Л.П.Дмитриева "Посланник Утренней звезды Христос и Его Учение в свете Учения Шамбалы. Книга IY. стр.22-62
(главы публикуются с разрешения автора)
Противоположности - пары противоположений - и противоречия. Есть ли разница?
Если сознание не знает вмещения, оно спросит:
"Откуда у Иисуса Христа такой "противоречивый" метод изложения
сокровенных истин?"
Когда-нибудь, без сожаления отбросив свое малое я в сторону, мы сможем выйти за пределы себя и с вершины внешнего мира заглянуть в мир внутренний, сокровенный - в Себя. И лишь взглянув внутрь своего микромира и в его высь, мы мгновенно поймем, почему ни один Учитель не может передать даже самыми прекрасными и возвышенными словами величие, красоту и беспредельные возможности освобожденного духа...
Но пока нам предстоит суровая битва за свободу нашего духа, за его свободу oт притяжения Земли. В такой битве утверждается вечная Истина. Но такая тяжелая и длительная битва человека за свое самоусовершенствование идет в одиночестве, и победа, как указывают Знаки Христа, добывается только собственными силами, своим (а не чужим) умом, своей (а не чужой) волей рукой и ногой человеческой.
В одном из писем Елены Петровны Блаватской есть такие слова:
"Не делай с другими того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали с тобой", - говорили Конфуций, Будда, Кришна.
"Я люблю своего ближнего как самого себя, и Бога превыше всего в мире ", - также повторяли они.
"Если слепой ведет слепого, не оба ли упадут в яму ", - написано в Пракхье, Айтарейе Брахмане и Риг-Ведах. Сегодня уже доказано, что эти книги были написаны по крайней мере за 2000 лет до рождения Христа, согласно данным Макса Мюллера и доктора Хауге, одного из самых эрудированных санскритологов нашего времени.
У Христа нет ни одного высказывания, которое нельзя было найти в "Ведах "и "Махабхарате Кришны".
Недалеко то время, когда первым уроком в начальной школе будет урок о преемственности всех Учений, о преемственности Учителей, которые несли людям одну и ту же Истину. А потом они узнают подробнее, сколь универсален язык Великих Учителей человечества, на каком бы наречии и в какие бы отдаленные времена они не говорили бы с человечеством. И с этого осознания начнется движение ума вновь воплощенного человека от всего внешнего к внутреннему - с самого детства начнется движение ума внутрь, к сердцу.
Для чего это нужно?
Это необходимо для улучшения жизни и улучшения принципиального, когда не внешнее будет главным, а, как учили все Учителя, именно внутреннее будет определять меру нашего счастья или несчастья. Именно внутреннее состояние будет определять степень нашей духовности или бездуховности, а значит смерти или бессмертия.
Ответ, как видим, величествен, но одновременно в своей простоте доступен для понимания каждого человека.
Именно в сознательном (это все же подчеркнем) coтрудничестве двух совершенно различных методов познания Истины - сотрудничестве ума и сердца (т. с. рассудка и интуиции,1) как свойства души) - и скрыта тайна одухотворения ума. А потому, когда нам говорят о необходимости и вмещать, нас призывают одухотворить мышление настолько, что понимание начнет происходить на духовном уровне - и понимание в духе, и помощь в духе. Осознанное отверженце себя - это ускоренное преображение.2)
Для правильного понимания формул Великих Учителей от учеников всегда требовалось особое качество сознания, которое называется вмещением. И это требование будет неизменным во все грядущие века.
Что такое вмещение?
Это состояние сознания, когда Жизнь, великая многоликая Жизнь или Бытие воспринимается в единстве всех ее вещей и, прежде всего, в единстве ее Двуначальной основы - неразрывности пар противоположений, из которых она состоит. Два Начала - две стороны одной медали. Человеческий дух-душа-разум, это триединое духовное ядро (Индивидуальность), стремится познать мир на противоположном полюсе Духовных Миров - в Мирах Материи, которое есть то, что мы называем Бытие. В отличие от Духа Материя двойственна. А потому все, что составляет Бытие также двойственно.
Мы здесь не открываем ничего нового, говоря о парах противоположений жизни. Сама жизнь на каждом шагу, в каждое мгновение указывает нам на эту тайну, на эту явь - на это чудо, которое есть и одновременно не есть, которое одновременно реальность, как реальна жизнь и одновременно не что иное, как иллюзия.
Современная диалектическая наука нам может очень подробно рассказать, что такое противоположности - пары противоположений - каковы законы их взаимодействия, как они борются друг с другом и что из этого получается, хотя на самом деле эти антагонисты являются единым естеством, единым целым. Но мы
1) Это то, что древние мудрецы и пророки называли бы "Божьей премудростью". В шестой книге у нас будет возможность вспомнить замечательное и очень не простое изрение из ветхозаветной киги, где собраны притчи Великого Посвященного царя Соломона: "Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания ".
2)Даже в обычной учебе каждый знает, что намного больше толку от знаний именно осмысленных, чем от механического запоминания, от зубрежки.
немного отойдем в сторону от диалектического материализма, потому что у нас сейчас другая задача.
Побудем задерживаться и на том, что по поводу пар противоположений думает религия (в частности христианская), по той причине, что автор не богослов, и теологические науки, преподаваемые в семинариях, ей незнакомы. Но, конечно же, сказать необходимо, что в любой религии употребляются термины, означающие пары противоположений: Бог и дьявол, Свет и тьма, Добро и зло, добродетель и грех, благословение и проклятие, рай и ад, "сей мир" и ''не сей мир", земля и Небеса, сокровища земные и небесные и т. д.
Вмещающее сознание не отрицает "да" и не утверждает "нет'". Оно признает и то, и другое, но не отдает предпочтения ни одному, ни другому. Оно вмещает в себя "да" и "нет", не давая права одному властвовать над другим. Оно смотрит на две совершенно различные вещи Бытия (например, на "да" и "нет"), образно говоря, одновременно левым глазом и правым, которые разные, но находятся в одной голове. Оно анализирует их левым полушарием мозга и правым.
Именно такой биполярный, одновременно-единый взгляд на мир двумя глазами дает не однобокую и не плоскую картину, а двуединую, объемную, стереоскопическую.
Вмещающее сознание, образно говоря, работает одновременно и левой рукой, и правой. Но эти разные руки принадлежат одному человеку и, чтобы ни делали, они производят одну работу.
Но что здесь обязательно надо иметь в виду?
Что понятие "противоположности" надо применять осторожно. Например, в данном случае с руками нужно иметь ввиду, что противоположность рук... ноги! Их, конечно же, можно назвать противоположностями. А вот парой противоположностей - нельзя! Потому нам предложено то, что является парой именовать парами противоположении.
Левая и правая рука не случайно именуются одной парой рук. Это именно пара, две противоположные (в смысле симметричного расположения на теле) части одного человека, предназначенные вовсе не для ходьбы, как ноги, а для работы - это единый инструмент для материализации мысли с помощью мышечных усилий на плане физической природы. Фактически это - единое в двух аспектах, это - зеркальное отражение двух частей.
И левая рука, и правая имеют по 5 пальцев. Но это число не является символом совершенства. До совершенства каждой из частей очень далеко! Не хватает ровно... половины!! Но это несовершенство, эта однобокость, это полу-ложь, полу-правда (а именно таков Мир Бытия) исчезает, когда исчезает... каждая часть из пары. Исчезают они в... третьем состоянии в слиянии, в сцеплении, в проникновении друг в друга и растворении друг в друге. Это растворение создает синтез, образует третье качество - единство. В данном случае единство сцепленной правой и левой руки мы видим в мощном "замке", который уже не 5, а 10 - число, являющееся символом не просто единства, но именно совершенства. Такое состояние неизвестно и недостижимо для любой из двух противоположных частей пары! И в этом причина неудовлетворенности жизнью и страдания каждой отдельной части.
Но наши руки с пятью пальцами это, так сказать, наглядное натуральное пособие, которое мы рассмотрели, к тому же, только в философско-числовом аспекте. Однако то же самое можно сказать о любой паре противоположений: о холодном и горячем; о начале и конце; о приливе и отливе; о вздохе и выдохе; о прошлом и будущем; о жизни и смерти; о любви и ненависти, о грусти и радости и всех других неисчислимых парах противоположений жизни.
Вмещение-это как бы единый источник Света в небесах, из которого вниз излучаются два луча. Они тем дальше расходятся, чем дальше уходят от источника. А дальше всего друг от друга они отдаляются на плане физической природы. Но если бы мы посмотрели на них с Земли, то увидели бы, что на высших планах - планах Духа, противоположных планам Материи пары противоположений исчезают как 2 и становятся 1 - одним целым, единым двуединым. И это единое двуединое - уже... 3, особое состояние сознания - синтез, вмещение.
Христос Своим Учением закладывал основы для создания новых сознаний, способных к вмещению пар противоположностей.
На взгляд профана, "противоречивые" изречения Христа, как и Будды, это ничто иное, как пробный камень для выявления именно таких сознаний. Такая проба всегда будет применяться для выявления способности человеческого сознания к синтезу восприятия мира.
Иисус Христос в этом методе преподавания сокровенных истин не был первым. За 600 лет до Христа этот метод применял Его великий предшественник Готама Будда. Именно буддийская традиция учит, что об одном и том же предмете или явлении может быть высказано два диаметрально противоположных мнения и может быть сделано два взаимоисключающих суждения.
Если человек не понимал, как такое может быть, он не был готов постигать сокровенные знания.
“...Вел(икий) Будда, избирая в ученики, прежде всего испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей, -писала Е. И. Рерих (04.06.37) - Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы не только бесполезно, но и вредно. Познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений ".
Все Великие Учителя во все века избирали учеников по одному и тому же принципу. Иначе не может быть и сейчас. И так будет всегда.
Сознание, способное вмещать, готово идти (или уже идет) по "Узкому пути". На этом пути необходимо состояние равновесия, когда человека уже ничто не перетянет ни влево, ни вправо. Такое сознание уже хорошо усвоило, что как только сделает крен, его немедленно затянет один из полюсов, чтобы спустя время с такой же силой отбросить на противоположный полюс, а затем - снова на противоположный. Такой шторм, если выпустить руль, может длиться бесконечно.
Сознание, отягченное земными огнями, говорят Великие Гималайские Учителя, не способно вместить мир в единстве пар противоположений. Поэтому такое сознание не способно выбрать заповеданную всеми Великими Учителями 'золотую середину' или путь равновесия. Но разве мы не знаем, что даже корабль быстрее движется, если он в равновесии, а не кренится то на один борт, то на другой?!.
Однако вмещению нельзя обучить!
Подобное качество сознании приобретается в течение многих жизней. Оно приобретается только в жизни и только с помощью собственных психических, умственных и духовных усилий, которые человек сознательно и ритмично направляет на преобразование собственной низшей природы. В этом случае человек превращает низшее в высшее. И это называется духовным преображением.
Но медленнее, чем сознание, говорит Учитель, в мире ничто не растёт. Поэтому если бы у человека была одна жизнь, он ничего не смог бы достичь. Тем более трудно было бы достичь вмещения человеку Темного Века. Даже своим избранным ученикам Христос иногда говорит, что они не всё еще могут вмещать.
Если в сознании нет вмещения, ум все же легко поймет, что единая палка - это предмет о двух концах, а левая рука человека и правая - это элементы его единого тела. Если в сознании нет вмещения, оно все равно способно понять, что левое может быть правым, большое - малым и наоборот, а горячее - холодным и наоборот. Все подобные пары физических противоположений вполне постижимы в своем единстве для физического ума.
Но это еще не вмещение.
Как только противоположения коснуться психического, умственного и духовною, так малое сознание - земное сознание - встает на дыбы или поникает под непосильной задачей. С ним случается примерно то же, что и с роботом из одного кинофильма. Когда человекоподобную машину по имени Роберт однажды спросили: “Как пахнет сено?", - биоробот попытался понять, что это такое. Он перерыл все словари, но так и не понял, как пахнет сено, а потому перегорел!
Сознание, еще не умеющее вмещать, пытаясь изучать Книгу Золотых Правил, не сможет понять, чего от него хотят, когда говорят: "Убей в себе честолюбие'" и одновременно "'Трудись, как трудятся честолюбцы ". Оно отдаст предпочтение чему-то одному. Или будет пытаться делать то одно, то совершенно противоположное.
Не вмещающее сознание не поймет Христа, сказавшего: "Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня... " и "неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" Если такого человека попросить объяснить этот парадокс, он скажет: "Это под силу только Богу. Это выше понимания человека". И будет прав, если добавит: "... человека, неспособного вместить пары противоположений".
Узкое сознание будет любить себя, когда прочтет завет Христа: "возлюби ближнего твоего, как самого себя ". Но не поймет, как же при этом можно отвергнуть себя и соблюсти завет?
В Гранях Агни Йоги (II; 546) Учитель признаёт, что
"...действительно, трудно радоваться, когда горе; чувствовать лёгкость при перегружении; видеть Свет, когда тьма наступает; или жизнь утверждать перед лицом смерти ".
Очень и очень непросто человеку принять как жизненную, величественную и благотворную и такую формулу Великих Учителей - "Чем хуже, тем лучше".
Каждый человек хорошо знает, что чем хуже, тем не может быть лучше, хотя бы потому, что хуже – тем труднее. Но каждый взрослый знает также, что почти всегда (а точнее, всегда!), когда наши силы, казалось бы, на пределе, мы в своих отчаянных поисках выхода из труднейшей ситуации неожиданно находим... выход, причем, наилучший. А затем, оборачиваясь на оставшиеся позади трудности... благодарим эту трудную ситуацию, потому что чувствуем: благодаря ей мы стали сильнее духом и мудрее.
Поэтому людям вдумчивым не так уж и трудно будет признать справедливыми и оптимистичными формулы Агни Йоги: "Пусть припомнит человек, сколько опасностей он миновал, когда стремился вперед всем сердцем. Сколько запертых врат оказались лишь легкой завесой; "Благословенны препятствия, вами мы растем "; "Никакие уверения не создадут мужества, никакие похвалы не утвердят подвига. Никакие приготовления не могут быть ручательством за успех. Мужество испытывается на нежданных препятствиях "; "Самые прекрасные цветы растут у самых трудных дорог"; "Кали Юга для сильного духа есть самый скорый путь "и многие, многие другие такого же плана.
Сознание, способное к вмещению, знает, о чем идёт речь. Каждый восходящий дух радуется трудностям и препятствиям.
После очередной победы ему даже станет скучно жить, если снизится напряженность пути. По малое сознание, конечно же, не учует, не поймет, не примет. И втолковывать ему, дело не только бесполезное, но и... опасное: попробуйте согнуть обычную школьную деревянную линейку, она сломается.
А уж о том, насколько опасно метать драгоценный жемчуг перед свиньями - светогасителями, отрицателями, скептиками, кощунниками предупреждал еще Христос. Сокровенное знание при этом будет втоптано и грязь, а на его носителя будет яростное нападение, которое завершится растерзанием.
"О, несмысленные и медлительные сердцем...".
О противоположениях и противоречиях.
____________Продолжение предыдущего.____________
Спросим себя: различаем ли мы понятие "противоположения" ('пары противоположении", "противоположности жизни") и понятие ''противоречие”. Не смешиваем ли?
Смешивать эти понятия нельзя. Это совершенно противоположные вещи, - они антиподы. Присмотримся к ним.
В окружающей природе не бывает противоречий, они рождаются в уме несовершенною человека.
В природе мы не встретим ни противоречивого растения, ни животного, которое было бы наполнено противоречиями. Как сказал поэт Н. Некрасов: "нет безобразья а природе... ". Это означает, что всё в природе гармонично, равновесно, одинаково ценно, все крепко взаимосвязано, все взаимодействует и живет друг для друга, для общей цели эволюции - совершенствования.
В полярной природе царит гармония, пока в неё грубо не вмешивается несовершенный ум человека, делающий его самонадеянным эгоистом и неосторожным исследователем. В гармоничной природе даже волк не может внушать страх. В гармоничной природе волк не может быть назван жестоким хищником, потому что это селекционер, а по совместительству еще и главный санитар своего региона. Это человек, убив своего брата себе подобного человека, - а затем и прародителя волка, и другого зверя, принес в природу чувство страха и породил род хищников. На высших планетах нет хищников, только потому, что человеку там не знакомо чувство жестокости.
Положение, при котором один поступок противоречит другому (не совместимому с первым) или ситуация, когда одно высказывание исключает другое и т. п., свойственно только людям, в характере которых есть противоречивость.1)
Мы видим, что противоречия яростно враждуют и борются друг с другом. Но также знаем, что борются друг с другом и пары противоположностей.
Но противоречия не просто борются, они отрицают друг друга - уничтожают.
1) Мне кажется, если мы воспользуемся классическим предложением - "казнить нельзя помиловать" (без каких-либо знаков препинания), то будем иметь пример противоречивости. Можно также вспомнить и парадоксальное: "Уходи, беги ко мне!"
Каждый может припомнить, когда нас одолевали противоречивые чувства: допустим, очень хочется навестить больного друга, живущею на другом конце города, и одновременно очень не хочется выходить из дома в непогоду.
Пожалуй, нет ни одного романа, где бы мы не нашли указание на противоречивость, как на безусловно негативное качество. "Благоговея перед своим учителем, - пишет критик Писарев в рецензии на тургеневский роман "Отцы и дети", - Аркадий с наслаждением отрицает авторитеты; он делает это с чужого голоса, не замечая таким образом внутреннего противоречия в своем поведении".
В одном из фильмов был показан герой, который, любя свою жену, тем не менее много лет изменял ей с другой женщиной, которую тоже любил, - банальная история в нашем противоречивом обществе. Закончилась она тем, что, раздираемый противоречиями мужчина так и не смог определиться, с кем же ему, в конце концов, следует остаться - он хотел сохранить обеих. Разумеется, при этом он думал лишь о себе, своем удобстве. Узел разрубили женщины. Любовница, уже потерявшая надежду иметь семью и детей, и однажды решившая провести встречу Нового Года не как обычно, в одиночестве, а в клубе, встретила там доброго и сильного человека, в котором почувствовала близкую душу. Конечно же, она вскоре ответила "да" на его предложение стать женой.
А жена, узнав о неверности мужа и о его многолетнем лицемерии, подала на развод.
Пары противоположений, несмотря на свою полярность, не могли бы уничтожить друг друга, даже если бы этого и захотели. Ведь они по самой природе своей единое. Мы это очень легко поймем, если попробуем убрать один из берегов одной реки.
Пары противоположностей при сближении постепенно теряют свои качества и становятся но отношению друг к другу все более миролюбивыми и дружелюбными (потому что все более удаляются от своих полюсов, где их качества, противоположные своей паре, особенно остро проявлены).
У противоречий все наоборот. При сближении они враждебно напрягаются. (При сближении их энергия концентрируется, как на полюсах. Но у противоречий полюса как бы не на противоположных концах, а в точке их максимального сближения.) А потому при сближении противоречия становятся агрессивнее и собирают свою энергию в максимуме, чтобы нанести своему противнику смертельный удар.
Противоречия уничтожают друг друга. А вместе с собой они, конечно же, уничтожат и человека, потому что этот взрыв происходит не вне, а внутри его.
Противоречия перетягивают сознание то на одну сторону, то на другую. Если противоречивость становится частью характера и с ней не борются, то в любой cитуации сознание будет раскачиваться наподобие маятника часов. Это непостоянство затрудняет жизнь как самого человека, так и всех, кто рядом с ним. Каждый знает, как трудно жить, дружить, работать рядом с противоречивым человеком: только что он сказал твердое "да", а через час вдруг говорит категоричное "нет", но назавтра снова меняет решение и категорично произносит "да"! Но когда это "да" уже не вернуть обратно, мы убеждаемся, что человек горько сожалеет, что произнес его и, конечно же, предпочел бы "нет". Однако проходит время, и он соглашается, что "да" было правильным решением.
Человек, раздираемый противоречиями, трудный человек. Он страдает от самого себя, страдают и все его близкие, и друзья. В его поступках трудно разбираться, никогда не знаешь, что можно ждать oт такого человека, на него нельзя положиться. Если человек вовремя не поймет, в какую опасную воронку вовлекается его сознание и не станет сурово бороться со своим недостатком, его сознание постепенно начнет сужаться.
Если же противоречия укоренятся, они в конце концов, как было сказано, уничтожат друг друга. Противоречивое сознание неустойчиво, оно может взорвать самое себя и таким образом разрушиться.
Когда мы размышляем над словами Христа "если дом разделится сам в себе, не может у стоять дом тот", то вполне можем отнести их к опасности противоречий. Проникая в сознание вместе с другими энергиями низшей природы, они разрушают его, и приводят человека к деградации.
Учитывая равноправие Начал, вполне можно сказать, что противоположности это 2 - как сумма 1 и 1. А противоречия это +1 и -1. Из математики мы знаем, что происходит в последнем случае - взаимное уничтожение.
Если бы жизнь состояла из противоречий, она не просуществовала бы и одного дня. Но жизнь, состоящая из пар противоположностей, бесконечна в своем развитии, в беспредельном развертывании и усовершенствовании.
Ни в одном Учении Великих Учителей (в какую бы эпоху эти Учения не появлялись), мы никогда не отыщем противоречий. Последние могут быть занесены в наше сознание только нами или теми, кому мы позволили овладеть своим сознанием.
Будем знать: противоречия - от тьмы.
Под Солнцем нет не только ничего нового, но и ничего постоянного, а значит, истинного.
Развитие представлений о свойствах пар противоположностей
Ум, который мы помещаем в мозг, это вовсе не источник мыслезарождения.
Те Великие Души, которые знают космические законы лучше, чем законодатели старого мира ими же данные законы, утверждают, что никто не ведает, где находится источник зарождения мыслей.
Пространственная мысль ударяет в сознание. Но для того чтобы осознать ее и мы могли бы сказать, что в нашей голове родилась такая-то мысль - необходимо, чтобы начался процесс мышления.
А это уже мозговые процессы - физико-химической природы. У кого они быстрее, у кого медленнее, но у всех нас эти процессы пока недостаточны. Мало того. У кого-то в результате мышления получается прекрасный продукт - высококачественная, прекрасная, созидательная мысль. А у кого-то - этот продукт невзрачный на вид и по качеству плохой. А у иных мыслителей получается просто - брак. (А разве из одной и той же муки не выпекают массу изделий самого разного вида, вкуса и качества? Разве нельзя испечь и нечто такое, что и проглотить не сможешь? И разве нельзя превратить в уголья даже самый дорогой пирог?!)
Мир Материи - это Мир Бытия, само Бытие. И оно, в отличие состояния противоположного, образованного Миром Духа, двойственно во всех своих проявлениях. Следовательно, повторимся, и разум, проявленный в Мире Бытия на всех своих ступенях развития (от животных, животно-человеческих, человеческих и даже Сверхчеловеческих) - тоже двойственный.
Движения человеческого ума на невысоких стадиях самосознания похожи на движение качелей.
Почему наш ум раскачивает?
Потому что несовершенный двойственный ум постоянно стремится к переменам: он хочет попробовать и сладкое, и горькое; хочет испытать себя то в одном качестве, то в другом. Он хочет посмотреть на жизнь в Мире Материи то одним глазом, то другим; oн хочет узнать, что такое черное и что такое белое; хочет знать, что будет, если он скажет "да" и если скажет "нет". Он хочет понять, почему бывает радостно и почему бывает больно и т. д. и т. д. Но он не способен долго задерживаться на какой-то одной из пар противоположностей жизни, - от однообразия он быстро устает и теряет всякий интерес к тому, что только что его занимало.
А раз так, то разве может такой постоянно раскачивающийся ум иметь абсолютно точные представления о вещах и явлениях жизни?
Эту колебательную активность физического ума-рассудка мы можем проверить, взглянув на известные всем психологам и многим из нас - так называемые двойные фигуры. Одну, наиболее популярную, я набросаю от руки, и мы скажем, что именно видим на рисунке?
…………..
Конечно, скорее всего, сразу мы увидим сосуд (вазу, кубок или чашу сложной конфигурации). Но, продолжая смотреть, тут же обнаруживаем, что это вовсе не ваза - не сосуд, а два профиля человеческого лица, как бы отраженные в зеркале. Однако через несколько секунд, мы снова видим сосуд. А потом - опять профили лиц. Потом - опять ваза.
Двойная фигура содержит в себе два силуэта. Но мозг, не умея видеть двуединое одновременно как единое, чтобы дать облегчение восприятию, должен видеть изображения попеременно, как бы то левым, то правым глазом.
Если мы продолжим смотреть, то очень быстро обнаружим, что смена наших впечатлений (ваза – лица - ваза - лица - ваза...) становится все быстрее и быстрее. Наконец, скорость возрастает настолько, что восприятие того, что перед глазами... снижается, и только что бывшая двойной фигура размывается, изображение становится неопределенным. И мы теперь можем сказать, что это... не ваза, и не лица, а какая-то "каша”.Так что же на рисунке? Ваза? Или же профили лиц? А может быть, перед нами то и другое... одновременно? Именно так. А может, не то и не другое? Пожалуй, это тоже так. Тогда, что же на самом деле перед нами?
Еще пример.
Посмотрим на страницу на обороте. Что мы видим? Конечно же, цветочки. Но только ли? Подобные "магические картинки" знакомы многим читателям - альбомы таких компьютерных композиций можно купить в книжных магазинах. Здесь же по моей просьбе мой незаменимый помощник (который, кроме верстки и обработки иллюстраций, делает и дизайн этих книг) сделал "магическую картинку" специально для нашей беседы. После небольшой тренировки зрения, мы увидим на ней большую выпуклую... Свастику. Но стоит отвлечься, как снова перед нами цветы...
Мы смотрели на нечто двойственное по самой своей природе. А все, что двойственно, не может нести истину, хотя, как видим каждая из видимостей реальна.
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя ". И "отвергнись от себя ".
Высказывания, которые вынесены в заголовок этой беседы, принадлежат Иисусу Христу, но мысль, в них заложенная, намного древнее самой Иудеи. Истина, изреченная Иисусом, Учителем из Галилеи, передавалась до Него практически всеми Учителями всем народам.
Также и форма изложения - на первый взгляд, казалось бы, такая противоречивая - также взята из метода Древних Учителей, обучавших своих учеников "золотому", срединному пути. По этому пути не пройти и шагу без вмещения сознанием пар противоположений.
В переводе на повседневный язык это означает, что надо не только понять умом, что такое единство двойственности, но необходимо в жизни каждого дня учиться видеть, воспринимать, строить, осмыслять жизнь в единстве ее двух полюсов.1) Это означает, что жить на Земле надо полной жизнью, но при этом не нужно погружаться в земное но самую макушку.
Чтобы пройти по дороге, по которой уже прошли Великие Учителя, прежде всего, необходимо понять: чтобы подняться oт жизни земной в духовные сферы, духу надо погрузиться в земную жизнь, в физическое тело. Но, погрузившись в плоть, дух не должен позволять плоти (будь то физическая, астральная или ментальная) двум полюсам бытия перетягивать его то на одну сторону, то на другую. Учителя говорят, что жизнь человека не должна превращаться в игру под названием "перетягивание каната".
1) Когда последователи Дзен-буддизма говорят, например, что "уголь не черный ", хотя каждому совершенно очевидно, что "уголь черный ", то эти дне противоположные реальности не совместить в сознании без его способности к вмещению.Но разве деревья, из которых в течение тысячелетий получается каменный уголь, были черными? А с другой стороны, можно взять белое полено и бросив его в костер, через некоторое время получить черный остаток от белого полена.
Великие Учителя нас учат жить в духе. И тем не менее ни один не учит, что надо отвергнуть жизнь в теле!
Если отвергнуть жизнь в теле (как к этому стремятся отшельники и затворники), значит произойдет отрыв духа от Земли, и это будет означать уход от жизни. (Но не нужно воспринимать это, как "уход из жизни", т. е. как "смерть".)
Но отшельники и затворники люди далеко не все развитые и изначально чистые. Их ум, сознание, душа должны развиваться. И им нигде, кроме физической Земли, не отыскать пищи, необходимой для их роста. Нельзя забывать, в чем смысл воплощения духа в земную плоть, в чем смысл человеческой жизни на Земле.
Отвергая жизнь в физическом теле, истязая плоть как материальное, дух таких людей тем самым не просто обедняет себя, он даже может остановиться в развитии. Самый великий отшельник, говорят Учителя, проклинающий красоту материи, так же бездуховен, как и ученый-материалист, отрицающий дух.
С другой стороны, если кто-то предпочитает жить только жизнью своих материальных тел, то мы уже знаем, что это будет живой мертвец, так как животная душа человека не может быть вечной. Это душа-прах, человек-прах.
Как видим: эволюция везде и во всем требует вмещения пар противоположностей.
Но малое сознание не понимает этого закона. Узкое сознание знает или "да", или "пет". Или: то - "да", то - "нет". А если уж "да", то оно уверено, что в нем нет "нет".
Это происходит оттого, что малое сознание не хочет понять, что на Земле и вообще в Мире Материи (в Мире Бытия) все относительно. Здесь не может существовать ни абсолютного "да", ни абсолютного "нет". Все зависит от угла зрения (oт нашей точки зрения), от уровня сознания, от того, что вошло в него и закрепилось в нем.
Каждая из пары противоположностей условна.
Каждый по себе знает, как не так уж редко даже наше собственное "да" превращается в "нет", и наоборот. Каждый знает также, что добро может оборачиваться злом и наоборот. (Потому-то и говорится, что добрыми намерениями дорога в ад выстлана.) Никому не надо доказывать, что человек ходит, попеременно перенося тело то на левую ногу, то на правую. Тело его остается в вертикальном положении, и мы говорим, что человек идет прямо. Но это не так, это только кажется, потому что на самом деле походка физического человека колеблющаяся.
Условности пронизывают всю нашу жизнь. Многие законы государства, традиции, народные обычаи, религиозные обряды и т. п. по самой своей природе условны, так как в их основании лежит именно относительность пар противоположностей.
Возьмем хотя бы обычай... снимать или не снимать мужской головной убор в общественных местах, где следует выражать торжественность, особое почитание и уважение. Восточного человека можно видеть в меховой шапке или тюрбане и за свадебным столом, и при подписании международного соглашения, и в мусульманской мечети, и в индуистском храме. Христианские церковные законы, наоборот, запрещают мужчинам входить в церковь в головном уборе. Никто также не увидит европейского дипломата или президента западной страны, в шляпе подписывающего международные документы или же сидящего в шляпе за обедом, данным в его честь. Западный человек почтительно снимает (или хотя бы приподымает) шляпу, даже издали завидев уважаемого человека и просто знакомого. Он может даже бросить шляпу или шапку оземь, подбросить ее в воздух, если его переполнят чувства. Западный человек снимает шляпу, входя к себе в дом и в дом любого человека.
Также на Западе запрещено входить в христианскую церковь босиком. (Даже если такая церковь в Эфиопии.) На Востоке же наоборот: при входе в мечеть, в индуистский храм или в другие священные помещения обязательно надо снять обувь. (Даже если это буддийский храм в Петербурге.)
Поэтому на вопрос, как правильно, а как не правильно, что такое хорошо, а что такое плохо, вовсе не всегда можно дать точный ответ. Да его по сути и не существует. В Мире Бытия то, что для одного плохо и вредно, для другого может быть хорошо и полезно; то, чего нельзя ни в коем случае делать в одном месте, можно в другом; то, что для иного народа является предметом веселого развлечения, для другого - может быть поводом для глубокой печали и боли и т.д.
Чтобы не прослыть нетерпимым фанатиком, узколобым упрямцем и просто человеком с неподвижным сознанием, необходимо воспитать способность сознания к вмещению пар противоположений. Эта способность везде необходима.
(Разумеется, одновременно нужно развивать и распознавание... несовместимости таких противоположностей, как, допустим, нерастворимого в воде масла и воды; воды и огня; невежества и знания; Света и тьмы. А то ведь ненароком, не обладая тонкостью распознавания, можно попытаться вместить в сознании, как единое, и Христа, и предавшего Его на смерть Иуду проводника Сатаны, который, предав Христа смерти, на самом деле... вынес именно себе смертный приговор. Так же можно будет утверждать, что Христос на кресте молился не только за тех, кто не ведал, что творит, но и за синедрионцев, сознательно вынесших смертный приговор невиновному, и за всех остальных сатанистов, против которых Иерархия Света еще со времен Антлантиды готовилась к невиданной битве.)
Именно на вмещении, распознавании, понимании относительности противоположностей (а они сопровождают нас на каждом шагу в самых разнообразных обличиях) и проникает в сознание свет Мудрости. Без этого света Высшею Мира духовною преображения не бывает.
Если сознание человека понимает лишь физические пары противоположений (левое и правое, как "сено" и "солому"), но не способно вмещать пары противоположении моральные, психические, умственные, оно не поймёт, чего от него хотят Великие Учителя, требуя исполнять их заветы. А коль человек не понимает, не осознает - значит, ему будет трудно применять заветы Мудрых в повседневной жизни. Если на этом будут настаивать (церковь, например), то непонимающий может и подчинится требованиям. (Особенно, если его постоянно будут держать в cтpaxe, напоминая о страшном наказании в котлах со смолой за грехи. Но ведь это очень похоже на дрессировку животных, которые выполняют то, что им приказывает дрессировщик, а иначе их уколят или ударят хлыстом.) Человечество научилось подгонять заветы Мудрых под себя даже завет всех “Не убей!” превратило в "Убей!"
Значительная часть человечества, в том числе и христианского, продемонстрировала именно малое сознание. Две тысячи лет христиане убивали друг друга миллионами, и до самого конца цикла предпочитали все же не отдавать свою рубашку ближнему, но снимать с него последнюю.
Мне очень нравится замечательная мысль индийского музыканта и всемирно известного исламского мистика (суфия) Инайат Хана, которая приведена здесь: "Если слова Христа правильно поняты, их уже достаточно, чтобы сделать из человека святого".
Но не вмещающее сознание находится на очень низкой ступени развития самосознания. Ему недоступны высокие этические концепции. Поэтому оно берет лишь буквальную - морализа-торскую - оболочку сокровенной мудрости Христа. Такое сознание по своей природе стремится ко всему внешнему, а потому оно скользит по поверхности сокровенных законов. Если ему и удается удержать свою руку, допустим, от убийства, оно будет уверено, что завет "Не убий” исполнен. Но то, что злобная мысль, направленная к убийству, уже... убила, а потому человек уже виновен в полной мере, этого такое сознание не хочет признать. А значит, не может и вместить единства тайного и явного, где именно тайное (внутренне) - главное, но не внешнее.
Если человек не осознаёт необходимость вмещения, он так и не будет способен понять глубину формул Христа, потому что эти формулы, чтобы быть "'правильно понятыми", требуют прежде именно вмещения - способности сознания понимать относительность любых стандартов. Иначе недалеко и до фанатизма!
Размышляя о необходимости вмещения, возьмем хотя бы формулу, которая у Иоанна (12:25) выражена так:
''Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную".
Та же мысль повторена у Матфея (10:39);" Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". (Выделено Л. Д.)
1) Сноска к стр 41. Шри Ауробиндо. Основы индийской культуры. "Адити", Санкт-Петербург, 1998 г. (стр. 94).
2) Сноска к стр 42. Из лекций X. Хана "Пророческая тенденция" и др. Впервые и русском переводе помещена в сб. лекций "Учение суфиев". Изд. "Сфера", Москва,1998 г.
Дальше у нас будет возможность рассмотреть эту формулу ближе. Здесь же мы обратим внимание лишь на форму изложения: при беглом взгляде первая часть изречения как бы противоречит другой, как бы отрицает ее.
Но это вовсе не так. Только малое сознание не поймет, как вообще что-либо можно сберечь, если... потерять.
Однобокое сознание растеряется, если на одной странице священной книги прочтет, что отца и мать надо почитать, а на другом, что их надо возненавидеть, иначе человек не сможет стать учеником Христа?!
Нагорная Проповедь Христа с точки зрения такого узкого сознания буквально наполнена "противоречиями"1):
У Матфея (5:17):
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить "
И тут же Христос, казалось бы, учит тому, что является не просто нарушением, но откровенным низверганием древних законов и заветов пророков.
"сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе... ".
"Вы слышали, что сказано (Моисеем, - ред.)'. око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому ".
"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших... ". (Матфей, 5:33,38,43.)
У Иоанна (12:47; 8:1б):
"Я пришел не судить мир... ". И здесь же: "если и сужу Я, то суд Мой истинен ".
1) Малое сознание это не только "несмысленое сердце ", которое не может вмещать. Такой человек может быть и неспособным к глубокому анализированию. (Вмещение - свойство не рассудка, а сердца.) Поэтому, когда мы узнаём, что верующим анализировать боговдохновенные книги... запрещено, можем сделать вывод об уровне сознания большинства. И в данном случае запрет - дело благое. Однако он распространяется и на людей широкомыслящих, с высоким уровнем сознания. Слепую веру предпочитают именно такие сознания.
А вот еще у Иоанна (17:1; 4-5):
"Отче! пришел час, прославь Сына Твоего... Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче".
И у него же в другом месте (8:50): "Яне ищу Моей славы".
У Марка (14:36):
"Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня... ".
А у Иоанна (18:11) - совершенно противоположное:
"неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?"
Ну, и конечно, общеизвестная формула: "возлюби ближнего твоего, как самого себя ". И "отвергнись от себя ".
Так что же все-таки надо нам делать, чтобы идти за Христом? Возлюбить себя? Или отвергнуть?
Что это? Откуда у Иисуса Христа такой "противоречивый" метод изложения сокровенных истин?
Но лишь малое сознание может говорить о "противоречивости" приведенных формул. Это особый метод изложения сокровенных законов. Он очень и очень древний. К тому же этот метод универсальный, а потому он применялся и будет применяться всеми Учителями человечества.
Чтобы понять, что приведенные изречения Иисуса ничего общего не имеют с противоречивостью, необходимо иметь сознание, совершенно свободное oт противоречий, но способное вмещать жизнь в ее единстве. Цель такой подачи сокровенного знания - проверка сознания ученики именно на... вмещение. Если вмещения не было, - ни один человек не мог бы рассчитывать стать учеником любого Учителя.
Мы уже вспоминали о Книге Золотых Правил, которую Посвященные знают наизусть, и несколько правил из которой по разрешению своего Учителя обнародовала Елена Петровна Блаватская в "Голосе Безмолвия".
Когда мы прочтем "Правила" и сравним их с методом изложения Христа, нам многое станет ясно. Здесь же сопоставим только две фразы, чтобы удостовериться, что Иисус Христос пользуется тем же методом, что и все Учителя Шамбалы.
Книга Золотых Правил: "Отдай свою жизнь, если хочешь жить".
Христос: "потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Еще несколько строк из Книги Золотых Правил. Сравните их по форме передачи мысли с приведенными в этой беседе формулами Христа. Они дадут нам представление об устойчивости такого "странного" способа изложения Учителями Основ Универсального Сокровенного Учения Шамбалы.
"Убей в себе честолюбие. Убей желание жить. Убей желание утех ".
И тут же: "'Трудись, как трудятся честолюбцы. Чти жизнь, как чтут ее те, которые желают жить. Будь счастлив, как счастливы те, которые живут для счастья ".
Вмещающее сознание воспринимает пары противоположений как единое - двуединое.
По это не обычное соединение элементов, наподобие сплава металлов или какой-нибудь смеси. Это уже него и не другое. Это некое третье состояние. Это синтез.
В мире физической материи два газа - водород и кислород - соединяясь, рождают в громе и пламени третье вещество, не похожее на них, но и тем не менее, в своем составе имеющее их обоих. Два газа рождают жидкость воду. Вода - синтез, это не водород и не кислород в прежнем состоянии, хотя это... и кислород, и водород.
Еще пример. Вот мы берем жидкое и твердое воду и зерно, из которого предварительно сделали муку. Смешиваем и печем блин. Блин это уже не твердое и не жидкое. И это уже не мука и вовсе не вода. Это нечто третье - синтез воды и муки, содержащий и то, и другое, - но одновременно не являющееся ни тем, ни другим.
Такие примеры доступны земному сознанию. Но вот среди физических наук появилась наука, которую не понять, если смотреть на нее, стоя на ногах. Чтобы просто принять ее, нужно стать с ног на голову. Наука эта - квантовая механика. Она, как никакая другая материалистическая, требует от сознания способности к вмещению противоположений. (Быть может, именно поэтому один из первопроходцев этой науки – Шрдингер - назвал квантовую механику "божественной наукой''.)
' 'Квантовая механика, - говорит академик М. Омельяновский, - отражает в точных понятиях движение атомных объектов, которое в одних условиях похоже на движение частиц, в других – на распространение волн, и которое одновременно коренным образом отличаются от них обоих".
Только сознание, способное к вмещению, могло открыть подобное явление Тонкою Мира. И только такое сознание может понимать, как один и тот же объект может быть одновременно частицей и волной и в то же время ни тем ни другим.
Левое-правое-левое-правое... — двуликая, двуединая жизнь.
__Расширение представления о парах противоположений жизни
Приступая к размышлениям над формулой Христа "Отвергнись от себя", мы, конечно же, не должны забывать, что Учитель Иисус из Hampeта произнес ее далеко не первым. Но это ни в коей мере не умаляет Его мудрости.
Это лишь подчеркивает чрезвычайно важную вещь, а именно - единство и преемственность всех духовных Учений человечества. Это единство терпеливо и настойчиво из века и век пытались донести до сознания народов все Великие Учителя, все основатели мировых религий. Нo человечество упорно не желало прозревать ни единый исток своих религий, ни единства своего собственного общечеловеческого организма. Оно упрямо показывало склонность сознания к... расчленению всего, в том числе и Единого Знания, и Единого Бога. Оно устойчиво принимало либо одну сторону жизни, либо другую. И никак не хотело признать, что будущее но требует именно вмещения сразу двух сторон без какого-либо преимущества одной стороны над другой.
Над должно стоять сознание человека. Со жгучим интересом и, тем не менее абсолютно бесстрастно, изучает он различные формы разделенного Единства в виде пар противоположений. Он познает различные проявления двуединой, двуначальной, двойственной, двоякой, двуликой жизни на очередной планете в бесконечной цени Двойственных Миров.
Пары противоположений жизни - это единое в двух аспектах, в двух качествах, в двух состояниях, это два полюса одного элемента. Это как палка о двух концах, которая просто не может быть с одним концом! (Точно так же не будет существовать ни одна вещь в Мире Бытия (Мире Материи), если в ней не будет двойственности.)
Вся жизнь состоит из пар противоположений: Бытие - Небытие, Эволюция - Инволюция, Дух -Материя, Свет - Тьма, Бог -Дьявол, рождение - смерть, начало - конец, знание - невежество, мир - война, мужчина - женщина, север - юг, пассивное - активное, день - ночь, плюс - минус, левое - правое, твердое - мягкое, вдох - выдох, прилив - отлив, любовь - ненависть, добро - зло, большое - малое, сверхсознательное - бессознательное, разум - безумие, революция - контрреволюция, микрокосмос- макрокосмос и т. д. - до бесконечности.
Мы знаем сызмальства, что несмотря на то, что при общении друг с другом не можем не говорить, однако, также знаем, что должны уметь и промолчать, когда нужно. Также не нужно доказывать, что полярность жизни проявляется даже в том, что мы рождаемся и умираем; а когда живем, то находимся и в состоянии движения, и в состоянии покоя; то мы смеемся, то плачем; то находим, то теряем и т. д.
Немного расширим представление о свойствах пар противоположений.
Мы хорошо понимаем, что пары противоположений едины. Стоит спросить даже у ребенка: может ли быть река только с левым берегом или только с правым? Он, конечно же, ответит, что такого не бывает. У любого человека вызовет недоумение, если его спросить, что важнее для человека вдох пли выдох, мать или отец, сон или бодрствование, работа или отдых? А что главнее для природы: твердое состояние вещества или мягкое, восток или запад, восход солнца или его закат, прилив или отлив?
Можем ли мы ответить, что лучше: свет или темнота? Конечно, темнота для нас менее приятна, особенно, если она непроглядная. Но разве без явления темно ты мы могли бы попять, что такое свет? И разве не зная, что такое волнение, смогли бы понять, что означает состояние спокойствия? Разве циклоп, имевший лишь один глаз, мог бы понять, что значит видеть двумя глазами - левым и правым одновременно?
Значит, мы понимаем, что противоположения существуют для выявления друг друга, для того чтобы человек смог понимать, что такое то или иное проявление, то или иное качество жизни. (Т. е. если он будет знать, что этот берег левый, а другой называется правый, он поймет, что это разные берега. Если человек потрогает холодное, он поймет, что такое его противоположность – горячее, как отсутствие холода и т. д.)
Мудрости двойственной и двуединой жизни учили издавна все Учителя Востока. Вот, к примеру, как ее преподносил ученикам основоположник даосизма Великий Учитель Лао-цзе.1)
"Когда все в Поднебесной узнали, что красота - это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро это добро, появилось и зло. Ибо бытие и небытие друг друга порождают, трудное и легкое друг друга создают, короткое и длинное друг другом измеряются, высокое и низкое друг к другу тянутся, звуки и голоса друг другу вторят, до и после друг за другом следуют. Вот почему мудрец действует недеянием и учит молчанием ".
"Полный сосуд трудней удержать в руках, чем пустой. Лезвие, заточенное слишком остро, служит недолго. Хоромы, полные золота и яшмы, никто не устережет. Похваляясь богатством и знатностью, накличешь на себя беду. Добившись успеха, следует отступить таков путь Неба ".
"Великое совершенство похоже на изъян, а в применении - безупречно. Великая полнота похожа на ущерб, а в применении - неисчерпаема. Великая прямота похожа на кривизну. Великое мастерство похоже на неумение. Великое красноречие похоже на косноязычие ".
"Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно у видеть путь Неба. Чем дальше уйдешь, тем меньше узнаешь ".
1) Основу древнекитайского учения, получившего название даосизм, составляют записи изречений Лао-цзе (VI век до Р. X.) "Даодэцзин” (“Книга Пути и Благодати"). Эта книга содержит всего 5 тысяч знаков, но, тем не менее, дает человеку, умеющему понимать эзотеризм, достаточное представление о сокровенных Основах Бытия - о "Пути Вселенной" (Дао) и проявлений этого идеального Дао в Мире Материи – в Дэ, мире многочисленных форм. (Дао - дословно означает "Путь". И это фактически то же, что в Индии называют ТО, или Брахман, а в Европе - Абсолют.) Великий Учитель Лао-цзе, воплощенный в Поднебесной (в Китае), жил в то же время, что и его великий соотечественник Конфуций; и то же время, что и Будда в Индии и Заратуштра (Зороастр) - в Иране (Персии). Лао-цзе, как и Конфуций, как и Будда, как и Заратуштра, затем, как и Христос, многие свои поучения строил на различном взаимодействии пар противоположений жизни.
Как мы почувствовали, вовсе не просты приведенные изречения Великого Учителя. И если сознание не обладает вмещением, то понимание будет похоже нa бег водомерки по водной глади озера, когда лапки насекомого едва касаются поверхности воды, не оставляя сколь-нибудь заметных следов.
Наблюдая пары противоположений, мы замечаем, что кроме того, что они существуют для выявления друг друга (причем, в самой большой степени, возможной для данного мира), каждая противоположность все же относительна. То ecть, пo сути каждая не является в чистом виде тем, что мы ей приписываем.
Вот мы плывем по реке: справа от нас правый берег, слева - левый. Но стоит нам повернуть обратно, как правый берег становится левым, а левый - правым. Также меняется и aгpeгaтнoe состояние одной и той же воды: стоит понизить температуру, и вода превращается в лед; стоит температуру повысить, - и тот же лед снова превратится в жидкую воду.
Именно потому, что пары противоположений относительны и способны переходить друг в друга, на Земле нет и не может быть определения абсолютного добра и зла. Ведь то, что для одного добро, для другого может быть и злом. Например, если любимая девушка ушла к другому парню, то она разбила сердце одному и принесла радость другому.
Один и тот же поступок девушки для одного парня стал злом, для другого добром. Мы видим вещи в зависимости от нашей точки зрения. Хорошими или плохими они представляются в зависимости оттого, какой полюс нас больше затягивает.
Но, как сказал один из поэтов Востока: "Господь, позволь мне не жить в мире, где камфара, хлопок и кость считаются одинаково белыми".
Рассматривая пары противоположений еще пристальнее, мы не можем не заметить, что каждая имеет не только бесчисленное количество оттенков-качеств (как, к примеру, прозрачно белый кристаллический порошок камфары, белый и мягко-пушистый хлопок и твердая, как камень кость). Каждая из пары противоположений способна переходить и свою противоположность. Значит ли это, что они... скрыты друг в друге?
Это так. Замечательный пример магнит. Если мы отколем кусочек металла от "'северного" полюса, то немедленно обнаружим, что из него выявился... "'южный'" полюс, словно специально для того, чтобы наглядно продемонстрировать, единство "севера" и "юга" (положительного и отрицательного, + (плюса) и - (минуса), верха и низа, притягивания и отталкивания).
Значит ли это, что и в добре может быть скрыто зло, и наоборот? Мы ответим "да", если вспомним поговорку о том, что добрыми намерениями может быть выстлана дорога в... ад! И разве материнская любовь и самоотверженность, неразумно направленные на единственное дитя, не может в ином случае сделать из него холодного эгоиста?
По поводу добра, скрытого в том, что мы воспринимаем, как зло, можно сказать, что, например, тяжелые испытания, выпадающие на долю многих людей, которые выносят тяготы жизни с достоинством, приносят их духу... силу, а потому являются добром. И разве не Учитель сказал, что не бывает духовного роста в передозированном благополучии (“в одури благополучия”)? Чем хуже, чем лучше - эта формула, которая очень многим совершенно не нравится, все же в числе самых действенных у жизни. Ее цель закалить дух человека, наподобие того, как кузнец делает закаленным меч, накаляя eго добела в огне, а затем окуная в ледяную воду, а между этими полюсами, отбивая молотом на наковальнe. Металлу, скорее всего, не очень приятна такая процедура, но каков после таких испытаний получается меч!
А по поводу зла - энергии, противоположной той, что мы называем добром, следует сказать следующее. Наличие этой низко вибрационной энергии в природе, которая прчиняет столько страданий человечеству Земли, вовсе не означает, что зло обязательно должно быть неотъемлемой частью жизни вообще и земного человека, в том числе и частью его характера, одной из его склонностей.
Это вовсе не означает, что человек, обладающий самосознанием и разумом, а следовательно, способный анализировать, уверен, что вначале он должен научиться сильно ненавидеть, чтобы затем пробудить в себе чувство сильной любви? Или наоборот? Неужели вначале необходимо украсть, чтобы затем познать, что такое честность? Неужели тот, кто говорит правду, не знает, что такое ложь, как... отсутствие правды? Неужели надо стать развращенным, чтобы затем попытаться отмыться и стать целомудренным? Неужели, чтобы познать, что такое свобода, надо вначале oтсидеть большой срок в тюрьме? Неужели же обязательно cтать палачом, чтобы знать, как чувствует себя жертва?1)
Энергия зла сама по себе (как одна из пары противоположений зло-добро) не более зла, чем всепожирающий горячий огонь (антипод холодного льда). Да, огонь при неумелом или неосторожном обращении или при буйстве огненной стихии может принести много страданий человеку: он может получить ожоги, может потерять и жизнь. Oгонь способен уничтожить все, что может горечь. Но это свойство огня - уничтожать живую природу, творения рук человеческих и причинять ожоги объективно существует в природе. Без этого свойства oгонь не будет oгнем. Но если человек не захочет обжигаться, то он, зная, что такое огонь, что такое горячо и больно, будет очень осторожен с огнем, даже лежа на пляже под солнцем. И имея разум, для того чтобы понимать это, не обязательно приобретать собственный опыт - достаточно у видеть солнечные ожоги на спине друга или увидеть пожар чужого дома. Также никто не будет винить и воду за то, что в ней утонул человек и его дети остались сиротами. И для того чтобы понять, что в воде можно утонуть, нам самим вовсе не обяза-
1) Однако при рассмотрении пар противоположений всегда требуется вмещение. Даже на то, что только что приведено (и на все бесчисленное подобное, что не названо), можно сказать одновременною категорическое "да" и такое же "нет", если мы будем помнить о законах Кармы. В той постановке вопроса, которая приведена, можно иногда рассуждать от противного. Помня о Карме, мы скажем, что человек, творящий зло, должен обязательно познать это же зло. Так, палач, к примеру, непременно должен стать жертвой, и в полной мере испытать все, что его жертва пережила. Но при этом вовсе не обязательно, чтобы его жертва стала его палачом. (Хотя и такое тоже случается. Но вообще-то для выполнения кармического наказания у Владык Кармы достаточно сущностей, которые предназначены именно для этой работы и действующих под их контролем.) Мы уже знаем, что только сильно страдая, человек, сотворивший зло, в будущей жизни, может быть, уже побоится причинять cтрадания другому. И в таком случае, говоря о парах противоположении, мы должны скачать: "Не хочешь стать жертвой, не будь палачом! Нe хочешь быть убитым - не убивай! Не хочешь быть обманутым - не лги!" Также и человек, осуждающий другого (допустим, coлгавшего или схитрившего и т. п.) и уверяющий, что он-то, мол, никогда не лжет и не хитрит, также когда-нибудь будет уличён во лжи и хитрости. Но не обязательно, что и его осудит тот, кого он осуждал. "Не судите, да не судимы будете”, - Христос, сказав эти слова, также требовал вмещения пар противоположений и знания законов Кармы и Перевоплощения.
тельно тонуть. Как сказал один из русских критиков: "Вовсе не обязательно быть курицей и снести яйцо, чтобы узнать вкус яичницы".
То есть, мы видим, что энергия, именуемая нами злом, может существовать сама по себе, а человек может жить так, чтобы зло его не коснулось. Все в его воле, в чистоте мышления. Ведь если наш сосед алкоголик, то это вовсе не значит, что и мы почувствуем в себе желание напиваться до белой горячки. Да и в семье такого человека может быть совершенный трезвенник. Другими словами, проявление любого вида зла может проникнуть в наше сознание, а может и не проникнуть, все зависит от того, что мы собою представляем, каковы будут наши желания и куда нам захочется ycтремить свою волю.
Зло, как тьма, существует само по себе как противоположные полюса своих антиподов. Но антиподы существуют только для тогo, чтобы выявить друг друга. Добро и Свет выявляют зло и тьму в человеческом сознании и в человеческом обществе. Но разве, когда наступает ночь и становится очень темно и нам страшно идти по темным улицам, мы негодуем на природное явление, противоположное дневному свету, и называем ночную тьму злом? Благодаря тому, что наступает ночь и cтановиться темно, наш ум может понять, что же такое день, что такое светло.
Узнаем о еще об одном свойстве противоположений. Помимо того, что они выявляют друг друга и отталкиваются друг от друга, т. е. борются друг с другом (как в одном и том же человеке его добро борется с его же злом), они также и... притягиваются друг к другу (как притягиваются друг к другу два противоположных полюса магнита).
Когда речь идет о человеке, то лишь в Мире проявленном человеческий Атом (или человеческая монада) проявляется в виде Двух противоположных Начал в облике мужчины и женщины. Нo, будем знать, что разделяется не единое ядро на две половинки, а лишь его излучение, которое и является тем, что называется двуполым человечеством.
На плане непроявленном - в Мире Духа - человек (человеческая душа) это единое двуединое-двуначальное. Именно на это и указал Христос, когда сказал, что в Царстве Небесном не женятся и не выходят замуж. Это Царство наступает, сказал Христос, когда уже нет ни мужского, ни женского т. е. мужское и женское становятся единым. Мы получаем знание, что в Царстве Духа нет пар противоположений.
Но в Царстве Материи без пар противоположении и их притяжения друг к другу не было бы ни одной вещи. Мир никогда не проявился бы без Двух начал, он рассыпался бы без их вечного притяжения друг к другу.
Каждый из нас – это 1/2 излучения ядра индивидуального Атома нашей индивидуальной двуединой монады. У каждого из нас есть своя противоположная пара, своя половинка. Но у двух половинок сердцe – одно на двоих. Много воды утечет, много страданий предстоит пережить тому сердцу, пока две половинки найдут друг друга в жизни и воссоединятся в едином сердце.
А найти и узнать друг друга двум человеческим половинкам нужно на Земле в самом тяжелом из Миров. Очень и очень немногим это пока удалось. Именно в этом мире Мужское и Женское Начало наиболее удалены друг oт друга, наиболее антагонистичны, а потому мужчина и женщина говорят, как правило, на "разных языках", оттого зачастую и не понимают друг друга. И тем не менее не надо доказывать, насколько сильно их притяжение друг к дpyгy.l)
Пока пары противоположений не осознают и не ощутят свое единство, они будут отталкиваться, а значит, враждовать.
Мир Земли демонстрирует настолько яростную борьбу противоположных Начал Единой Жизни, что мужская и женская половники, даже наконец-то встретившись, даже узнав друг друга, всё же и тут умудряются причинить друг другу боль.
Как известно, супружеская чета Рерихов была идеальной. Супруги были разными по характеру, но в этом счастливом случае противоположения не враждовали, наоборот, дополняли друг друга, обогащали, создавая гармонию и единство. Уже на Земле, на
1) К своей ли половинке или чужой притягиваемся мы, это уже другой вопрос. Вес дело в уровне сознания. Чем оно ниже, тем притяжение к противоположному полу более страстное. Но страсти, как известно, относятся к животной природе. Оттого так трудна встреча со своей половинкой. Поэтому столько разочарований и ошибок при поиске объекта истинной любви.
физическом плане этот мужчина и эта женщина являлись теми двумя половинками единой души, которые, как говорит древняя легенда об Андрогинах, когда находят друг друга, обретают бессмертие и становится даже сильнее Богов.
Через всю жизнь Елена Ивановна и Николай Константинович пронесли нежность и преданность друг другу. Их любовь, взаимопонимание и самоотверженное служение друг другу вырастали, крепли и огненно преображались в совместном подвиге на совместном великом Служении Делу Учителей, Общему Благу человечества.
Супруги Рерихи уже при жизни земной стали нуменом единым (двуединым) ядром жизни в ее высочайшем творческом проявлении и сотрудничестве. Они стали духовным ядром Новой Эпохи.
И тем не менее, несмотря на то, что Николаю Константиновичу и Елене Ивановне этим двум половинкам посчастливилось объединиться в единое в земной жизни,1) все-таки Рерихи были не богами, а людьми.. А на земном плане духу очень и очень трудно
1) Но каждый понимает, что подобные встречи - пока явление в человечестве исключительное. Тикая духовная связь Двух начал формируется и крепнет на протяжении многих тысячелетий.
Однако следует помнить, что сложение энергий пар противоположений, слияние энергий двух противоположных начал (Мужского и Женского) всегда во много раз увеличивает не только светлые, созидательные силы.
Темные, разрушительные силы также увеличиваются. Поэтому среди особо опасных темных проводников, предателей очень часто будут одержимые - мужчина и женщина, соединенные супружескими узами.
И мы видим, что Иуда был женат. Е. И. Блаватскую предали, чудовищно оболгали и оклеветали также супруги Куломбы, ее слуги. Будучи сами по себе людишками безвестными и никчемными, они, тем не менее, явились наилучшими проводникам сатанистов. Рерихов предали, обокрали и приложили все усилия, чтобы разрушить их великие просветительские начинания в США, также также супруги – Хорши, 14 лет носившие личину соратников и друзей.
Проводники тьмы, являясь орудием в руках более сильных темных, натянув личины лицемеров, вползут в самое основание светлых построений и приложат все силы, чтобы разрушить его изнутри. Нo на примерах нападения темных, говорят Учителя, можно очень многому учиться. И прежде всего постоянной настороженности и умению распознавать лики. Без выработки этих качеств ассимиляции Основ Учения не бывает. Учителя советуют такие возможности не упускать и использовать нападения темных для применения формул Учения на практике. При этом надо знать, что как только темный обнаружен, он начинает совершать абсурдные действия и теряет силу, погибая от собственного яда.
пробиться через физическую оболочку, чтобы не создавать проблем своим новым личностям.
Елена Ивановна с детства была утонченной, чрезвычайно чувствительной натурой. Такой она и осталась до конца дней. Малейшая грубость серьезно ранила ее. То, что для других женщин, быть может, вызвало бы скоро проходящее чувство (a то и вовсе прошло бы незамеченным), наносило ее сердцу глубочайшую рану, причиняя страшную боль. (Подобная чувствительность всегда развивается при утончении каждого организма, а при его огненном преображении становится чрезвычайной. Поэтому высокие духи, находясь в долинах среди людей всегда сильно страдают.)
Однажды в США, осенью 1928 года, Елена Ивановна Рерих рассказала своей самой преданной ученице Зинаиде Лихтман-Фосдик о том, какую сильную боль причинил ей ее горячо любимый супруг Николай Константинович в самом начале их совместной жизни. Молодая жена решила посвятить свою жизнь делу своего обожаемого супруга. Но однажды в споре в сердцах сказала, что... устала жить его жизнью и его интересами! Супруг не остался в долгу. Своей самоотверженной супруге он незамедлительно ответил, что это потому, что у нее нет своей жизни и собственных интересов!
Удар в сердце Елены Ивановны был настолько неожиданным, насколько и сильным. И эта боль мгновенно... изменила направление устремлений молодой жены. Она вдруг... потеряла всякий интерес к делам мужа, к его школе, которой он руководил, и взялась за... беседы Вивекананды, Рамакришны. И открыла... свой собственный мир! Этот мир оказался настолько величественным и прекрасным, что вскоре Николай Константинович сам, преклонясь перед женой, пришел в него. Художник с накоплениями гения Леонардо, он начал чувствовать краски и природу совсем не так как раньше. Он стал писать картины совсем не так, как писал раньше. Он стал мыслить не так, как раньше. Жена утончила его восприятие цвета и вдохновила на новую живопись. Он и жить стал не так, как раньше. Очень скоро он признал свою любимую Ладу Ведущей. Он стал первым и последним Певцом Шамбалы. И под каждой картиной, говорил Учитель, должно стоять два имени...