|
Содержание.
Введение.
|
……………………………………………………………
|
5
|
|
1. Постановка
проблемы и её актуальность. ……………………...
|
5
|
|
2. Источники
исследования. ……………………………………….
|
6
|
|
3. Степень
разработанности проблемы. …………………………..
|
9
|
|
4. Цели и
задачи исследования. …………………………………...
|
11
|
|
5. Методология
исследования. …………………………………….
|
12
|
|
6. Научная
новизна исследования. ………………………………..
|
13
|
|
7. Теоретическая
и практическая значимость работы. …………
|
13
|
|
8. Структура
работы. ……………………………………………….
|
14
|
|
9. Апробация
результатов исследования. ………………………...
|
15
|
Часть 1.
|
Философская
концепция
космической
эволюции человека
и Учение
Живой Этики. ………………………………..
|
20
|
Часть 2.
|
Фундаментальные
философские основания концепции
космической
эволюции человека. ……………………..
|
25
|
Часть 3.
|
Историческое
развитие
фундаментальных
философских оснований
концепции
космической эволюции человека. ………..
|
30
|
|
3.1. Древняя
мифология, предфилософия и философия. …………..
|
30
|
|
3.2. Европейская
философия Средних веков и эпохи Возрождения.
|
42
|
|
3.3. Философия
и наука Нового и Новейшего времени. …………..
|
51
|
Часть 4.
|
Цели и средства
общественного развития
в контексте
политических, социально-экономических
и культурных
следствий концепции космической
эволюции
человека Учения Живой Этики. ………...…
|
68
|
Заключение:
|
Выводы проведённого
исследования. ……………
|
81
|
Приложение:
|
Представления
об антропологической структуре
в различных
философских учениях. ……………..
|
85
|
|
Схема 1.
Египетская сакральная антропология. ……………………
|
85
|
|
Схема 2.
Индийский эзотерический буддизм и
теософия
“новой волны” ( XIX в.). ………………….…...
|
85
|
|
Схема 3.
Экзотерическая Веданта. …………………………………
|
86
|
|
Схема 4.
Йогический индуизм (Тарака Раджа-Йога). …………….
|
86
|
|
Схема 5.
Пифагор. …………………………………………………...
|
87
|
|
Схема 6.
Платон. ……………………………………………………..
|
87
|
|
Схема 7.
Аристотель. ………………………………………………..
|
87
|
|
Схема 8.
Ортодоксальное христианство. …………………………..
|
88
|
|
Схема 9.
Тибетский буддизм Махаяны. ……………………………
|
88
|
|
Схема 10.
Европейская оккультная философия. ……………………
|
88
|
|
Схема 11.
Учение Живая Этика. …………………………………….
|
89
|
|
Схема 12.
Эзотерическая Доктрина (Школа Адептов). ……………
|
89
|
Примечания.
|
………………………………………………………...
|
90
|
Литература.
|
………………………………………………………...
|
93
|
Введение.
1. Постановка проблемы и её
актуальность.
Проблема космической эволюции
человека тесным образом сопряжена с вопросом о дальнейшем качественном
развитии сущности человека как разумного, деятельного существа. Такое
развитие, в том или ином виде, признавалось и признаётся представителями
самых различных философских школ и направлений – религиозных, идеалистических
и материалистических.
Концепция космической эволюции
человека – один из самых радикальных вариантов решения вопроса о возможности
дальнейшего развития Homo Sapiens. Этот вариант предполагает:
а). непрерывность процесса эволюции
человека;
б). наличие космического (духовного)
аспекта сущности человека;
в). постепенное качественное
развитие всех аспектов сущности и при-
роды человека и, как
итог, преображение его в более совершенное
(в этическом, интеллектуальном,
сенсорном, энергетическом и сома-
тическом смыслах) разумное
существо.
Как заявляют сторонники концепции
космической эволюции человека, такое существо должно неизбежно отличаться
от современного вида Homo Sapiens – как внутренне (т.е. духовно), так
и внешне (т.е. физически).
Проблема космической эволюции
человека включает в себя множество разнообразных аспектов. Их суть концентрированно
может быть выражена в следующих основных вопросах.
- Что есть космическая эволюция
человека?
- Возможна ли или не возможна
космическая эволюция человека?
- Почему возможна космическая
эволюция человека?
- Как проявляется процесс
космической эволюции человека?
- Как изменится человек в
процессе своей космической эволюции?
- Имеет ли идея космической
эволюции человека своё философское основание (основания)?
- Как появились и развивались
философские основания идеи космической эволюции человека?
Настоящая работа преимущественно
посвящена решению двух последних вопросов. Разумеется, в их изучении
невозможно было обойти и другие обозначенные вопросы.
Актуальность темы настоящего
исследования обоснована следующими основными обстоятельствами.
- Слабой научной изученностью
проблемы космической эволюции человека.
- Мировоззренческой значимостью
идеи космической эволюции человека для осмысления феномена земного
разума, обобщения широкого эмпирического и теоретического материала
и раскрытия целей и смысла планетарного человеческого бытия.
- Недостаточной научной осмысленностью
сущности и историко-философского развития философских оснований
идеи космической эволюции человека.
- Слабой научно-философской
разработанностью Учения Живой Этики как философской концепции космической
эволюции человека.
2. Источники исследования.
К числу источников исследования
относятся:
а) оригинальные произведения
крупнейших восточных и западных философов с VI в. до н. э. до
ХХ в., в которых присутствуют онтологические или антропологические
основания идеи космической эволюции человека [ см. “Примечания”
и “Литература” ] ;
б) труды видных историков
философии [ см. “Примечания” и “Литература” ] ;
в) теоретические и эмпирические
исследования авторов Учения Живой Этики, в которых, по нашему
убеждению, была представлена одна из самых глубоких и значительных
концепций космической эволюции человека. Рассмотрим подробнее
последний комплекс источников.
К нему непосредственно относятся
корпус книг Учения Живой Этики (известного также под дубль-названием
Агни-Йога) и примыкающая к нему литература. Для разделения собственно
книг Учения Живой Этики и тесно примыкающих к ним других источников
диссертант оставляет исторически сложившееся название - Живая Этика
(Агни-Йога) - только за теми книгами, которые непосредственно выходили
под этим единым названием. Для обозначения всего корпуса литературы,
объединяемой эзотерическими философскими истоками, общим авторством
или соавторством и близкой проблематикой, вводится название “Новое Учение”
(“Учение Жизни”). В его разработке выделяются три этапа.
– Первый этап. Вторая половина
XIX века. В основном связан с деятельностью Е.П. Блаватской и теософским
движением новой волны. Главные труды, созданные Е.П. Блаватской в тесном
сотрудничестве и при участии группы анонимных философов (Махатм) Гималайского
Духовного Центра: “Разоблаченная Изида” (1 и 2 тома, 1877 г., Нью-Йорк)
и “Тайная Доктрина” (1 т. - “Космогене-зис”, 2 т . - “Антропогенезис”,
1888 г., Лондон). Третий том “Тайной Доктрины” был собран после смерти
Е.П. Блаватской и представляет собой антологию статей по различным проблемам
(1897 г., Лондон).
Своеобразным продолжением “Тайной
Доктрины” явился труд “Теогене-зис” (1906 - 1918 г. (?), США), соавторство
которого, предположительно, также связывается с философами (Махатмами)
Гималайского Духовного Центра. Сущность основных книг “Тайной Доктрины”
(1 и 2 т.) и “Теогенезиса” составил синтез обширного философского и
научного материала, производимый параллельно и на основе комментариев
на неизвестную науке древнюю книгу “Дзиан”. Станцы книги “Дзиан” в символической
форме повествуют о процессах космогенезиса, эволюции жизни и разума,
прошедших и будущих этапах развития земного человечества.
По времени написания к рассматриваемому
этапу относятся философские “Письма Махатм” (1880-1884 г.) - (1923 г.,
Лондон).
– Второй этап. Первая половина
XX века. Серия книг Учение Живой Этики (Агни-Йоги): “Зов”, “Озарение”,
“Община”, “Знаки Агни-Йоги”, “Беспредель-ность” (части 1 и 2), “Иерархия”,
“Сердце”, “Мир Огненный” (части 1, 2, 3) , “АУМ”, “Братство” (части
1, 2, 3), – разработанная Е.И. Рерих под руководством Махатм Гималайского
Духовного Центра на основе предоставленного ими теоретического и эмпирического
материала (20-30-е годы XX века). Определенное участие в создании Учения
Живой Этики в различной мере и формах принимали и другие члены семьи:
Н.К. Рерих, Ю.Н. Рерих, С.Н. Рерих.
К этому этапу относятся и другие
работы Е.И. Рерих, связанные с Учением Живой Этики.
– Третий этап. Охватывает 1960-1972
гг. Разрабатывается цикл книг “Грани Агни-Йоги”, представляющий собой
практические пояснения отдельных сторон Учения Живой Этики (Агни-Йоги),
переданные последователю и духовному ученику Н.К. Рериха Б.Н. Абрамову
философами Гималайского Духовного Центра.
Таким образом, основное авторство
в разработке корпуса литературы Нового Учения и, в частности, Учения
Живой Этики принадлежит философам (именуемыми также как Махатмы, Адепты,
Архаты, Великие Учителя) малоизученного Гималайского Духовного Центра.
Другие его названия: Шамбала, Белое Братство, Община Великих Учителей,
Твердыня Великого Знания, Мировое Правительство и др.
Идеи и концепции Учения базируются
на теоретическом фундаменте неизвестной современной науке философской
школы (иногда обозначаемой как “Школа Адептов”), принадлежащей к эзотерической,
то есть внутренней, сокровенной традиции познания. В значительной мере
теоретические основания и практические методики Школы Адептов связаны
с идеями системы Калачакра (“Колесо Времени”, по другой версии - “Колесо
Закона” - древняя система, кульминировавшая в индо-тибетской эзотерической
философии), а также с иными малоизученными на Западе древними и древнейшими
эзотерическими учениями. Другими важнейшими основаниями системы Живой
Этики являются традиция западной рационалистической философии и достижения
современной науки.
Исторически существование Шамбалы
и эзотерической традиции классической наукой преимущественно воспринималось
в русле мифологии. Первые попытки научного изучения этой проблемы предпринимались
в ХIХ веке. Но ее серьезная разработка начинается только во второй половине
ХХ столетия, чему во многом способствовало распространение Учения Живой
Этики и исследования семьи Рерихов.
3. Степень разработанности
проблемы.
Степень научной разработанности
проблемы космической эволюции человека в целом остаётся достаточно низкой.
Определённые её аспекты рассматривались русскими философами-космистами:
Н.А. Фёдоровым, В.С. Соловьёвым, А.В. Сухово-Кобылиным, Н.А. Умовым,
К.Э Циолковским, Л.А. Чижевским, В.И. Вернадским, А.К. Манеевым и др.
Большое внимание данной проблеме
уделяли мыслители, тяготеющие к эзотерической традиции познания. В ХХ
столетии философские идеи этой традиции кульминировали в Учении Живой
Этики, которое на сей момент является самым фундаментальным философским
исследованием проблемы космической эволюции человека.
Степень научной разработанности
Живой Этики остаётся крайне низкой. Вследствие идеологического давления
советская наука долгое время была лишена возможности заниматься изучением
философии Живой Этики. Ситуация начала изменяться лишь в конце 80-х
годов ХХ века.
- Наиболее ранние работы по
вопросам Живой Этики связаны с Р.Я. Рудзитисом (30-50-е годы); А.И.
Клизовским (30-40-е годы); А.М. Асеевым (30-70-е годы) и некоторыми
другими последователями Учения.
- В 70-е годы в СССР появились
диссертационные исследования, в которых рассматривалось творчество
Н.К. Рериха вне его неразрывной связи с философией Живой Этики (Л.В.
Короткина, В.М. Сидоров, Е.Г. Сойни).
- В 90-е годы были защищены
кандидатские диссертации
• Е.А. Трофимовой (цель –
изучение этического учения Н.К. Рериха в совокупности с его философскими
взглядами);
• Н.Е. Самохиной (цель –
анализ основных категорий и положений философской антропологии Живой
Этики);
• Д.А. Шарова (цель – системная
реконструкция текстов Живой Этики, выявление парадигматических оснований
Учения и соотнесение их с некоторыми тенденциями современного научного
мышления);
• С.Р. Аблеева (цель – выявление
сущности концепции космической эволюции человека в философии Живой
Этики, анализ и систематизация её социально-философского и антропологического
аспектов).
Философско-исторические, социально-философские
и другие аспекты Живой Этики изучались в работах Л.В. Шапошниковой.
Проблематикой Учения занимались П.Ф. Беликов, Ю.М. Ключников, С.Ю. Ключников,
Ю.В. Линник, М.Н. Чирятьев, В.В. Фролов, Л.И. Крашкина, Е.В. Зорина,
Л.М. Гиндилис, Е.Г. Яковлева, А.В. Иванов и некоторые другие исследователи.
В последние годы увеличилось количество статей, посвященных отдельным
вопросам Живой Этики.
Зарубежные исследования. Проблематика
теософской литературы XIX века изучалась П. Олькоттом, А. Синнетом,
А. Безант, М. Нефф, В. Хансон, а также другими исследователями. В большинстве
случаев историко-философские вопросы в достаточной мере не рассматривались.
Дальнейшее развитие идеи первого
(теософского) этапа Нового Учения получили в трудах Ф. Ла Дью, разработанных
в сотрудничестве с Махатмами Гималайского Духовного Центра. Информацией
о значительных зарубежных философских исследованиях Учения Живой Этики
соискатель не располагает.
4. Цели и задачи исследования.
Учитывая проведённые ранее отечественные
и зарубежные исследования, соискатель стремился восполнить слабую разработку
проблемы космической эволюции человека в её историко-философском контексте,
а также проследить её социально-политические и культурные следствия.
Цели исследования:
- выявление философских оснований
идеи космической эволюции человека;
- анализ зарождения и исторического
развития философских оснований идеи космической эволюции человека;
- изучение целей и средств
общественного развития в контексте политических, социально-экономических
и культурных следствий концепции космической эволюции человека Учения
Живой Этики.
Для реализации поставленных целей
выдвигаются следующие конкретные задачи:
- сформулировать основные
положения философской концепции космической эволюции человека Учения
Живой Этики;
- провести анализ основных
положений концепции космической эволюции человека в Учении Живой
Этики и сформулировать их фундаментальные философские основания;
- в мировой историко-философской
традиции выявить учения, в которых содержались определённые аспекты
фундаментальных философских оснований концепции космической эволюции
человека;
- проследить историческую
динамику фундаментальных философских оснований концепции (идеи)
космической эволюции человека, определить тенденции развития и сделать
выводы;
- сформулировать цели и средства
общественного развития, вытекающие из концепции космической эволюции
человека Учения Живой Этики, показать их политические, правовые,
социально-экономи-ческие и культурные аспекты.
В настоящей работе не преследуется
задача эмпирического обоснования концепции космической эволюции человека,
так как она представляет собой совершенно самостоятельную масштабную
междисциплинарную проблему. Решение этой проблемы – предмет отдельного
исследования.
5. Методология исследования.
Изучение историко-философского
материала предполагало аналитический метод, позволяющий выявлять в оригинальных
работах выдающихся философов или историко-философских исследованиях
специалистов положения, касающиеся поставленной проблемы.
В силу специфической (мозаично-спиральной)
структуры текстов Живой Этики, их насыщенного символизма и многослойности,
а также многочисленности литературных первоисточников Учения для решения
поставленных задач соискатель уделял преимущественное внимание системной
реконструкции и синтезу.
В работе использовались принципы
системного анализа и герменевтические ключи к эзотерическому символизму
Живой Этики, раскрываемые в работах Махатм, Е.П. Блаватской и Рерихов.
На протяжении всего исследования соискатель руководствовался идеей единства
аутентичности, научной коммуникативности и онтологической предметности
анализа концепции космической эволюции человека Учения Живой Этики.
- Научная новизна исследования.
Научная новизна проведённого
исследования заключается в:
- выявлении фундаментальных
философских оснований концепции космической эволюции человека;
- анализе истории развития
философии на предмет зарождения, становления и эволюции фундаментальных
философских оснований концепции космической эволюции человека;
- определении главных тенденций
развития философских представлений о космической эволюции человека;
- обосновании философской
системы Учения Живой Этики как наиболее теоретически разработанной
концепции космической эволюции человека.
7. Теоретическая и практическая
значимость работы.
Положения и выводы проведённого
исследования могут быть использованы:
а) в дальнейшей теоретической
разработке проблемы космической эволюции человека;
б) в историко-философских
исследованиях развития философских оснований концепции космической
эволюции человека;
в) в разработке социально-философского
и социально-политического аспектов Учения Живой Этики;
г) в теоретической выработке
и практическом осуществлении целей, стратегий, методов и принципов
культурного, политического, социально-экономического и правового
строительства;
д) в проведении учебных
занятий со студентами вузов и аспирантами по курсам истории философии,
философской антропологии, социальной философии.
8. Структура работы.
Исследовательская работа структурно
состоит из введения, четырёх частей теоретического материала, выводов,
приложения и библиографического списка.
Введение посвящено следующим
вопросам: постановке проблемы и обоснованию её научной актуальности;
анализу источников исследования и степени разработанности проблемы;
формулировке целей и задач исследования; раскрытии методологии работы;
характеристике научной новизны; описанию структуры исследования.
Первая часть посвящена анализу
основных положений Учения Живой Этики как концепции космической эволюции
человека. Рассматриваются её наиболее значимые онтологические, космологические,
антропологические и эволюционные аспекты.
Во второй части выявляются и
формулируются фундаментальные философские основания концепции космической
эволюции человека. Проводится их анализ с точки зрения современной научно-философской
картины мира.
Третья часть посвящена изучению
исторического становления и развития фундаментальных философских оснований
концепции космической эволюции человека. Определяются их главные тенденции
развития.
В четвёртой части работы анализируются
цели и средства социального строительства как следствия концепции космической
эволюции человека Учения Живой Этики. В частности, рассматриваются культурные,
социально-политические и правовые аспекты проблемы социального прогресса.
В приложении приводятся систематизированные
схемы представлений об антропологической структуре, характерные для
различных философских школ. Показывается их тождество в решении вопроса
о существовании космического (духовного) аспекта человеческой сущности.
9. Апробация результатов исследования.
Ряд вопросов и выводов проведённого
исследования докладывались автором на четырёх научно-практических конференциях
профессорско-преподава-тельского состава Тульского государственного
университета (секция философии под руководством д. фил. н., проф. Ю.М.
Щукина – январь 1995 г., январь 1996 г., январь 1997 г., январь 1999
г.). Тезисы докладов были опубликованы.
Политологические аспекты философии
Живой Этики освещались на Всероссийской научной конференции “Политологическое
образование в России: состояние, проблемы, перспективы” (сентябрь 1999
г.). Тезисы доклада были опубликованы.
Материалы и выводы проведённого
исследования привлекались для анализа некоторых социально-философских
проблем Учения Живой Этики на занятиях Факультета общественных профессий
(отделение религиоведения) Тульского государственного университета (1997-1999
гг.), а также в докладе на Международной педагогической школе-семинаре
“Человек у порога Нового Мира” (Горки Ленинские, январь 1997 г.).
Некоторые положения настоящей
работы использовались в лекциях и семинарах, проводимых по программам
общественного культурно-просветитель-ского Клуба “Рерих и Культура”
(1994-1999 гг.) и студенческого научно-исследовательского Клуба “Тайны
Вселенной” (ЮК МПА, 1999-2000 гг.).
Концепция космической эволюции
человека Живой Этики в её философско-антропологическом аспекте анализировалась
соискателем на научно-практическом семинаре “Эзотерическая традиция:
философия, наука, практика” (1999-2000 гг.), проводившемся в рамках
Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза
и психо-космических энергий. Теоретическая разработка концепции космической
эволюции человека и её эмпирические исследования осуществлялись соискателем
по программе “Сириус” вышеуказанного Российского междисциплинарного
проекта.
Онтологические, антропологические,
гносеологические, социально-политические и правовые аспекты концепции
космической эволюции человека Учения Живой Этики использовались соискателем
в проведении лекционных и семинарских занятий по курсам:
- “Философия человека” (Тульский
гос. университет, 1995-1999 гг.);
- “Философия”, “Концепции
современного естествознания”, “Религиоведение” (Современный гуманитарный
университет, 1997-1998 гг.);
- “Философия”, “Философия
права”, “Концепции современного естествознания” (Московский новый
юридический институт, 1997-1999 гг.);
- “Основы философии”, “Философия”,
“Политология”, “Социология” (Юридический колледж Международной полицейской
ассоциации, 1998-2000 гг.).
Основные положения проведённого
исследования были изложены в научных публикациях соискателя, посвящённых
концепции космической эволюции человека в её различных аспектах.
- С.Р. Аблеев. “Живая Этика
и религия: ничего кроме правды”. (Монография. Рукопись. М.: Изд-во
МЦР-180 с.).
- С.Р. Аблеев. Шанс для России.
(по страницам Живой Этики). // Свет. / Природа и человек./. 1994,
№ 11-12.
- С.Р. Аблеев. Россия: миссия
новых времён. // Мир Огненный. 1995, № 6.
- С.Р. Аблеев. Неведомое Учение
Христа, или некоторые мысли о церковном христианстве. // Мир Огненный.
1995, № 7.
- С.Р. Аблеев. Человек в философии
Живой Этики: новые подходы к вопросу космоэволюции. // Сборник тезисов
н/п конференции ТулГу январь 1995 г. Тула: ТВАИУ, 95.
- С.Р. Аблеев. Кто ты богочеловек?
(Когда заговорит Сфинкс). // Свет. / Природа и человек./. 1995,
№ 12.
- С.Р. Аблеев. Педагогическая
концепция Живой Этики: некоторые идеи и принципы. // Мир Огненный.
1996, № 9.
- С.Р. Аблеев. Философия Живой
Этики о некоторых особенностях социального детерминизма. // Сборник
тезисов н/п конференции ТулГу, январь 1996 г. Тула: ТВАИУ, 96.
- С.Р. Аблеев. Глобальный
эволюционизм и становление постклассической НКМ. // Сборник тезисов
н/п конференции ТулГу, январь 1996 г. Тула: ТВАИУ, 96.
- С.Р. Аблеев. Философские
основания идеи космической эволюции человека и их историческая динамика.
// Мир Огненный. 1997, № 12-13.
- С.Р. Аблеев. Некоторые особенности
социальной философии Учения Живой Этики. // Тезисы докладов н/п
конференции ТВАИУ. Тула: ТВАИУ, 97.
- С.Р. Аблеев. Педагогика
Живой Этики – педагогика духовной культуры. // Три ключа. Педагогический
вестник. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1997, № 1.
- С.Р. Аблеев. Н.К. Рерих
и строительство социализма в СССР: белые пятна политической истории.
// Сборник тезисов н/п конференции ТулГу, январь 1997 г. Тула: ТВАИУ,
97.
- С.Р. Аблеев. Учение Живой
Этики и новая стратегия системы образования. // Три ключа. Педагогический
вестник. М.: МЦР, 1998. Вып. 2.
- С.Р. Аблеев. Перспективы
антропологической эволюции в философском Учении Живой Этики. //
Известия ТулГу. Гуманитарные науки. Тула: ТулГу, 1999.
- С.Р. Аблеев. Общество и
феномен культуры: практическое значение одной философской абстракции.
// Три ключа. Педагогический вестник. М.: МЦР, 1999. Вып. 3.
- С.Р. Аблеев. Практика Агни-Йоги.
// Духовное созерцание. М.: МЦР, 2000, № 5. (рукопись.)
- С.Р. Аблеев. Философский
символизм и сакральная эстетика художественного творчество Н.К.
Рериха. // Тезисы докладов н/п конференции ТулГу, январь 1999 г.
- С.Р. Аблеев. Антропогенез
с точки зрения эзотерической науки: исходные положения и следствия.
// Сознание и физическая реальность. – М.: Фолиум, 1999. – Том 4.
№ 3, 1999.
- С.Р. Аблеев. Н.К. Рерих
и некоторые моменты политической истории СССР. // Политологическое
образование в России: состояние, проблемы, перспективы. (Тезисы
докладов Всероссийской научной конференции). – Тула: ТулГУ, 1999.
- С.Р. Аблеев. Идея “совершенного
общества” в средневековой арабской философии. // Проблемы социальной
философии. – Тула: МГУ – ТулГУ, 1999.
- С.Р. Аблеев. Общество Нового
Типа (Размышления с позиций Живой Этики). // Новая Эпоха. – Рига-Москва:
МЦР. (Рукопись. Готовится к публикации).
- С.Р. Аблеев, И.Б. Богородицкий.
Социальная философия Живой Этики: как строить Общество Нового Типа?
// Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы.
Выпуск 1. 1999 г. – Тула: ЮК МПА, 1999 г.
- С.Р. Аблеев. Скрытые силы
социального прогресса и проблема “метаисторического фактора”. //
Человек в социальном мире: проблемы исследования, перспективы. Выпуск
1. 1999 г. – Тула: ЮК МПА, 1999 г.
Назад
|
|