Л. В. Шапошникова
Кому подчиняется министерство культуры?
(“Новая эпоха” 5.04.99г.)
Действительно, кому? Ответить на этот вопрос не так-то просто. История эта началась почти десять лет тому назад. В ней участвовали Правительство Российской Федерации, вышеупомянутое Министерство, Международный Центр Рерихов и Музей Н.К.Рериха, им созданный, а также ряд известнейших стране деятелей культуры и науки.
Весной 1990 года Святослав Николаевич Рерих, выдающийся художник и общественный деятель Индии, передал Советскому Фонду Рерихов (с 1991г. — Международный Центр Рерихов) наследие своих родителей, великих наших соотечественников, Н.К. и Е.И.Рерихов, с условием создать в Москве Музей им. Н.К.Рериха. Для Музея в том же году было выделено здание — исторический памятник Москвы "Усадьба Лопухиных". Наследие Рерихов было оформлено дарственной Святослава Николаевича и вывезено специальным рейсом самолёта, предоставленным для этой цели Правительством СССР. В этой истории необходимо обратить внимание на два важных момента. С.Н.Рерих просил создать не государственный, а общественный Музей им. Н.К.Рериха. С этим согласилось Правительство СССР в своём Постановлении от 4 ноября 1989 г. за номером 950. И второе — Святослав Николаевич включил в свою дарственную также и коллекцию картин, собственных и своего отца, общим числом в 288 полотен. Картины эти были привезены им в Советский Союз ещё в 1974 г., в связи со столетним юбилеем Н.К.Рериха. "В числе моих коллекций и другого имущества, — писал он в дарственной, — я желаю вручить Советскому Фонду Рерихов 288 картин — моего отца (161) и моих (126), которые находятся на попечении Министерства культуры СССР". Стараясь сохранить целостность передаваемого наследия, С.Н.Рерих обратился к членам правления СФР (25.11.89.) со следующими словами: "Очень осторожно надо подходить к распоряжению наследием. Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-то части наследия. Притом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твёрдость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность". Он уже тогда как бы предчувствовал недоброе...
В 1997г. в "Усадьбе Лопухиных" открылась полная экспозиция негосударственного Музея им. Н.К.Рериха. Полуразвалившееся здание было отремонтировано и отреставрировано полностью на народные деньги. Государство не вложило в это ни копейки. Но картин из завещанной коллекции в экспозиции не было. Они по-прежнему украшали стены Музея Востока, переданные туда на "временное хранение" ведомством культуры.
Ни в 1990, ни в 1991 гг. картины Международному Центру Рерихов возвращены не были. В апреле 1992 г. С.Н.Рерих отправил письмо Президенту России Б.Н.Ельцину. "В 1990 году я вместе с остальным наследием, — писал он, — передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных (288) полотен, которая долго находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче её Международному Центру Рерихов". Вскоре в Минкульт пришло, в связи с этим, правительственное поручение (АШ-П4-20587 от 4.06.92.). Заместитель министра Т.Х.Никитина отдала распоряжение — подготовить картины к передаче Международному Центру Рерихов. Однако этого не случилось. Поручение Президента и правительства выполнено не было.
1993-й год начался для нас с печального и горького события — умер Святослав Николаевич Рерих. Его смерть разделила нашу жизнь на "до" и "после". Уже в феврале 1993г. директор Музея Востока В.А.Набатчиков издаёт сам себе приказ (№ 13 от 25.02.93.) о постановке не принадлежавшей ему коллекции картин Рерихов на постоянное хранение. Основание: "В связи с необходимостью" и "на основании рапорта хранителя фонда Рерихов, заведующей мемориальным кабинетом Рерихов О.В.Румянцевой". Затем картины включаются незаконно в Государственный музейный Фонд. Акция "прихватизиции" тщательно скрывается.
14 апреля 1993г. (письмо за № 5.4.11/626) к Министру обратился заместитель Председателя Комиссии по культуре Верховного Совета РФ П.Д.Курицын. "Требования Международного Центра Рерихов о возврате картин, — писал он, — не принимаются во внимание, не выполнены и обещания зам. Министра культуры РФ Т.Х.Никитиной, данные при встрече 25.02.93г. с руководством Международного Центра Рерихов". Министр в своём ответе от 27.04.93 (за № 890-01-22) пишет о том, что задержка объясняется лишь отсутствием у МЦР надлежащего хранилища и предстоящей экспертизой передаваемых картин. И ни слова о состоявшейся уже "приватизации".
В этом же месяце В.А.Набатчиков направляет вице-премьеру Правительства РФ Лобову О.И. письмо (от 24.04.93. за № 272-1/3). "Изложенное позволяет просить Вас, Олег Иванович, — пишет он, — помочь в передаче наследия Рерихов и "Усадьбы Лопухиных" Государственному Музею Востока в бессрочное и безвозмездное пользование, что явится поистине бесценным подарком Правительства России к 75-летию Музея, которое отмечается в этом году". "Подарок", как ни странно, состоялся. 3 ноября 1993г. вышло Постановление Правительства РФ за № 1121 о создании вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха, согласно воле покойного дарителя, государственного, в качестве филиала Музея Востока. Для этого у МЦР отбиралась "Усадьба Лопухиных". Вслед за этим последовало секретное письмо А.Чубайса об изъятии у МЦР переданного ему С.Н.Рерихом наследия. В основу Постановления было положено так называемое "письмо Девики Рани", вдовы С.Н.Рериха. Вдова якобы требовала создать государственный Музей Н.К.Рериха. Письмо было фальшивым, сфабрикованным бывшим секретарём С.Н.Рериха Мэри Пунача, против которой вскоре было возбуждено уголовное дело по хищению ценностей Рерихов. Обо всём этом сообщалось в нашей прессе. Высший арбитражный суд, в который обратился МЦР, в марте 1995г. отменил Постановление Правительства о передаче "Усадьбы Лопухиных" Музею Востока. Решение обжалованию не подлежало. Однако через полгода Минкультуры добилось отмены этого решения на надзорной инстанции ВАС. Спас и "Усадьбу Лопухиных", и Музей им. Н.К.Рериха московский мэр Юрий Михайлович Лужков, подписавший сразу же после мартовского решения ВАС распоряжение о заключении с МЦР арендного договора на 49 лет. Все попытки Министра Е.Ю.Сидорова и директора Музея Востока Набатчикова отменить это распоряжение не увенчались успехом.
К 1996 году сложилась довольно противоречивая ситуация: с одной стороны, из стен Министерства культуры шёл бумажный поток, из которого создать Государственный Музей им. Н.К.Рериха было нельзя, а с другой — в отремонтированных залах "Усадьбы Лопухиных" уже возникал реальный негосударственный музей. Вывод напрашивался сам собой — отменить невыполненное Министерством постановление Правительства РФ № 1121 и издать новое, касающееся только Международного Центра Рерихов. Два вице-премьера Ю.Ф.Яров и О.И.Лобов поддержали эту идею. В проект постановления были включены два главных пункта: одобрение Федеральным Правительством распоряжения Юрия Михайловича Лужкова и возвращение МЦР принадлежащих ему картин, удерживаемых Министерством культуры. На имя Министерства культуры вновь пошли правительственные поручения. Вот они: вице-премьер Киналев — поручения ВК-П16-15685 от 12.05.1996, ВК-П16-21235 от 20.06.1996; вице-премьер О.Н. Сысуев — СО-П16-13338Д от 30.04.1997г. Все они, под разными предлогами, ведомством культуры выполнены не были.
Бывшим Министром культуры Н.Л.Дементьевой не были выполнены
сразу три поручения вице-премьера
Б.Е.Немцова: БН-А26-27609 от 27.08.97,
БН-П16-35635 от 14.11.97, БН-А26-
40160 от 16.12.97. На встрече с руко
водством МЦР в январе 1998г. министр
заявила, что выполнять поручение
первого премьер-министра не будет, "по
скольку оно несерьёзное", а нашу
коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов
нам никогда не отдаст. Наш запрос
предоставить нам копии документов, на
основании которых наша коллекция
была включена в Государственный
Музейный Фонд, до сих пор остаётся без
ответа. Полагаю, что у нас есть осно
вания считать, что этих документов не
существует в природе.
. У нового Министра В.К.Егорова
уже есть на "боевом счету" первое
невыполненное поручение. Оно под
писано вице-премьером Валентиной
Ивановной Матвиенко и имеет № ВМ-
П8-06182ГД от 24.02.99. Первая строка
поручения гласит: "Прошу с участием
Международного Центра Рерихов
внимательно рассмотреть этот вопрос"
(о возвращении картин — Л.Ш.). В
ответ на это мы получили письмо
(3.03.99 № 44-01-50/1-25) от зам.
министра П.В.Хорошилова, в котором
он предлагал (в который уже раз>)
решить нашу проблему через суд. Путь,
предложенный вице-премьером, им был
отвергнут. Я не могу удержаться, чтобы не привести последние строки этого письма: "Мы полагаем, что путь судебного разбирательства этой проблемы является наиболее оптимальным и цивилизованным. Тем более, что внесённая таким образом ясность в наши взаимоотношения сделает их ещё более благожелательными и конструктивными". Неплохо.
Изощрённое издевательство было не единственным оружием крупных министерских чиновников. Было ещё и другое. Пускаемые ими в "научный оборот" мифы. Их было много. Но самый важный из них — МЦР не является правопреемником СФР и поэтому не может претендовать на подаренную СФР коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов. На этом мифе держится всё — и "приватизация", и ведомственное неподчинение Правительству РФ. МЦР, утверждают чиновники от культуры, это группа самозванцев, незаконно претендующая на имущество СФР. Действительно, откуда взялся этот МЦР? Объясню.
20 сентября 1991г., после известных всем нам событий, было созвано расширенное собрание СФР, на котором присутствовали: "54 человека, делегированные от рериховских обществ, отделений, филиалов, общественных организаций, сотрудничающих с СФР, трудовой коллектив СФР, учредители. Два представителя Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, представитель МИД СССР" (Выписка из протокола № 12 общего собрания Советского Фонда Рерихов от 20.09.91.). В этом же протоколе содержится и решение: "Учитывая характер деятельности Центра-Музея и Фонда и стоящие перед ними задачи, изменить статус Советского фонда Рерихов на Международный Центр Рерихов". А вот ещё один документ: "Я, доктор Святослав Рерих, проживающий в поместье Татагуни, Канапура Роуд, Бангалор, Карнатака, Южная Индия, почётный президент Международного Центра Рерихов в Москве, передавший Советскому фонду Рерихов в 1990 году наследие моих родителей Н.К. и Е.И. Рерихов, подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов" (22.10.92.).
В этом же году Устав МЦР был зарегистрирован без особых осложнений в Минюсте РФ. Первый его пункт гласил, что МЦР "учреждён на базе Советского Фонда Рерихов и является его правопреемником" (п.1.1.). Регистрация прошла с соблюдением всех предписанных правил и пункты Устава СФР, включая 1.1., никаких возражений тогда не вызвали. Распоряжение Минюста РФ (от 1.02.93. за № 23/16-01), на которое всё время ссылается руководство Минкульта, вышло как раз в то время, когда началась "приватизация". Полагаю, что существует связь между этими двумя акциями. Одно ведомство поддержало другое. Возможно, Минюст был прав, сняв в п.1.1. устава слова "и является его правопреемником", возможно, это неуставное положение. Но слова "учреждён на базе Советского Фонда Рерихов" остались. Распоряжение было подписано заместителем Министра юстиции Г.Г.Черемных, и мы пошли к нему за разъяснениями. После встречи с Черемных в МЦР пришло письмо (от 23.03.93. за JS6 13-324/0), подписанное им же. В разъяснительном письме сообщалось, что изъятие из Устава МЦР записи о правопреемстве сделано согласно общему правилу, относящемуся ко всем общественным организациям; что "Указанное распоряжение ни в коей мере не связано с решением вопроса о правопреемстве и праве собственности Международного Центра Рерихов на имущество бывшего Советского Фонда Рерихов". И, наконец, что "Имеющиеся в Министерстве юстиции учредительные документы по регистрации Международного Центра Рерихов подтверждают факт создания указанного Центра на основе Советского Фонда Рерихов путём преобразования последнего по инициативе дарителя С.Н.Рериха в Международный Центр Рерихов, что является определяющим при установлении правопреемства". И хотя вышеупомянутые документы были переданы нами в Минкульт, министерские чиновники продолжают упорно сообщать всем заинтересованным лицам о том, что коллекция картин Н.К. и С.Н. Рерихов была включена в Государственный музейный фонд на основании Распоряжения Минюста от 1.02.93.
В январе этого года мы обратились к Министру культуры (письмо от 19.01.99. за № 9-1/17) с предложением исключить из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации незаконно попавшую в него коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов, и передать её в негосударственную часть Музейного фонда РФ с целью возвращения законному владельцу — Международному Центру Рерихов. Включение упомянутых выше картин произошло в нарушение п.п. 87 и 88 "Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей" и Законодательства Российской Федерации "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
В этом году мы отмечаем сразу три юбилея: 125 лет со дня рождения Н.К.Рериха, 120 лет со дня рождения Б.И.Рерих, 96 лет со дня рождения С.Н.Рериха. И единственный в России и второй в мире (после Нью-Йоркского) Музей им. Н.К.Рериха должен выглядеть так, как задумал его покойный даритель и основатель. Министерство культуры грубо нарушило его волю (и не однажды) и продолжает упорствовать в содеянном до сих пор. Не пора ли прекратить эти нечестные ведомственные игры, и возвратить коллекцию картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Музей им. Н.К.Рериха, где они станут достоянием всех тех, кто заинтересован в культуре России, народ которой всегда, несмотря ни на какой общественно-политический строй* уважал и бережно соблюдал волю ушедших в иной мир? Традиция эта до сих пор жива. И никакому ведомству её нарушать не позволено. Ибо эта традиция — из тех, на которых держится народная душа... Последовательное же и неуважительное неподчинение зарвавшегося ведомства культуры Правительству РФ должно тоже найти, наконец, свою действенную оценку.
6.04.99.