Лекция 9. Структура человека и существо смерти.
Этой беседой мы открываем новый блок лекций, который отличается от предыдущего в первую очередь тем, что теперь акцент будет ставиться не на доказательствах и аргументах, а на изложении материала, который каждым может быть воспринят по своему. Но вместе с тем, мы надеемся, что каково бы ни было Ваше отношение к предлагаемому материалу, он послужит для Вас пищей к размышлению и не оставит равнодушными.
Во все времена были и есть сейчас люди, которые знают о тайне Жизни-Смерти больше других. То о чем пойдет речь ниже не является гипотезами, но лишь попыткой дать представление о том, что в действительности стоит за феноменом смерти. При этом мы утверждаем, что в Природе ничего сверхестественного никогда не происходит, все процессы и явления подчиняются незыблемым законам, которые не всегда известны людям и не всегда понимаются ими.
Начать хочется с мысли Джебрана, которая передает идею настоящей беседы: "Когда ты постигнешь все тайны жизни, ты будешь стремиться к смерти, ибо она не что иное, как еще одна тайна жизни". [6] с.190
Именно такое понимание смерти, как неразделимой части единого процесса Жизни-Смерти является наиболее правильным. Ведь в сущности:
Смерть представляет собой переход сознания из одной формы бытия в другую, при котором физическое тело перестает быть частью нашего существа. По своей сути рождение подобно смерти, так как, рождаясь в физическом мире, мы умираем в суперфизическом. "На одной стороне - роды, - писал Пришвин,- на другой - смерть: роды в смерть и смерть в бессмертие!" [6] с.197
Прежде чем затрагивать вопросы трансформации человеческого существа, происходящей вслед за физической смертью, необходимо дать характеристику самой структуре человека. Такой подход облегчит понимание логики законов эволюции и позволит оперировать более точными терминами. Сразу должны оговориться, что за неимением соответствующих терминов в русском языке мы будем использовать санскритские. Поясним также, что основой человека являются так называемые начала или принципы, которым соответствуют формы или тела. Под началами понимаются диффенцированные субстанциональные сущности, составляющие основу природы существа. Проще говоря, это основы для проявления структур различной степени материальности. Например, для понимания низших принципов можно представлять их как некие тончайшие матрицы, ячейки которых заполняются материей соответствующего качества, благодаря чему наше тело строится именно такой формы, размеров и цветов, а не какой-либо другой. Может быть предложена следующая классификация принципов человека и соответствующих им форм, начиная с низших:
1 принцип - Стхула шарира форма - физическое тело;
2 принцип - Линга шарира форма - эфирный двойник;
3 принцип - Кама (или Животная душа) форма - астральное тело;
4 принцип - Низший манас (или низшая часть
Человеческой души) форма - ментальное тело;
5 принцип - Высший манас (или высшая часть
Человеческой души) форма - пребывающее (каузальное) тело;
6 принцип - Буддхи (или Духовная душа), формы - нет;
7 принцип - Атма (или Дух), формы - нет. [12] c.119
Утверждается семь начал в человеке. Три высших начала образуют человеческую монаду, которая вечна по своей природе и является центром индивидуальности человеческого существа. Принцип организации начал таков, что каждое высшее начало оживотворяет последующее и облекается в его субстанцию, которая делает возможным проявление начал в соответствующих сферах. Таким образом, 4-е и 5-ое начала, определяющие мыслительную деятельность, проявляются в ментальной сфере, 3-ое, отвечающее за эмоции и желания - в астральной, 2-ое и 1-ое, являющиеся в сущности механизмами - в физической. “...Наиболее верным понятием о человеке, - по словам Анни Безант, - будет то, которое яснее всего передаст идею об единой неизменной жизни, проявляющейся через различные формы, которые ставят известные границы и известные условия для выражения ее энергии, чем и вызывается все разнообразие проявленной жизни”. [12] c.119
“Высшие тела человека составляют в своем соединении то, что обыкновенно называется аурой человеческого существа. Аура имеет вид овального светящегося облака, окружающего плотное физическое тело. То, что обыкновенно называется аурой, представляет собою лишь те части тонких тел человека, которые распространяются за периферию плотного физического тела: каждое тело закончено в самом себе и проникает все тела, которые грубее и плотнее его; она большего или меньшего размера, соответственно своему развитию, и вся та часть его, которая выдается из границ плотного физического тела, и носит название ауры. Таким образом, аура человека состоит из выдающихся частей эфирного двойника, астрального и ментального тел, “пребывающего тела” и, в редких случаях, буддхического тела, освещенного сиянием Атмы. Иногда аура бывает тусклая, грубо и нечисто окрашенная, иногда великолепно сверкающая чудными цветовыми переливами; ее вид зависит вполне от ступени эволюции, достигнутой человеком, от развития его различных тел, от нравственного и умственного характера, который он успел развить в себе. Все его меняющиеся страсти, желания и мысли записаны в его ауре и формой, и краской, и цветом, так что “имеющий очи открытыми” для подобного чтения может все это прочесть, взглянув на человека. Весь характер запечатлен здесь точно так же, как и все мимолетные изменения, и здесь уже невозможен обман, как он возможен под прикрытием маски, именуемой нами “физическое тело”. Увеличение в размере и в красоте ауры есть безошибочный признак человеческого прогресса, и это увеличение говорит несомненно о росте и очищении Мыслителя и его оболочек”. [12] c.120
“Физическое тело человека состоит из двух главных частей: из твердого тела, образующегося из составных частей трех низших подразделений физической сферы (твердых, жидких и газообразных), и из эфирного двойника серо-лилового или серо-голубого цвета, насквозь проникающего физическое тело и состоящего из материалов, присущих четырем высшим подразделениям физической сферы. Главное назначение физического тела: входить в соприкосновение с физическим миром, получать впечатления извне и сообщать о них внутрь; именно эти сообщения и представляют собой тот материал, из которого сознательная, обитающая в теле сущность, вырабатывает все свои знания. Главное значение эфирного двойника: служить проводником для жизненных токов, исходящих из солнца, чтобы последние могли быть использованы твердыми частицами физического тела. Солнце есть великий резервуар электрической, магнетической и жизненной силы нашей планетной системы... Эфирные двойники втягивают эти токи жизненной энергии, приспособляют их и распределяют по различным частям физического тела. Наблюдается, что при могучем здоровье превращению подвергается большее количество жизненной энергии, чем это необходимо для потребностей самого организма, и весь избыток ее излучается наружу, где он воспринимается и используется более слабыми организмами. То, что называется технически аура здоровья, есть та часть эфирного двойника, которая выступает на несколько сантиметров за пределы физического тела, высылая излучения по всем направлениям. Эти излучения поникают, когда жизненные силы падают ниже нормы здоровья, и снова выпрямляются с возвращением физической бодрости... Ткани человеческого тела бывают или грубее или тоньше, в зависимости от тех материалов, которые извлекаются из физической среды для образования тканей. Каждое подразделение материи доставляет более тонкие или более грубые материалы. Чтобы убедиться в этом, стоит только взглянуть одновременно на мясника и на духовно-развитого ученого: у обоих тело состоит из твердых частиц, но в этих частицах какая разница!
Далее мы знаем, что грубое тело может быть утончено, а утонченное- огрубеть. Тело постепенно изменяется, каждая его частица есть жизнь, и жизни эти приходят и уходят из него. Они притягиваются к телу, соответствующему им и отталкиваются от такого, которое не согласуется с ними. Чистое тело отталкивает грубые частицы потому, что последние вибрируют несоответственно с вибрациями его собственных частиц; наоборот, грубое тело притягивает их к себе, так как быстрота их вибраций совпадает с его собственными. Следовательно, если тело начинает вибрировать быстрее, оно постепенно выбрасывает из себя все составные частицы, неспособные приспособиться к новому ритму, и заполняет их место новыми частицами, способными гармонировать с ним. Природа дает материалы, вибрирующие самым разнообразным образом, и каждому отдельному телу предоставлено самостоятельно производить из них свой естественный подбор.
В более ранний период строительства человеческих тел этот подбор производился помимо человека, но теперь, когда человек достиг самосознания, он сам определяет состав своего тела. Своими мыслями он дает тон всей музыке своего существа и производит ритм, который более всего остального влияет на постоянные изменения, непрестанно совершающиеся в его физических и других телах.
По мере того, как знания человека увеличиваются, он убеждается, что может перестроить свое физическое тело, употребляя более чистую пищу, и что можно сделать его более покорным воле человека... Физическое тело, построенное из элементов всех подразделений физической сферы, способно воспринимать всевозможные впечатления из этой сферы и отвечать на них. Самые первые соприкосновения будут и самые простые и наиболее грубые, но по мере того, как жизнь изнутри посылает ответные вибрации на возбуждения извне, приводя молекулы физического тела в соответствующие колебания, на поверхности всего тела начинает развиваться чувство осязания, иначе: распознавание всего, что приходит в соприкосновение с физическим телом. По мере того, как развиваются специальные органы чувств для восприятия всех родов вибраций, возрастает значение тела как будущего носителя сознательной сущности в физической среде. Чем больше число впечатлений на которые оно может отвечать, тем полезнее становится тело; ибо только те из внешних впечатлений могут достигнуть до сознания, на которые тело способно отвечать. Даже и теперь существуют мириады вибраций, пульсирующих вокруг нас в пространстве, на которые мы не способны отвечать благодаря тому, что наше физическое тело еще не способно воспринимать их и вибрировать в гармонии с ними. Невообразимые красоты, восхитительные звуки, нежные тончайшие явления, прикасаясь к стенам нашей тюрьмы, проносятся мимо, незамеченные нами. Еще не развилось совершенно тело, совершенный проводник, который был бы способен вибрировать в ответ на жизненный пульс всей природы, вроде того, как эолова арфа способна отвечать на легчайшие дуновения ветерка.
Те вибрации, которые физическое тело в состоянии воспринимать, оно переносит в физические центры, принадлежащие к его высоко сложной нервной системе. Эфирные вибрации, которые сопровождают вибрации более плотных физических составных частей, воспринимаются подобным же образом эфирным двойником и передаются своим соответствующим центрам. Большинство вибраций в плотной материи переходит в химическую, тепловую и другие формы физической энергии, тогда как эфирные вибрации дают начало магнетическим и электрическим явлениям и они же передаются астральному телу, откуда, как мы увидим дальше, они достигают до центра сознания. Вот, каким образом вести из внешнего мира достигают до сознающей сущности, временно пребывающей в физическом теле. По мере того, как проводники, передающие впечатления из внешнего мира, упражняются и развиваются, сознающая сущность растет, питаясь тем материалом, который проводники доставляют его сознанию: но человек и до сих пор еще так мало развит, что даже его эфирный двойник не достиг еще той степени гармонической законченности, чтобы регулярно передавать сознанию впечатления, получаемые им независимо от своего физического двойника, и чтобы запечатлевать их в физическом мозгу. Когда это ему от времени до времени удается, тогда мы имеем низшую ступень ясновидения, способность видеть эфирные двойники физических объектов, а также и те существа, у которых эфирное тело является наружным покровом.
Человек заключен, как мы это увидим, в различные тела или проводники: физический, астральный, ментальный, но необходимо помнить, что на пути нашего развития рассуждает и контролирует ранее других сознаний сознание нашего физического проводника. Физический мозг представляет собой орудие человеческого сознания во время бодрствования в физической среде, и в недоразвитом человеке сознание работает в физическом мозгу несравненно отчетливее, чем, в остальных проводниках. Потенциальные силы мозга, то есть возможность развития, гораздо ограниченнее, чем у более тонких проводником, зато его силы на настоящей ступени развития значительнее, и современный человек познает себя как “я” прежде всего в своем физическом теле. Но если бы он и переступил развитие среднего человека, все же он может проявить на земле только то, что способно быть переданным его физическим организмом, ибо сознание может проявляться в физической среде только в той мере, в какой физический проводник способен выражать его.
Физическое и эфирное тела не разлучаются при нормальных условиях во время земной жизни; нормально они функционируют вместе, подобно высоким и низким струнам одного инструмента, когда из него извлекается аккорд, но рядом с этим они выполняют хотя и соответствующие, но все же различные деятельности. Под влиянием слабого здоровья и нервного возбуждения эфирный двойник может быть отчасти извлечен из своего физического плотного двойника: последний впадает при этом или в полубезсознательное состояние или в транс, смотря по меньшему или большему количеству выделившейся эфирной субстанции. Анестезирующие средства вызывают выделение большей части эфирного двойника и прерывают всякое взаимодействие между сознанием и физическим телом благодаря тому, что соединяющий их мост разрушен. В ненормальных индивидуумах, называемых медиумами, легко наступает разделение твердого и эфирного тел, причем, освободившаяся субстанция эфирного тела дает физическую основу для “материализации”.
Во сне, когда сознание покидает физическое тело, бывшее для него проводником во время бодрствования, - физическое и эфирное тела остаются вместе, но функционируют они в мире сновидений до известной степени независимо одно от другого. Впечатления, испытываемые в бодрствующем состоянии, воспроизводятся во сне автоматически, и оба мозга - физический и эфирный, наполняются бессвязными, обрывочными картинами, причем вибрации того и другого сталкиваются и вызывают всевозможные причудливые комбинации. Точно также и вибрации извне влияют на оба проводника; однородные токи из астральной сферы легко вызывают сновидения, соответствующие представлениям, часто повторявшимся у спящего во время бодрствования. Чистота или нечистота бодрствующего сознания отразится на возникающих во сне картинах, будут ли они возникать самопроизвольно, или же будут вызваны извне” [12] c.40.
В бодрствующем состоянии сознание большую часть времени приковано к органам чувств тела. Оно вынуждено удовлетворять его необходимые потребности, но оно никогда не должно забывать, что тело являет собой лишь инструмент и предназначено служить духовному существу, тому самому, которое, чувствует, желает, любит, мыслит, знает, помнит... В этом духовном существе заключено наше истинное "Я", вечное по своей природе (Библейская формула "Я есмь" заключает в себе идею вечности нашего бытия) и лишь переходящее в момент физической смерти в другие условия существования. Подобные циклические переходы (рождение-смерть-рождение...) осуществляются уже очень длительное время и имеют своей целью эволюцию бессмертной искры сознания через крупицы опыта, приобретенные в физическом мире.
"Чувство бессмертия, - писал Пришвин,- прирожденное чувство, иначе как бы мы жили беспечно до невозможности и безумно жестоко, или отдавали бы иногда совсем даром другому свою короткую жизнь" [6] с.194. Идея вечной жизни по разному иллюстрируемая в различных философских системах, несомненно отражает одну из самых великих истин, утерянную человечеством, идущим сквозь миражи неуловимой распадающейся материи форм.
"Твои тени живут и исчезают. - говорит Браминская Мудрость,- То что в тебе вечно, то что разумеет, принадлежит непреходящей жизни. Это вечное есть тот человек, который был, есть и будет и час которого не пробьет никогда" [1] с.75. Но вера в бессмертие, убежденность в беспредельности и безграничности перспектив раскрытия сознания ни в какие даже самые темные времена не покидала тех, кто находится в авангарде эволюции человеческой мысли. Людвиг Фейербах - один из основоположников одного из самых бездуховных учений - материализма, некогда говорил: "Вера в бессмертие... выражает не что иное, как истину и факт... что человек, утрачивая свое телесное существование, не теряет своего существования в духе, в воспоминаниях, в сердцах живых людей". [6] с.194
Воистину, по крылатому выражению Пришвина: "Бессмертие не идея, а самочувствие жизни" [6] с.194. И только для тех, кто по своей воле стремиться лишить себя будущего, сознательно отрицая продолжение существования сознания за гранью физической смерти, смерть - небытие! "Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу"[6] с.195,- писал Платон, подразумевая под "смертным существом" того, кто внушил себе мысль о своей смертности!
Теперь настало время сказать несколько слов о некоторых внутренних ощущениях умирающего, позволяющих ему самому определять фазы перехода, если сознание его в состоянии это делать. В Тибетской книге мертвых сказано: "Три основных признака смерти и их символические образы таковы:
1) ощущение тяжести в теле - "земля в воде";
2) ощущение холода, словно тело оказалось в воде, которое постепенно переходит в лихорадочный жар - "вода в огне";
3) ощущение, словно тело разрывается на мельчайшие атомы - "огонь в воздухе". Каждый признак сопровождается внешними изменениями, такими как утрата контроля над лицевыми мускулами, потеря слуха и зрения, прерывистое дыхание перед обмороком"... [5] с.42
В момент перехода то, что можно назвать тонким телом (духовным существом, внутренним человеком), грубейший аспект которого по формам совпадает с физическим телом (его принято называть эфирным телом), выделяется из физического тела в направлении от конечностей к голове. В зависимости от условий наступления смерти это может фиксироваться сознанием в виде специфических ощущений вибраций, либо не быть им воспринятым. Зачастую процесс этот мучительный и тяжелый и в этом смысле может быть уподоблен родам.
Время умирания различно и зависит от многих факторов, главным из которых является сила связи духовного существа с физическим. Во всех случаях, даже когда умиранию предшествовало бессознательное состояние, в последние моменты сознание возвращается (однако со стороны это порой не заметно).
Очень важно, чтобы последние мысли были о чем-нибудь хорошем, добром и светлом, ибо последнее устремление уходящего из физического мира человека во многом определяет условия дальнейшего его существования.
“Существует широко распространенное поверье среди индусов, что будущее состояние как до рождения, так и самое рождение зависят от последнего предсмертного желания человека. Но это последнее желание, говорят они, неминуемо зависит от образов, которые человек придавал своим желаниям, страстям и т.д. в течение своей прошлой жизни. По этой самой причине, чтоб наше последнее желание не было бы неблагоприятным нашему будущему прогрессу, мы должны наблюдать наши действия и контролировать страсти и желания во все время нашей земной жизни.
Не может быть иначе. Опыт умирающих людей, возвращенных к жизни, подтвердил нашу доктрину почти во всех случаях. Подобные мысли непроизвольны, и мы имеем над ними не больше контроля, нежели над ретиною (сетчаткой) глаза, чтоб препятствовать ощущению света, который наиболее влияет на нее. В последний момент вся жизнь отражается в нашей памяти, и выступает из всех забытых закоулков и углов картина за картиной, одно событие за другим. Умирающий мозг вытесняет память сильным чрезвычайным импульсом, и память точно восстанавливает каждое впечатление, доверенное ей в течение периода мозговой деятельности. То впечатление и мысль, которые были наисильнейшими, естественно, становятся наиболее яркими и переживают, так сказать, все остальное, которое исчезает, чтоб вновь появиться в Девакане. Ни один человек не умирает сумасшедшим или в состоянии бессознания, как некоторые физиологи утверждают это. Даже безумный или в припадке delirium tremens будет иметь свой миг совершенной ясности в момент смерти, хотя и не в состоянии сказать о том присутствующим. Человек часто может казаться умершим, тем не менее от последнего удара пульса, от и между последним биением его сердца и в момент, когда последняя искра животной теплоты оставляет его тело, мозг думает, и Ego переживает в эти короткие секунды всю свою жизнь вновь. Говорите шепотом вы, кто присутствует у смертного одра, и сознавайте себя в торжественном присутствии Смерти. Особенно должны вы сохранять спокойствие тотчас после того, как Смерть наложила свою требующую руку на тело. Говорите шепотом, говорю я, чтоб не нарушить покойное течение мысли и не воспрепятствовать деятельной работе прошлого, бросающего свои отражения на покров будущего”. [41] c.114
“Когда физическое тело сражено смертью, эфирное тело, унося с собой прану (организующее жизненное начало внутри физического тела) и остальные начала человека, выделяется из плотного тела. Все покидающие тело жизненные энергии втягиваются в один центр и собираются “праной”, и их выделение из тела выражается оцепенением, которое овладевает физическими органами чувств; последние остаются неприкосновенными, физически невредимыми, готовыми действовать, как они всегда действовали, но “внутренний повелитель” ушел, тот, который через них видел, слышал, обонял, вкушал, осязал, а без него, сами по себе, они не более как агрегаты материи, не лишенные жизни, но не способные к восприятию. Медленно “повелитель” тела удаляется от него, облеченный в серо-лиловое эфирное тело и занятый созерцанием панорамы всей своей жизни, которая в смертный час развертывается перед ним во всех пережитых подробностях. В этой картине жизни запечатлены все события его земного существования, и великие, и малые. Он видит все, чего домогался в жизни: и свои обманутые ожидания, и усилия свои, и торжества и неудачи, и свои привязанности и антипатии; преобладающий смысл всей жизни выступает определенно, ее руководящая мысль выясняется и запечатлевается глубоко в душе, определяя ту область, где будет протекать большая часть загробной жизни умершего. Торжественна бывает та минута, когда человек стоит лицом к лицу со своей жизнью и из уст своего прошлого слышит предуведомление относительно своего будущего. На короткое мгновенье он видит себя таковым, каков он есть, узнает истинную цель жизни и убеждается, что закон непреодолим, справедлив и благ...
Тихо и благоговейно должны держать себя все, которые собрались вокруг умирающего, и торжественное молчание не должно нарушаться, чтобы не отвлекать уходящего от обзора проносящейся перед его внутренним взором истекшей жизни.
Громкий плач и шумные жалобы могут потревожить умирающего и нарушить сосредоточенное внимание его души, и потому врываться со своим личным огорчением в тишину, которая помогает и успокаивает отходящего, и грубо, и эгоистично. Религия обнаружила мудрую предусмотрительность, предписав читать отходные молитвы над умирающими; благодаря таким молитвам, сохраняется тишина и в окружающих вызывается стремление помочь отходящему, что, как и всякая мысль любви, защищает и ограждает того, к кому она направлена”. [12] с.60
После этого умирающий начинает воспринимать картину обстановки и свое физическое тело со стороны, чаще всего сверху. Приводим далее весьма точное описание внутренних переживаний человека, оказавшегося в этом состоянии, который при жизни не верил в возможность существования сознания независимо от тела:
"...Мое тело лежало холодное и окоченелое, а умирающее сознание готовилось через несколько мгновений погаснуть совсем. Я всегда думал, что мозг должен последним из всех человеческих органов прекращать свою деятельность, что мысль на несколько мгновений должна переживать остального человека. Поэтому я нисколько не удивился, что... тело уже перешло через ту страшную пропасть "откуда смертный не возвращается вовек", тогда как сознание все еще оставалось в сером полусвете, предшествующем великой Тайне. Таким образом, моя мысль, связанная как мне казалось, с остатками исчезающей жизненной силы, следила с любопытством за приближением своего собственного разрушения, то есть уничтожения. "Я" спешило отметить мои последние впечатления, прежде чем темный покров вечного забвения закроет меня навсегда, прежде чем Я испытаю торжество подтверждения всех моих убеждений и того, что смерть есть полное прекращение сознательного бытия. Темнота вокруг меня росла с каждой минутой. Передо мною двигались серые большие тени, вначале медленно, затем движение их все ускорялось и под конец они закружились в вихревом движении головокружительной быстроты. Затем словно движение их служило только для сгущения темноты - оно стало все более и более замедляться, а когда темнота превратилась в абсолютную темноту, движение прекратилось и совсем. Теперь передо мною не было ничего, кроме черного, неизмеримого Пространства; и оно представлялось мне столь же безграничным и безмолвным, как океан Вечности, над которым Время, создание человеческого мозга, скользит безостановочно, бессильное переплыть через него...
Никогда не страдавший страхом смерти, я чувствовал себя спокойным и ясным пред предстоявшим концом. Я даже радовался своему скорому избавлению от непрерывной тоски, которая непрестанно грызла мое больное сердце в течение томительных месяцев и под конец стала невыносимой; и если - как Сенека думает: "смерть лишь прекращение того, чем мы были", в таком случае лучше всего было бы для меня умереть. Тело уже умерло: "я", то есть его сознание, готовится последовать за ним. Мысль начнет постепенно работать все слабее, туманнее, пока полное забвение не охватит меня своим холодным саваном...
Я наклонился над распростертым телом своим и стал рассматривать его с любопытством. Чувствуя, как окружающая темнота давила на меня со всех сторон, я вообразил, что ко мне приближается желанный Освободитель. А между тем... как странно! Если после смерти умирает все мое "я", следовательно и сознание; почему же оно не бледнеет, почему мой мозг работает энергичнее, чем когда либо... между тем как сам я ведь умер? И обычное чувство тоски не уменьшается; наоборот, оно становится еще сильнее... до невыразимой степени!.. Когда же придет забвение?... Ах, вот опять мое тело!.. Исчезнувшее из виду на одну секунду, оно вновь появляется передо мной. Какое оно бледное и страшное! А между тем его мозг еще не умер, так как "я", его сознание, все еще действую, так как оба мы живем и мыслим, оторванные от нашего создателя и его мысль-творящих Клеток...
И вдруг меня охватило сильное желание узнать, в какой момент разложения будет наложена последняя печать на мозг и его деятельность. Я стал рассматривать свой мозг во всех головных впадинах сквозь совершенно прозрачные (для меня) кости черепа и даже потрогал мозговое вещество... Как, и какими руками, я не могу теперь сказать, но ощущение липкой, необычайно холодной материи произвело на меня чрезвычайно сильное впечатление. К великому моему смущению я убедился, что кровь окончательно застыла, а так как мозговые волокна не могли при этих условиях развивать молекулярную деятельность, я совершенно перестал понимать то, что происходило со мной...
Нет, независимое существование своего сознания я более уже не отрицал, но будет ли оно со всем тем существовать вечно? О, непостижимая, вечно устрашающая Реальность! Но если ты существуешь вечно, кто же ты? Откуда приходишь ты, и где твое начало, если ты не часть этого окоченелого трупа? И куда ведешь ты меня, который есть ты сама, и будет ли когда-либо конец нашим мыслям и нашему воображению? И каково истинное имя твое, о неисповедимая Реальность и непроницаемая Тайна!.." [42] с.141
Зрение, посредством которого воспринимает окружающий мир человек, оставивший свое физическое тело, заметно отличается от того каким обладают люди в обычном состоянии. Это обуславливается тем, что канал, по которому информация достигает сознания лишается физического посредствующего элемента сетчатки физического глаза, зрительных нервов и центров головного мозга. Однако это еще не зрение, присущее существам тонкого мира, поскольку в восприятии участвует элементы эфирного тела.
"Наиболее разительная перемена во внешнем виде неодушевленных предметов, вызванная приобретением способности эфирного зрения, состоит в том, что многие из них становятся почти прозрачными, вследствие различия в длине волн некоторых вибраций, к которым человек сделался теперь восприимчивым. Теперь ему очень легко сделать баснословный фокус - "видеть сквозь кирпичную стену", так как для его новоприобретенного зрения кирпичная стена теперь не плотнее, чем легкий туман. И он видит все, что происходит в соседней комнате так, как будто бы промежуточной стены нет; он может с точностью описать содержимое запертого ящика или прочесть запечатанное письмо; при небольшой практике он может найти любое место в закрытой книге...
Если способность эфирного зрения развита в совершенстве, человек переходит от одной странице к другой так же легко и естественно, как мы теперь перемещаем фокус нашего зрения, когда поднимаем глаза от книги, чтобы следить за движениями предмета, находящегося вдали. Это как бы направление фокуса сознания на тот или другой аспект наблюдаемого явления, и хотя человек очень отчетливо видел тот аспект, на который в это мгновение устремлено его внимание,- он всегда будет смутно осознавать также и другой аспект, подобно тому как, направляя фокус нашего зрения на какой-нибудь предмет, который мы держим в руках, мы все же смутно видим противоположную стену комнаты на заднем плане.
Другая любопытная перемена, являющаяся вместе с обладанием эфирным зрением, заключается в том, что твердая земля, по которой человек ходит, становится до некоторой степени прозрачной для него, так как он может видеть вниз на порядочную глубину, вроде того, как мы можем видеть в чистой воде. Это позволяет ему рассмотреть существо, роющееся под землей, различить жилу каменного угля или металла, если они не очень далеко от поверхности и т.д.
Пределы эфирного зрения, когда глядят сквозь плотную материю, по-видимому, аналогичны пределам, которые накладываются на нас, когда мы смотрим сквозь воду или туман. Мы не можем видеть дальше известного расстояния, потому что среда, сквозь которую мы смотрим, не вполне прозрачна.
Внешний вид одушевленных предметов тоже значительно изменяется. Тела людей и животных, в общем, прозрачны, так что он может наблюдать деятельность различных внутренних органов, а иногда даже ставить диагноз их заболеваний. Расширенное зрение также позволяет человеку более или менее видеть различные разряды существ, тела которых не способны отражать лучи в пределах обыкновенного видимого спектра (вопрос об этих существах будет затронут ниже).
Другой факт, который едва ли замедлит обнаружится, это - расширение восприимчивости к краскам. Становится возможным видеть совершенно новые цвета, нимало не похожие на известные нам теперь цвета спектра, и поэтому, конечно, неизобразимые никакими находящимися в нашем распоряжении словами. Человек не только увидит новые предметы, целиком окрашенные в эти новые цвета, но и обнаружит также, что цвета хорошо известных ему предметов меняются, если в них есть какие-нибудь оттенки этих новых красок, смешанных со старыми. Таким образом, две цветные поверхности, которые обычному глазу покажутся совершенно одинаковыми, для его более острого зрения часто будут представлять совершенно различные оттенки.
Мы коснулись некоторых главных перемен, которые произойдут в мире человека, когда он приобретет эфирное зрение. И нужно всегда помнить, что в большинстве случаев соответствующая перемена произойдет одновременно во всей его восприимчивости, так что он сможет слышать и, быть может, даже ощущать больше, чем в обычном состоянии". [19]
Итак, продолжим описание фаз умирания. Тело, которое оставило сознание, заключенное в более тонкие оболочки, еще не превратилось окончательно в безжизненный труп. В течение некоторого времени (обычно это длится несколько минут) между духовным существом и физическим телом существует невидимая умирающему связь (сравнимая с пуповиной у новорожденного), которая допускает возвращение сознания и возобновление жизни физического тела.
Здесь мы остановимся подробнее, поскольку именно эта связь, а точнее “астральная связка” и есть то звено, которое определяет границу окончательного отделения физического тела, а следовательно, момент наступления “необратимой” смерти. Связка представляет собой невообразимо эластичный и прочный “шнур”, соединяющий физическое (эфирное) и астральное тела. Диаметр и влияние связки при разделении тел весьма зависит от расстояния между телами. По результатам исследований С.Малдуна: “...Диаметр астральной связки при расстоянии между двойниками до 1 метра составляет порядка 5 см, но вместе с окружающей ее аурой кажется, что размер более 15 см. Однако с увеличением расстояния между астральным и физическим телами этот диаметр резко уменьшается и вскоре не превышает толщины обычной портняжной нитки, причем этот диаметр будет сохраняться независимо от расстояния; а от места, где лежит физическое тело или от места раздвоения до того, где диаметр астральной связки становится минимальным, наблюдается значительная активность связки... Пределы активности астральной связки (примерно 2,5-4,5 м) меняются, они тем меньше, чем хуже физиологическое состояние организма.
Связка имеет белесовато-серый цвет, как у обычной паутинки и регулярно пульсирует... При разделении тел она является коммуникацией энергии физическому двойнику, который в этом случае недвижим... Каждый вдох астрального тела передается физическому в виде сокращения астральной связки и последнее воспроизводит его, даже находясь в беспамятстве... Я проводил неоднократные эксперименты по задержке дыхания в сознательных проекциях, находясь в пределах активности астральной связки. В момент приостановки дыхания тут же прекращались растяжения-сжатия связки и дыхание физического тела, но стоило вернуть ритм дыхания в норму, сразу восстанавливалось и дыхание физического тела и пульсации в связке.
Влияние связки на человека в астрале в пределах активности связки выражается пульсирующим давлением в затылочной части головы. Причем, сила давления на голову меняется с расстоянием между телами: чем оно меньше, тем больше давление, но по мере удаления астрального тела диаметр связки уменьшается и давление также становится слабее.
При растяжении астральной связки, когда растет расстояние между телами, несмотря на уменьшение ее диаметра, сила сопротивления падает. Сопротивление связки от нее не зависит”. [30] с.84
Всю эту информацию мы привели лишь для того, чтобы дать более точное представление о строении человеческого существа и для того, чтобы вы могли представить картину разделения тел. Фактически умирающий не воспринимает все эти детали. Ведь для большинства людей “смертный одр” не является полигоном, а умирание - экспериментом.
Вскоре за смертью физического тела происходит отторжение эфирного тела, которое следует относить также к физическому миру, поскольку оно служит элементом, сопрягающим грубую материю тела с тончайшими элементами тонкотелесных оболочек внутреннего человека. В подавляющем большинстве случаев вторая смерть протекает легко и безболезненно (как правило, временной интервал между этими двумя событиями (смертью физического и эфирного тел) не превышает времени в течение которого данный человек при жизни мог непрерывно обходиться без сна, то есть, обычно, 36 часов) и знаменует окончательный переход в суперфизический мир (подчеркиваем, что все различия в восприятии "миров" относятся только состоянию и уровню сознания. В действительности Мир един, поэтому, употребляя различные наименования миров, подразумеваем лишь соответствующие плоскости сечения Единого Мира, очерченные границами восприятия органов чувств).
 
Использованная литература
См. предыдущую лекцию.
 
 
Hosted by uCoz