С.Р.Аблеев
кандидат философских наук
Философский символизм и сакральная эстетика
художественного творчества Н.К.Рериха.
Художник, писатель, философ, общественный деятель Н.К.Рерих стал широко известен ещё при жизни. Его картины выставлялись в лучших галереях мира. В Нью-Йорке был создан, так же при жизни, его персональный музей. Им было написано около семи тысяч полотен, среди которых значительную часть занимали пейзажи, сюжетно-смысловые картины и работы сакрального характера.
Художественное и литературное творчество Н.К.Рериха неразрывно связано с его мировоззрением, основой которого явилось философское учение о космической эволюции человека Живая Этика (Агни-Йога). В массовом и научном сознании сформировалось достаточно неоднозначное отношение к этому Учению. Спектр оценок весьма широк. Одни воспринимают Живую Этику как Новое (Новейшее) Откровение, где был осуществлён синтез религии, философии и науки. Другие называют это Учение “сатанизмом”. Но это тема особого разговора. В данном случае необходимо заметить только следующее.
- Учение Живой Этики по своей специфике и методам не относится к числу религиозных учений. Это чисто философская система, в которой значительное место занимает этическая проблематика.
- Гносеологические методы Живой Этики тяготеют к науке. Например, подчёркивается, что точное, достоверное Знание выше любой возвышенной, но необоснованной Веры. Или: “слезе Веры предпочитаем зоркость опыта”.
- Никто из серьёзных специалистов не находит в живой Этике и тени так называемого “сатанизма”. Это клеймо было поставлено некоторыми реакционными деятелями Русской Православной Церкви. Причины раскрывались в работах Л.В.Шапошниковой, К.Н.Мяло, С.Ю.Ключникова, Н.С.Бондарчук и др. В сущности, контрпрогрессивная позиция Церкви объясняется стремлением устранить из культурного пространства своего конкурента и сохранить монополию на духовную Истину.
Художественное творчество Н.К.Рериха, а именно его построссийский период, трудно воспринимать вне философии Живой Этики. Некоторые исследователи полагают, что его картины являются художественной иллюстрацией идей Живой Этики. Достаточно часто через сюжеты либо специальную символику художник передавал определённый скрытый смысл. Здесь мы коснёмся лишь некоторых, наиболее значимых идей, а также наиболее типичных приёмов и методов, использовавшихся Рерихом.
В Учении живой Этики особое место занимает фигура Духовного Учителя. Само понятие “учительства” выступает многозначным символом, который указывает на один из фундаментальных законов космоса: закон взаимодействия Высшего, т.е. духа, и Низшего, т.е. материи. Вся человеческая история рассматривается через призму духовного учительства, где одни существа, возвышенные и одухотворённые, принимают на себя бремя водительства других, несовершенных и плотских. Учитель – это воплощение принципа духа, ведущего к онтологическому совершенству инертную, косную материю, т.е. человеческие массы.
Здесь проявляется важное отличие Живой Этики от многих ортодоксальных религий. Например, в христианстве Иисус – единственный и неповторимый Сын Духа. Другого нет и не может быть. В Живой Этике Иисус так же Сын Духа – Духовный Учитель человечества. Но он не был первым и не будет последним. Духовные Учителя время от времени приходят на Землю, чтобы принести человечеству свет Красоты, Любви и Истины. Без таких энергетических импульсов человеческая история, возможно, остановилась бы на своих начальных стадиях.
Кто же эти Духовные Учителя? Здесь и Зороастр, и Моисей, и Будда, Лао-цзы, Христос, Мухаммед, Сергий Радонежский, Франциск Ассизский и др. Им посвящена целая серия картин Н.К.Рериха.
В этой серии отражена и другая важная идея – идея единства религий и духовных учений, которые имеют общий источник. Рерихи и их Учителя не противопоставляли религии друг другу, а стремились к их синтезу.
В Живой Этике последовательно проводится мысль о существовании особого Духовного Центра Земли, который и является источником духовной мудрости. В восточной традиции он именуется Шамбалой. Владыки Шамбалы, называемые Махатмами, Архатами, Бодхисаттвами, Великими Учителями, Хранителями Мира, и есть те Духовные Учителя, которые направляют человеческую историю. Во многих своих работах Н.К.Рерих явно или неявно указывает на Шамбалу. Её реальное существование у него не вызывает никаких сомнений.
В литературных произведениях Н.К.Рерих и Е.И.Рерих встречается легенда о таинственном Камне из созвездия Орион. Посвящённые Востока с древних времён называли его Сокровищем мира. В книгах Живой Этики утверждается, что основное тело Камня хранится в Шамбале. Но несколько осколков странствуют по миру. Они появляются там, где закладываются великие исторические события и –своей энергией способствуют свершению будущего. Рерихи владели этим Камнем и привозили его в Россию. Известная картина “Чинтамани” посвящена этой легенде: спускающийся с гор конь несёт людям Сокровище мира. Шкатулка на некоторых портретах Н.К.Рериха и Е.И.Рерих – намёк на владение Камнем и особую историческую миссию, возложенную на Рерихов Духовными Учителями человечества.
На многих полотнах Н.К.Рериха изображены древние символы, мантры или сакральные знаки. Чаще других встречается знак Знамени Мира – три круга описываемые окружностью. Этот знак несёт многозначную смысловую нагрузку. В частности, прошлое, настоящее, будущее в круге вечности. Или: религия, философия, наука в круге духовной мудрости. Или: мир плотный, мир тонкий, мир огненный в круге единого космоса. Самая известная работа художника, на которой изображён знак Знамени Мира – “Мадонна Орифламма”.
В Учении Махатм существовали и существуют положения, которые противоречат классическим научным теориям. С точки зрения Н.К.Рериха, это не заблуждение Махатм, а опережение науки эзотерической мыслью. Сегодня уже существуют факты, которые заставляют к этому мнению относиться серьёзно.
Например. В буддийской и христианской иконе святые изображаются с неизменным нимбом над головой, а иногда и по периметру тела. В картинах Рериха, посвящённых духовным подвижникам, этот нимб также присутствует /“Св. Сергий”, “Св. Франциск”, “Мадонна Орифламма” и др./. Более того, он всегда подчёркивается. Это дань традиции? Скорее всего, нет. Это дань истине. Каждый человек, утверждали Махатмы в Живой Этике, имеет энергетическое поле – ауру. Высокодуховные люди отличаются мощной аурой, которая в некоторых обстоятельствах может быть видима физическим зрением. Махатмы описывали ауры со всеми деталями и подробностями – цвет, размер, форма, яркость. У Рериха существуют картины, где аура дана не символично, как на иконах, а фотографически точно. /“Да здравствует Владыка”, “Христос”/.
В начале века ортодоксальная наука к данной проблеме относилась предельно скептично. До сих пор существуют “учёные”, отрицающие наличие энергетического поля у человека и других живых существ. Хотя, в современной науке сложилось целое направление, в рамках которого изучаются тонкие излучения живых организмов и условия их фотографирования. Физической основой аппаратов, фотографирующих ауру, явился эффект Кирлиан. Российские учёные, в частности К.Коротков, добились значительных успехов в фотофиксации излучений человека.
Значительное место в творчестве Н.К.Рериха занимают картины, написанные по сюжетам психических ретроспекций или пророческих видений Е.И.Рерих. Эти работы, как правило, наполнены традиционной религиозной символикой, посредством которой передаётся смысл: ангел со свитком, красное зарево над городом, ангел на красном коне, ангел с мечом, тёмное небо, раскрытая огромная книга.
Сакральный символизм – одна из самых характерных черт художественного творчества Н.К.Рериха. Но Рерих-символист не оторван от действительности. Наоборот, он стремится привнести в неё с помощью искусства определённые эвристические идеи духовного порядка. В этом, может быть, и заключается секрет его творческого успеха и значение как художника и мыслителя.