Светлов А.В.
Лекция 10. Необходимая информация о суперфизических мирах.
Часть I. Астральная сфера. Общая характеристика.
 
Касаясь вопроса о сознательном посмертном существовании и переходя к наиболее трудной для понимания части наших бесед, хочется привести следующие слова Елены Петровны Блаватской: "После смерти не может быть самосознания вне храма Духа. Только то и переживает от нас, что соприкасалось с миром духовным. Все остальное исчезает и есть лишь - иллюзия. Всему этому суждено погибнуть в Океане Майи". [42] с.118
Нелепо и смешно было бы думать, что со смертью физического тела в одно мгновение изменится и внутренняя природа человека. Духовное существо переходит в "другой мир" со своим характером, привычками стремлениями, желаниями, мыслями и проблемами, наработанными в физическом мире, которые и определят в основном условия, характер и продолжительность постфизического существования. В суперфизических, как и в нашем обычном мире (и даже более явственно) действуют три непреложных закона, которые определяют условия существования всех существ, пребывающих в них:
1) ЗАКОН ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ (В Восточной философии он называется Законом Кармы), который гласит:
Всякое событие, касающееся человека, есть следствие причин, порожденных им самим.
Закон этот указывает на то, что все случайные события в нашей жизни кажутся нами таковыми в силу того, что мы не можем проследить всю цепочку, вызвавшую именно данное стечение обстоятельств, тянущуюся порой из прошлых жизней. "Всякому созданию, - писал Марк Аврелий, - полезно не только все то, что посылается ему Провидением, но и в то самое время, когда оно посылается". [1] с.24
В то же время это не означает, что все что случится с нами в будущем наперед запланировано нам ведь практически в каждом случае мы имеем Выбор, творя тем самым новые причины, которые неизбежно породят соответствующие следствия. Существо данного Закона точно выражено в народной мудрости: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, а посеешь характер - пожнешь Судьбу!"
В контексте нашего изложения, пожалуй, главным и наиболее важным следствием действия Закона Причин и Следствий будет тот факт, что характер всех видов нашей деятельности на физическом плане, цели и интересы, приковывающие наше внимание в этом мире, совершенно определенно формируют условия и характер пребывания нас за чертой физической смерти. Мы готовим свое будущее сознаем ли мы это или нет. Можно уподобить посмертное сознательное существование негативу, сделанному с позитивного кинофильма земной жизни. Это не значит, что там нас ожидает точно такая же жизнь в части дублирования событий, но это означает, что там нас ожидают условия, которые проявят те же внутренние переживания, эмоции, мысли и устремления, которые были развиты в этой земной жизни. Мудрый человек способен достаточно точно представить свои грядущие перемены (о механизме этого будет сказано ниже) и подготовиться к ним без иллюзий, поскольку он понимает, что корни будущего уходят в прошлое. Нелепо ожидать, что репейное зерно породит бутоны роз.
 
2) ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ, который гласит:
Сознание способно воспринимать лишь то, что соответствует уровню его развития.
Это не нуждается в особых комментариях, достаточно сказать, что понимание (и восприятие) определяется знаниями, доставленными предшествующим опытом. Для каждого из нас есть вещи строение, механизм и логика которых нам понятна, в то же время изредка мы сталкиваемся с тем, что не под силу нашему пониманию. Например, как может отнестись четырехлетний ребенок к трактату "О тройных интегралах"?...
 
3) ЗАКОН ПОДОБИЯ, который гласит:
Подобное притягивается к подобному.
Это тоже не ново и давно подмечено людьми, ведь один из аспектов, характеризующих данный закон, прекрасно представлен пословицей: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!"
Описание реальности, находящейся за границами физических органов чувств, чрезвычайно осложняется бедностью языка, термины и понятия которого приспособлены лишь к отражению физического мира. Следовательно, это самая трудная для понимания часть. Отдельные детали как-то можно понять, но связать все в единое целое очень тяжело. Однако мы должны хотя бы кратко коснуться данного вопроса (рискуя быть не понятыми и отвергнутыми), потому что для пытливого ума это необходимая помощь в упорядочении тех искаженных представлений и предрассудков, которые бытуют в среде простых людей.
Обращаем внимание тех, кто действительно хочет понять и разобраться в непростой картине мироздания также на Метод Аналогии, который в условиях ограничения получения непосредственной информации о невидимых сферах Реальности является единственным инструментом, позволяющим сознанию исследовать тонкие миры без непосредственного созерцания, посредством воображения. Ибо не случайно на изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста были высечены следующие слова:
“Истинно, достоверно и действительно: то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху и то, что находится вверху, аналогично тому, что находится внизу, и таким образом производятся чудеса из одной вещи...”
Не следует понимать термины “внизу” и “вверху”, как указание на место, нужно “...помнить тот факт, что поднятие по ступеням лестницы эволюции означает не перемещение с места на место, а все более утончающуюся способность воспринимать впечатления. Все сферы окружают нас: астральная, ментальная, сферы Будхи и Нирваны и миры еще более высокие. Нам не к чему передвигаться, чтобы находить их, ибо они здесь, около нас, но наша грубая невосприимчивость отдаляет и скрывает их от нас более действительно, чем это могли бы сделать миллионы миль в пространстве”. [12] с.81
Сегодня мы начинаем знакомство с темой весьма сложной для понимания, а именно с описанием нефизических миров или сфер. Первым из которых является, так называемый астральный (или тонкий) мир. Эта сфера, по словам Анни Безант: “представляет собою космическую область, ближайшую к физической, если слово “ближайшая” возможно допустить в этом смысле. - В астральной сфере жизнь деятельнее, чем в физической и формы там гораздо более пластичны. Дух-материя этой сферы обладает свойствами несравненно более энергичного и тонкого проводника жизнедеятельности, чем какая-бы то ни было ступень духа-материи в физическом мире. Ибо первичный физический атом, состоящий из тончайшего физического эфира, заключен в бесчисленные агрегаты наиболее плотной астральной материи: употребленное нами слово “ближайшая” не совсем подходяще потому, что вызывает представление о мировых сферах, как о концентрических кругах, причем одна сфера кончается там, где другая начинается. Вернее было бы рассматривать их, как концентрические взаимно проникающие одна другую, разделенные между собою не расстоянием, а разницей в построении атомов. Так же, как воздух проникает воду, как эфир проникает самую твердую материю, так же и астральная материя проникает все физическое. Астральный мир над нами, под нами, вокруг нас и внутри нас; мы живем и движемся в нем, но он не ощутим, не видим и неслышен, потому что темница нашего физического тела замыкает нас от него: физические частицы тела слишком грубы, чтобы приходить в колебания от прикосновения астральной материи...” [12] с.41
“Тонкий Мир имеет многообразные утверждения земного мира. - писала Елена Ивановна Рерих, - Даже прообраз земного мира проходит по сознанию Тонкого Мира... Сердце, знающее Мир Тонкий, знает и цветы, и горы, и снега, и моря. Цветы успевают в богатстве форм, но цвет их несказанно сложнее красок Земли; снега белее, кристальнее и гуще земных”... [38] с.7
“Дух-материя астральной сферы существует в семи подразделениях так же, как и в физической сфере. Там, как и здесь, существуют бесчисленные сочетания, образующие твердые, жидкие, газообразные и эфирные части астральной материи. Но там даже наиболее материальные ее формы обладают светлостью и прозрачностью по сравнению с физическими формами, что и дало повод назвать эту сферу астральной или звездной, определение вобщем неудачное, но слишком уж установившееся, чтобы быть измененным. Так как не имеется специальных имен для подразделений астральной духа-материи, мы будем пользоваться определениями, установленными для земного мира. Главная мысль, которой необходимо овладеть, состоит в том, что астральные объекты являются комбинациями астральной материи так же, как физические объекты - комбинациями физической материи, и что общий вид астрального мира весьма схож с земным миром, что вполне естественно, так как большая его часть наполнена астральными двойниками физических объектов.
Но одна особенность поражает и смущает непривычного наблюдателя и это отчасти потому, что астральные тела прозрачны, отчасти и по самому свойству астрального восприятия (сознание менее стеснено, когда его проводником является не физическая, а тонкая астральная материя)...[12]с.41 Фантастической может показаться способность восприятия людьми в тонком мире. "Сущетвует вполне определенная разница между зрением эфирным и астральным,- отмечает Чарльз Лидбитер,- и, по-видимому, последнее соответствует четвертому измерению. Легче всего понять эту разницу на примере... Если вы посмотрите, пользуясь эфирным зрением, на деревянный куб с надписями на всех его сторонах, у вас будет такое впечатление, точно этот куб стеклянный, так что вы можете видеть сквозь него, и вы увидите надпись на противоположной стороне куба задом наперед; надписи же с правой и левой стороны будут неясны для вас, потому что вы будете видеть их под углом. Но если посмотрите на куб астрально, вы увидите все его стороны сразу и все совершенно правильно так, что весь куб вытянут в плоскости перед вами, и так же хорошо вы увидите каждую часть его внутренних сторон и не сквозь другие, но все в уплощенном виде. Направление, с которого вы будете смотреть на куб, иное и лежит под прямым углом ко всем известным вам направлениям...
Здесь перед нами основной тон и главный фактор перемены: человек смотрит на все с абсолютно новой точки зрения, вне всего, что когда-либо представлял себе раньше. Теперь он может уже без всякого труда прочесть любую страницу в закрытой книге, потому что теперь он смотрит на нее не сквозь все другие страницы, лежащие сверху или снизу, но прямо на нее, как будто это единственная видимая страница. Глубина, на которой лежит жила металла или каменного угля, больше уже не служит для него препятствием, потому что теперь он смотрит уже не сквозь землю, лежащую между ним и жилой. Толщина стены или количество стен, находящихся между наблюдателем и объектом наблюдения, могут сильно мешать ясности эфирного зрения; но они же не представят никаких затруднений для астрального зрения, потому что на астральном плане они не будут находиться между наблюдателем и наблюдаемым. Конечно, это звучит как нечто парадоксальное и невозможное, и это совершенно нельзя объяснить уму, не тренированному в этом направлении, но тем не менее это абсолютно верно...
Но даже и этим далеко не исчерпывается все то, что эта сила зрения дает своему обладателю. Он начинает хорошо видеть не только внутреннюю и наружную сторону каждого предмета, но также и его астральный дубликат. Каждый атом и каждая молекула физической материи имеет соответствующие астральные атомы и молекулы, и составленная из них масса отчетливо видна человеку, обладающему астральным зрением. Обыкновенно, астрал любого предмета отбрасывается несколько за пределы физической его части и, таким образом, металлы, камни и другие предметы являются окруженными астральной аурой...
Сразу можно понять, что новое зрение гораздо ближе подходит к правильному восприятию, чем физическое зрение. Например, если посмотреть астрально на куб, то стороны этого куба покажутся равными, и мы знаем, что так оно и есть; между тем как на физическом плане дальняя сторона видима в перспективе, то есть она кажется меньше, чем ближняя сторона, а это, разумеется, простая иллюзия, происходящая вследствие физических ограничений.
Мы еще яснее увидим все преимущества астрального зрения, когда примем во внимание все те новые возможности, которые оно дает при наблюдениях одушевленных предметов. Оно показывает ауру растений и животных; и, следовательно, в последнем случае, желания, эмоции и мысли, которые могут быть у этих животных, раскрываются перед глазами. Видимой становится аура человека насколько простирается его астральное тело, и хотя при этом высшая сторона человека все еще останется скрытой, все же возможно при внимательном наблюдении, изучить очень многое, касающееся этой высшей стороны. По внешнему виду астрального тела возможно судить обо всех эмоциях, страстях, желаниях и склонностях изучаемого человека и даже о многих его мыслях”. [19] с.24
“Другая поразительная особенность астрального мира, способная повергнуть в сильное смущение, это - быстрота, с которой все формы, особенно же несвязанные с земной основой, изменяют свои очертания. Астральное существо может изменить весь свой вид с самой поражающей быстротой, потому что астральная материя принимает новую форму под влиянием каждого воздействия мысли... Эта атмосфера “элементальной эссенции” отзывается на вибрации мыслей, чувств и желаний, и она приходит в волнение от их напора, подобно пузырям в кипящей воде”. [43] с.52
“Продолжительность формы зависит от силы импульса, которому она обязана своим возникновением; ясность ее очертаний зависит от отчетливости мысли, а окраска - от качества (духовного, интеллектуального или страстного) создавшей ее мысли. Расплывчатые неясные мысли, которые так обычны в неразвитых умах, достигая астральной сферы, собирают вокруг себя расплывчатые облака “элементальной эссенции” и неопределенно носятся, привлекаясь к другим облакам такого же характера, обволакивая астральные тела людей, магнетизм которых притягивает их, и затем, через некоторый промежуток времени, распадаясь на составные части, чтобы снова слиться с общей атмосферой “элементальной эссенции””. [12] c. 42
Теперь самое время в общих чертах познакомить Вас с обитателями этого удивительного мира. Конкретно охарактеризовать всех обитателей астральной сферы также немыслимо, как пытаться охарактеризовать обитателей физического мира. Существуют многочисленные подразделения существ, которые можно разделить на четыре большие группы: субчеловеческие существа, люди, сверхчеловеческие существа и искусственные существа. Каждая из трех первых групп вмещает в себя подгруппы, отличающиеся различными уровнями развития сознания, причем, говоря о суб- и сверх-человеческих существах мы подразумеваем не всю иерархическую лестницу до- и после-человеческого уровня сознания, а лишь ступени, восприятие которых доступно с человеческого уровня сознания, как в отношении визуального восприятия так и в отношении определенного понимания.
Итак, уже было сказано, что мысле-образ, созданный человеческим воображением “...сохраняет отдельное существование, он - живая сущность с телом из “элементальной эссенции”, одушевленный жизнью той мысли, которая создала его, и ...носит название “искуственного элементаля”. Весьма четкое представление об этих существах дает Анни Безант в своем произведении “Древняя Мудрость”:
“Ясные, отчетливые мысли имеют свою определенную форму с ясными, чистыми очертаниями, и они представляют собой бесконечное разнообразие рисунков. Они формируются вибрациями, вызванными мыслью, совершенно так же как и в физической среде различные формы образуются вибрациями, вызванными звуком. “Звуковые образы” представляют хорошую аналогию “мысле-образам”, ибо природа, несмотря на все свое бесконечное разнообразие, чрезвычайно консервативна в своих основах и воспроизводит одни и те же созидательные методы в последовательных проявлениях своих различных царств. Ясно очерченные “искусственные элементали” проявляют более продолжительную и более деятельную жизнь, чем их расплывчатые собратья, производя гораздо более сильное влияние на астральные тела (и через них на сознание) тех, к кому они притягиваются. Они производят в этих последних вибрации, подобные своим, и таким образом мысли переходят от одного ума к другому без всякого физического проводника. Более того, они могут быть направлены к любому лицу, которого, создавший их, желал бы достигнуть, причем сила их зависит от силы его воли и от сосредоточенности его умственной энергии. У людей среднего типа “искусственные элементали”, созданные чувством или желанием, гораздо сильнее и определеннее, чем созданные мыслью. Так, взрыв злобы создает совершенно определенно очерченную сильную молнию красного цвета, а сосредоточенная злоба вызывает к жизни опасный элементаль багрового цвета, с острыми или крючковатыми углами, приспособленными к тому, чтобы нанести вред. Любовь, соответственно своему качеству, создает формы более или менее прекрасные по рисунку и цвету, всех оттенков кармина до самых очаровательных нежно-розовых тонов..., такой цвет бывает у нежных и в то же время сильных охраняющих мысле-образов. Молитвы любящей матери роятся вокруг ее сына, принимая форму ангелов, отвлекающих от него дурные влияния, которые, быть может, притягиваются его собственными мыслями. Отличительное свойство этих “искуственных элементалей” в том, что будучи направлены к определенной личности, они одушевлены единым стремлением: выполнить волю создавшего их. Охраняющий элементаль будет витать вокруг того, к кому он направлен, ища случая, чтобы отвлечь от него злые влияния или привлечь к нему нечто доброе, бессознательно, как бы слепым импульсом, разыскивая линию наименьшего сопротивления. Точно также элементаль одушевленный злой, мстительной мыслью, будет рыскать вокруг своей жертвы, ища случая, чтобы повредить ей. Но ни первый, ни второй элементаль не произведет никакого впечатления, если астральное тело объекта не имеет ничего общего с ними; чего-либо, что могло бы отвечать гармонически на их вибрации и тем способствовало соединению их с астральным телом объекта. Если же в последнем совсем нет родственных им составных частей, они, по закону своей природы, отпрянув от него, возвращаются тем же путем, каким направлялись к нему, следуя по магнетическому следу, оставленному ими, и затем обрушиваются на своего же создателя с силою, соответствующей силе их отправления. Так, мысль смертельной злобы, будучи бессильной поразить того, на кого она была направлена, поражала насмерть пославшего ее... Такие факты бывали проверены; точно также и добрые мысли, посылаемые недостойному, возвращаются назад в виде благословения к тому, который направил их. Таким образом, даже поверхностное понимание астрального мира может стать сильным толчком для правильного мышления и создать чувство ответственности по отношению к мыслям, желаниям и чувствам, которые мы так легкомысленно выпускаем в астральный мир. Рыщущих хищных зверей, разрывающих на части и пожирающих, вот что представляют из себя некоторые из мыслей, которыми люди населяют астральную сферу. Но они не ведают, что творят... Если же мы возьмем “искусственные элементали” не врозь, а в целой массе, легко вообразить себе, какое огромное влияние имеют они, созидая национальные и расовые чувства и кладя таким образом основание для ограничения сознания и для предрассудков. Мы все растем, окруженные атмосферой, наполненной элементалями, воплощающими известные идеи: национальные предрассудки, национальные взгляды на всевозможные вопросы, национальные оттенки чувствований и мыслей, все это действует на нас с минуты рождения...
Когда кто-либо становится чувствительным к астральным влияниям, он начинает испытывать от времени до времени непонятный и на вид неразумный страх, который нападает на него с парализующей силой. И как бы он с ним не боролся, все же он чувствует этот страх. Вероятно, мало найдется людей, которые не испытывали бы до некоторой степени этого страха, этой тяжелой боязни перед чем-то невидимым, ощущение чьего-то присутствия, сознание, что ты “не один”. Это происходит отчасти вследствие известной враждебности стихийного мира элементалей против человека, которая возникла благодаря его разрушительным деятельностям на земле, отражающимся в астральном мире; а также и в зависимости от множества “искусственных элементалей” враждебного характера, порождаемых человеческими умами. Мысли ненависти, ревности, мести, горечи, подозрения, недовольства, исходят из них миллионами, населяя астральную сферу “искусственными элементалями” самая жизнь которых состоит исключительно из этих чувств...
 
Помимо “искусственных элементалей”, астральный мир густо заселен, даже если исключить на время все человеческие существа, которые путем смерти утратили свое физическое тело. Есть там и большие толпы “естественных элементалей”, подразделяемых на пять главных отделов: элементалей эфира, огня, воздуха, воды и земли. Последние четыре группы назывались в средневековом оккультизме саламандрами, сильфами, ундинами и гномами... Эти истинные создания элементов земли, воды, воздуха, огня и эфира во многом причастны к выполнению деятельностей, соединенных с их собственным элементом: они - те проводники, те каналы, через которые действуют божественные энергии в каждом из различных областей природы; они живое выражение закона в каждой из них”.[12]c.46 Весьма непросто понять человеческому уму природу этих существ. В физическом мире мы привыкли к тому, что каждое существо обладает достаточно устойчивой дискретной формой. “Естественные элементали” не имеют своей собственной формы, являясь при этом материалом, создающим все формы. Это означает, что все видимые нами формы физического мира заключают в себе и представляют собой образования естественных элементалей, объединенные в структуры в соответствии с характером сущности, оперирущей посредством тел, созданных этими элементалями. Вместе с тем это не просто “материал”, лишенный способности отвечать на внешние раздражения и всякой дифференциации. Это живая среда, созданная взаимопроникающими независимыми доменами, обладающими латентным сознанием, проявляющимся, чаще всего, на уровне реакций симпатии и антипатии, объединенная энергетической структурой, удерживающей их в данной форме.
“Так как элементы природы входят в состав человеческого тела, и тот или другой элемент в нем преобладает, глядя по индивидуальному характеру каждого данного человека, каждое человеческое существо находится в известных отношениях с этими элементалями, причем наиболее дружественны к нему те, элемент которых преобладает в его теле...
На астральном же плане находятся и духи природы - менее точно называемые также “элементалями”, - которые заведуют строением форм в минеральном, растительном, животном и человеческом царствах. Есть духи природы, которые строят минералы, которые направляют жизненную энергию в растениях, и такие, которые, молекула за молекулой, строят сложные тела животного царства. Они участвуют в созидании и эфирных тел минералов, растений и животных так же как и физических. Это и есть те феи и эльфы, которые так часто встречаются в сказках, тот “маленький народец”, который играет такую большую роль в народных верованиях каждой нации, прелестные дети природы, так презрительно изгнанные современной наукой..., но которые будут возвращены на свою собственную ступень естественной эволюции природы более мудрыми учеными позднейших времен”. [12] c.47
Необходимо сказать, что субчеловеческие существа, относимые к элементалям, представляют несколько классов от совершенно бессознательных (с точки зрения человека) до полусознательных существ, способных облекаться в собственные формы. Последние могут быть иногда видимы людьми. Эти контакты, послужили почвой многим образам народного фольклора (леший, кикимора, водяной, русалка, домовой и т.п.).
“Духи природы, ведающие построением животных и человеческих астральных тел, получили особое название “элементалей желания” (санскрит: kamadevas, от “kama” - желание и “devas” - ангелы), потому что они проникнуты желаниями всякого рода и постоянно вносят свои собственные элементы в построение астральных тел животных и людей. Они употребляют различные виды “элементальной эссенции”, подобной той, из которой составлены их собственные тела, для построения астральных тел животных, и последние приобретают этим путем, как бы вплетенные в остальные части тела центры ощущений и деятельностей, вызываемых страстями. Эти центры приводятся в деятельное состояние импульсами, которые получаются соответствующими физическими органами и передаются посредством эфирных органов астральному телу. Животное не в состоянии испытывать удовольствия или страдания, если не будет затронуто его астральное тело. По камню можно ударять, но он не почувствует боли, потому что имеет физические и эфирные молекулы, но его астральное тело еще не организовано: животное ощущает боль от удара потому, что обладает астральными центрами чувствований и потому, что “элементали желаний” вселили в его тело свою собственную природу...“Тело желаний” или астральное тело животных ведет независимое, хотя и мимолетное существование в астральной сфере после того, как смерть разрушила его физический двойник. В цивилизованных странах эти астральные тела животных прибавляют много к той враждебности, о которой шла выше речь, ибо организованное убивание животных на бойнях и на охотах посылает ежегодно миллионы и миллионы жертв в астральный мир, трепещущих от ужаса и страдания и от страха перед человеком. Сравнительно небольшое число животных, которым дают умереть в покое, затеривается в огромных скопищах убитых, и от враждебных токов, посылаемых последними из астрального мира, исходят такие влияния, которые все более и более разъединяют человеческое и животное царство и порождают в последнем “инстинктивное” недоверие и страх, а в первом - развивают дурные страсти и жестокость...” [12]
О сверхчеловеческих существах, населяющих астральную сферу можно сказать очень немного, поскольку “...мы не в состоянии понять многого в их эволюции, стоящей выше нашей.
Высший разряд существ, находящихся в сношениях с нашей землей по терминологии индусов, - называются “Девы”, а у других народов - ангелами, сынами Божьими и т.д. Их можно считать царством непосредственно высшим над царством человеческим, как высшим над животным царством будет царство человеческое... В своих сношениях Девы не ограничены пределами только нашей земли.
В задачи настоящей беседы не входит обстоятельный обзор сверхчеловеческих существ, о которых упоминают ангелология и демонология различных теологических доктрин, поэтому мы ограничимся сказав, что до уровня планетарных Сущностей существуют несколько различных классов гиперчеловеческих существ, в том числе Учителя человечества (наставники и водители, курирующие эволюцию человечества). К этому можно добавить, что предназначение всех этих Существ заключается в осуществлении Космического Закона, проводниками которого они являются каждый в своем аспекте Проявленной Реальности. Все эти Существа не имеют физических тел в качестве грубейшего своего начала и оперируют не в физической сфере, однако, некоторые из них для выполнения своих задач способны облачаться в физический покров и посещать наш земной мир.
“Кроме того населения астрального мира, которое можно бы назвать нормальным, есть там и проходящие путники, привлеченные туда различными задачами, которые нельзя оставить совсем без упоминания. Некоторые из этих временных посетителей появляются из нашего же земного мира, тогда как другие спускаются из высших миров. Из числа первых многие принадлежат к Посвященным различных степеней, причем, некоторые из них - члены Великой Белой Ложи гималайского или тибетского Братства, как его часто называют, тогда как другие состоят членами различных оккультных лож, рассеянных по миру, начиная от белых и всех оттенков переходного серого цвета вплоть до черных (Черные - это те адепты, которые сознательно встали на путь инволюции и служения злу). Все эти люди, живущие в физическом теле, которые научились покидать физическую оболочку по своему желанию и действовать с полным сознанием в астральном теле. Все они обладают самыми разнообразными степенями знания и добродетелей и бывают как добрые, так и злые, сильные и слабые, милостивые и свирепые...” [12]
“Теперь мы обратимся к исследованию человеческого астрального тела в период его существования в земном мире и будем изучать его природу и состав, а также его связь с астральным царством.
а) Астральное тело неразвитого человека представляет собою облачную, расплывчатую, неясно очерченную массу астральной духо-материи, содержащей материалы, взятые из всех подразделений астральной сферы, но с большим преобладанием субстанций низшего порядка, вследствие чего ткань его сравнительно плотна и груба и способна отвечать на все раздражения, связанные с животными страстями и вожделениями. Окрашивание, вызываемое вибрациями таких материалов, тускло... В них нет ни игры света, ни быстро изменяющихся цветовых лучей, но различные страсти выражаются в них тяжелыми волнами, или же, если страсти сильны, то взрывами молний...
Астральное тело обширнее физического, оно выделяется из последнего на 10-12 дюймов (25 - 30 см) по всем направлениям на той ступени развития, о какой была сейчас речь. Центры органов чувств ясно обозначены и приходят в движение, если на них действовать извне, но в спокойном состоянии жизненные токи медлительны... Важным признаком неразвитого состояния астрального тела является то обстоятельство, что его деятельность вызывается скорее извне, чем изнутри...
Центры высшей деятельности (санскритское название которых Chakras (чакры), буквально "колеса", "диски" - представляют собою энергетические центры в тонком теле, которым соответствуют ганглийные центры в нервной системе. Наиболее ярко выражены 49, из них самые главные - 7, расположены вдоль позвоночного столба). Итак, эти центры, имеющие отношение к самостоятельной деятельности астральных чувств, едва видимы. Человек, на этой ступени, требует для своего развития сильных ощущений всякого рода, чтобы пробудить природу и понудить ее к деятельности. Тяжелые удары, идущие из внешнего мира, будь то удовольствие или страдание, необходимы, чтобы будить и подталкивать его к действиям. Чем многочисленнее и сильнее ощущения, чем сильнее он их почувствует, тем лучше для его роста. На этой ступени качество имеет небольшое значение, - количество и сила, вот что требуется более всего. Начало нравственности юной человеческой души заключается в ее страстях; самое легкое проявление бескорыстия в отношениях человека к жене, ребенку или к другу будет первым шагом вверх: оно вызывает вибрации в более тонкой материи его астрального тела и тем привлечет к нему “элементальную эссенцию” подходящего типа.
Астральное тело беспрестанно меняет свой состав под влиянием игры страстей, вожделений, желаний и волнений. Если они доброкачественного свойства, они укрепляют более тонкие частицы астрального тела, выбрасывают грубые составные части, заменяя их более утонченными материалами и притягивают к астральному телу элементалей благотворного качества, которые способны содействовать в указанном обновляющем процессе. Все дурные страсти вызывают как раз обратное действие...
На этой ступени свойства, характер и жизнь человека зависят скорее от внешних причин, чем от личной воли человека, потому что на этой низшей ступени развития человек подвигается, подталкиваемый гораздо более извне своим физическим телом, чем ведомый изнутри разумом...
Во сне астральное тело, облекающее сознание, освобождается из физического проводника, оставляя его вместе с эфирным двойником в постели. На этой ступени сознание еще не пробуждено в астральном теле, ему не хватает тех сильных толчков, которые подстрекают его, пока оно заключено в физической оболочке, и единственно что может влиять на такое недоразвитое астральное тело, это - элементали низшего типа, которые способны вызвать в нем вибрации, могущие отразиться на эфирном и физическом мозгу и произвести видения животных радостей. Астральное тело витает вблизи от физического, удерживаемое сильным притяжением, и оно не может удалиться на значительное расстояние от него.
б) В человеке с средним нравственным и интеллектуальным уровнем астральное тело сделало уже огромный шаг вперед сравнительно с только что описанным. Оно значительнее размером, его материалы гораздо однороднее по качеству; присутствие более тонких частиц придает светящийся вид всему телу, а появление высших эмоций вызывает в нем прекрасную игру цветов. Очертания его определенны и ясны и оно получает сходство со своим владельцем...
Оно быстро отвечает на все прикосновения, идущих к нему через физическое тело, и приводится в деятельное состояние различными влияниями, которые направлены на него сознательной сущностью изнутри; память и воображение подстрекают его к действию и заставляют его влиять на свое тело вместо того, чтобы быть в подчинении у него. Процесс очищения происходит в астральном теле по тем же линиям, что и в предыдущем случае: изгнание низших составных частиц, благодаря появлению иных вибраций высшего порядка... Но в настоящий период развития нравственности и интеллектуальности дальнейшее построение астрального тела поставлено почти исключительно под личный контроль самого человека, и оно более не носится, неопределенно толкаемое внешними воздействиями.
Упражнениями определенно направленной мысли человек может быстро повлиять на свое астральное тело и быстро улучшить его и нет никакой необходимости, чтобы добиваясь успеха, он непременно понимал modus operandi, также как нет необходимости понимать законы света для того, чтобы видеть.
Во сне это хорошо развитое астральное тело освобождается из своей физической оболочки, но ни в коем случае не задерживается у нее в плену, как в предыдущем случае. Оно блуждает в астральном мире, носимое туда и сюда астральными течениями, между тем как сознание, заключенное в нем, еще неспособное направлять его движения, все же бодрствует и наслаждается образами своих собственных мыслей, своим собственным умственным творчеством; в то же время оно способно воспринимать и через свою астральную оболочку и преобразовывать их в ментальные картины. Таким образом человек может приобретать познания, находясь вне своего тела и может запечатлевать их в мозгу, как пророческие сны или видения или же непосредственно воспринимать физическим сознанием.
в) Астральное тело духовно развитого человека состоит из тончайших частиц всех подразделений астральной материи, с большим преобладанием частиц высшего порядка. Потому оно представляет собой прекрасное зрелище по сиянию и краске, и оттенки, невиданные на земле, появляются в нем под влиянием чистых и благородных мыслей. “Огненные колеса” на этой ступени вполне оправдывают свое название, и их вращательное движение указывает на деятельность высших чувств. Такое тело - в полном смысле слова проводник сознания, ибо на эволюционном пути все его органы постепенно построились и все оно подчинилось полному контролю своего обладателя.
Когда человек оставляет физическое тело облеченным в такой астральный проводник, сознание его не прекращается; он лишь сбрасывает свою более тяжеловесную оболочку и чувствует себя облегченным от ее тяжести. Теперь он может свободно витать в астральной сфере, передвигаясь с огромной быстротой, не будучи более связанным ограниченными земными условиями. Его тело повинуется его желаниям, отражает его мысли и подчиняется им. Таким образом возможность служить человечеству неизмеримо увеличивается для него, силы его направляются его же собственными лучшими качествами, доброжелательством, милосердием и т.д. Отсутствие грубых частиц в его астральном теле делает его неспособным отвечать на влияния, идущие от низших объектов желания, и они проносятся мимо него, не притягиваясь к нему. Все тело вибрирует лишь в ответ на высшие эмоции, ибо любовь его выросла в сверхличную божественную любовь, а энергия его выкована терпением.
Астральное тело является мостом, переброшенным через пропасть, которая отделяет сознание от физического мозга. Раздражения, получаемые органами чувств и передаваемые физическим и эфирным центром, переходят затем в соответствующие астральные центры; здесь они проходят через процесс переработки с помощью “элементальной эссенции” и затем превращаются в чувствования, после чего являются перед внутренним человеком как объекты сознания; последнее происходит благодаря тому, что астральные вибрации вызывают соответственные вибрации и в материалах “тела мысли”... Этими постоянными переходами вибраций ... астральное тело и развивается главным образом. Токи эти действуют на него как извне, так и изнутри, вызывая его развитие и содействуя его росту. Этим путем оно увеличивается в размере, утончается в своих тканях и становится более определенно очерченным и более совершенно организованным изнутри...
Когда человек высоко развился - хотя степень при этом колеблется в зависимости от других условий - возникают посредствующие звенья между физическим и астральным и между астральным и ментальным телами, так что сознание может непрерывно работать, переходя от одного состояния в другое, - причем в памяти уже не бывает тех перерывов, которые в обыкновенном человеке вызываются периодами бессознательности при переходе из одной космической сферы в другую. На этой ступени человек может свободно упражнять свои астральные чувства в то время, как сознание его работает в физическом теле; таким образом, все эти расширенные перспективы сознания делаются достоянием его бодрствующего сознания... [12]
 
Использованная литература
См. 8 лекцию.
 
 
Hosted by uCoz