ЖИВАЯ ЭТИКА И ЭвОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО
Шустова А.М.,
кандидат философских наук
С наступлением важных космических сроков, когда пространство наполняется новыми токами, человечеством должна быть проделана огромная духовная работа. В это время целая группа великих духов приходит на Землю, чтобы выполнить высокую миссию утверждения на ней новых высоких энергий. Естественно, эти духи кармически и духовно не являются в равной степени близкими Великим Учителям, но, тем не менее, благодаря своим вековым накоплениям они призваны приблизить наступление Новой Эпохи. Безусловным авторитетом для нас является духовная группа самих Рерихов, их непосредственных учеников, сотрудников и помощников. Но если внимательно посмотреть, как развивались другие сферы человеческой жизни, то мы увидим многих, кто продвигал в жизнь идеи, созвучные высоким принципам Живой Этики. Ведь книги Учения Живой Этики лишь квинтэссенция того, что в каплях рассыпано повсюду в мире. И это не может быть иначе, так как Живая Этика — это космическое явление, призванное преобразить как жизнь идущих в авангарде эволюции, так и всего человечества, планеты в целом. Более того, существование учений с близкими ей принципами подтверждает истинность и самой Живой Этики.
Созвучными Живой Этике по многим пунктам являются русская религиозная философия, русский космизм и неоведантизм в Индии. И, конечно же, не случайно Россия и Индия в первой половине ХХ века показали миру ещё не осознанную вполне высоту взлёта философской и метафизической мысли.
Неоведантизм получил своё развитие в Индии ещё в XIX веке. Его основными представителями являются Рам Мохан Рой, Даянанд Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Б.Г. Тилак, Шри Ауробиндо Гхош, Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор. Основными теоретическими источниками для неоведантистов были Веды, Упанишады, Бхагавадгита — древняя основа Веданты. Главным же практическим принципом был для них собственный духовный опыт. Все они так или иначе были йогами. Учение Веданты, источником которого были древние заветы Ригведы, очень ценились Учителями. Ригведа, как отмечается в Живой Этике, была дана из Высокого Источника, и очень многие понятия являются общими как для Веданты, так и для Живой Этики.
Особенностью подхода неоведантистских мыслителей было то, что они обращались к памятникам индийской мудрости напрямую, минуя средневековые наслоения. Своими исследованиями они связывали современный и древний духовный опыт, вычленяя универсальные принципы развития духа. Происходила как бы смычка нескольких колец на спирали эволюции человеческой мысли. Этот факт говорит о том, что один кардинальный временнóй период заканчивался, и начинался другой, новый.
Наиболее разработанным и законченным учением в русле неоведантизма является система Шри Ауробиндо Гхоша (1872–1950). Вдохновение для теоретических трудов и поэзии, — а Шри Ауробиндо был замечательным поэтом — он черпал в духовной практике. Трудно сказать, когда Шри Ауробиндо стал сознательно практиковать йогу, но после того, как он переселился в Пондичери в 1910 г., его духовная практика, садхана, стала настолько интенсивной, насколько это было возможно.
Духовное продвижение всегда осуществляется под руководством Учителя на внутреннем плане. Духовными искателями это часто не осознаётся и ещё менее понимается тот факт, что только в редчайших случаях , обусловленных кармическими и космическими причинами, Великие Учителя становятся непосредственными Наставниками земных учеников. Шри Ауробиндо не был в числе таких учеников, но, тем не менее, он был ведóм. И этим ведущим и направляющим в его духовной дисциплине был Кришна, а Бхагавадгита — одной из любимейших книг. В 1934 г. Е.И. Рерих в письме к Н.К. и Ю.Н. Рерихам писала: “Вам будет интересно узнать, что Бхагаван Шри Кришна, творец “Бхагавад Гиты”, есть воплощение Майтрейи”.
Достижения Шри Ауробиндо в области духа были замечены Великим Учителями. 1 апреля 1924 г. в своём дневнике, отражающем ступени огненного опыта, Е.И. писала со слов Великого Владыки: “Многие приближались к этому опыту, но условия не были годны. Ближе всех был сейчас Оробиндо Гоше”. Надо заметить, что к этому времени Шри Ауробиндо написал почти все свои философские работы, которые впоследствии были собраны в 19 томов 30-томного собрания сочинений. Как и Е.И., он вёл записи своих духовных свершений, а также писал письма ученикам, в которых разъяснял положения создаваемого им учения интегральной йоги. Труд этот был колоссальным. Известно, что только одному человеку Шри Ауробиндо написал около 4000 писем. Не все ещё записи и письма Шри Ауробиндо опубликованы. Наиболее ценные выдержки из писем вошли в трёхтомник “Письма о йоге”. Рерихи были знакомы с работами Шри Ауробиндо по издаваемому им в Пондичери философскому журналу “Арья”. Они восхищались предсказаниями Шри Ауробиндо о преображении Азии и читали его статьи о грядущей эволюции мира во время Тибетской экспедиции. Будучи в Пондичери в 1923 г., Н.К. хотел посетить великого йога, но, к сожалению, такая встреча не состоялась. В книге “Алтай-Гималаи” он пишет: “По разным соображениям, понятным лишь для бывших на Востоке, пришлось отказаться от личной встречи с Ауробиндо Гхошем. Помните ли, видели ли замечательные предсказания Гхоша о ближайших судьбах человечества в Азии? Эти замечательные письма Поля Ришара и прозрения Ауробиндо Гхоша? На современном фоне близоруких политик его работа полна знания для будущего. Обычно о нём мало слышат люди. Помните ли слова о семи нациях? И о мировых катаклизмах?”.
И, наконец, Святослав Николаевич Рерих в течение 30 лет был покровителем, наставником и другом одной из школ в Бангалоре, носящей имя великого индийского философа и йога. Эту школу основали ученики Шри Ауробиндо, и в ней воплощались в жизнь идеи духовной педагогики, поборниками которых были и Шри Ауробиндо, и С.Н. Рерих.
Что же сближает учение Шри Ауробиндо с Живой Этикой? Прежде всего — это положение о неминуемом наступлении Новой Эпохи, когда на Земле начинает проявляться реальность Сверхразума. Так Шри Ауробиндо называл духовный мир, следующий за миром ума, чувств и материи в единой шкале восхождения от материи к Высшему Духу. В терминах Живой Этики — это Огненный Мир. Поэтому теме духовной эволюции, и главному её пункту — духовному преображению человека — Шри Ауробиндо уделял так много внимания. Вслед за Вивеканандой, своим земным учителем, Шри Ауробиндо считал, что именно признание действия принципа Эволюции во Вселенной может стать одним из оснований для сближения позиций разных мировоззренческих систем, а также для синтеза науки и религии.
Шри Ауробиндо развивает теорию единой эволюции природы и человека, в которой ведущим выступает духовное начало, а в роли движущей силы — сила сознания. Согласно Шри Ауробиндо, все действия в мире, любая ментальная, эмоциональная и физическая активность — это проявление универсальной Энергии, Сознания–Силы, принадлежащей Вселенскому Духу, который составляет истину всего сущего в космосе.
Сознание-Сила, Божественная Сила, Сила Матери, Шакти — это у Шри Ауробиндо единая космическая энергия которая только одна и существует и делает возможным любое проявление универсального или индивидуального действия. Это понятие близко к понятию Всеначальной и Психической энергии в Живой Этике. В книге “Братство” находим: “Шакти уже в существе своем содержит великое значение всеначальной энергии”.
Появление на Земле человека, согласно Шри Ауробиндо, является кардинальным пунктом всего эволюционного процесса. Ранее эволюция осуществлялась благодаря скрытым духовным импульсам и “автоматическим” действиям природы. В человеке существо пробудилось и осознало себя. Ум стал тяготеть к дальнейшему развитию и к высшему познанию, к расширению и углублению внешней и внутренней жизни. Стремление превзойти себя уже отчётливо выражается в человеке: он начинает сознавать своё “Я”, свой Дух. Таким образом, в человеке происходит замена бессознательной эволюции сознательной, осуществляется переход через разделительную линию между невежеством и знанием, и далее — от малого знания к знанию большему, от малого бытия к бытию божественному.
По мнению Шри Ауробиндо, эволюция настоятельно призывает человека занять позицию сознательного её не только участника, но и сотрудника для постепенного погружения высших сил сознания в материю, которое приведёт к ещё более великому проявлению Силы Божественного Сознания во Вселенной. “В этом тайное значение, — указывает Шри Ауробиндо, — земной эволюции и развития человека. Место человека во вселенной определено, но свобода выбора — принять или не принять его — остаётся за человеком”. “Что вы есть в правде вашего существа — декларировано нерушимо, и ничто не может предотвратить от становления этой правдой, но путь, который вы выбираете для достижения этого, оставлен за вашим свободным выбором”. Таким образом, шаг эволюционной спирали осуществляется через духовную реализацию Природы путём её самопревышения, чем и является сознательный отклик живых существ на веления эволюции.
Шри Ауробиндо считает современный тип человека не “венцом природы”, а переходным существом, а нынешний этап эволюции — переходным этапом. Точно так же, как раньше, с появлением в животном мире существа, с самого начала одарённого некоторыми качествами человека, начиналась стадия чисто человеческой эволюции, так и в настоящее время появление духовного типа в человеке, ещё схожем с полуживотным существом, каковым является большинство современного человечества, но уже с отпечатком духовного устремления, означает наступление нового эволюционного порядка, направленного на создание духовного существа. В новом человеческом существе неизбежно должны произойти изменения и его организма, эмоциональной и чувственной природы, так же, как и внешних обстоятельств жизни. Но изменение сознания будет главным фактором, первоначальным движением, тогда как физическое изменение будет второстепенным фактором, последствием первого.
Человеческий ум уже проявил способность помогать природе в эволюции новых видов растений и животных. Исходя из положений, выдвинутых Шри Ауробиндо, человек способен помочь Природе и в своей собственной трансформации. Стремление к этому уже существует. Например, это проявляется сейчас в уродливой форме в попытке клонирования, искусственного создания человеческих органов и даже целого человеческого организма. Но физическое тело — это не весь человек. И это ещё мало признаётся учёными. Согласно Шри Ауробиндо, душа человека — такая же реальность, как и его физическое тело, и средством для её прогресса является перевоплощение.
В животном разум тесно связан с телом, его движения неотделимы от движений всего живого организма. В человеке разум уже может сознавать свои умственные процессы и отделять их от других процессов. Наши мысли и воля способны отделиться от ощущений, импульсов, желаний, эмоций и сделаться независимыми от них, наблюдая или контролируя их. Так же происходит и с душой. В начале душа человека не отделена от его умственной жизни: её действия включены в умственные и эмоциональные движения. И такой человек не осознаёт, что за умом, за эмоциональными и телесными процессами скрыта душа, что она тоже может отделиться от них, наблюдать и контролировать их действия. Духовное сознание сильно отличается от ментального, а духовное существо — от нашей поверхностной умственной личности. Поэтому никакое образование и умственная тренировка сами по себе не могут изменить человека, сделать его духовнее. Они снабжают информацией и средствами для самоутверждения, но природа человека остаётся всё той же.
Если человек способен отделить себя от движений ума, а также от желаний, ощущений и эмоций, то он открывает себя как сознательное существо, истинное “Я”, как дух, воплощённый в материю. Момент пробуждения души в человеке, когда человек начинает осознавать себя как духовную сущность, является решающей стадией в духовной эволюции Природы.
Духовное начало может влиять на жизнь только духовными способами. Поэтому, как считает Шри Ауробиндо, недуги человечества не могут быть исцелены политическими, социальными или какими то ни было другими “механическими” способами, исходящими из человеческого ума. Самые радикальные реформы ничего не изменят, если человек остаётся прежним: всё тем же невежественным умствующим существом, неправильно применяющим свои познания, движимым своим эго, всецело зависящим от желаний, страстей и требований своего физического существа. Поэтому первая обязанность духовного человека — это открытие духовного существа в самом себе. И уже с этих позиций — помощь другим на пути эволюции.
Как же осуществляется непосредственное соприкосновение внешнего существа человека с его внутренней сущностью, душой? Шри Ауробиндо говорит, что такой контакт осуществляется посредством сердца. Он указывает, что сокровенное местонахождение души как раз позади центра сердца. Природная сила души лучше всего действует через эмоции и конкретные переживания. Возвышая их и наполняясь всеобъемлющей любовью, человек расширяет свой духовный опыт. Но этого для полной трансформации, как указывает Шри Ауробиндо, ещё недостаточно. Необходима полная трансмутация мыслящего ума и всех чувственных и физических частей сознания. Душа может проявляться и посредством разума, когда человек открыт психическим переживаниям и интуиции, когда он свободен от эгоизма, жажды власти, когда приходит осознание Высшей Истины, высшего Добра, Красоты, когда он испытывает прикосновение Вечного и Бесконечного. Такой разум развивается в мудрость, сначала глубокого мыслителя, а затем и в разум духовного мудреца, вышедшего за пределы абстрактной мысли и начинающего входить в область непосредственного переживания.
Таким образом, известное отчуждение от умственных, чувственных и физических требований и побуждений, концентрация в сердце, определённый аскетизм и самоочищение, отказ от эгоистических желаний, от неправильных привычек и нужд помогут пройти все промежуточные стадии и войти в светлый тайник души. По мере того, как оболочка внешней природы начинает разрушаться, исчезают внутренние стены, появляется внутренний свет, в сердце загорается огонь, природа и сознание человека облагораживаются, и более глубокие психические переживания (не только умственные и чувственные) становятся возможными. Душа начинает проявлять себя как центр личности, поддерживая все функции человека, становясь хозяином человеческой природы. Человек обогащается разнообразным духовным опытом: переживанием своего истинного “Я”, ощущением космического Сознания и овладением сокровенными силами универсальной природы; сознанием психического единства с другими существами и с Природой; просветлением ума мудростью сердца — любовью и духовным восторгом, просветлением чувств и тела, уверенностью в Божественном Свете и руководстве, великой радостью Бытия.
По мнению Шри Ауробиндо, и физическое тело человека должно измениться существенным образом. Согласно взгляду на материю, как на содержащую внутри себя сокрытое сознание или сверхсознание, присутствующее в каждой точке и движении материального универсума, Шри Ауробиндо делает вывод, что и в теле человека есть сверхсознание. Если бы его не было, не было бы и самого тела; оно создало его, и раскрытие всех возможностей тела, как достойного инструмента божественного, является одной из целей эволюции и ключом к тайне человеческого существования.
Частью общего совершенства тела является отзывчивость, или восприимчивость. Тело должно стать способным отвечать сознательной воле и изменяться в соответствии с её велениями. Оно должно соответственным образом отвечать на вибрации высшего сознания, высвобождая скрытую в себе духовную силу и становясь всё более сознательным. “Тело необходимо сделать полностью сознательным сосудом и инструментом, символом и печатью Силы Духа”. Сознательная податливость, пластичность, гибкость функционирования, высокое качество отклика и служения — вот характерные черты совершенного тела. Другие его качества, такие как красота, сила, здоровье, лёгкость, озарённость и даже бессмертие или, по крайней мере, способность видоизменять свою форму, будут проистекать из этого основного свойства.
Шри Ауробиндо предсказывает существенные изменения, которые должны произойти в физиологии человека. Должно измениться функционирование физических органов и, может быть, даже их строение и назначение; они уже не будут так властно накладывать свои ограничения на жизнедеятельность человека. Изменится принцип энергообмена с окружающей средой. Благодаря задействованию более тонких материальных процессов, человек научится в течение длительного времени поддерживать своё здоровье, силу, работоспособность, обходясь без сна, отдыха, приёмов пищи, при этом не теряя материальных тканей тела, субстанции плоти. Станет постоянным феноменом сознательное привлечение универсальной энергии из окружающей среды или же с более высоких уровней своего существования, что позволит вообще сократить потребность в пище, постепенно сводя её на нет.
По мнению Шри Ауробиндо, физические органы человека представляют собой материальное выражение или области материальной концентрации тонких энергетических потоков, которые стоят за их существованием. Поэтому следующую стадию трансформации он усматривает в процессе замены работы физических органов динамическим функционированием определённых энергетических центров, которые называются центрами сознания, или чакрами. Чакры, источники всех динамических сил человеческого существа, организующие своё действие с помощью нервной системы, в человеке ещё не раскрыты или полураскрыты. В процессе духовной эволюции они раскрываются и проявляются в физической природе. Шри Ауробиндо связывает с их раскрытием развитие огромных возможностей для человека, без чего трансформация невозможна.
В процессе эволюции, по мнению Шри Ауробиндо, физические органы могут быть изменены непосредственным действием центров сознания, которые будут излучать свои энергии по всему телу, как сердце обеспечивает циркуляцию крови по всему организму. Таким образом, преобразованное тело будет действовать с помощью сознательных центров энергии, а не их бессознательных представителей, развившихся в животном теле. Новое тело будет состоять из концентрированной, сфокусированной определённым образом энергии, повинующейся сознательной воле человека. “Тонкие ощущения, в настоящее время скрытые, смогут проявиться свободно, и сами материальные ощущения станут средствами или каналами того, что невидимо сейчас, открытиями вещей, окружающих нас, но неуловимых и скрытых от нашего сознания”.
Согласно Шри Ауробиндо, все эти изменения не означают ликвидацию органической структуры человека. Может быть необходимым, чтобы она была сохранена, как и её основная внешняя форма, в качестве основания для сохранения земной природы, связи Божественной жизни с жизнью на Земле и продолжения эволюции. Этим также предотвращается переход в состояние чисто энергетического существа, принадлежащего более высокой сфере существования, нежели земная. Система энергетических центров и их сил может управлять телом и его проявлениями как в органическом функционировании, так и в структурной форме, превращая тело в гибкий инструмент познания и действия. По мнению Шри Ауробиндо, мозг должен стать каналом передачи формы мыслей и энергетическим источником их воздействия на тело и внешний мир. Мысль будет характеризоваться непосредственным действием, переходя свободно от ума к уму, без каких-либо физических средств. Непосредственное общение будет осуществляться и через сердце. Оно могло бы посылать свою жизненную силу на помощь другим жизням, независимо от расстояния или наличия знакомства между людьми. Воля могла бы контролировать органы, обеспечивать здоровье и работоспособность тела так, чтобы оно не было зависимым от потребностей в пище, сне и отдыхе. Трансформированное тело могло бы в полноте служить целям духа.
В акте появления нового тела как более сознательного сохранится преемственность. Божественное тело будет в духовном смысле продолжать уже существующую эволюционную форму, сохраняя непрерывность перехода от тела современного человека к божественному телу. Это не скачок к чему-то непознаваемому, а более высокая степень того, что уже достигнуто и частично преобразовано. Уже сейчас, по мнению Шри Ауробиндо, в теле человека существуют механизмы и формы достаточно развитые, чтобы служить в дальнейшем божественной жизни. Они будут лишь усовершенствованы, снятием определённых ограничений и несвобод. Будут приобретены также и новые способности, реализовать которые у современного человека нет надежды, о них только можно мечтать. Многое из того, что делают сейчас изобретённые умом механизмы, будет способно осуществить собственными силами новое тело человека. “Само тело найдёт новые средства и области сообщения, новые процессы приобретения знания, новую эстетику и методы управления собой и предметами”.
Таким образом, вклад Шри Ауробиндо в дело утверждения человека новой расы, богочеловека, важен и значителен. В завершение приведём слова Великого Владыки: “О Богочеловеке так много говорят, стремясь к обоготворению. Столько есть памятных записей, указующих на Образы устремлённых к Высшим Мирам. Но как тускло представлены они в сознании людском! Богочеловек, только ушедший в иные миры! Но Мы — Братья человечества — ищем и утверждаем Богочеловека на Земле. Все Образы Мы чтим, но особенно Облик Богочеловека, который несёт в сердце полную Чашу, готовый к полёту, но несущий на Земле Чашу. Отвергая своё назначение, он напрягает своё огненное существо. Творя назначение, человек утверждает Космический Магнит. Богочеловек — творец Огненный! Богочеловек — носитель огненного знака новой расы”.