DANIEL ENTIN
319 West 107 Street
New York NY 10025
25 ноября 1996 г.
Д. ЭНТИН - Л.
ШАПОШНИКОВОЙ
Дорогая Людмила!
Я долго не отвечал на Ваш факс
с текстом Вашего ответа на мой доклад на конференции. Не отвечал я потому,
что ждал получения не только текста от Вас, но и того, что говорилось
Вами непосредственно на конференции и было записано на магнитофон, а
затем на бумаге - дословно. Сейчас у меня есть оба текста, и разница
между ними говорит о многом.
Для меня остается полной загадкой,
почему Вы решили атаковать меня публично, - без всяких видимых к тому
причин? Ваш ответ на мой доклад был именно атакой, а не разумным, рациональным
ответом. В Ваших комментариях было много утверждений, с которыми я могу
спорить, - но это не имеет смысла. Вы добились своей цели - устроить
мне "разнос" на конференции. Очень жаль, ибо тем самым был
разрушен мост дружбы, соединявший нас в течение четырнадцати лет. Даже
когда между нами были разногласия (а такое случалось часто), и даже
когда Вас выгнали из своего дома Кэтрин Стиббе и Ингеборг Фричи, наши
старейшие и важнейшие члены Совета директоров, - даже тогда я принял
Вас в Музее как друга и коллегу, работал с Вами, предоставил в Ваше
распоряжение все, что Вы хотели, из наших архивов.
И вот сейчас Вы искажаете и перевираете
сказанное мной, чтобы напасть на меня. Почему Вы заявили, что удивлены
моим отсутствием на "круглом столе"? Почему Вы намекнули присутствующим,
что я как бы постарался избежать этого? Вы прекрасно знали заранее,
что я не смогу присутствовать, - за несколько часов до этого я предупредил
Вас, что у меня был билет на самолет в Самару именно на время, в которое
собирался "круглый стол".
Почему Вы настаивали на русском
гражданстве Рерихов после революции, прекрасно зная, что такой статус
в то время уже не существовал? Существовало только советское гражданство,
и Вы это знаете. Вы знали, что документ, на который Вы ссылались как
на выставленный в Вашем музее, и другие документы из Ваших архивов,
называли Рерихов "русскими" только потому, что в то время
Советский Союз не был признан международно, и всех беженцев тогда называли
"русскими". После установления Советского Союза на международной
арене и его признания другими странами существовало только Советское
подданство. И Вы знали, что этого подданства у Рерихов не было, и что
в 1926 г. Чичерин настаивал на том, чтобы Рерихи приняли советское гражданство,
но они отказались, - как я и рассказал об этом. Заявлять, что они всегда
были Русскими гражданами, - а это строго юридический термин - а не русскими
в душе, по крови, по духу, что правда, - это просто абсурд!
Вы решили напасть на мои "интерпретации",
и в то же время игнорируете тот факт, что большая часть из сказанного
мною подтверждается документами и прямыми цитатами. Вам следует помнить,
что, в отличие от вас, у нас существует долгая и обширная устная история,
сопровождающая Учение. В этом отношении сами Рерихи оставили огромное
наследство: дневники (как их самих, так и их учеников), большое количество
корреспонденции (многое из этой переписки у вас есть, но многого и нет),
и многое из того, что они говорили своим ученикам устно, что позже было
передано нам.
Вы можете спорить с тем, что
я говорил, но Вы не имеете права и не должны обвинять меня в невежестве,
как Вы сделали. Комментарий Рерихов против национализма я процитировал
из дневников З.Г.Фосдик, а она его описала так, как ей было сказано,
когда они вместе были на Алтае, и термин "национализм" использовали
как Рерихи, так и Зинаида Григорьевна.
Вы обвиняете меня в выступлении
против любви человека к своей стране, когда я совершенно ясно утверждал
как раз обратное. Вы прекрасно знаете, что любить свою страну - хорошо,
но когда кто-то начинает верить, что его страна лучше всех прочих, национализм
- семя проблем - посеяно. А ведь многие из ваших докладчиков именно
так и выступали: "Россия - лучше всех других стран", "Россия
- наиболее духовна", "Миссия России - спасти мир, и только
Россия может спасти мир". Один профессор даже составил план духовной
диктатуры, которая вдохновила бы весь мир на подражание России. Вы и
с этим согласны? Если нет - критиковали ли Вы его? Критиковали ли Вы
женщину, утверждавшую, что над Москвой существует защитная аура, которая
спасет ее, когда все другие города будут разрушены? Спорили ли Вы с
женщиной из Италии, которая, в угоду Вам, сказала, что никто на Западе
не знает о Рерихах? (Когда я на следующий день вызвал ее на разговор
об этом, она была очень смущена, так как знала, насколько неверно и
абсурдно было это ее утверждение).
Вы смеялись над тем, что я говорил,
протестуя против заключения людьми самих себя в ящики с ярлыками, которые
отделяют их друг от друга. Особенно Вы смеялись над тем, что я упомянул
пол как один из таких ярлыков. Однако, Вы прекрасно знаете, что мужской
и женский принципы -инь и янь, если хотите, - это силы, отнюдь не являющиеся
тем же самым, что мужчина и женщина, хотя в популярном, среднем понимании
мужчина и женщина представляют их, потому что мужчине ближе мужское
начало, а женщине - женское. Однако, любая клетка Вселенной должна обладать
обоими этими началами в себе, внутри себя, во внутреннем балансе, чтобы
Вселенная могла выжить и существовать в равновесии. И это - именно то,
о чем я говорил. Вы это все прекрасно знаете, - и, тем не менее, высмеяли
меня.
Есть еще очень многое, о чем
я мог бы с Вами поспорить, но ничего из сказанного мной Вы все равно
не примете. Вашей целью была отнюдь не дискуссия, не обсуждение этих
идей, - Вашей целью было "разгромить" меня. Было бы очень
интересно узнать, почему Вам так сильно этого хотелось?
Дэниэл Энтин, Директор Музея
Рериха, Нью-Йорк.