СВЕТЛОВ А.В.

Лекция 12. Необходимая информация о суперфизических мирах.

Часть III. Астральная сфера. Другие подразделения.

 

 

Сегодня мы заканчиваем обзор подразделений астрального мира, которые, как уже упоминалось ранее, представляют собой области соответствующих состояний сознания. Прошлый раз мы уделили много внимания наиболее грубому и печальному отделу.

«Перейдем теперь в более отрадную область. Второе подразделение астрального мира может быть названо астральным двойником физического мира, потому что астральные тела всех вещей и многих людей состоят главным образом из материи, принадлежащей именно этому отделу астральной сферы, почему он и соприкасается более близко с физической сферой, чем все остальные области астральной сферы. Большинство умирающих людей задерживаются на некоторое время здесь, сохраняя за некоторыми исключениями, полное сознание. Это все люди, интересы которых были связаны с тривиальными и мелочными объектами, которые душу свою положили на мелочи, а также и те, которые были в рабстве у своей низшей природы и умерли, не угасив своих стремлений к физическим наслаждениям. Широко пользовавшиеся жизнью в этом смысле и построившие свои астральные тела из материалов, легко отвечающих на различные чувственные раздражения, они удерживаются этими телами в соседстве с тем, что их привлекло во время физической жизни. Они и не удоволетворены и тревожны, и исполнены более или менее сильных страданий, в зависимости от силы желаний, которые они не в состоянии удовлетворить; а некоторым приходится проходить и через очень сильные страдания и долго задерживаться на месте, пока их земные вожделения не истощатся. Многие значительно удлиняют свое пребывание в астральном мире, стремясь войти в сообщение с землей, которая продолжает интересовать их по прежнему, при посредстве медиумов, отдающих в их распоряжение свои физические тела. От них-то по большей части и исходит тот детский лепет, с которым хорошо знаком каждый, бывавший на публичных спиритических сеансах, - женские сплетни и ходячая мораль, процветающая на постоялых дворах и в мелких лавочках. И так как эти привязанные к земле души большею частью очень невысокого развития, их сообщения представляют не больше интереса (для того, кто убежден в существовании души после смерти), чем их разговоры во время земного их существования, и совершенно так-же, как на земле, самоуверенность их пропорциональна их невежеству, и весьма ограниченный круг своего опыта они принимают за весь астральный мир. И там, так же как здесь, на земле: «Они мнят, что галденье их захолустного городка является говором всего мира». [12] c.68

Можем проиллюстрировать сказанное фактическим примером из сообщений Фредерика Майерса. Речь пойдет о некоем Уолтере - среднем обывателе, посвятившим избыток энергии в физическом мире наживанию денег, биржевой игре и праздности.

«... В «непосредственном мире после смерти», материалы настолько податливы, что им можно придавать любую форму прямым воздействием воображения. Их не надо в отличие от «упрямых» земных материалов пропускать через руки конструкторов, чертежников и рабочих. У Уолтера теперь не было никаких проблем, кроме избытка свободного времени. А поскольку он всегда любил биржевую игру, скупать и продавать акции, он стал искать себе партнеров, которые были бы не прочь вступить вместе с ним в игру, и, конечно, нашел таких. Как и на земле, он добился успеха и снова стал обладателем больших денег. Однако здесь богатство не принесло ему такого же восхищения окружающих и той же власти, как на земле. Поскольку все, что потребуется здесь, можно создавать непосредственно силой своего воображения, то мало кто о них и заботился. Все это породило в Уолтере чувство разочарования и беспокойства... Так постепенно Уолтер вынужден был понять, что в духовном отношении он не много значит... Его тянет к былым дням захватывающей игры на бирже, туда, где на него смотрели с восхищением. Он ощутил то, что здесь называется «тягой земли, тягой к рождению». [8] с.93

«Как раз из этой области умершие с какой-либо заботой на душе стремятся войти в сношения со своими друзьями, чтобы устроить те земные дела, которые продолжают тревожить их. Если им не удается появиться самим, или же передать другу свои желания в сновидении, они часто доставляют много беспокойств стуками и иными шумами, имеющими целью привлечь на себя внимание, или же ненамеренно вызванными их тревожными усилиями войти в сношения с людьми. В таких случаях было бы делом милосердия со стороны знающих людей войти в сообщение с такой страдающей душой, узнать ее желания и тем избавить ее от тревоги, задерживающей ее движение вперед». [12] с.68

Проиллюстрируем сказанное еще одним рассказом, на этот раз Артура Форда.

«Молодой Пайк, сын епископа Джеймса Пайка, покончил с собой из-за пристрастия к разрушительному наркотику ЛСД. Обнаружив, в какое тяжелое положение он себя поставил, сын епископа пришел в отчаяние. Он принялся проделывать все, что обычно считается эффектом полтергейста, - разбивал вещи, приводил в беспорядок одежду, передвигал предметы, загибал и разбрасывал булавки, переставлял и перекладывал книги, которые могли бы привлечь к памяти о нем, - все это с единственной целью позвать на помощь в своей беде. Епископ, наконец, понял в чем дело, и стал искать помощи у медиумов, в том числе и у меня. Так стал известен печальный рассказ юноши о своей участи, и были приведены в движение силы, которые могли ему помочь». [8] с.99

Коротко останавливаясь на теме полтергейста, отметим основные причины возникновения этого явления. Наиболее распространенной причиной, конечно, являются развоплощенные люди, смерть которых лишила их физического тела. Особенно если они имеют прочную связь с земным миром, выражающуюся в незавершенных стремлениях, неудовлетворенных желаниях, привычках или просто низких по своей природе. Часто это жертвы внезапной преждевременной смерти. Другой причиной, порождающей феномен, являются «элементальные духи», получающие, в силу обстоятельств (обычно это происходит не без участия колдуна), возможность проявить себя на физическом плане. И, наконец, сейчас это бывает весьма редко, инициаторами могут выступать живущие люди, освоившие сознательную астральную проекцию. В 99% явления эти «земные» и исходят из астральной области.

«Пока души находятся в этой области, внимание их очень легко привлекается к земле, хотя бы они и не желали возвращаться назад, и такая плохая услуга оказывается им в тех случаях, когда оставшиеся на земле друзья посылают им порывы страстного горя и пламенные призывы, чтобы вернуть их назад. Мысли-образы, созданные этой тоской, носятся вокруг освободившихся душ, бьются об них и часто пробуждают тех, которые мирно спали, или же стремительно влекут их мысли к земле, если уже начались их сознательные посмертные переживания.

В особенности в первом случае, когда душа мирно спит, невоздержанный эгоизм со стороны оставшихся на земле приносит усопшим такой сильный вред, что невоздержанные друзья первые пожалели бы, если бы узнали о том. И возможно, что ознакомление с бесполезным страданием, которое причиняется таким образом умершим, могло бы придать новую силу религиозным учениям, которые требуют подчинения божественному закону и подавления чрезмерного мятежного горя.

Третья и четвертая области чистилища отличаются лишь немногим от второй области и могут быть названы более утонченной копией ее, причем четвертая область более эфирна, чем третья, но общие характерные черты всех трех подразделений чрезвычайно схожи между собой. Души более развитого типа находятся также здесь, и хотя они и удерживаются в чистилище благодаря границам, построенным их земными интересами, все же внимание их обращено по большей части вперед, а не назад, и, если их насильственно не притягивать к земным переживаниям, они не замедлят в своем движении вперед. Временно они все же остаются чувствительными к идущим от земли вибрациям, и слабеющий интерес к земным делам может быть вновь пробужден несущимися к ним воплями скорби.

Большинство образованных и мыслящих людей, занятых в течение земной жизни преимущественно мирскими делами, остаются в этих областях в полном сознании, и они могут быть вовлечены в общение с землей через медиумов, а также и сами искать такого общения, хотя последнее бывает гораздо реже. Сообщения их носят более высокий характер, чем вышеупомянутые сообщения идущие из второй области чистилища, но и они не являются более ценными чем то, что говорится людьми еще при жизни». [12] с.69

В качестве одного из редких исключений приведем пример сообщения, полученного Лоджем от своего сына Раймонда, которое касается структуры материальности астрального мира.

«В подобных сообщениях часто возникают трудности с определениями и названиями, это похоже на ситуацию, когда приходится объяснять обитателю тропиков, что такое лед и снег, которых он сам никогда не видел. Раймонд объяснил, что существует много сходного и параллельного между плоскостью бытия, где теперь живет он с Майерсом, и плоскостью, где сейчас живет отец. На обоих плоскостях, сказал Раймонд, многие из необходимых для нас вещей созданы высшим промыслом, многие другие - дома, одежда, драгоценные украшения - нашим собственным воображением. В обоих случаях необходимые предметы создаются из доступного материала. И в обоих случаях эти структуры - временные, они предназначены для использования только до тех пор, пока личность не будет подготовлена для перехода в следующую, более высокую сферу жизни. В земной жизни окружающие нас предметы создаются из того, что мы называем материей. А в сфере Раймонда для создания необходимых предметов используется нечто намного более тонкое, и создаются они силой ума.

«Вы живете в мире иллюзий... - сказал Раймонд. - Иллюзий необходимых, чтобы вы могли делать свое дело. Мы живем в продолжении этого иллюзорного мира, в котором живете вы. На внешней поверхности сферы. Мы находимся в большем соприкосновении с миром реальности, чем вы. Дух и разум относятся к миру реальности. Все остальное, то есть вещи, внешние по отношению к нам, необходимы лишь временно, они поверхностны и преходящи по отношению к реальному миру. А дух и разум принадлежат к этому реальному миру, и они неразрушимы». [8] с.88

«Пятое подразделение представляет уже много новых черт. Оно является уже явственно светящимся и чрезвычайно привлекательным для привыкших к темным земным оттенкам, оправдывая название астрального (звездного) данного всей этой сфере. Здесь находится материализованное небо, которое играет такую важную роль в народных религиозных представлениях всего мира. Просторные луга для охоты краснокожих индейцев, Валгала северных народов, наполненный гуриями, рай мусульман, золотовратый украшенный жемчугом, новый Иерусалим христиан, богатое научными учреждениями небо материалистического реформатора - все находит здесь свое место». [12] с.70

«...Я видел людей, - пишет Дэвид Хотч, - которые воображают себя в обстановке настоящего ортодоксального рая, они поют в белых одеяниях с венцами на голове и с арфами в руках. Не принадлежащие к ним называют эту область «небесной страной». [14] с.21

«Странник, такой как я, желающий перенестись в определенное небо, должен прежде всего почувствовать то же, что чувствуют души, наслаждающиеся этим небом, и тогда только может он вступить в общение с ними. Он никогда не может оставаться только простым зрителем. Вот почему я лично избегаю того, что называют адом; но небеса я посещаю часто. Посещал я и христианские небеса и знаю их красоту. «В доме Отца Моего обителей много». Это верно.

Был я также и в чистилище римских католиков. Не относитесь высокомерно к тем, кто заказывает мессы для успокоения души усопшего. Бывает, его душа сознает такую заботу о нем. Она может даже слышать музыку и пение, а иногда до нее может достигать и фимиам»... [14] с.94

«Люди, крепко придерживающиеся мертвой буквы, находят здесь буквальное удовлетворение своим стремлениям, бессознательно создавая в астральной материи силою воображения - питавшегося обрядовой стороной мировых религий - те заоблачные храмы и дворцы, о которых они грезили на земле. Самые материальные религиозные представления находят здесь временное осуществление, и книжники всех верований, которые были полны эгоистического стремления к личному спасению, находят здесь подходящую, и для них весьма приятную обитель, окруженную как раз теми условиями, которые составляли предмет их верований. Деятельные души из числа церковников и филантропов, которые стремились осуществить свои собственные проекты и вести ближних своими собственными путями гораздо более, чем самоотверженно работают для увеличения общего блага, чувствуют себя здесь на полном раздолье, устраивая разные просветительные учреждения, приюты и школы для своего собственного удовлетворения, и они бывают в восхищении, если им удается «ввести свой астральный палец в земной пирог», с помощью услужливого медиума, которому они покровительствуют с высокомерной снисходительностью». [12] с.70

Артур Форд приводит в своей книге пример такого рода спиритических контактов. Он рассказывает об одном из наиболее известных медиумов в конце XIX столетия, об английском священнике У. Стейнтоне Моузесе. «Моузес более всего известен как автор религиозных и наставительных книг, написанных им «автоматически». Его «корреспондентами» была группа, состоящая из двадцати двух ушедших из телесного мира индивидов, которую направлял некто, подписывающийся «Повелитель». [8] с.119

«Обитатели этой области строят астральные церкви, школы и дома, наполняя ими материалистические небеса, о которых они мечтали; и хотя для более тонкого созерцателя их построения весьма несовершенны, их они удовлетворяют вполне. Люди одной и той же паствы соединяются вместе и сотрудничают различным образом; образуются целые общины, отличающиеся настолько же одна от другой, как и на земле. В Камалоке все еще существует различие языков, что отражается и в сообщениях, полученных на спиритуалистических сеансах...

Шестая область чистилища сходна с пятой, но она несравненно утонченнее, и населяют ее души высшего типа, изживающие там свои астральные оболочки, с которыми большая доля их умственной энергии была тесно соединена, пока они были в физическом теле. Задержание их в этой области происходит благодаря себялюбию, игравшему значительную роль в их артистической или интеллектуальной деятельности, благодаря тому, что они продавали свои таланты для удовлетворения, в утонченной форме, своих желаний. Окружающая их среда - наиболее красивая из всего чистилища; творческие мысли формуют из светящегося материала этой области чудные пейзажи, волнующие океаны, снегом увенчанные горы и плодородные долины, целые сцены такой волшебной красоты, с которой не сравнится никакая земная красота...

Седьмое высшее подразделение чистилища населено почти сплошь умственно развитыми мужчинами и женщинами, которые были или яркими материалистами на земле, или же так тесно связали свое сознание с путями, на которых знания достигаются одним низшим разумом, что продолжают свои изыскания по прежним линиям, хотя и с расширенной способностью восприятия. Припомним - как пример - неудовольствие, выраженное Чарльзом Ламбом при мысли, что на небесах знания могут приобретаться «каким-то неуклюжим процессом интуиции» вместо изучения его излюбленных книг. Многие ученые живут целыми годами, иногда даже столетиями, по словам Елены Петровны Блаватской, в буквальном смысле среди астральной библиотеки изучая прилежно все книги, касающиеся их любимого предмета, и совершенно довольные своей судьбой». [12] c.71

В подтверждение сказанного приводим фрагмент 14 письма Дэвида Хотча.

«Недавно я попросил моего Учителя показать мне архивы, где могли бы записываться наблюдения живших здесь, если такой архив существует. Он сказал:

«Вы были большим любителем книг на земле. Пойдемте».

Мы вошли в большое здание, подобное библиотеке, и у меня захватило дух от удивления. Меня поразила не архитектура здания, а количество книг и рукописей. Их, должно быть, было много миллионов. Я спросил Учителя, все ли книги здесь. Он улыбнулся и сказал: «Неужели вам все еще мало? Вы можете выбрать все, что хотите». Я спросил, как расположены книги - по предметам или иначе?

«Здесь есть определенный порядок, - ответил он. - Какую хотите вы?»

Я сказал, что хотел бы видеть книги, в которых записаны наблюдения над этой, все еще мало знакомой для меня страной. Тогда он взял с полки объемистый том. Он был напечатан крупным черным шрифтом.

«Кто написал эту книгу?» - спросил я у него.

«Здесь есть подпись».

Я посмотрел в конце книги и увидел подпись, которую употреблял Парацельс.

«Когда он написал это?»

«Вскоре после переселения сюда. Это было написано между жизнью Парацельса на земле и его следующим воплощением».

Книга, которую я раскрыл, представляла собой трактат о духах человеческих, ангельских и элементальных...» [14] с.24

«Люди, которые горячо отдались интеллектуальным исследованиям по определенным научным линиям и которым пришлось покинуть свое физическое тело с неудовлетворенной жаждой знания, продолжают свои исследования с неутомимой настойчивостью, скованные своей тягой к физическим способам познавания. Нередко такие люди сохраняют свой скептицизм относительно высших возможностей, находящихся перед ними, и отступают перед перспективой того, что можно назвать второй смертью, то есть перед бессознательным состоянием, в которое душа впадает до времени, когда она рождается для высшей жизни на небесах». [12] с.71

«Люди, которые представляют себе ушедших своих друзей мудрыми и всезнающими, были бы очень разочарованы, если бы узнали, что в действительности потусторонняя жизнь есть лишь продолжение жизни на земле! Если земные мысли и желания направлялись к одним материальным радостям, они, по всей видимости, остаются такими же и здесь. Мне встречались настоящие святые, с тех пор, как я здесь; но они и в земной своей жизни обладали высокими идеалами, здесь же они могут неограниченно жить этими идеалами. Жизнь за пределами смерти может быть так свободна! Здесь нет той механической жизни, которая делает людей такими рабами на земле. В нашем мире человека задерживают только его мысли... Большинство здешних жителей не знает, что они жили много раз во плоти. Они воспринимают свою последнюю жизнь более или менее ясно, но все, что было раньше, кажется им подобным сну». [14] с.29

«Политические деятели, государственные люди, люди науки временно пребывают в этой области, медленно освобождаясь от астрального тела, все еще привязанные к земной жизни своим острым и живым интересом к земным перипетиям, в которых они играли столь видную роль; они делают усилия, чтобы достигнуть и в астральном мире торжества тех планов, от которых их оторвала смерть ранее, чем они достигли своей цели.

Но для всех, рано или поздно, за исключением тех немногих, которые в течение всей своей жизни никогда не испытали даже мимолетного чувства бескорыстной любви, или проблеска духовного стремления и не признавали чего либо или кого либо выше себя, - для всех приходит время, когда связь с астральным телом окончательно прерывается, и душа погружается в короткую бессознательность относительно всего окружающего, подобную той, которая наступает после сбрасывания физического тела; а затем душа пробуждается от ощущения блаженства, яркого безграничного, неизмеримого, невообразимого для земного сознания, блаженства небесного мира, к которому по своей истиной сути принадлежит человеческая душа. Низменны и корыстны могли быть ее страсти, тривиальны и нечисты многие из ее стремлений, но если в ней были вспышки высшей природы и прорывались лучи света из высших миров, для этих проблесков божественной природы наступает жатва; и как бы ничтожны и немногочисленны они ни были, и для них наступает соответствующее воздаяние...» [12] с.72

Было бы неправильным, переходя к описанию следующей сферы, не сказать ни слова еще об одном состоянии, в котором находится некоторая часть людей в астральной сфере: «Но есть иное посмертное состояние, - пишет Дэвид Хотч в одном из своих писем, - на мой взгляд, гораздо более тяжелое. За время моего здешнего пребывания, мне не раз приходилось видеть мужчин и женщин, погруженных в состояние глубочайшего сна, с лицами лишенными всякого выражения. Вначале, не понимая причины их сна, я пробовал разбудить одного из них; но мне не удалось. Я возвращался к нему снова и снова, и находил его в прежней летаргии.

Однажды, когда я был с Учителем, увидав одну из таких бессознательных форм, я попросил у него объяснения. От него я узнал, что это - те люди, которые отрицали бессмертие души. Они остаются в состоянии глубокого сна до тех пор, пока непреодолимый закон ритма не извлечет их из этого состояния бессознательности для нового воплощения. На мой вопрос - возможно ли вырвать их из этого состояния, Учитель ответил, что это возможно. Но для того, чтобы противодействовать той силе, которая держит человека в таком состоянии глубокого сна, чтобы нарушить тот зарок, который сам человек наложил на свою душу, когда требовал бессознательности и уничтожения для себя, чтобы противодействовать этому, нужно пустить в ход силу более могущественную. Эта сила - воля. Моя неудавшаяся попытка показала мне, что для такого пробуждения нужна воля более могущественная, чем обыкновенная человеческая воля...» [14] с.69

Использованная литература

См. 8 лекцию (Архив журнала)

Hosted by uCoz