Р.Г.Баранцев
Проблемы и просветы актуализации рериховского потенциала

 

 

Идеи Рерихов опережали ход истории, и долгое время их наследие оставалось во многом недоступным восприятию и освоению современниками. Даже картины воспринимались поверхностно, без философского осмысления. Понадобился глобальный кризис, чтобы пришло понимание огромной роли рериховского потенциала в подготовке духовного возрождения человечества.

Смена парадигмы происходит непросто, и многие новые проблемы атакуются старыми методами. Стереотипы бинарного мышления разрывают целостную картину на куски, каждый из которых претендует на властное представительство. Напряжения, возникающие при ветвлении, не находят благотворного разрешения. Упрощённые толкования искажают суть учения Живой Этики, снижая уровень понимания [1]. Но сквозь все препятствия пробивается, наконец, высокое осознание наследия Рерихов, и в этом процессе существенную роль начинает играть становление эволюционно-синергетической парадигмы.

Новое мышление призывает к целостному восприятию мира, объединяющему научную, художественную и духовную формы знания. Идея синтеза становится мощным аттрактором в пространстве текущих смыслов. Архетип триединства, являясь структурной ячейкой синтеза, обнаруживает универсальную семантику своих компонент, обусловленную способностью человека мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами [2]. Семантическая формула системной триады “рацио-эмоцио-интуицио” позволяет осмысленно выходить из тупиков бинарного мышления к целостным сущностям. При этом реализуется принцип неопределённости-дополнительности-совместности, проявляется гибкость триадических структур, осознаётся фундаментальность понятия целостности [3].

С позиций тринитарного мышления сильнее и глубже воспринимается указание на единство трёх Миров, смысл слова АУМ и символ на Знамени Мира [4].

До тех пор пока рериховское наследие воспринималось только через горные картины и духовное учение, оно было манящим светом, отдалённым от земной жизни. Для целостного постижения недоставало компоненты “рацио”. Новейшие публикации документальных материалов о научной, гражданской и политической деятельности Рерихов [5], хотя и внесли смуту среди почитателей кумиров, несомненно способствуют актуализации рериховского потенциала. Стало яснее, что путь к духовному возрождению идёт не мимо активного участия в земной жизни.

 

Учение о самоорганизации, синергетика, перерастая междисциплинарный статус, становится ответственным проводником новой парадигмы. Тринитарное определение синергетики включает нелинейность, когерентность, открытость [6].

Семантический спектр понятия нелинейности богат и разнообразен. Перейдя к нелинейным уравнениям, синергетика постепенно освобождается и от геометрической линейности одномерных схем, порождённых бинарной идеологией.

Когерентность – термин, взятый из волновой физики, где он означает согласованное протекание колебательных процессов. В синергетике это понятие становится более общим, означая такую согласованность взаимодействия элементов, которая проявляется в масштабе всей системы. При этом согласование может осуществляться не обязательно через фазы и частоты колебаний, а вообще через корреляции.

Открытость внешнему миру, с которым происходит обмен веществом, энергией и информацией, имеет место в пространстве, времени и масштабе. Следует подчеркнуть, что наличие обмена само по себе ещё не означает открытости, если этот обмен контролируем, как это бывает при математической постановке задачи, когда граничные и начальные условия и масштабные коэффициенты задаются, чтобы обеспечить однозначную разрешимость. Действительная открытость есть открытость не вполне контролируемая. Изучая живое, нельзя забывать, что оно обладает свободой воли.

Центральным нервом синергетики является согласованное взаимодействие элементов, порождающее макроэффекты системного уровня. В социуме элементами могут быть не только отдельные люди, но и группы людей, принадлежащих разным этносам, нациям, конфессиям. Отношения между ними – актуальная проблема на пути к образованию целостной ноосферы Земли. Согласованию подлежат и разные стороны жизнедеятельности: экономическая, политическая, духовная; и разные уровни развития природы: косный, живой, разумный. Таинственный процесс самоорганизации происходит в переходных слоях между гомогенными масштабными уровнями. Здесь встречаются разные законы, действуют смешанные языки, рождаются новые смыслы. Здесь возникают явления лазера, лавины, толпы.

Существенный фактор самоорганизации – резонанс темпомиров [7], тесно связанный со свойством масштабной инвариантности. Личные, групповые и общечеловеческие ценности разномасштабны. Но общая цель не должна противоречить частным интересам. Плодотворное соединение возможно лишь тогда, когда оно достигается не только в плоскости однородных связей, но и по вертикали различных уровней. Масштабная инвариантность рериховских идей обеспечивает канал связи человека с Космосом [8].

На пути к ноосфере создаётся коллективный разум, который призван интегрировать все компоненты социума, формируя семантическое поле, воздействующее на духовный мир людей. Говоря о помехах, стоящих на пути к Космическому сознанию, В.В.Налимов называет логизированность науки и догматизированность религии [9]. Что касается искусства, то оно жёстких преград не ставит, а как раз способствует включению науки и религии в целостную Культуру. Время синтеза пришло, и на российской земле появилась Международная Лига защиты Культуры, инициированная Н.К.Рерихом 70 лет назад.

В обществе сейчас происходит “глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры, обретение нового смысла существования” ([10], с.368). Переход к новой стратегии жизни Н.Н.Моисеев называет самой фундаментальной проблемой науки за всю историю человечества (с.364).

Синергетическая идеология помогает взглянуть на общество как на самоорганизующуюся систему, формируя при этом новые концепции в социальных науках. Громадное значение имеет вывод о неоднозначности путей эволюции, о неустойчивости по отношению к начальным данным. Эволюция может определяться не столько прошлым, которое забывается, сколько будущим, которое ведёт к самодостраиванию. Развенчивая миф о всесилии научного знания и о существовании “единственно правильных решений”, синергетика вместе с тем является философией надежды, обосновывая возможность перехода на благоприятные пути развития посредством небольших, но умело организованных действий в критических ситуациях.

Мысль всё более становится средством формирования действительности. Но для выхода в новые измерения смыслового пространства требуется метафизическая смелость. Возможные пути развития определяются спектрами нелинейных структур, ставящими нас в критические моменты перед проблемой выбора, для решения которой рациональных аргументов недостаточно. “Ориентирами здесь служат не только знания о возможных сценариях, но и прежде всего ценности и нравственные установки, предостерегающие от необдуманных и опасных действий” ([11], с.25). Этические соображения при выборе аттрактора оказываются существенными, ибо приходится иметь дело “с новым типом сложности, связанным с человеческой интуицией и человеческими эмоциями” ([12], с.70).

В 1977 году С.В.Мейен опубликовал статью “Принцип сочувствия”, в которой писал о необходимости соинтуиции в научном мире [13]. Расширяя этот принцип до целостной триады, мы предложили “признание-сочувствие-доверие” [14]. Восхождение к синтезу в наше время приходится начинать из рационального угла тетраэдра. Преодоление этого хронического уклона можно мыслить путём отказа от метода отрицания. Нужно отучиться отвергать с порога непонятное, отвыкнуть от подозрительности к новому, перестать видеть в инакомыслящем врага. Ускорению этих процессов способствует экологизация общественного мышления. Обретая планетарный масштаб, оно не ограничивается экономической стороной дела, ибо здоровье, как человека, так и общества, соединяет физическую, психическую и духовную компоненты в целостном единстве. “Экологическое понимание, - пишет Ф.Капра, - есть осознание единства всей жизни, взаимозависимости всех её проявлений. А человеческая духовность – такой модус сознания, в котором мы чувствуем связь со всем космосом. Следовательно, экологическое сознание духовно в глубине своей сути” ([15], с.100).

Экологический императив есть императив нравственный. Экологическая этика отходит от традиций антропоцентризма и становится трансперсональной, рассматривая общество не как множество отдельных людей, а как пульсирующее поле взаимодействий. Защита природного мира и защита себя оказываются неразделимыми. Структура слов: со-знание, со-чувствие, со-весть напоминает о причастности человека к общему полю. Понимание этой причастности не мешает человеку быть хозяином своей жизни. Но чувство хозяина означает заботу и ответственность перед всем, что и кого приручил: людей, животных, растения, строения, землю. А теперь – и идею. Новое связано с переходом биосферы в ноосферу.

Понятия чести, достоинства, совести восстанавливаются сегодня в их истинном значении. Но по отношению к социальным группам они осознаются, к сожалению, слабее, чем в масштабе личности. Многие учреждения и сообщества ещё не считают делом чести отвечать за поступки предшественников, признавать и исправлять их ошибки. Преемственность ответственности – проблема, которая ещё ждёт своего решения.

В периоды общественной перестройки нравственные критерии становятся решающими. Во время Великой реформы России XIX века Ф.И.Тютчев писал: “В истории человеческих обществ существует роковой закон, который почти никогда не изменял себе. Великие кризисы, великие кары наступают обычно не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно царствует и управляет во всеоружии силы и бесстыдства. Нет, взрыв разражается по большей части при первой робкой попытке возврата к добру, при первом искреннем, быть может, но неуверенном и несмелом поползновении к необходимому исправлению. Тогда-то Людовики шестнадцатые и расплачиваются за Людовиков пятнадцатых и Людовиков четырнадцатых. По всей вероятности, то же самое постигнет и нас в том страшном кризисе, который – немного раньше или немного позже, но неминуемо – мы должны будем пережить. С моей точки зрения, всё будущее задуманной реформы сводится к одному вопросу: стоит ли власть, призванная её осуществить,… выше… классов в нравственном отношении? И здесь я говорю не о нравственности её представителей, более или менее подначальных, и не о нравственности её внешних органов, составляющих её руки и ноги… Я говорю о самой власти во всей сокровенности её убеждений, её нравственного и религиозного кредо, одним словом – во всей сокровенности её совести… И тем не менее… мы пройдём через эту фазу, - мы обязаны через неё пройти, чтобы понести в пути все наказания, столь нами заслуженные” [16].

Время крутых перемен, принося неожиданные опасности, открывает и новые возможности. Чтобы освоить их, нужно распространить область доверия к природе на ноосферу, смысловое пространство духа, где и ожидает нас потенциал рериховского наследия.

     

    1. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии, 2001, №3, с.85-102.
    2. Баранцев Р.Г. Системная триада – структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Ежегодник 1988, М., 1989, с.193-209.
    3. Баранцев Р.Г. Структурная методология целостного подхода: свойства триадической структуры // Реальность и субъект, 2001, т.5, №2, с.59-62.
    4. Баранцев Р.Г. Об архетипе триединства // 2-я Изварская научная конференция, посвящённая 60-летию института “Урусвати”, Л., 1988, с.19-20.
    5. Ариаварта. Научный журнал. СПб. №1, 1997, №2, 1998, №3, 1999.
    6. Баранцев Р.Г. Нелинейность-когерентность-открытость как системная триада синергетики // Мост, 1999, №29, с.54-55.
    7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетическое расширение антропного принципа // Синергетическая парадигма. М., 2000, с.80-106.
    8. Баранцев Р.Г. Масштабная инвариантность рериховских идей // Сердце, СПб, 1993, №4-5, с.115-118.
    9. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия. М., 1994, 74 с.
    10. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995, 376 с.
    11. Стёпин В.С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации // Синергетическая парадигма. М., 2000, с.12-27.
    12. Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Синергетическая парадигма. М., 2000, с.56-79.
    13. Мейен С.В. Принцип сочувствия // Пути в незнаемое. Сб.13, М., 1977, с.401-430. См. также: Реальность и субъект, 2001, т.5, №3.
    14. Баранцев Р.Г. Системная триада дефиниции // Международный форум по информации и документации. М., 1982, т.7, №1, с.9-13.
    15. Капра Ф. Уроки мудрости. М., 1996, 318 с.
    16. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1986, с.373-375.

Hosted by uCoz