Уважаемые господа!
С 1992
г. я, будучи внештатным сотрудником ряда периодических изданий, освещаю
на их страницах разнообразные аспекты деятельности московских музеев.
В это же время вышла (в соавторстве) книга “Путешествие по залам Оружейной
палаты” (М.: МИРОС, 1994
г.): помимо этого, я имею
и личный опыт музейной работы (была сотрудником Государственного Литературного
музея, ГЦТМ им.А.А.Бахрушина, а также являюсь одним из создателей Дома-музея
Б.Л.Пастернака в г.Чистополе), и считаю себя компетентной в этих вопросах.
Освещение же этой деятельности в прессе мне кажется необходимым,поскольку
именно в музеях, как нигде, закладывается и развивается культурная традиция
как таковая -
тот “фон”, без которого не существует высокая культура. Музеи в советское
- да и в постсоветское
- время восприняли способы
существования дворянской культуры, сохранив культурный опыт, который
при ином положении дел оказался бы утерянным безвозвратно.
Мое обращение к Вам вызвано
тем, что вот уже десять лет длится конфликт между Государственном музеем
Востока и Международным центром Рерихов в лице его руководителя г-жи
Л.В.Шапошниковой. Причина конфликта -
спор о том, кто и на каких основаниях должен владеть наследием Рерихов:
российское государство в лице ГМВ или общественная организация МЦР?
В конфликт вовлечены многие уважаемые люди, как покойные, так и ныне
здравствующие, многие общественные и государственные организации. Интересно,
что история эта получает несколько одностороннее освещение: так, лишь
в текущем году разнообразные стороны деятельности ГМВ подверглись критике
на страницах многих изданий (см. напр. газету “Вечерняя Москва” от
15 февраля с.г., “Российскую
газету” от 11
февраля с.г.), а также документ под названием “Набат совести” (Международный
совет Рериховских организаций, март 2000).
Также в марте 2000
года на канале ТВЦ в передаче “Слушается дело: Людмила Шапошникова против
Министерства культуры Российской Федерации” ГМВ был подвергнут поношению.
Мартом же датируются заявление-жалоба Президента Международной лиги
Защиты Культуры г-на Ф.М.Бурлацкого Пресненскому межрайонному прокурору
г.Москвы г-ну Калинину о деятельности ГМВ в отношении творчества Рерихов,
обращение местных городских Рериховских обществ из множества мест бывшего
СССР.
Одновременность выхода всех
этих публикаций и заявлений, которые, пусть и с разных сторон, но одинаково
негативно освещают деятельность музея Востока, заставила меня предположить,
что имеет место организованная травля, инспирированная кем-то заинтересованным.
А односторонность освещения
побудила меня обратиться в музей за разъяснениями. Музейная дирекция
сочла возможным ознакомить меня с существом дела, и факты показались
мне вопиющими. Вот почему я обращаюсь со своим открытым письмом, которое,
надеюсь, поможет наше с Вами творческое единение”. (Из письма
3. Г. Фоздик к О. В. Румянцевой
от 6.04.1981
г.).
Сам С. Н. Рерих, посетив музей
вскоре после открытия Кабинета, остался доволен экспозицией. Надо сказать,
что еще раньше, в 1974
году была С. Н. Рерихом сформирована передвижная выставка работ его
отца и собственных. Выставка имела назначение быть показанной в городах
СССР и знакомить всех желающих с творчеством обоих художников. Экспозиция
состояла из 282
живописных полотен, объездила многие города СССР, за несколько лет ее
увидели около миллиона человек в разных уголках страны.
После открытия Кабинета в музее
начали собираться не только поклонники рериховского творчества со всей
страны, но и профессиональные ученые-рериховеды. Тогда возникла мысль
о единой комиссии по наследию Н.К.Рериха при ГМВ на базе мемориального
кабинета, которая и была создана в 1984
году (приказ Министерства культуры СССР № 191 от
06.05. был подписан позже,
в 1986
г.). Почетным председателем Комиссии был избран С.Н.Рерих. Возглавил
Комиссию вице-президент Академии художеств СССР В.С.Кеменов. Членом
комиссии был и самый известный рериховод и друг семьи Рерихов П.Ф.Беликов
(из Эстонии), переписывавшийся еще с Н.К.Рерихом. Он был в тесном контакте
с О.В.Румянцевой, о чем говорит их переписка с
1979 г. по
1982 г. (год его ухода
из жизни), всего 35
писем, в которых он выражает полное согласие с всеми шагами, которые
предпринимала Ольга Владимировна в процессе становления мемориального
кабинета.
Годы, прошедшие с открытия мемориального
кабинета Н.К.Рериха, музей вел активную экспозиционную и научно-просветительскую
работу по творчеству Н.К. и С.Н.Рерихов. Об этом говорит перечень выставок,
изданий,конференций.
Когда мемориальный кабинет Н.К.Рериха
при музее Востока только открылся, сразу же стало понятно, что он являет
собой как бы “музей в музее”. Решено было разрабатывать концепцию музея
Н.К.Рериха как филиала ГМВ -
филиала и потому, что основой его должен был стать дар г-жи Кэмпбелл-Стиббе
музею Востока, и потому, что связь Н.К.Рериха и его семьи с Востоком
неоспорима. Недаром ведь и постоянная экспозиция музея сегодня символически
повторяет путь рериховской экспедиции по Азии
- сначала Индия, потом
Центральная Азия -
Тибет, Монголия, Бурятия. Святослав Николаевич приветствовал все музейные
начинания, участвуя во всех научных конференциях в музее и во многих
заседаниях комиссии по наследию в каждый свой приезд. На последнем заседании
комиссии с его участием в мае 1987
г. обсуждался вопрос о создании при ГМВ рериховского филиала (имеется
протокол этого заседания). На последнем подготовительном этапе (уже
на уровне Совета Министров СССР) в Индию, в Бангалор, Совет Министров
СССР отправил представительницу Комиссии по наследию профессора ИСАА
при МГУ Н.М.Сазанову (беседа с С.Н.Рерихом была записана и заверена
советским консулом в г.Мадрасе). Согласно Проекту постановления Совета
Министров, Центр-музей Н. К. Рериха, филиал ГМВ, имел двойной статус
-
государственной и общественной организации. Собственно музейная часть,
т.е. хранение и сохранность, экспонирование, изучение и реставрация
картин, была государственной задачей, а в общественную входили бы: Институт
объединенных искусств, детские секции, клуб любителей Рериха, Московское
Рериховское общество, Международная Ассоциация “Мир через культуру”,
два научных центра (традиционной
восточной медицины и философии), музыкальный клуб, который носил бы
имя Елены Ивановны Рерих. Для этой цели государственно-общественной
организации было предложено здание на ул. Неглинной, д.
14-8 тыс.кв.м. Согласно
неоднократным просьбам С. Н. Рериха, единственного наследника своего
брата Юрия, квартира Ю. Н. Рериха со всеми художественными ценностями
должна была стать квартирой-музеем в качестве отдела создаваемого большого
музея Н. Рериха.
Все переменилось в один миг,
когда вдруг было принято совершенно иное постановление
- о создании Советского
фонда Рериха (СФР) и общественного музея при нем. Однако, поскольку
речь изначально шла о совершенно другой организации, то все переговоры
о передаче музею Востока здания на ул.Неглинной,
14 были прекращены, как
и снялся сам собой вопрос о квартире Ю.Н.Рериха, так как С.Н.Рерих просил
именно государственной организации передать все культурно-художественные
ценности, оставшиеся после ухода из жизни его брата. А СФР со временем
было обещано Моссоветом здание по ул.Маркса-Энгельса (ныне Малый Знаменский
переулок), д. 3/5,
так называемая усадьба Лопухиных, с условием проведения в нем реставрации.
12 ноября
1989 года Святослав Николаевич
Рерих поздравил членов правления с созданием СФР (кстати, правление,
сформированное Л.В.Шапошниковой, не включило в свой состав почти никого
из комиссии по наследию семьи Рерихов), пожелал фонду всяческих успехов,
при этом Л.В.Шапошникова оговорила приоритетное право Фонда “самостоятельно
решать вопросы об издании, переиздании, комментировании, экспертизе,
экспонировании и ином публичном использовании данного наследия, включая
символику Рериховского движения, письма и другие архивные материалы”,
что сразу вызвало недоумение авторитетных юристов. Здесь же С.Н.Рерих
заметил: “Естественно, что это мое решение не распространяется на ту
часть наследия, которая в законном порядке была передана моими родителями,
моим братом или мною другим организациям или гражданам”. Своими доверенными
лицами в бюро правления СФР С.Н.Рерих
назначил рериховедов Ростислава Борисовича Рыбакова и Людмилу Васильевну
Шапошникову. При этом им было оговорено некоторое условие: передав представителям
СФР —
г-же Шапошниковой и г-ну С.Ю.Житеневу (тогда Генеральному секретарю
СФР) прах родителей, он взял с них обещание о захоронении праха в Москве
на основе православного обряда, и об установлении на месте захоронения
рериховского мемориала.
Тогда же, а именно
20 ноября
1989 года, С.Н.Рерих в
последний раз побывал в мемориальном кабинете Н.К.Рериха в ГМВ (магнитофонная
запись беседы, при которой присутствовало более
20 человек, хранится в
Кабинете). С. Н. Рерих сказал тогда, отвечая на вопросы о судьбе выставки
(тех самых 282
работ своих и отца), такие знаменательные слова: “Она будет показана
здесь, она будет показана, может быть, где-нибудь поблизости и затем
постепенно, постепенно работы эти, я думаю, перейдут в собственность
музея... Кроме одной-двух картин, которые будут изъяты и посланы в Индию...Мы
ценим ваше отношение, ваши добрые слова. Я уверен, что они останутся
в достойных руках и будут нести свои добрые пожелания всем тем, кто
их у видит... Выделим несколько вещей, которые перейдут в Индию и, затем,
остальные могут найти пристанище здесь, у вас...Я думаю, что экспозиция
развернута удачно. Я уверен, она принесет много радости всем людям,
которые смогут ее увидеть. Экспозицию, как мы знаем, трудно развертывать
в большом масштабе. Но, в данном случае, я должен отдать справедливость
всем тем, кто в этом участвовал, что они прекрасно справились с этой
задачей и представили нам прекрасную экспозицию. Будем надеяться, что
может быть еще какие-то новые вещи пополнят это собрание. Но уже и так
здесь довольно много материала. Спасибо вам всем за то, что вы с таким
интересом следили за этим, помогали этому делу и желаю Вам всего светлого
и радостного, удачи в жизни”. Последние слова С. Н. Рериха в большой
записи его визита обращены к заведующей мемориальным кабинетом Рериха
Ольге Владимировне Румянцевой: “Спасибо, дорогая моя”.
В те же дни Советский фонд Рериха
был организован и начал работать. Проработав, однако, совсем недолго,
он обнаружил внутренний раскол, свидетельство чему
- Протокол Ревизионной
комиссии СФР № 14 от 15
мая 1991
г., в котором члены ревизионной комиссии -
сами же члены СФР
- выявили, что переданное
С.Н.Рерихом Фонду наследие принято с грубейшими нарушениями порядка,
а значит, законодательства, тем самым затрудняется контакт наследия
с русским народом -
а ведь именно народу, в конечном счете, считали принадлежащим свое искусство
и Н.К.Рерих, и С.Н.Рерих; что прах Н.К. и Е.И.Рерих не захоронен; что
наследием распоряжается единолично и авторитарно г-жа Л.В.Шапошникова;
что в Фонде имеет быть элементарная “текучка кадров”, недопустимая при
музейном хранении и при подлинно научной работе.
К тому моменту, когда протокол
ревизионной комиссии был вынесен на рассмотрение Ученого совета по наследию
семьи Рерихов (совет состоялся 20
июля 1991
г.), от руководства СФР отказались и г-н Р.Б.Рыбаков, и г-н С.Ю.Житенев.
Это сделало невозможным осуществить пожелания С.Н.Рериха, доверившего
ведение дел, как мы помним, своим представителям
- г-же Шапошниковой, г-ну
Рыбакову и г-ну Житеневу.
26 июля
1991 г. в газете “Московский
художник” (№ 26) вышло интервью с председателем ревизионной комиссии
СФР г-жой А.Юферовой под названием “Фонд Рерихов или Шапошниковой?”.
Одним из грубейших этических нарушений А.Юферова считала нарушение воли
Святослава Николаевича Рериха.
Еще раз обратим внимание на то,
о чем писал С.Н.Рерих: “В целях обеспечения научного, демократического
и всестороннего подхода к решению Фондом всех вопросов, связанных с
изданием и другим использованием наследия семьи Рерихов, я рекомендую
Бюро Правления Фонда сформировать группу экспертов в составе пяти человек,
включив в нее вышеуказанных доверенных лиц”. Никакой подобной группы
создано не было, а часть архива Рерихов, привезенного из Индии, хранилась
на квартире у г-жи Л.В.Шапошниковой.
Летом 1991
г. г-жа Л.В.Шапошникова летит в Швейцарию к г-же К.Кэмпбелл-Стиббе и
рассказывает дарительнице, что в музее Востока картины плохо вывешены,
образ Н.К.Рериха искажается, мемориальный9 кабинет
закрыт, а его философское наследие не только не пропагандируется, но
и не принимается. Г-жа К.Кэмпбелл-Стиббе должна была, по мысли г-жи
Шапошниковой, отозвать свой дар из музея и передарить его СФР. То же
самое г-жа Шапошникова сообщила и С.Н.Рериху.
Вернувшись в Россию, г-жа Л.В.Шапошникова
выяснила, что происходящими в СФР делами после знакомства с представленными
ревизионной комиссией документами заинтересовались Прокуратура СССР
и ОБХСС. Но тут кстати прекратил свое существование СССР, а вместе с
ним, как советская организация, умер естественной и безболезненной смертью
Советский фонд Рериха. 17
декабря 1991
г. образовался Международный центр Рериха, который объявил о своем правопреемстве
от СФР. Но поскольку учредители СФР -
организации и частные лица -
не участвовали в ликвидации СФР, не была создана ликвидационная комиссия,
не было проведено общее собрание членов СФР, необходимого по уставу
самого СФР для каких-либо реорганизаций, МЦР не являлся правопреемником
СФР, о чем заявило Управление по делам общественных и религиозных объединений
17.02.92 г. (док. № 11-557/0).
Невозможность считать МЦР правопреемником
СФР подтвердило и Министерство юстиции распоряжением № 23/16-01 от
01 февраля
1993 г. за подписью Заместителя
министра г-на Г.Г.Черемных.
30 января
1993 г. в Бангалоре умер
Святослав Николаевич Рерих. Он завещал похоронить себя в Петербурге.
Но... появившаяся на похоронах
г-жа Л.В.Шапошникова воспрепятствовала поездке вдовы художника г-же
Девике Рани Рерих в Россию. Г-жой Шапошниковой была произнесена следующая,
адресованная вдове, фраза: “Если ты поедешь в Россию, то обратно вернешься
в гробу”. Более того -
по свидетельству воспитанницы и секретаря Рерихов г-жи Мери Джойс Пунача
в письме г-ну Р.Б.Рыбакову - “ее
поведение в то время, когда Святослав находился на смертном одре, было
в высшей степени вызывающим. Я, -
пишет далее г-жа Мэри Джойс Пунача, -
ждала, что она выступит и скажет хоть несколько слов на русском языке,
но она не прореагировала и фактически стремилась осмотреть мастерскую
и упаковать вещи”. Чуть выше она пишет: “мадам думает сейчас отозвать
назад все вещи и открыть большой центр в Индии, ибо она потеряла все
надежды, связывавшиеся с Людмилой”.
В июне
1993 г. г-жа Девика Рани
Рерих обратилась к Президенту России Б.Н.Ельцину с телеграммой, в которой
были такие слова: “Прошу Вас взять под Вашу личную защиту все наследие,
переданное российскому народу моим покойным мужем Святославом Николаевичем
Рерихом, и передать это наследие полностью под контроль государства,
желательно в лице Министерства культуры Вашей страны. Я в высшей степени
недовольна г-жой Людмилой Шапошниковой, которая была чрезвычайно груба
со мной в то время, когда мой муж
находился на смертном одре. Однако, наследие семьи Рерихов принадлежит
не г-же Шапошниковой, а народу великой России”. Далее,
3 октября
1993 г. вдова Рериха вновь
обращается к Президенту России, прося его рассматривать дело о наследии
Рерихов “как исключительно срочное и серьезное”. В тот момент г-жа Девика
Рани Рерих была готова отозвать все наследие Рерихов в Индию, назвав
поступки г-жи Л.В.Шапошниковой “безобразием”. Г-жу Шапошникову вдова
художника прямо обвинила в том, что последняя воля г-на С.Н.Рериха
- захоронить его в Петербурге
- не была исполнена.
Отклики на выступление вдовы
С.Н.Рериха были весьма странными. Саму г-жу Девику Рани Рерих объявили
- видимо, с легкой руки
г-жи Шапошниковой -
пребывающей в прострации и неспособной посылать телеграммы. Г-жа Мэри
Джойс Пунача получила репутацию воровки, незаконно присвоившей наследство
после смерти Девики Рани Рерих, хотя она предъявила три
(!) завещания, сделанных
Девикой в Бангалоре, в Дели и в Швейцарии. В настоящее время все обвинения
г-жи Мэри Джойс Пунача,
связанные с наследством, сняты индийским судом. А мадам Девика Рани
Рерих продемонстрировала свою полную дееспособность уже своим сорокаминутным
выступлением после похорон мужа —
в нем была повторена история с захоронением С. Н. Рериха не в Петерберге
из-за г-жи Шапошниковой, и заявлено о недоверии к ней.
Тем временем и г-жа К. Кэмпбелл-Стиббе
круто поменяла свое отношение к г-же Шапошниковой, которая позволила
себе неуважительно отозваться о ней при ее друзьях. Г-жу Шапошникову
попросту выгнали из дома, а г-жа Кэмпбелл 3
декабря 1993
г. писала хранителю мемориального Кабинета в музее Востока О.В.Румянцевой:
“Не думаете ли Вы, что есть способ защитить рериховские материалы, которые
Шапошникова привезла из Индии??? Мы (имеется в виду г-жа К.Кэмпбелл-Стиббе
и ее сотрудница г-жа Ингеборг Фричи) понимаем, что они не защищены достаточно
хорошо”.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 4
ноября 1993
г. (№ 1121) был создан Государственный музей Н.К.Рериха как филиал Государственного
музея Востока. Филиалу было предложено разместиться в усадьбе Лопухиных
(ул.Маркса-Энгельса, Ныне Мал. Знаменский пер.,
3/5) и предоставить место
для МЦР -
служебный флигель здания, в котором он тогда и размещался. То, что,
как мы помним, МЦР уже претендовал к тому времени на основное здание
усадьбы, было признано незаконным еще ранее, о чем сообщает письмо Заместителя
Председателя Совета Министров правительства РФ А.Чубайса Президенту
РФ Б.Н.Ельцину (от 25
мая 1993
г., № 1214 п-П5): поскольку усадьба является федеральной собственностью,
а договор аренды МЦР заключил с исполкомом Моссовета, который попросту
распорядился тем, что ему не принадлежит, договор аренды недействителен.
Постановление Правительства Москвы № 198 от 9
марта 1994
г. “Об Использовании памятника архитектуры XVII-XIX
вв. “Усадьба Лопухиных” по адресу: Мал.
Знаменский пер., д. 3/5
(бывшая ул.Маркса-Энгельса)” также гласит о передаче
здания музею Востока для создания Музея Н.К.Рериха. Таким образом, музею
и Центру было предложено мирно сосуществовать и делать общее дело. Деньги
на реставрацию были выделены отдельной строкой в бюджете. Однако Шапошникова
выставила пикеты, не допустившие к зданию строителей-реставраторов.
Музей Востока был готов выполнить
распоряжение Правительства РФ и Правительства Москвы и обратился к Председателю
Госкомимущества А.Б.Чубайсу и мэру Москвы Ю.М.Лужкову с просьбой передать
“Усадьбу Лопухиных” в оперативное управление ГМВ. Однако Госкомимущество
приостановило передачу усадьбы музею, поскольку МЦР обжаловал Постановление
совета Министров Правительства РФ в судебном порядке.
Началась судебная эпопея. Из
пяти судебных процессов три были выиграны ГМВ, в том числе последний
суд не уровне Президиума Высшего Арбитражного суда, который принял окончательное
решение -отказать
МЦР в иске. Суть дела в том, что усадьба Лопухиных является федеральной,
не городской собственностью, а посему распоряжаться ею Мосгорисполком
не имел полномочий, тем более сдавать в аренду на
49 лет! Государственный
музей Востока честно ждал решения суда, а Шапошникова тем временем занимала
этаж за этажом путем элементарного...
захвата здания.
Итак, прав на недвижимое имущество,
т.е. на здание Усадьбы Лопухиных, у МЦР нет, хотя МЦР по си поры пребывает
в здании и не оказывает желания освобождать его для музея Востока
- для Музея Н.Рериха
- филиала ГМВ.
Напомню, что МЦР претендует,
главным образом, на владение картинами, личными вещами и архивом семьи
Рерихов. Все наследие Рерихов можно условно классифицировать по следующим
пунктам:
а) предметы, подаренные музею
Востока г-жой К. Кэмпбелл-Стиббе и хранящиеся в Государственном музее
Востока (в мемориальном Кабинете И. К. Рериха, в постоянной экспозиции
и в запаснике музея);
б) 282
живописных полотна кисти Н.К. и С. Н. Рерихов, составлявшие передвижную
выставку Рерихов, которая с 1974
года была показана во многих городах СССР, хранящиеся с
1984 года в ГМВ и частично
выставленные в постоянной экспозиции и Кабинете Рериха;
в) предметы, подаренные лично
С. Н. Рерихом Советскому фонду Рериха;
г) предметы, вывезенные г-жой
Л.В. Шапошниковой из Индии после кончины С. Н. Рериха.
Подарки, сделанные самим С. Н.
Рерихом СФР, вместе с предметами, вывезенными г-жой Л. В. Шапошниковой
из Индии после кончины г-на С. Н. Рериха, составили экспозицию общественного
музея Н. К. Рериха при Международном Центре Рериха. Однако в связи с
тем, что МЦР не является правопреемником СФР, подаренное С. Н. Рерихом
существует в МЦР на непонятных основаниях. Строго говоря, МЦР и г-жа
Шапошникова могут претендовать лишь на вещи, вывезенные г-жой Шапошниковой
из Индии тогда, когда г-н С. Н. Рерих умирал, а г-жа Шапошникова вместо
прощания занималась упаковкой.
Главный же камень преткновения
- картины с передвижной
выставки. В Москве эти картины находятся с 1974
г. и состояли, по распоряжению Министерства культуры, на учете ВПХО
им. Вучетича. В музее они хранятся, без всякого противоречия с желаниями
С. Н. Рериха, частично с 1980
г., частично с 1984
г. СФР организовался, как мы помним, в 1989
г. и уже по этой причине не являлся ни владельцем, ни временным хранителем
полотен. Поэтому особенно странно звучит утверждение о том, что ГМВ...
украл картины у МЦР. В мае 1989
г. (30.05.89
г.) Приказом Министерства культуры СССР состоялась официальная передача
картин из ВПХО им. Вучетича уже в музейное хранение.
Приказом № 633 от
13.09.99 г. Министра культуры
РФ г-ном В.Ф. Егоровым была подтверждена правомерность включения
282 картин Рерихов в состав
государственной части Музейного фонда Российской Федерации в
1993г., т.е. сразу после смерти г-на С.Н. Рериха. Какие-либо юридические
документы, в которых высказывалось бы нежелание г-на С.Н. Рериха при
жизни хранить наследие семьи Рерихов в ГМВ, отсутствуют.
Более того: последний приезд
С.Н. Рериха в Москву состоялся в ноябре 1989
г., т.е. спустя пять месяцев после передачи картин из ВПХО им. Вучетича
в ГМВ. 12
ноября 1989
г. С.Н. Рерих поздравил СФР с Днем рождения, а
20 ноября, через восемь
дней после этого, побывав в музейном мемориальном Кабинете, г-н С.Н.
Рерих выразил удовлетворение работой Кабинета и условиями хранения картин,
сказал, что полотна понемногу должны стекаться на хранение в музей.
Слова г-на С.Н. Рериха я уже цитировала.
То, что МНР не является правопреемником
СФР и, соответственно, не имеет права владеть собственностью скончавшегося
фонда, подтверждено юридически. Об этом гласит распоряжение Министерства
юстиции РФ № 23/16-01 от 01.11.93
г., которым не подтверждается та часть Устава МЦР, где как раз говорится
о его правопреемстве СФР. СФР как бывшая советская организация перестала
существовать, и все ее имущество, согласно закону, стало собственностью
государства. А в документе г-на С.Н. Рериха относительно этих полотен
сказано, что они адресуются СФР, которого больше нет и правопреемником
которого МЦР не является.
Итак,
282, а не
288, как указывается в
публикациях и в документе под названием “Набат совести”, картины Рерихов
не могут быть переданы МЦР по следующим причинам, каждая из которых
в отдельности -самодостаточна:
1. МЦР
не является правопреемником СФР;
2. На
момент написания “дарственной” обязательным условием было поставлено
захоронение Н. К. Рериха и Е.И. Рерих в России, что не было выполнено
в течение нескольких лет. В настоящее время захоронение сделано в полном
противоречии с православным обрядом -
не на кладбище, а перед зданием МЦР -как
горестно шутят “на клумбе”.
3. С. Н.
Рерих хотел, чтобы наследием Рерихов распоряжались, помимо г-жи Шапошниковой,
еще г-да Р. Б. Рыбаков и С. Ю. Житенев, при этом г-н Р. Б. Рыбаков отказался
от сотрудничества с г-жой Шапошниковой, как и С.Ю. Житенев. Как писал
в своем заявлении об уходе из правления Р.Б. Рыбаков “по нравственным
причинам”.
4. Г-н
С. Н. Рерих хотел также, чтобы для распоряжения наследием в СФР было
создано правление из 5
человек, в которое обязательно должны были войти его доверенные лица
Р. Б. Рыбаков и С. Ю. Житенев, что также не было выполнено. Далее. Лично
у меня есть существенные основания предполагать, что так называемая
“дарственная” СФР была написана г-ном С. Н. Рерихом в результате психологического
давления, оказанного на него со стороны г-жи Л. В. Шапошниковой. Чуть
позже я поясню сказанное. Ведь в свой последний приезд он так и не смог
проконсультироваться с человеком, который первым в СССР получил
- для Государственного
музея Востока -рериховскую
коллекцию в 1974 - 1977
гг., т.е. с г-ном Г. П. Поповым. Напомню, что “дарственная” была написана
через некоторое время после последнего визита г-на С. Н. Рериха в Москву,
а именно тогда, когда г-жа Л. В. Шапошникова приехала в Бангалор и рассказала
г-ну С. Н. Рериху, что картины в ГМВ не экспонируются, мемориальный
Кабинет закрыт, что ГМВ профанирует философию Рерихов, а это являлось
ложью.
Именно потому, что МЦР не является
правопреемником СФР, ГМВ после смерти г-на С. Н. Рериха и поставил полотна,
бывшие в музее на временном хранении, на постоянный учет, поскольку
со смертью владельца они оказались бесхозными.
Между прочим, г-жа Шапошникова
делала все возможное, чтобы г-н С.Н.Рерих не попал в свой последний
приезд в музей Востока -
он настоял на своем визите в музей через две недели после приезда в
Москву. Эти слишком явные усилия и дают мне право подозревать, что г-н
С.Н.Рерих принял свое решение о передаче наследия СФР не вполне добровольно.
Его поселили на правительственной даче на Воробьевых горах, попасть
к нему
можно было лишь по пропуску, выписанному г-жой Л.В.Шапошниковой. Когда
его навестила с официальным визитом группа из Министерства культуры
во главе с г-ном Н.Губенко, Святослав Николаевич обратился к г-ну Г.П.Попову,
тогда начальнику управления ИЗО -
тому самому Г.П.Попову, который в 70-е годы был директором ГМВ и привез
в музей дар г-жи К.Кэмпбелл-Стиббе. “Мне необходимо с вами поговорить,
только не в этой суете”, -
сказал Святослав Николаевич. “Где? Когда?” -
спросил Генрих Павлович. -
“Завтра, и если можно -утром,
в одиннадцать часов”. Приехав “завтра”, на встречу с г-ном С.Н. Рерихом,
г-н Г.П. Попов выяснил, что в пропуске (который выписывала только Шапошникова)
ему отказано. Встреча не состоялась.
Мы не знаем, что именно было
сказано г-ну С. Н. Рериху относительно причины этой “невстречи”. Однако
вполне вероятно, что было сказано нечто нелицеприятное
- иначе почему г-н С. Н.
Рерих не выказал в дальнейшем, при возможности, свое удивление?
Телефон г-на С. Н. Рериха держался
в тайне, и лишь случайно номер узнала Генриетта Михайловна Беляева,
друг и постоянная переводчица Рерихов и г-жи К. Кэмпбелл-Стиббе. Трубку
взяла г-жа Мэри Джойс Пунача -
это была вторая счастливая случайность, ведь телефон охраняли доверенные
люди г-жи Шапошниковой. “Как, вы в Москве? -
удивлению г-жи Мэри Джойс Пунача не было предела.
- Мы просили в телеграмме,
чтобы нашей сопровождающей были именно вы, но нам ответили, что вы вышли
замуж и уехали навсегда из Москвы”. Настал черед удивляться г-же Г.
М. Беляевой —
ведь все это было чистой выдумкой.
Но Святослав Николаевич Рерих
все же настоял тогда, в ноябре 1989
г., в свой последний визит в Москву, в Россию, на встрече в мемориальном
Кабинете Н. К. Рериха в музее Востока.
Наш рассказ вернулся к началу
- к тому самому ноябрю
1989 г., когда образовался
СФР и обозначился конфликт между ним и музеем Востока, а г-н С.Н.Рерих
поздравил СФР с образованием и выразил пожелание, чтобы семейные ценности
понемногу собирались в музее Востока. В конфликт оказались втянуты и
Президенты России, сначала г-н Б.Н.Ельцин, а затем и г-н В.В.Путин,
и Председатель Правительства РФ, и мэр Москвы, и многие другие официальные
и частные лица -
те, кому просто дорого наследие Рерихов. Вдохновителем конфликта была
и остается поныне г-жа Л.В.Шапошникова.
Перед г-ном С.Н. Рерихом за
нее ручался г-н Р.Б. Рыбаков -
давний друг Святослава Николаевича, директор Института Востоковедения
РАН. Зная организационные способности г-жи Л. В. Шапошниковой (в них
и у нас нет никакого сомнения: чтобы инспирировать такую масштабную
травлю музея Востока, нужно иметь массу энергии!), которая, к тому же,
ушла на пенсию и могла посвятить созданию музея Н. К. Рериха все свое
время, г-н Р. Б. Рыбаков настоял на ее кандидатуре перед г-ном С. Н.
Рерихом (который, по рассказу самого Ростислава Борисовича, очень в
этом сомневался). Потом ему пришлось просить за это прощения... А когда
г-жа Шапошникова вывозила -
еще при жизни, заметим, Святослава Николаевича,
- из Индии архив и картины
Рерихов, Святослав Николаевич сказал: видел во сне своего отца голым...
Все то, о чем я пишу, имеет под
собой документальную основу: здесь нет ни одного слова, за которым не
стоял бы документ или свидетельство очевидцев. Нет в живых ни г-на С.Н.Рериха,
ни его вдовы, умерла и г-жа К.
Кэмпбелл-Стиббе, но живы и готовы рассказать правду другие участники
событий.
А правда состоит в том, что наследие
Рерихов должно, по желанию самих художников, принадлежать русскому народу.
Народу -
а не “общественной организации”, которая по статусу вольна распоряжаться
своим имуществом как ей угодно, т.е. дарить и продавать его. Естественной
формой знакомства всех, кто интересуется наследием Рерихов, с их творчеством,
является государственный музей. В руках г-жи Л. В. Шапошниковой наследие
Рерихов служит не их глубоко человечной идее -
“Мир через культуру”, а чисто сектантскому пониманию рериховского мировоззрения.
Правда также и в том, что наследие
Рерихов, будучи не государственной, а общественной собственностью, действительно
подвергнется реальной опасности. И если чей-то “набат совести” и гудит
по поводу того, что оно-де в опасности от того, что хранится в государственном
музее, -
то это уже не набат, а, по выражению Козьмы Пруткова,
- фонтан. Фонтаны же рекомендуется
хоть иногда закрывать. Надо же давать отдохнуть и фонтанам.
С уважением, В.
Калмыкова