Дорогие друзья!
За
последнее время было много дискуссий по поводу рериховского Знамени
Мира, с большой долей недопонимания и даже искажений, внесенных с целью
доказать ту или иную точку зрения. С вашего позволения, я хотел бы добавить
кое-что в этот кипящий котел.
Прежде
всего, мы должны помнить, что Знамя Мира имеет глубокий духовный смысл,
как об этом написано в книге «Иерархия». Изучение этих страниц дает
ясное понимание этого смысла. Знамя и его символ — это Знамя Мастеров,
Знамя Иерархии. Оно имеет свою силу, свое значение — и свое существование
— вне и выше любого уровня обычной человеческой жизни.
Мы
должны также помнить, что символ этого Знамени Учителей был взят Н.К.Рерихом
для использования в Рериховском Пакте и на Знамени Мира, которое было
частью Пакта. Пакт Рериха — международная конвенция, и Знамя, в соответствии
с условиями этой конвенции, должно развеваться над всеми культурными,
просветительскими и научными организациями мира. Даже один этот факт
показывает, насколько абсурдна любая попытка кого бы то ни было и где
бы то ни было объявить себя единственным «владельцем» Знамени.
Принцип,
выраженный в этом символе, известном как Чинтамани, является идеей.
Эта идея — Мир через Культуру — не может быть ничьей собственностью,
как не может быть собственностью никакая другая идея. Владеть Чинтамани
нельзя, как нельзя владеть солнечным светом. Они просто существуют.
Реальный
пример: Когда Н.К.Рерих, основатель Нью-Йоркских организаций, дал нам
символ Чинтамани, чтобы мы использовали его как идентифицирующий нас
зрительный образ, наш знак, Музей в Нью-Йорке пытался зарегистрировать
его в комитете по авторским правам в Вашингтоне как принадлежащий Музею.
В этом было отказано именно на том основании, что это — универсальный
символ, который используется в разных частях мира и в разных приложениях.
Комитет по авторским правам сообщил нам, что если мы добавим девиз к
символу Знамени, тогда мы сможем его зарегистрировать, потому что в
таком случае он будет отличаться от универсального символа. Это мы и
сделали, и наша заявка на регистрацию была принята Юридически, Знамя
Мира с девизом Рах Cultura (Мир через Культуру) принадлежит Музею Рериха
в Нью-Йорке, который, в соответствии с законом, имеет право запретить
его использование любым другим лицам, группам или организациям Но одно
дело— законные права, мы же должны придерживаться более высокого — этического—
стандарта, и я определенно считаю, что у нас нет морального права запрещать
кому бы то ни было использовать этот символ для распространения идеи
Чинтамани (символа) или Орифламмы (Знамени) — особенно если символ этот
используется для распространения идей Пакта Рериха и Мира через Культуру.
Если
какое-то лицо или организация каким-то образом преуспеет в регистрации
символа Знамени как их исключительной собственности, посмеют ли они
убрать его с Пакта Рериха, подписанного в Вашингтоне в 1935году? Начнут
ли они судить город Самарканд, заставляя его убрать этот символ со знака
города? Будут они судить Музей Искусств в бельгийском городе Антверпене,
требуя снять со стены трансцедентальную картину Ганса Мемлинга «Поклонение
Христу», потому что большое изображение этого символа помещено на груди
Иисуса? Или судить музей, в котором выставлено полотно Тициана «Погребение»,
на котором одежда Иосифа, отца Иисуса, покрыта изображениями этого символа?
Будут они судить Домский собор в Риге, заставляя убрать символ с фасада
собора? И это только несколько примеров использования этого символа
в христианстве. Н.К.Рерих в своих литературных трудах упоминал несколько
других мест, в которых можно найти этот символ, — как на Востоке, так
и на Западе. Хватило бы у новоявленных «владельцев» Символа наглости
попытаться остановить людей, которые честно стараются пропагандировать
Знамя и его высокие принципы Мира через Культуру? Это было бы попыткой
претендовать на силы, которые принадлежат Иерархии, и только Иерархии.
Дэниэл Энтин,
Директор Музея Н. Рериха, Нью-Йорк