Л.В.Митрохин,
старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
СВЯТОСЛАВ РЕРИХ:
СОЗДАНИЕ ПОРТРЕТА ДЖАВАХАРЛАЛА НЕРУ
Каждый, кому когда-нибудь довелось посетить Центральный холл Парламента Индии в Нью-Дели, невольно обращал внимание на яркий портрет Джавахарлала Неру. Первый премьер-министр независимой Индии изображен на нем во весь рост в белоснежном индийском одеянии, в гандистской шапочке на голове, с неизменной красной розой в петлице. Особую привлекательность картине придает ее фон: развевающееся знамя партии Индийский национальный конгресс. Этот портрет принадлежит кисти Святослава Николаевича Рериха. Кстати говоря, это - не единственный его портрет Джавахарлала Неру, хотя именно этот портрет был распространен по всей стране и за рубежом Комитетом по празднованию 100-летия со дня его рождения.
Тем, кому посчастливилось услышать удивительно трогательные воспоминания Святослава Николаевича, прозвучавшие в МГУ 13 декабря 1989 г. перед советской общественностью о встречах с Неру, вспомнят, что он говорил, в частности, о приезде Неру в Кулу, в Наггар в мае 1942 года, в дом Рерихов, где великий индиец впервые встречался и вел беседы с великим русским художником и мыслителем Николаем Константиновичем Рерихом, его супругой Еленой Ивановной Рерих и всеми членами этой великой семьи, внесшей огромный вклад в дружбу и сотрудничество между Россией и Индией.
Мне посчастливилось неоднократно встретиться и беседовать со Святославом Николаевичем и Девикой Рани в Индии, в Дели, в Бангалоре, в
их поместье “Татгунни”, и одним из сюжетов наших разговоров становился Джавахарлал Неру. С.Н.Рерих вспоминал, с каким уважением в его семье относились к этому, одному из главных деятелей национально-освободительной борьбы Индии, как у отца и всех членов семьи возникла идея пригласить Неру в гости в Кулу, а затем и у него самого родился замысел создания серии портретов Неру. Каждый в семье Рерихов высоко ценил интеллект Неру, его вселенский гуманизм. Самого Святослава Николаевича на протяжении всей жизни связывала с Джавахарлалом Неру личная дружба, так же, как с г-жой Индирой Ганди и ее сыном Радживом.
- С Джавахарлалом Неру, - рассказывал мне как-то Святослав Николаевич, - мы принадлежали к категории друзей, о которых англичане говорят “off and on friends”, то есть наша дружба то возникала с новой силой, то несколько утихала, но мы неизменно встречались в тех районах, куда неожиданно заносила нас судьба...
...Возвратившись однажды из Бангалора в Дели и находясь под впечатлением подобных бесед, я решил попытать счастья и поискать в Архиве Музея и Мемориальной библиотеки Джавахарлала Неру документальные свидетельства этой исторической дружбы.
Мне повезло. С помощью директора Музея профессора Равиндры Кумара мне удалось обнаружить и опубликовать никогда не публиковавшиеся документы. Как мне кажется, они имеют как познавательный интерес, так и принципиальное значение, ибо они не только демонстрируют духовное родство и глубокое общечеловеческое взаимопонимание интеллектуальных гигантов, представлявших две великие культуры, представителями которых были Джавахарлал Неру и Рерихи, но и со всей очевидностью опровергают довольно часто высказывавшийся мне тезис рядом индийских искусствоведов и некоторых деятелей культуры о том, что Рерихи будто бы в своем гималайском “уединении” самоизолировались от общенационального индийского потока борьбы за независимость и будто бы были далеки от тех ведущихся сражений за свободу, которые шли в равнинной Индии, вдали от Кулу и Наггара. Элемент “уединенности” отрицать не приходится, он действительно имел место, но причины ее были иные: британские колониальные власти более чем ревниво следили за индийскими контактами Рерихов и все делали для того, чтобы предельно ограничить связи “подозрительных русских” невесть для чего, как они считали, поселившихся в Гималаях.
Но вернемся к документам: найденная переписка Неру с Рерихами, разумеется, не может отразить такой огромной и
чрезвычайно важной темы, как Неру и Рерихи, требующей особого и более скрупулезного исследования. И мне думается, что нам предстоит еще много сделать в этом направлении после того, как будут набирать силу новые поиски в области рериховедения, которые ширятся в нашей стране. И, тем не менее, найденные в Дели документальные материалы, несомненно, проливают свет на определенные детали истории дружбы и непосредственных контактов Неру и семьи Рерихов.
О чем же конкретном рассказывают упомянутые документы? Увы, среди них не удалось обнаружить писем Николая Константиновича Рериха, адресованных Неру. Но вот письмо Неру к Рериху (правда, всего одно письмо, а точнее его копия) в Музее и Мемориальной библиотеке Неру в Дели сохранилось. В письме Неру благодарит Н.К.Рериха за его книгу, в которой воспроизводились репродукции рериховских картин. Вот его перевод на русский с английского:
“2 февраля 1940 г.
Дорогой д-р Рерих,
недавно Пандит Брадж Мохан Вьяс из Аллахабадского муниципального музея*
--------------
* В этот Музей позднее Н.К.Рерих передал безвозмездно около 30 своих картин. Их постоянная экспозиция в специально выделенном для них зале неизменно привлекает множество посетителей. Кстати говоря, там же в специальном зале, где расположена экспозиция картин Н.К.Рериха, можно видеть в рамке фотокопию письма с дарственной Рериха муниципалитету родного города Неру - Аллахабада.
передал мне книгу, содержащую репродукции некоторых ваших картин. Я был счастлив получить от вас этот очень красивый подарок, и я особенно ценю его, так же как и добрые мысли, которые его вдохновили. Я должен извиниться перед вами за то, что задержался с моей благодарностью. Но я закрутился в суматохе нашей сегодняшней политики и к тому же я очень много разъезжаю. Вы уж простите меня за эту непреднамеренную нелюбезность.
Я - давний поклонник ваших величественных полотен и с удовольствием прочитал несколько ваших книг. Ничто не могло бы доставить мне большее наслаждение, чем та прекрасная книга, которую вы мне прислали, потому что она приносит мне не только красоту, но и уносит меня прочь от депрессии политической деятельности и переносит в высшие сферы.
Я надеюсь, что настанет день, когда мне представится возможность посетить вас в вашем прекрасном уединении в Долине Кулу.
Еще раз благодарю вас, с уважением и добрыми пожеланиями,
искренне ваш, ДН.
Д-ру Николаю Рериху”.
Как видим, Неру откровенно заявлял о своем намерении приехать в Кулу. Важно отметить и другое: Джавахарлала привлекала не только живопись Николая Рериха, но и его философско-художественные воззрения и именно к духовности русского художника ищет он путь, мечтая приехать к нему в Гималаи.
Нам не известно, ответил ли на приведенное выше письмо Неру Н.К.Рерих, но косвенные источники свидетельствуют о том, что Неру со своей стороны находил и черпал в рериховской живописи и его приверженности духовным ценностям истинную поддержку в минуты отчаяния и депрессии.
Приведем в этой связи высказанные Неру слова восхищения творчеством Николая Константиновича Рериха, которые обнаруживаем в его научном наследии. За несколько лет до намерения посетить Кулу, еще в 1932 году Неру писал в письме Падмадже Найду, дочери своей соратницы Сароджики Найду - великой индийской поэтессы (известной как “Соловей Индии”), о том, какое воздействие на него оказали картины Рериха и книги о его путешествиях. Это относится к этапу, когда Неру отбывал заключение в тюрьме Найни (ныне штат Уттар Прадеш).
Вот это письмо:
“Дорогая Биби,
Какие чудесные книги ты мне прислала! Еще в прошлом году, а точнее это было за год до этого, когда я находился в этом прелестном (в кавычках) местечке (т.е. в тюрьме - ЛВМ), я попросил тебя прислать мне “Транс-Гималаи” Свена Гедина и другие книги о путешествиях. В особенности я радовался, что получил виды Альп и Монблана. Тогда лето было в зените, и виды ледников и покрытых снегом вершин действовали на меня обворожительно охлаждающим образом. Когда я рассматривал их, мною овладевала безмятежность, и лихорадка в висках затихала, и я представлял себя затерянным в бескрайних просторах. Поэтому (и на этот раз) ты совершенно была права, прислав мне Николая Рериха и Свена Гедина. Ты не будешь против, если я верну тебе эти книги не сразу же после прочтения, а лишь тогда, когда мои компаньоны, восхищенные ими, также мысленно совершат путешествия через Гоби и преодолеют гималайские перевалы?
Таким образом, нам, оторванным от привычного окружения, покажется, что мы - наследники гор и пустынь, и что широкий-широкий мир просится к нам, а мы постигаем, говоря словами твоего любимого писателя, как прекрасна ткань жизни, и каким-то странным образом из отчаяния, жестокости и разлуки вдруг расцветает самый богатый жизненный дар.
С любовью,
твой Джавахарлал”.
...Вполне вероятно, что именно тогда-то и родилась мечта у Неру лично встретиться с “покорителями” Гоби и гималайских перевалов - таинственными Рерихами. Однако судьба распорядилась так, что осуществить мечту и посетить Рерихов в Наггаре (Кулу) Неру (и его дочери Индире) удалось лишь многие годы спустя, а точнее через два с лишним года после отправления письма Неру из Аллахабада в Гималаи. Произошло это через пять месяцев после освобождения Неру из очередного тюремного заключения в декабре 1941 г. (как известно, английские колониальные власти держали его в тюрьмах в общей сложности более одиннадцати лет). То был очень короткий отдых в горах, буквально живительная
передышка для Неру. Не пройдет и трех месяцев, как его, признанного лидера национально-освободительной борьбы, колониальная администрация снова бросит в тюремные казематы в связи со знаменитой, написанной Неру, резолюцией, положившей в августе 1942 года начало всенародному движению в стране под названием “Англичане - вон из Индии!”
В свою очередь, стремления Николая Константиновича и всей его семьи [лично] пригласить Неру в свой дом именно на этом этапе освободительной борьбы весьма знаменательно. Достаточно сказать, что за все годы своего пребывания в Индии Рерихи находились под неусыпным надзором колониальной разведки, о чем свидетельствуют обнаруженные нами в Национальном архиве Индии документы, связанные с историей знаменитой Центрально-азиатской экспедиции Н.К.Рериха 1923-1932 гг., а также материалы о непременной слежке за перепиской в 1920-1939 гг. между Н.К.Рерихом и Рабиндранатом Тагором.
И тем не менее именно Рерихи, пренебрегая новыми опасностями навлечения на себя дополнительных подозрений со стороны репрессивных органов колониальной администрации, делают все для того, чтобы визит Неру в Кулу непременно осуществился. И здесь, несомненно, ведущую роль сыграл Святослав Николаевич Рерих, о чем и свидетельствуют обнаруженные нами в Дели новые документы
.
Первый документ - копия телеграммы, которая была
ответом Неру на несохранившееся новогоднее поздравление С.Н.Рериха в канун Нового 1941-го года, присланное с юга Индии, из гор. Тривандрума. Вот перевод текста телеграммы:
“Святославу Рериху,
Тривандрум.
Благодарю вас. Индира и я шлем вам наши приветы и добрые пожелания по случаю Нового года.
Джавахарлал Неру”.
Второй документ - телеграмма С.Н.Рериха от 20 января 1942 года, адресованная Неру из Бомбея и полученная Джавахарлалом Неру через вице-канцлера Бенаресского индуистского университета (г. Варанаси) и непосредственно связанная с предстоящим визитом Неру в Долину Кулу. Святослав Николаевич должен был передать Неру личное приглашение Николая Константиновича. Текст был следующим:
“Планирую визит Аллахабад на несколько дней начале следующей недели точка был бы благодарен, если бы вы смогли телеграфировать мне, “Тадж Махал”, Бомбей, если вы окажетесь на месте. С приветом Святослав Рерих”.
Ответ на телеграмму был отправлен тотчас же: “Святославу Рериху, отель “Тадж Махал”, Бомбей. Возвращаюсь Аллахабад двадцать четвертого буду до конца месяца надеюсь будете нашим гостем.
Джавахарлал Неру”.
...Сразу же возникал вопрос: сумел ли С.Н.Рерих приехать к Неру в Аллахабад. Как это выяснить?
И судьба снова мне улыбнулась - в Москву по личному приглашению М.С.Горбачева приехали Девика и Святослав Николаевич.
26 ноября 1989 г., несмотря на “строгую изоляцию” гостей, проявленную ретивыми власть держателями из вновь созданного Фонда Н.К.Рериха, Святослав Николаевич принял меня на госдаче № 55 по ул. Косыгина на Ленинских горах.
- В Аллахабад я, конечно же, приехал, - рассказал он, - чтобы встретиться с Неру и Индирой для обсуждения деталей их поездки к нам, в Кулу. Я должен сказать, что Неру был очень рад принять наше приглашение и обещал, что постарается приехать к нам в Гималаи. К тому же об этом свидетельствуют документы нашей переписки. Вот этот, например, с Дж.Неру, обнаруженный вами - ответ на мою несохранившуюся записку, оставленную для Неру в Аллахабаде 25 февраля 1942
г.
В ней Неру писал:
“Г-ну Святославу Рериху,
Наггар, Долина Кулу
(Пенджаб)
Мой дорогой друг,
По возвращении сюда сегодня я нашел вашу записку и четыре пачки мази, которые вы мне прислали. Большое спасибо за память.
У меня было довольно напряженное время, и я чувствую себя усталым и измученным. Я надеюсь, что у вас и вашего отца все хорошо. Пожалуйста, передайте мои приветы вашим отцу и матери.
Искренне ваш,”
(подписи на копии письма нет).
Второе письмо, продолжал свой комментарий С.Н.Рерих, касалось уже конкретных вопросов отъезда в Кулу и прибытия сначала в Лахор, а оттуда - в Наггар.
Читаем:
“4 мая 1942 г.
Г-ну Святославу Рериху
через г-на Б.Дхингру
2, Гольф Роад,
Лахор
Мой дорогой друг,
Индира и я выезжаем из Аллахабада завтра вечером в Лакнау, где мы пробудем два дня. Оттуда мы едем в Дели. Мы будем в Дели 8-го и 9-го и остановимся по адресу: Гардинг авенью, 3. Вечером 9-го мы намерены отправиться в Лахор, чтобы прибыть туда 10-го утром. У меня нет особых дел в Лахоре, кроме как встретиться с некоторыми
друзьями. Моя дальнейшая программа будет зависеть от ваших указаний относительно того, когда нам выезжать из Лахора. Возможно, было бы лучше отправиться одиннадцатого, чтобы в моем распоряжении были день и ночь в Лахоре. В Лахоре мы остановимся в доме Миана Ифтикар Уддина*
----------------
* Миан Ифтикар Уддин, деятель Индийского национального конгресса, один из основателей всеиндийского фронта солидарности с СССР в годы Великой Отечественной войны - организации Друзей Советского Союза (ДСС), в 1941-1942 гг
. генеральный секретарь ДСС.
по адресу Айкман Роад,21.
Я с нетерпением предвкушаю мой визит в Наггар и встречу с вашим отцом и матерью. Я благодарен вам за проявленную вами настойчивость, которая способствовала принятию мною решения в этом отношении, поскольку сам я колебался в определении моей программы.
Если вы уедете из Лахора до того, как мы туда прибудем, пожалуйста, оставьте подробные указания для меня в доме моего хозяина.
Я хотел бы отметить, что нас будет сопровождать мой секретарь и, возможно, слуга.
Искренне ваш, Джавахарлал”.
“Я, разумеется, - говорит С.Н.Рерих, - дождался Неру в Лахоре и вместе с ним, Индирой и сопровождавшими их лицами отправился в Кулу, а вскоре привез их в наш дом, после многочисленных остановок, где Неру выступал на митингах перед огромными скоплениями народа. Николай Константинович был очень рад тому известию, что Неру приедет в Наггар. Когда же это осуществилось, они старались провести вместе каждую минуту. Не менее радовалась и Елена Ивановна, с которой Неру вел длительные разговоры, в основном на философские темы”.
...Среди документов Музея и Мемориальной библиотеки им. Джавахарлала Неру сохранились еще два документа: это письмо Святослава Николаевича Рериха, адресованное Неру в ответ на его, по всей вероятности, благодарственное послание после посещения Кулу (копии этого письма в бумагах Неру в Дели не сохранилось). Письмо С.Н.Рериха написано от руки, по-английски, в нем говорится:
“19 июня 1942 г.
Мой дорогой и уважаемый друг,
Большое спасибо за ваше письмо, которое дошло до меня с некоторой задержкой. Поистине, то была огромная радость, что вы были с нами и я очень счастлив, что у меня была возможность набросать несколько ваших этюдов. Они теперь завершены, и как только я закончу свою другую работу, я приступлю к большой картине.
Мои наилучшие приветы вашей семье
и вам лично,
Ваш Святослав Рерих”.
“Я должен еще раз подчеркнуть, - продолжал свои комментарии во время встречи в Москве Святослав Николаевич, - что мои личные встречи с Неру были постоянными обменами мнениями и запомнились как прекрасные встречи друзей. Я его всегда уважал и любил и как человека, и как вождя. Но главный портрет, конечно, был задуман и практически зародился, когда Неру был в Кулу. Я всегда предпочитал работать над художественными персонажами, образы которых были бы непосредственно перед моими глазами. Я сейчас вспоминаю один интересный эпизод, когда я однажды приехал в Дели к Неру, и участником которого мне довелось быть. Дело в том, что по просьбе Леди Маунтбеттен*
--------------
* Супруга лорда Маунтбеттена, последнего вице-короля Индии; была близким другом Дж. Неру.
Неру, уже в то время премьер-министр, принял приехавшего в Индию английского художника, чтобы написать портрет Неру. Я помню, что Неру представил меня этому человеку как автора его художественного портрета. Англичанин спросил меня:
- Скажите, каким образом вы сумели заставить г-на Неру сидеть и позировать вам?
Неру тотчас же обернулся ко мне и спросил:
- Разве у нас были какие-то трудности?
- Действительно, - резюмировал свое интервью С.Н.Рерих. - трудностей никогда не было, было полное взаимопонимание и симпатия. Я должен сказать, что все, что связано с именем Неру, вызывает у меня лишь чувство уважения”.
...Наконец, завершает небольшую коллекцию корреспонденции между Рерихами и Неру в Дели скромная телеграмма от 17 июня 1945 года из Наггара. в которой содержалось, по всей вероятности, поздравление в адрес Неру по случаю его выхода из последнего тюремного заключения. В телеграмме говорилось:
“Счастливы, получив известие вашем освобождении наши лучшие мысли и теплые поздравления от всех в Наггаре
Святослав Рерих”.
По всей вероятности, в архиве семьи Рерихов есть и другие документы, говорящие о живых контактах семьи Рерихов и Неру. Мы таковыми не располагаем, известна лишь запись самого Николая Рериха о визите Неру и Индиры в Кулу. 20 мая 1942 г. Николай Константинович написал в своих листьях дневника эссе под названием “Пандитджи”:
“Дни самые сложные. Под Харьковом наступление, русские полки продвигаются. В Бирме - плохо. Неделю у нас Неру с дочкою. Славный, замечательный деятель. К нему тянутся. Каждый день он кому-то говорит ободрительное слово.
Наверно, сильно устает. Иногда работает до четырех часов утра. Святослав написал отличный этюд портрета. Самый портрет будет в десять футов вышиной и шесть в ширину. Сзади - знамя Конгресса.
Говорили об Индо-Русской культурной ассоциации. Пора мыслить о кооперации полезной, сознательной. Махараджа Индора приедет к нам через три недели. Просит, чтобы Пандитджи слетал в Америку. Четыре с половиной дня туда, столько же обратно, и там один день - на беседу. Пандитджи, конечно, не поедет. Время ли, чтобы глава движения мог отсутствовать десять дней? Да и что родится из такой поездки? Махараджа приедет к нам через три недели.
Сегодня “Мэла” - ярмарка с танцами, с богами и пестрыми толпами. Уехал сегодня Пандитджи. Все наше народонаселение вышло провожать с цветами, с добрыми пожеланиями. Добро, добро около Пандитджи. Все чуют, что он не только большой человек, надежда Индии, но и честнейший, добрый человек. Эти два ощущения очень важны в наши дни.
К доброму сердцу тянется и все доброе естество. Мечтают люди о справедливости - и знают, что она живет около доброго сердца. Трогательно, когда народ восклицает: “Да здравствует Неру!” Идет к Пандитджи народ за советом. Добрый водитель каждому найдет ободрительное слово. Скажет о единении, о выносливости, о светлом будущем.
В нынешние лукавые, истерзанные дни народ особенно чтит честное, доброе сердце, болеющее о благе народном. Все мы, все окрестные жители добром помянут приезд Пандит Неру. Шивам, Сатьям, Сундарам!”.
На Неру встреча с семьей Рерихов в Кулу и пребывание в их доме также произвели большое впечатление. В письме Яшванту Рао Холькару, тогдашнему махарадже центральноиндийского княжества Индора, неизменному почитателю таланта Н.К.Рериха, кстати, предлагавшему привлечь к делу достижения Индией независимости такие страны как США и СССР, “Пандитджи” делился своими замечаниями о пребывании в Кулу.
“Кулу, 19 мая 1942 г.
...Мы отправляемся из Наггара завтра после недельного великолепного пребывания у Рерихов, которые могут служить примером самого совершенного гостеприимства. Я намерен приехать в Аллахабад в течение недели после коротких остановок в Лахоре и Дели”.
Таков эпизод с предысторией и завершением поездки Джавахарлала Неру и Индиры в Кулу к Рерихам.
...13 декабря 1947 г. сердце Николая Константиновича Рериха перестало биться, и это тяжело переживал Джавахарлал Неру. В открытии Мемориальной выставки Николая Рериха в Дели в том же месяце он принял непосредственное участие, теперь уже в качестве премьер-министра Индии. Говоря в своей речи о Рерихе, Неру подчеркнул особую важность Рериховского завета относительно внимания культурному наследию. “Я надеюсь, - подчеркнул Неру, - что когда мы станем немного свободнее от забот текущего момента, мы обратим особое внимание на древние культурные памятники в стране, причем не только с точки зрения охраны их от разрушении, но и все большего совмещения их с нашим образованием, с нашими судьбами с тем, чтобы мы смогли впитать частицу вдохновения, которым они насыщены”.
Неру особо выделял всемирные заслуги Рериха, подчеркивая:
“Когда я думаю о Николае Рерихе, меня потрясает размах и широта его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он прикоснулся к столь многим аспектам человеческого деяния, осветив их особым светом. Потрясает само количество произведений - тысячи картин и каждая из них великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти картины, а очень
многие из них посвящены Гималаям, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые возвышаются над индийской равниной, и которые неизменно с незапамятных времен служили нам стражем. Картины напоминают столь многое о нашей истории, нашей мысли, нашем культурном и духовном наследии, причем столь многое не просто об Индии прошлого, но и о чем-то таком постоянно и вечно связанном с Индией, что мы не можем не почувствовать огромной признательности Николаю Рериху, который увековечил этот дух на этих величественных полотнах”.
Неру глубоко переживал кончину Н.К.Рериха и считал, что имя его должно быть увековечено. Он говорил, что совершенно правильным было решение о том, чтобы выставка непременно состоялась, несмотря на тот факт, что создатель этих полотен совсем недавно скончался, потому что искусство и та разновидность труда, которые выполнял Рерих, имели мало общего с жизнью и смертью отдельного человека. Неру считал, что искусство Рериха гораздо выше всякого рода предрассудков, ибо идеи,
его духовные устремления продолжали жить, являясь в действительности гораздо более постоянным, чем просто человеческая жизнь.
Неру выделял и еще один аспект, особенно актуальный, по его мнению для Индии, - это прежде всего концепцию Рериха о сохранении художественных и культурных памятников и тому подобного. Николай Рерих, подчеркивал Неру, заложил основу своеобразного пакта между государствами по сохранению этих культурных и художественных ценностей и многие страны согласились с этим. Однако сами же эти страны варварски нарушали великий завет русского художника.
“Мне точно не известно, - говорил Неру, - какова была ценностность соглашения между странами, потому что мы соглашаемся с многими вещами, о которых мы с легкостью забываем во времена войны и напряжения. Совсем недавно в ходе прошедшей войны мы видели уничтожение множества великих памятников культуры вопреки всем предыдущим соглашениям об их охране.. ..Мы в Индии имеем огромное количество великих культурных памятников и наш долг состоит в том, чтобы уважать их, чтить их, вдохновляться ими”.
Так призывая чтить память великого художника и борца за культурное возрождение планеты, Неру обращался к своему народу с призывом беречь неповторимые сокровища индийской культуры. Он в то же время не уставал восхищаться вкладом в эту культуру Рериха-младшего - Святослава Рериха.
Открывая выставку картин Святослава Рериха в Дели 20 января 1960 года, Неру вспоминал свой визит в Кулу “около 18 лет тому назад”, где он впервые встретился со Святославом, с его отцом и матерью.
“Именно тогда, кстати говоря, - продолжал Неру, - Святослав стал работать над моим портретом, и я могу, между прочим, признаться, что я его еще не видел... Это само по себе показывает, не говоря о многих других вещах, какой Святослав скромный и сдержанный человек. Он никогда не стремился в чем-то выпятить себя, он всегда скромно работал, в соответствии с собственным гением, стремясь гармонично слиться с окружающим миром, в котором он работает, будь то снежные вершины Гималаев или красные почвы Малабара, или еще какая
-то часть Индии: с одной стороны он всегда соединял себя с этим окружением, а с другой - всегда умел уходить далеко вперед, во всех возможных направлениях, - в будущее, прошлое и настоящее, - пытаясь соединить их в единое целое... Совершенно очевидно, что здесь, на этой выставке, представлено нечто необыкновенное, не только прекрасное, но и непреходящее, которое навсегда оставляет отпечаток в умах тех, кто это видит”.
Случилось так, что в дни работы выставки картин Святослава Рериха в Дели, в середине февраля 1960 г. в Дели находилась советская правительственная делегация во главе с Н.С.Хрущевым. Осмотрев все 120 выставленных полотен Рериха-младшего, Хрущев долго стоял у портрета Неру. Он заметил, между прочим: “Это великая картина великого человека”. Тогдашний советский руководитель искренне восхищался богатством и яркостью красок, а в заключение сказал, что если эта
же экспозиция будет представлена в Москве, то “первый посетитель ее уже гарантирован”. Хрущев имел в виду самого себя. С тех пор выставки картин Рерихов стали непременным отрадным явлением в истории советско-индийских культурных связей...
Было бы несправедливым, если бы мы забыли отметить и тот факт, что Джавахарлал Неру с большим уважением относился и к пятому члену русско-индийской семьи Рерихов - знаменитой актрисе индийского кино Девике Рани-Рерих.
На одном из семинаров деятелей киноискусства, который Неру открывал, и на котором Девика Рани-Рерих возглавляла оргкомитет, премьер-министр признался, что довольно редко смотрит кино, однако один из кинофильмов под названием “Ачут Канья”, в котором главную роль исполняла Девика, ему особенно запомнился. Джавахарлал Неру признался, что тогда он написал Девике Рани первое в своей жизни письмо - поклонника кинозвезды, а потому, когда он получил от нее приглашение участвовать в семинаре, он, естественно, не мог ей в этом отказать.
...Исторические встречи и беседы, корреспонденция между Николаем Константиновичем Рерихом, членами его семьи и Джавахарлалом Неру несли в себе высочайшее духовное предназначение, оказавшее несомненное влияние на ход и характер будущих русско-индийских культурных отношений. Они наложили отпечаток на особый стиль и уникальное содержание этих отношений, придав
им глубоко нравственное и эстетическое существо.
“Индо-русская культурная ассоциация”, о которой говорили в Кулу Н.К.Рерих и Джавахарлал Неру в мае 1942 г., стала в наши дни, несмотря на непредсказуемые трудности, великой реальностью.
Мне думается, что эти встречи и контакты сравнимы по значимости лишь с первым визитом Неру в СССР в ноябре 1927 года потому что, если первый двухдневный визит позволил Неру открыть для себя Россию радикальных революционных перемен, то недельный визит Неру в русскую семью в Кулу, к Рерихам, позволил Неру постичь широту и глубину русского характера, красоту русского художественного гения, ставшего для него дорогим и близким.