Доклад представленный на международную научную юбилейную конференцию господином Вилли Аугустатом, Президентом Европейского Общества "Мир через культуру"
Наследие Рерихов - достояние всего человечества.
5-7 октября 1999 года в Москве.
Так как я, как личность и мы, как международное общество в Австрии и Германии, идентифицируем себя еще с 1950 года с трудами Рерихов, то я могу сослаться на прямые контакты, которые существовали еще при жизни Елены Ивановны Рерих между ней и основателем нашего общества в Австрии - Леобрандом. Из ведущейся в то время переписки, в первую очередь, из воспринятой Рерихами жизненной задачи и в еще большей степени, из всего дела, которому они посвятили свою жизнь, следуют факты, которые мы хотим проанализировать в представленных далее и рассматриваемых с различных точек зрения тезисах. Эти тезисы мы считаем - в международной и межкультурной деятельности - еще с того времени (1950 г.) своей основной линией. Так как русскоязычный регион является относительно свободным в духовном плане и в плане своей деятельности только примерно последние 10 лет, то в этой фазе духовного роста могут проявляться некоторые небольшие кризисы и характерные особенности. Но они не должны все же наносить вред делу жизни Рерихов.
Поэтому в сжатой форме должны были бы быть сформулированы итоги и задачи в качестве предполагаемой основной линии для всех друзей Рерихов.
Тезис 1:
Имеющиеся труды Рерихов НЕДЕЛИМЫ между их создателями Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем! Это относится как к их духовно - идейному труду, так и к труду светскому. Естественно, что при передаче общественности определенных идей, концепций и произведений оба выступали не одновременно - но некоторые содержания и имеющиеся документы позволяют признать, что Елена Ивановна и Николай Константинович всегда и принципиально говорили неделимое "МЫ".
Тезис 2:
Труды Рерихов, во всем, что касается содержания, позволяет очень ясно увидеть, что оба понимали себя во всех своих действиях "посланцами", посредниками и исполнителями поручения духовной, иерархично высшей инстанции. Эта ИНСТАНЦИЯ, как многократно было доказано историческими исследованиями, вновь открыто проявлена через посланцев и доверенных лиц, путем передачи определенных посланий, путем возникновения и поддержки определенных произведений, которые имели особое, высокое значение для культуры и человечества.
Рерихи вновь и вновь подчеркивали этот лежащий в основе их действий фон.
В этом Рериховском самопонимании они принципиально НИЧЕГО не рассматривали как свою частную, личную собственность! Они понимали себя только посредниками упомянутой духовной инстанции и передавали в этой авторизованной форме нематериальные и материальные ценности - человечеству.
Это иллюстрирует введенным в 1935 г. в мировую политику "пактом Рериха" с одновременно введенным "Знаменем Мира" - которые стали после Второй мировой войны важной основой для создания UNESCO - мотивы служения человечеству и направление Рериховского мышления, действия и творчества.
Это же принцип адресованности всех действий всему ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ относится к литературным и художественным произведениям, которые в большой или меньшей степени были созданы совместно, даже если они были выполнены отдельно кем-то из Рерихов. В этом понимании Рерихи выступали также в течение многих десятилетий своей неутомимой международной и межкультурной выдающейся деятельности как неделимые партнеры!
Поэтому Рерихи были для каждого ясно узнаваемыми космополитами, теми образцами Новой Эпохи, которые понимаются, почитаются и любимы жителями Земли.
Значительной является прямо и косвенно прожитая, преподаваемая и переданная Рерихами наука и учение Живой Этики! Она адресуется всему человечеству. Одновременно это учение позволяет особым образом напомнить, что в этом пункте на первом этапе существуют способные и в меньшей степени способные народы, которые в связи с их характерно - этической способностью восприятия должны взять на себя и более чем другие - высокие ОБЯЗАННОСТИ. О данных, исходя из этого, ПРАВАХ нигде не написано ни слова.
Тезис 3:
Духовные труды Рерихов являются главными. Созданное светско- материальное ДОПОЛНЯЕТ духовное содержание только, как мера выражения!
Как и во всех проявлениях в измерении материи качество "инициаторов и изобретателей" находится на духовном уровне. Этот уровень защищен от материально - земных захватов они использовали материю ТОЛЬКО, как форму выражения своих духовных высказываний и посланий. Наглядно это утверждение относится не только к использовавшися Николаем Константиновичем краскам и кистям, которыми он создал около 7000 картин буквально наряду с его выдающимися культурными иниуиативами. Каждая из картин является по своему содержанию имматериальным посланием, духовным высказыванием, даже духовным документом.
Исходя из этого, Рерихи рассматривали свои замечательные творения, а также и картины - исключительно, как ДАР человечеству, даже если земные материальные государственные законы, как прежде, так и сегодня, еще не признают такого рода собственность в данно выраженной форме.
Тезис 4:
Процесс дарения и передачи от Рерихов человечеству проходил еще при жизни Рерихов!
Историческим фактом является то, что Н.К. Рерих, например, свои картины - задуманные как духовно - культурный магнит - щедро передавал многим общественным организациям во всем мире. Точно также фактом является то, что многие картины из этих подарков этически нечистым образом, даже если и государственно - легальным путем, исчезли в частных коллекциях! Такая форма владения никогда не имела места в мыслях и действиях Рерихов!
Даже сыновья - Юрий и Святослав не имели никакого юридически сформулированного права распоряжаться оставленными Еленой Ивановной и Николаем произведениями и основами. Само собой разумеется, сыновья также соответственно относились к этому. Так, еще в 1959 г. Юрий передал жителям НОВОСИБИРСКА некоторое количество замечательных картин своего отца в качестве духовного подарка, чтобы документально зафиксировать то, как Рерихи особо ценили живущих там людей.
Но светские государственные законы и, отчасти, капиталистические формы собственности представили все таким образом, КАК БУДТО Святослав имел право распоряжаться ПЕРЕДАННЫМ и СОЗДАННЫМ его родителями. Духовно - так же как и светски - этого НЕ было! На это не было никаких определенных завещанием указаний и не было дано даже полномочий со стороны отца и матери. К счастью Святослав, как истинный сын Елены Ивановны и Николая Константиновича, вел себя этично и никогда не рассматривал Рериховское культурное наследие как свою личную собственность. Он передал все в период политической ломки открыто одобренному Михаилом Горбачевым создаваемому в Москве ЦЕНТРУ РЕРИХОВ, для которого должен был бы быть создан своего рода фонд, что было выполнено лишь наполовину.
Во время этого процесса трансформации картин и других предметов из индийского “приюта” и из личного окружения Святослава и созданием Московского центра произошли - за одну ночь - существенные государственно-политические изменения, которые стали причиной огромнейшего беспорядка в начатом процессе передачи некоторых произведений из культурного наследия Рерихов.
Тезис 5
В этой фазе политической, а также культурной нестабильности, которая вскоре после этого была отмечена тяжелой болезнью, а затем и смертью Святослава, честолюбивые люди попытались из-за преимущественно личного стремления к власти извлечь свою выгоду из происходящего. И даже утверждали, что они являются абсолютными, личными и, по законам государства, правомочными НАСЛЕДНИКАМИ Николая и Елены Рерих.
Это длившийся многие годы с 1991 по 1996 годы - кризис был с международной точки зрения крайне прискорбным, трудным часом, вызывающим в международных, но особенно во внутренних рядах русских почитателей Рерихов только споры и дисгармонию! В этот период на международном конгрессе Международной Ассоциации “Мир чрез культуру”, который проходил под названием “Рериховского конгресса примирения” (1994 г.), который призвал все Рериховские общества к высшему и соответствующему духовным целям Рерихов сотрудничеству, было првозглашено воззвание к Российскому государству, обявить труды Рерихов - как других русских великих деятелей духа и культуры - государственной и общественной собственностью, чтобы покончить с инфицирующими другие страны спорами.
На этом этапе появилось кроме прочего слишком много фанатично - фантастических утверждений в "лозунгов" со стороны некоторых, считающих себя последователями Рерихов фанатов, что обусловило вызывающую сожаление конфронтацию с русской православной церковью. Мы - как Международное и Межкультурное Рериховское общество, сожалеем о существующем отчасти истерическом фанатизме и о вызванныхим спорных структурах.
Очень радует, что Российское государство за это время позаботилось путем принятия Верховным судом решения о государственно-правовом порядке и четко обяснило, что наследие Рерихов должно рассматриваться в СУММЕ, как национальное Русское культурное достояние - принадлежащее, таким образом, всему сообществу!
 Тезис 6:
Данный факт должен был бы принести удовлетворение нам ВСЕМ - даже сомневающимся - и анимировать необходимость практиковать в широких Рериховских кругах этические формы общения.
Но фактом является также и то, что сегодня все еще существуют объединения, преувеличенно именуемые себя в названиях как "Международное", и которые продолжают и далее заботится о спорах и беспорядках - также и в международной сфере. Таким явно разделяющим, фанатичным, нецелесообразным и вредящим репутации Рериховского наследия образом действует существующий в Москве центр, называющий себя Международным Центром Рерихов (МЦР). От имени Международного Общества "Мир через культуру" и других идентифицирующих себя с идейным наследием и трудами Рерихов объединений я утверждаю, что это Центр, по нашим сведениям, вызвал в последнее время много споров и раздоров не только в России, но и за границей. Здесь не может быть и речи, о какой либо "международной" работе и деятельности.
Наше требование обращено, таким образом, ко всем Рериховским объединениям понимать наследие Рерихов, безусловно, и без всяких ограничений, как всеобщее достояние, принадлежащее человечеству. На основе этого все должны подчиниться единой духовной дисциплине и сдержанности. Было бы желательно, чтобы и органы власти поддержали эту необходимость и выступили бы, насколько это необходимо и возможно, против интриг и спекулятивного отношения. Терпимость не имеет права заходить слишком далеко. На карту поставлено, собственно говоря, не только наследие Рерихов, но и репутация Русской культуры и этики. Споров о наследстве в связи с наследием Рерихов, которые достигли всех уголков земли, не должно существовать в подлинно культурном сообществе. А если они имели место, то сейчас самое время их преодолеть!
НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ НИ ДЛЯ КОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЕ ЛИЧНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРИЗНАНИЕ И ВЛАСТЬ!
Проходящий здесь конгресс, который, к счастью, представляет в своей программе очень широкую идентификацию всех с трудами Рерихов через многих активных участников из России и из других государств, должен бы стать ясной демонстрацией констатации того, что жизненный труд Рерихов должен рассматриваться как всеобщее достояние - принадлежащее всему человечеству как собственность!
Так как духовные ценности, которые были представлены и переданы Рерихами так или иначе открыты для восприятия и идентификации, то инициатива должна исходить только от нас.
Светские, материально - художественные части трудов Рерихов без сомнений и ограничений - должны храниться получившими наилучшее образование профессионалами, такими как работники музеев и относящимися к ним специалистами, Этому нет никакой другой альтернативы!
Но наследия Рерихов и их последователи должны выполнить определеиные ОВЯЗАННОСТИ. Сюда относится существенное углубление знания и понимания, оставленных Рерихами произведений духовной и художественной направленности. Сюда же относится также обязанность:
ПРИНЦИПИАЛЬНО И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТАЛАНТА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАБОТИТЬСЯ О ТРУДАХ РЕРИХОВ И СОТРУДНИЧАТЬ В ДЕЛЕ ИХ ПРЕТВОРЕНИЯ В ЖИЗНЬ.
ЖИВАЯ ЭТИКА ДОЛЖНА ПОНИМАТЬСЯ И ИЗУЧАТЬСЯ КАК НАУКА И ПРИМЕНЯТЬСЯ В ЖИЗНИ, ОСОБЕННО В СООБЩЕСТВЕ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫЛО ПОЛОЖЕНО НАЧАЛО ЭТИКЕ ОБЩЕНИЯ ВСЕХ.
ОКАЗЫВАТЬ ПРЯМУЮ И КОСВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ И СОДЕЙСТВИЕ ВСЕМ ИНИЦИАТИВАМ, КОТОРЫЕ ИДЕНТИФИЦИРУЮТ СЕБЯ С ДЕЛОМ ЖИЗНИ РЕРИХОВ, ИСХОДЯ ИЗ РАССМАТРИВАЕМОЙ ЗДЕСЬ ПЕРСПЕКТИВЫ.
ЧЕТКО ОБОЗНАЧИТЬ ДЛЯ ТРУДОВ РЕРИХОВ ЦЕПОЧКУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ - СООБЩЕСТВАМИ - ИНДИВИДУАМИ.
 Заканчивая, я хочу поблагодарить от всего сердца всех, кто за последние 10 лет прямо и косвенно внес свой вклад во благо трудов Рерихов. Я сам принимал участие во многих и разнообразных мероприятиях также и в Москве и мне знакомы заботы и печали многих в поднятой здесь - и в первую очередь, оглядываясь назад - проблематике. Нашу благодарность мы выражаем также посольству Индии, которое всегда идентифицировало себя с трудами Рерихов, оказывая многообразную помощь и поддержку. Нашу благодарность и наше признание мы выражаем также Институту стран Востока Российской Академии Наук я Государственному музею народов Востока, в которых всегда работали и действовали с наивысшим уважением к жизненному труду Рерихов.
Пусть конструктивный дух этой главной установки проделанной за более чем десятилетие работы царит над этим Конгрессом и излучает свет на благо России - и трудов Рерихов!
* * *
Вилли Аугустат, 1933 г. рождения, австриец, активно идентифицирует себя с трудами Рерихов с 1955 г. — и с 1968 г. руководит Этическим Обществом в Австрии, которое подхватило учение Живой Этики около 1950 г., и распространило это учение в немецкоязычном (Австрия, Германия, Швейцария) культурном регионе. Около 30 лет он был также генеральным директором компьютерных фирм, работавших на международном уровне, в силу чего он много ездил и мог познакомиться со многими культурами, расами и народами. Вилли Аугустат является также Вице - президентом Международной Ассоциации “Мир через культуру" (Москва). Исходя из этого, он является Президентом Европейского Общества “Мир через культуру” и др. ...
(Данный доклад может быть напечатан в журналах и использоваться теми, кто занимается трудами Рерихов).
 
 
Hosted by uCoz