15 января 2003 г.

Дорогие друзья!
За последнее время было много дискуссий по поводу рериховского Знамени Мира, с большой долей недопонимания и даже искажений, внесенных с целью доказать ту или иную точку зрения. С вашего позволения, я хотел бы добавить кое-что в этот кипящий котел.
Прежде всего, мы должны помнить, что Знамя Мира имеет глубокий духовный смысл, как об этом написано в книге «Иерархия». Изучение этих страниц дает ясное понимание этого смысла. Знамя и его символ — это Знамя Мастеров, Знамя Иерархии. Оно имеет свою силу, свое значение — и свое существование — вне и выше любого уровня обычной человеческой жизни.
Мы должны также помнить, что символ этого Знамени Учителей был взят Н.К.Рерихом для использования в Рериховском Пакте и на Знамени Мира, которое было частью Пакта. Пакт Рериха — международная конвенция, и Знамя, в соответствии с условиями этой конвенции, должно развеваться над всеми культурными, просветительскими и научными организациями мира. Даже один этот факт показывает, насколько абсурдна любая попытка кого бы то ни было и где бы то ни было объявить себя единственным «владельцем» Знамени.
Принцип, выраженный в этом символе, известном как Чинтамани, является идеей. Эта идея — Мир через Культуру — не может быть ничьей собственностью, как не может быть собственностью никакая другая идея. Владеть Чинтамани нельзя, как нельзя владеть солнечным светом. Они просто существуют.
Реальный пример: Когда Н.К.Рерих, основатель Нью-Йоркских организаций, дал нам символ Чинтамани, чтобы мы использовали его как идентифицирующий нас зрительный образ, наш знак, Музей в Нью-Йорке пытался зарегистрировать его в комитете по авторским правам в Вашингтоне как принадлежащий Музею. В этом было отказано именно на том основании, что это — универсальный символ, который используется в разных частях мира и в разных приложениях. Комитет по авторским правам сообщил нам, что если мы добавим девиз к символу Знамени, тогда мы сможем его зарегистрировать, потому что в таком случае он будет отличаться от универсального символа. Это мы и сделали, и наша заявка на регистрацию была принята Юридически, Знамя Мира с девизом Рах Cultura (Мир через Культуру) принадлежит Музею Рериха в Нью-Йорке, который, в соответствии с законом, имеет право запретить его использование любым другим лицам, группам или организациям Но одно дело— законные права, мы же должны придерживаться более высокого — этического— стандарта, и я определенно считаю, что у нас нет морального права запрещать кому бы то ни было использовать этот символ для распространения идеи Чинтамани (символа) или Орифламмы (Знамени) — особенно если символ этот используется для распространения идей Пакта Рериха и Мира через Культуру.
Если какое-то лицо или организация каким-то образом преуспеет в регистрации символа Знамени как их исключительной собственности, посмеют ли они убрать его с Пакта Рериха, подписанного в Вашингтоне в 1935году? Начнут ли они судить город Самарканд, заставляя его убрать этот символ со знака города? Будут они судить Музей Искусств в бельгийском городе Антверпене, требуя снять со стены трансцедентальную картину Ганса Мемлинга «Поклонение Христу», потому что большое изображение этого символа помещено на груди Иисуса? Или судить музей, в котором выставлено полотно Тициана «Погребение», на котором одежда Иосифа, отца Иисуса, покрыта изображениями этого символа? Будут они судить Домский собор в Риге, заставляя убрать символ с фасада собора? И это только несколько примеров использования этого символа в христианстве. Н.К.Рерих в своих литературных трудах упоминал несколько других мест, в которых можно найти этот символ, — как на Востоке, так и на Западе. Хватило бы у новоявленных «владельцев» Символа наглости попытаться остановить людей, которые честно стараются пропагандировать Знамя и его высокие принципы Мира через Культуру? Это было бы попыткой претендовать на силы, которые принадлежат Иерархии, и только Иерархии.

 

Искренне

Дэниэл Энтин,
Директор Музея Н. Рериха, Нью-Йорк
Hosted by uCoz