает и что все это предрассудки. В этом контексте можно сказать, что и грязных слов не бывает, что матерщина, объективно, это просто набор звуков. А поскольку звук не может быть чистым или грязным, то и слов грязных не бывает. Но психология Духовности утверждает, что бывают.

    Когда мы посмотрим на мир глазами той главной Силы человеческой души по имени Духовность, то мы легко отличим грязное слово от чистого, грязную эмоцию от чистой и т.п. А неприятно нам от грязных слов и эмоций потому, что они, как и всякая грязь, подавляют в нас Духовность.

    Для того, чтобы путешествовать в своих собственных состояниях именно ввысь, а не вниз (в область животных страстей и состояний), вам предлагается авторская версия “путеводителя” по этому пространству, составленная с использованием концепции чистоты известного мыслителя Омраама Микаэля Айванхова [2, c. 25-184] и автора Агни-Йоги Елены Рерих [7].

    Далее, попробуем развить мысль М. Айванхова о чистоте: “Физическому телу чистота приносит здоровье. Сердцу чистота несет счастье и радость; воле — легкость и непринужденность в действиях; уму — свет, позволяющий все видеть и понимать...” [2, с. 27].

  2. Физической аспект чистоты.

    Каждый нормальный человек, даже не задумываясь, может отличить физическую чистоту от грязи, например, запах прекрасных духов от зловонного запаха. Приведем несколько примеров:

    Физическая чистота. Чистое тело — главное условие здоровья. Чистое постельное белье — способствует хорошим снам. Чистота и порядок в доме — создают прекрасное настроение. Чистый и опрятный вид одежды — решает массу проблем в общении с людьми.

    “Не о себе ты должен думать, оправляя перед зеркалом складки своего платья, а о людях, для которых твоя внешность может быть предметом раздражения, если неряшливость бьет в глаза или ты смешон в твоей одежде. Запомни, что в нищету впадают чаще всего неряшливые. И даже высоко развитым духовно их неряшливость мешает продвигаться вперед в их пути. Всякая неприбранная комната отвратительна высокоразвитому и чистому человеку” [7, с. 93].

    Физическая грязь. Если у нормальных людей чувство физической чистоты не атрофировалось, то, например, у шизофреников это часто наблюдается: они, так сказать, “сливаются с природой”, причем с грязной ее частью. Их одежда — грязная неопрятная, в доме хаос и беспорядок. Причем свой “оригинальный” стиль они умеют доказывать резонерством: беспорядок — частный случай порядка, грязь — просто набор веществ, дурной запах — это просто мочевина.

    Подобного рода случаи резонерства встречаются и у нормальных интеллектуалов. Например, автор этих строк, однажды попал в бригаду студенов-шабашников, где было принято для экономии времени есть из грязной посуды. Объяснялось это тем, что за время от еды до еды остатки пищи не успевают разложиться (они и на самом деле не успевают), поэтому можно сэкономить на мытье посуды. Догадываюсь, какая сила заставила меня мыть не только свою посуду, но и всею остальную.

    К относительно грязной одежде можно отнести кожаные и меховые изделия. Например, если священник носит дубленку, то душевный мир такого священника вряд ли является одухотворенным. Поэтому, если вы стремитесь создать условия для пробуждения Духовности на физическом плане, то достаточно не носить кожаные (меховые) головные уборы.

    Итак, если у человека наблюдается порыв к служению чистоте и порядку во всех проявлениях: помыть полы, окна, посуду; навести порядок в доме, в столе, в бумагах; купить вместо шубы красивое шерстяное пальто, девушке вместо меховой шапки купить красивый шерстяной платок, — то не следует подавлять эти порывы. Наведение чистоты и порядка — как молитва Духовности на физическом плане. Порывы к чистоте и порядку — это признаки пробуждения Духовности.

  3. Физиологический аспект чистоты.

    В данный момент людей, понимающих, что существует физиологическая чистота, становится все больше и больше. Основной вопрос концепции физиологической чистоты — это представление о чистой и грязной пище.

    Физиологическая чистота. Неубойная (молочно-растительная) пища — главное условие физиологической чистоты. В древнеиндийской философии есть изречение: “Если пища чиста, то чисто естество [человека]. Если чисто естество [человека], то тверда память” [5 с. 131].

    Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, “человек подавляет в себе высшие духовные качества — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и, преступая через себя, ожесточает свое сердце”.

    Помимо медицинских, экономических и этических аргументов в пользу неубойной пищи [1, с. 17-37] есть еще один аспект — духовный. Употребление неубойной пищи или, как минимум, сокращение ее до возможных пределов способствует пробуждению Духовности.

    Физиологическая грязь. Почему убойная пища является грязной пищей, то есть подавляющей Духовность?

    Как известно, на мясокомбинатах давно забыли по крайней мере о “гуманном методе забоя скота”. Промышленные скотобойни напоминают картины ада. Пронзительно кричащих животных оглушают ударами молота, электрическим током или выстрелами из пневматических пистолетов. Затем их подвешивают за ноги на транспортер, еще живым, перерезают глотку и сдирают с них шкуру [1, с. 25]. Это с одной стороны.

    С другой стороны, эксперименты по “транспортной памяти” доказали влияние психики забитого животного на психику человека, поедающего мясо этого животного. Это дает основание предположить, что стресс и страх перед смертью, которые переживает животное частично передаются человеку, делая его душевный мир уязвимым для Страха. А Страх является самой грязной эмоцией, поэтому — самым главным фактором подавления Духовности.

    Итак, если у человека хоть иногда наблюдается порыв очистить свой организм, хоть на несколько дней перейти к чистой пище, то не следует его подавлять. Приготовление и употребление чистой пищи — это как молитва Духовности на физиологическом плане. Порыв перейти к молочно-растительной пище — это признак пробуждения Духовности.

  4. Психологический аспект чистоты.

    Физическую чистоту понимают все, физиологическую — понимают все больше и больше людей, но о существовании чистоты психологической (эмоциональной) догадываются немногие, даже более того — большинство не мыслит жизни без страстей. И все-таки основной вопрос концепции психологической чистоты — это представление о чистых и грязных эмоциях.

    Эмоциональная чистота. Любовь и Радость — это чистые эмоции. Мне один священник говорил, что если в семье царят благость и чистота эмоциональных отношений, то ребенок из такой семьи во время ритуала крещения ведет себя спокойно, как ангелочек. А если семья раздирается страстями — ребенок орет, будто бесов из него изгоняют и как-то по особому корчится.

    Бывает человек чистый снаружи, но грязный изнутри. Возникает такое чувство, будто он чистую накрахмаленную рубашку надел на грязное тело и думает, что он чист и элегантен. Например, Адольф Гитлер очень любил чистоту и порядок (физический план), был вегетарианцем (физиологический план). Даже бульон, за обеденным столом, к неудовольствию товарищей по партии, называл трупным чаем. В подобных случаях внешняя чистота является лишь жалким прикрытием грязной натуры. Поэтому еще раз напоминаю, что особенность причинного анализа на основе Идеи спонтанной активности в том, что чистота физическая или физиологическая и даже эмоциональная — это лишь условия, но не причины пробуждения Духовности.

    Не подумайте, что если человек ест мясо, то это плохой человек, просто ему чуть труднее быть хорошим человеком и только. Но, если в его душе бушуют страсти, то такому человеку очень трудно одухотворить свой душевный мир.

    Эмоциональная грязь. Почему Страх, Ревность, Гнев, и т.п. являются грязными эмоциями, то есть подавляющими Духовность? Для того, чтобы понять это, М. Айванхов предлагает сделать мысленный эксперимент.

    “Но, если они [люди] делают отбор в пище, то почему они не хотят также допустить, что испытывая какие попало чувства и удовольствия, они могут быть отравлены? Они целуют какого попало юношу или девушку, отправляются в постель с первым встречным, не зная, какие тучи, эманации, загрязнения внутренне несет в себе человеческое существо, и они поглощают столь зловонные элементы, как если бы они барахтались в канализации” [2, с. 34].

    “Давая свободу всем своим страстям, человек притягивает потоки астрального плана, где находятся самые ужасные существа и, сам того не зная, привлекает этих существ, с удовольствием приходящих, чтобы поработить человечество” [2, с. 37].

    Елена Рерих особенно подчеркивает, что главными поставщиками эмоциональной грязи являются Страх, Ревность и Злоба.

    “Подумай, что такое страх. Это самое сложное из всех человеческих ощущений. Оно никогда не живет в человеке одно, оно всегда окружено целым роем гадов, не менее разлагающих духовный мир человека, чем самый страх. Страх заражает не только самого человека, он наполняет вокруг него всю атмосферу тончайшими вибрациями, каждая из которых ядовитее яда кобры” [7, с. 28].

    “Большего ужаса, чем пронзить свою жизнь припадками ревности, нельзя себе и представить. Всю жизнь себе и окружающим можно отравить и даже потерять весь смысл долгой жизни только потому, что они были разъединены ревностью” [7, с. 58].

    “Злоба — не невинное занятие. Каждый раз, когда вы сердитесь, вы привлекаете к себе со всех сторон токи зла из эфира, которые присасываются к вам, как пиявки. уродливые красные и черные пиявки с самыми безобразными головками и рыльцами, какие только возможно вообразить. И все они -порождение ваших страстей, вашей зависти, раздражения и злобы” [7, с. 80].

    Если у человека появится отвращение к Страху, Ревности, Злобе и другим животным страстям, то не следует его подавлять. Доброе отношение к людям — это как молитва Духовности на психологическом плане. Порывы к Доброте и сочувствию — это признаки пробуждения Духовности.

  5. Итак, третий признак пробуждения Духовности — это обострение чувства чистоты. Следствием этого является возможность путешествовать не только в субъективном пространстве и времени, но и путешествовать ввысь, от грязных состояний к чистым и в пределе — к абсолютной чистоте, которая называется простым словом — Доброта.

    Резюме: “Если хочешь, мы можем начать работать над временем,- заговорил Чианг,- и ты [Джонатан] научишься летать в прошлое и будущее. Тогда ты будешь подготовлен к тому, чтобы приступить к самому трудному, самому дерзновенному, самому интересному. Ты будешь подготовлен к тому, чтобы летать ввысь, и поймешь, что такое доброта и любовь” [4 c. 187].

    Таким образом, мы выделили три основных признака пробуждения Духовности: 1) в соответствии с принципом активности — “наполнение” субъективного пространства; 2) в соответствии с принципом саморазвития — “насыщение” субъективного времени; 3) в соответствии с принципом иерархичности — обострение чувства чистоты. Общий признак — увеличение приоритета “субъективного” над “объективным” — говорит о том, что развитие душевного мира человека находится на пути к истинной цели эволюции — к Совершенству.

    Резюме: Самостоятельность, оптимизм и душевная чистота — три признака человека свободного.

Литература

  1. Адираджа дас. Ведическое кулинарное искусство. Изд-во “Бхактиведанта бук транс”, 1993
  2. Айванхов О.М. Таинства Иезода. Том 7, М., Изд-во Просвета,1994
  3. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей, 1991
  4. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон // Журнал “Иностранная литература”, №12, 1974, с. 176-195.
  5. Древнеиндийская философия. М., Мысль, 1972.
  6. Нарайан Р.К. Лавана // Избранное. М., Прогресс, 1981, с. 334-341
  7. Рерих Елена. Агни-йога // Цитируется по В. Сидоров. Семь дней в Гималаях. Журнал “Москва”, №8, 1982
  8. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986, с. 200-230
  9. Седьмое небо. Журнал “Огонек”, №49, 1989, с. 8-11.
  10. Сидоренко Е.В. “Экспериментальная групповая психотерапия”. С-П, 1993

11. Сrandal J.E. Theory and Measurement of Social Interest (Empirical Test of Alfred Adler’s consept). — N.- V., Columbia university pres, 1981.-181p

12. Энциклопедия литературных героев. М., АГРАФ, 1998.

Лекция печатается из книги В.Н. Колесников "Лекции по психологии
индивидуальности", 1996. В Москве книга продается в магазине "Медицинская
книга", который находится напротив метро "Фрунзенская", сразу через подземный
переход Комсомольского проспекта, в разделе "Психология".
Отзывы и пожелания можно присылать по адресу kolesn@aha.ru

 

 

Hosted by uCoz