После общей характеристики астральной
сферы, приведенной в предыдущей лекции имеет смысл дать представление
об ее основных подразделениях. Первым, наиболее грубым состоянием тонкого
мира является Камалока. ««Камалока», в буквальном переводе с санскрита
- место или жилище желаний; оно представляет собою часть астральной
сферы, «часть» не в смысле определенной местности, а по условиям сознания
тех существ, которые принадлежат к ней. Это - умершие человеческие существа,
которые потеряли свои физические тела и должны пройти через определенные
процессы очищения прежде, чем перейти в те счастливые и мирные условия
жизни, которые назначены для истинной человеческой сути, для человеческой
души. Под «душой» мы понимаем здесь человеческий разум, связующее звено
между Божественным Духом в человеке и его низшей личной природой. Это
и есть Ego, индивидуум, Я, которое развивается благодаря эволюции. Тот,
кого мы называли «Мыслителем». Ум есть его энергия, проявляющаяся в
пределах физического мозга.
Итак, область эта представляет
собою именно те условия, которые описываются как различные виды «ада»,
чистилища или переходного состояния, и которые принимаются всеми религиями
как временное местопребывание человека после того, как он покинет свое
тело, и прежде чем достигнет «неба». Это, конечно, временное состояние,
ибо вечный ад, о котором и до сих пор толкуют узкие религиозные фанатики,
не более как бред невежества, ненависти и страха. Но, Камалока заключает
в себе, действительно, условия страданий, временных и очищающих по самой
природе своей, как бы вытравливание тех прегрешений, которые совершались
в земной жизни человеком, испытывающим очистительные страдания. Это
постольку же естественно и неизбежно, как неизбежны и в этом мире дурные
последствия, следующие за дурными поступками, ибо мы живем в мире, управляемом
незыблемыми законами, где из каждого семени вырастает неизбежно это,
а не другое растение. Смерть не изменяет ничего в нравственной и умственной
природе человека, и перемена состояния, вызванная переходом из одного
мира в другой, уносит его физическое тело, но самого человека оставляет
таким же, каков он был на земле.
Условия Камалоки повторяются
в каждом подразделении астральной сферы, так что можно говорить о семи
областях Камалоки... Мы уже видели, что материалы каждого из подразделений
астральной сферы входят в состав астрального тела, и особенность этих
материалов, состоит в том, что существа, пребывающие в одной области,
отделены от существ, находящихся в другой, и только обитатели одной
и той же области способны приходить в общение. Области эти, или подразделения
астральной сферы, отличаются одна от другой по плотности, и степень
плотности наружной формы обитателя Камалоки определяет границу, далее
которой он не может переступить. Эти различия в свойствах материи представляют
естественные препятствия для перехода из одной области в другую. Существа,
пребывающие в одной области, не могут приходить в соприкосновение с
существами из другой области так же, как рыба из морской глубины не
могла бы войти в общение с орлом, ибо среда, необходимая для жизни первой,
на орла подействовала бы разрушительным образом...
Во время земной жизни человека
различного рода астральные материи проникают в состав его астрального
тела так же, как частицы твердые, жидкие, газообразные и эфирные проникают
в физическое тело. Изменения, происходящие после смерти в астральном
теле, состоят в разделении этих материалов, сообразно их относительной
плотности, в целый ряд концентрических оболочек или «скорлуп», причем
самая тонкая располагается внутри, а самая плотная снаружи, и каждая
«скорлупа» образуется из материалов, извлеченных из соответствующего
подразделения астральной сферы. Таким образом, астральное тело становится
сочетанием из семи наложенных один на другой слоев, или семи-составным
покровом из астральной материи, в котором человек остается заключенным
до тех пор, пока распадение этого сложного покрова не освободит его.
Теперь становится понятным, какое огромное значение имеет очищение астрального
тела во время земной жизни. Человек задерживается в каждом подразделении
чистилища до тех пор, пока оболочка из материи, соответствующей проходимой
области, не распадется настолько, чтобы человек мог свободно продвигаться
дальше. Более того, степень его сознательности в каждом из семи отделов
астрального мира решает, будет ли он задержан в данной области или же
пройдет через нее в бессознательном состоянии, погруженный в «розовые
сновидения» и задержится там ровно на столько, сколько потребуется времени
для чисто механического процесса разложения его наружной оболочки.
Духовно развитой человек, очистивший
свое астральное тело настолько, что в его составные части входят только
наиболее тонкие частицы из всех подразделений астральной материи, проходит
через чистилище без всякого замедления, причем астральное тело его разрушается
с чрезвычайной быстротой, и он беспрепятственно направляется к пределу,
до которого его может допустить достигнутая им ступень эволюции.
Менее развитой человек, но который
вел жизнь чистую и воздержанную, который не отдавал души своей за земные
блага, пронесется менее быстро через чистилище, но тоже в мирной дремоте,
не сознавая окружающего, пока его ментальное тело будет постепенно освобождаться
от астральных оболочек, сбрасывая их одну за другой, чтобы проснуться
лишь после достижения небесной обители.
Еще менее развитые люди пробудятся
после прохождения низших областей и вернутся к сознанию в той области
чистилища, с которой была связана работа их сознания в течение земной
жизни; ибо сознание пробуждается лишь тогда, когда до него достигнут
привычные вибрации, хотя теперь они воспринимаются уже непосредственно,
через астральное тело, без помощи физического. Что касается людей, которые
жили, отдаваясь животным страстям, они пробудятся в подходящей для них
области, ибо каждый человек направляется в буквальном смысле «к своему
собственному месту».
Посмертные переживания людей,
выхваченных внезапно из физической среды, благодаря несчастному случаю,
самоубийству, насильственной смерти или иного рода внезапной кончине,
отличаются от переживаний умерших вследствие упадка жизненной энергии
от болезни или старости.
Если они были чисты и духовно
настроены, их после смерти усердно охраняют, и они спят счастливым сном
до окончания нормального срока их жизни. Но в других случаях, самоубийцы
или безвременно убитые сохраняют сознание и продолжают в течение некоторого
времени переживать последнюю сцену своей земной жизни, не замечая, что
они уже потеряли свое физическое тело и находятся в той области астральной
сферы, к которой принадлежат по составу наружного слоя своего астрального
тела; в этих случаях нормальный очистительный период начинается по истечении
естественного срока их земной жизни, а до тех пор они живо сознают как
свою астральную, так и свою физическую среду.
Человек, совершивший убийство
и казненный за это, переживает в чистилище снова и снова сцены совершенного
убийства и дальнейший ужас своего ареста и казни. У самоубийцы будут
автоматически повторяться чувства отчаяния и страха, которые предшествовали
его самоубийству, и он будет переживать свою предсмертную борьбу со
страшной настойчивостью. Одна женщина, погибшая среди пламени в настроении
дикого ужаса, в неистовых попытках спастись, создала вокруг себя такой
вихрь страстей, что пять дней спустя она все еще продолжала метаться
в отчаянии, воображая себя все еще среди огня и дико отталкивая старавшихся
успокоить ее, между тем как другая женщина, погибшая с ребенком на груди
в морской пучине во время ужасного шторма и сохранившая мужество и сердце
полное любви, погрузилась после физической смерти в мирный сон, наполненный
счастливыми яркими видениями любимых мужа и детей.
В более обыкновенных посмертных
переживаниях, смерть от несчастного случая все же приносит человеку
вред и бывает вызвана каким-либо серьезным его проступком, ибо сохранения
полного сознания в низших областях чистилища, тесно соприкасающихся
с землей, связано со многими тревогами и опасностями. Человек еще полон
всеми интересами и планами, которые наполняли его во время жизни, и
он сознает присутствие людей и вещей, которые связаны с ним: его почти
неудержимо толкает попробовать повлиять на дела, к которым все еще тяготеют
его страсти и чувствования, и он испытывает сильное влечение к земле,
хотя не имеет более физических органов деятельности. Единственное средство,
в таком случае, чтобы обрести покой, состоит в том, чтобы решительно
отвернуться от всего земного и обратить свое сознание на высшее; но
сравнительно немногие способны сделать такое усилие, даже и с помощью
тех, которые всегда готовы поддержать страдающих в астральной сфере,
обязанность которых и состоит в подании помощи покинувшим земной мир.
Нередко такие страдальцы, истомленные
своим беспомощным бездействием, ищут поддержки у медиумичных субъектов,
с которыми они могут вступать в сношения и через них снова вмешиваться
в земные дела: нередко они овладевают подходящими медиумами, чтобы пользоваться
их телами, чем и навлекают на себя большую ответственность в будущем.
Не без оккультных оснований английские священники включили в свои молитвы:
«От войны, убийства и от внезапной смерти избави нас, Господи!».
Теперь мы можем перейти к рассмотрению
одного за другим различных подразделений чистилища, чтобы получить некоторое
понятие о тех условиях, которые человек, благодаря своим наклонностям
и желаниям в течение физической жизни, приготовил для своего переходного
состояния, при этом, необходимо помнить, что степень жизненной энергии
в любой из астральных «скорлуп», а следовательно и срок заключения человека
внутри нее зависит от степени энергии, с которой в течение земной жизни
вибрировал в нем тот вид астральной материи, из которого скорлупа эта
состоит.
Если низшие страсти были в энергичной
деятельности, самые грубые частицы астральной материи будут заряжены
жизненной силой, и самое количество их будет сравнительно велико. Этот
закон действует во всех областях чистилища, и потому человек еще при
жизни может совершенно определенно знать, какое будущее готовит он себе
непосредственно после смерти.
П е р в о е или низшее подразделение
чистилища заключает в себе условия, описанные во многих индусских и
буддийских писаниях под названием «адов» различного рода.
Нужно помнить, что человек, переходящий
в одно из таких состояний, не освобождается от страстей и дурных желаний,
которые привлекли его сюда; они сохраняются - как часть его характера
- в скрытом виде в его душе, оставаясь в состоянии прозябания до тех
пор, пока для них не настанет время проявиться снова; время это настанет
тогда, когда начнет формироваться новое «тело желаний» для последующего
воплощения того же человека в физическом мире.
Пребывание человека в самой низшей
области чистилища зависит от присутствия в его «теле желаний» (Kama-Rupa)
материи, принадлежащей этой области, и он остается в ней узником, пока
большая часть этой материи не спадет с него, пока «скорлупа» не разложится
настолько, чтобы допустить соприкосновение человека со следующей высшей
областью.
Атмосфера этого места мрачна,
тяжела, печальна и подавляюща в необычайной степени. Она кажется наполненной
испарениями всевозможных злых проявлений, враждебных добру, и так оно
в действительности и есть. Создаются эти тяжелые вибрации людьми, которых
притянули в это мрачное место их злые страсти. Все желания и чувства,
которые способны вызвать содрогание, находят здесь материалы для своего
выражения. Это на самом деле самая мрачная из трущоб со всеми ее ужасами,
скрытая от физического зрения и выставленная здесь на показ во всей
своей обнаженной мерзости. Ее отталкивающий вид усугубляется еще и тем,
что в астральном мире внутренний характер выражается и внешним образом,
и человек, полный дурных страстей, олицетворяет их всею своею наружной
формой. Зверские аппетиты формуют астральное тело в звериные облики,
и отталкивающие человеко-животные формы представляют собой подходящие
оболочки для огрубевших человеческих душ. В астральном мире нельзя быть
лицемером и облекать грязные мысли покровом кажущейся добродетели. Каков
человек есть на самом деле, таков и его внешний облик: он или сияет
красотой, если его душа благородна, или же отталкивает своим безобразием,
если природа его была нечистая. Вот почему становится понятным, что
такие учителя как Будда, внутреннему зрению которого весь мир был открыт,
- могли описывать столь яркими красками все ужасающие признаки и картины,
которыми кишит подобный ад. Современные люди относятся с недоверием
к подобным изображениям только потому, что не знают, до какой степени,
после освобождения из тяжелой, лишенной пластичности физической материи,
все души являются в своем истинном подобии, в незамаскированном подлинном
виде. Если даже и в этом мире лицо развращенного и спившегося негодяя
принимает самое отталкивающее выражение, - тем более там, где пластичная
астральная материя принимает определенную форму при малейшей вибрации
преступного желания, - человек неизбежно появится в ужасающей форме,
меняющейся в самые разнообразные оттенки уродливости. Ибо не следует
забывать, что население - если можно так выразиться - этой низшей области
состоит из самых подонков человечества, из убийц, разбойников, жестоких
преступников всяких типов, пьяниц, развратников, отбросов человечества.
Здесь нет никого, кроме виновных в зверских преступлениях или в предумышленной
упорной жестокости, или же одержимых каким-либо гадким вожделением.
Единственные личности, не принадлежащие к этому низкому типу, которые
могут на время быть задержаны здесь, это - самоубийцы, люди, пытавшиеся
посредством самоубийства избегнуть земной кары за совершенные ими преступления,
которые такой заменой лишь ухудшили свое положение. Но не все самоубийцы
попадают сюда, потому что самоубийства совершаются под влиянием самых
разнообразных мотивов, и здесь задерживаются лишь те, которые кончают
с собою, чтобы избавиться от последствий совершенного преступления».
[12] с.65
«Относительно самоубийств,
- пишет Дэвид Хотч в своих посланиях, - я могу сказать только одно,
что если бы люди знали, что ожидает самоубийц, они оставались бы до
конца, несмотря на самые тяжелые условия». [14] с.46
«Взгляд Майерса на самоубийство
более практический, чем моралистический. Крайне негативное, угнетенное
душевное состояние самоубийцы в момент акта саморазрушения переносится
и в потусторонний мир, ставя самоубийцу в чрезвычайное положение в отношении
приспособления к новой жизни. Раз за разом пробуждаясь, приходя в себя
в стадии перехода к жизни после смерти, самоубийца не может понять,
что он уже перешел в другой мир. Он может впасть в полную панику, обнаружив,
что больше не в состоянии управлять своим физическим телом. Наконец,
в полной мере осознав, что он сам убил себя, он может глубоко сожалеть
о содеянном...
«Состояние души, ведущее
самоубийцу к самоубийству, - писал Майерс из иного мира через мисс Камминс,
- окутывали его, словно облако, из которого мы долгое время не можем
его освободить. Его эмоции и мысли, весь настрой его ума создают барьер,
который только он сам может преодолеть собственными напряженными усилиями,
мужественным самоконтролем и прежде всего тем, что изо всех сил своей
души призовет высшие существа помочь ему и освободить»». [8] с.99
Совершая акт суицида, напрасно
надеются эти несчастные на забытье, ведь источник своих страданий, находящийся
внутри духовного существа, они уносят с собой в другой мир. Благодаря
особенностям этого мира внутренние переживания облекутся там в чудовищные
формы и порождения, которые постоянно будут преследовать человека. Время
вытянется в вечность, а одиночество будет невыносимо. Какой бы мучительной
ни была боль физическая, душевная боль, терзающая каждое мгновение,
доводящая до исступления, до умопомрачения неизмеримо сильнее, глубже,
изощренней. В сравнении с этой безумной пыткой земные беды покажутся
сентиментальными расстройствами. Мы убеждены, что в этих жестких словах
нет преувеличения.
Однозначно осуждая самоубийство,
нельзя не сказать несколько слов о двух явлениях, которые формально
напоминают суицид тем, что инициатива к прекращению жизни идет от самого
человека, но фактически, не имеют с ним ничего общего. Речь идет об
отдельных случаях эвтаназии и о самопожертвовании. Нужно понять, что
важен не сам акт прекращения жизни в физическом мире и даже не желание
пойти на этот шаг, а только те мотивы, которые движут человеком. При
самоубийстве мы имеем попытку ухода от борьбы, при самопожертвовании
- самый высокий пример борьбы.
Выше уже упоминалось о том, как
важно последнее устремление для условий будущего существования человека.
Но самоубийца, доведенный до отчаяния, лишенный веры, а, значит, и сил,
подталкиваемый чувством жалости к себе, являет такое устремление, которое
неизбежно обеспечит ему «адовы» муки. Своими собственными руками он
надолго лишает себя возможности успокоения души.
Умирание самоубийц протекает
труднее и болезненнее, чем во многих других случаях смерти. Тяжко, плоть
от плоти, отделяется духовное существо от еще здорового и сильного тела.
«Если одному из таких существ предопределено жить, скажем, 80 или 90
лет, но который убил себя или был убит случайно, предположим в 20 лет,
пришлось бы провести в Камалоке не несколько лет, но в его случае 60
либо 70 в виде,... «блуждающего по земле», так как, по несчастью для
себя, он даже не «оболочка». Счастливы, трижды счастливы по сравнению
с ним те из развоплощенных сущностей, которые спят долгим сном и живут
во сне в лоне пространства!» [18] с.131
«В этой мрачной области
каждый человек является непосредственным создателем своих собственных
бедствий. Ни в чем неизменившиеся, кроме потери физического тела, люди
здесь выставляют на показ свои страсти во всей их наготе; и, полные
лютых неудовлетворенных стремлений, кипящие местью и ненавистью, жаждущие
физических удовлетворений, которыми, потеряв физическое тело, они уже
не могут наслаждаться, они рыщут разъяренные и алчные по этой мрачной
области, толпясь вокруг всех грязных притонов на земле, вокруг публичных
домов и кабаков, подстрекая их завсегдатаев к постыдным делам и к насилиям,
вселяясь в них, дабы вовлечь их во всевозможные излишества. Тошнотворная
атмосфера, распространяющаяся вокруг таких мест, происходит главным
образом от этих привязанных к земле астральных существ, испаряющих гнусные
страсти и нечистые желания». [12] с.66
Но не следует думать, что только
притоны являются областями действия этих мерзких существ, ведь их интерес
обращен на низкие эманации сознания людей, выражающиеся в проявлении
грубых эмоций и желаний. То есть, очень часто сами люди являются носителями
этих паразитов, где бы они ни были. Вот как говорит об этом Дэвид Хотч:
«Этот субъективный мир полон духами-ненавистниками. Они любят возбуждать
ссоры как здесь, так и на земле. Они забавляются злобным возбуждением
в других. Они приходят в радостное содрогание, соприкасаясь с ядом ненависти;
как некоторые люди упиваются морфием, также они упиваются всякой негармонической
страстью. Понимаете в чем опасность? Малейший зародыш гнева в вашем
сердце может питаться и воспламеняться огнем их ненависти. К вам лично
у них может быть полное безразличие, но чтобы удовлетворить свою злую
страсть, они могут привязаться к вам временно. Человек, привыкший сердиться
или искать отрицательное в других, бывает, наверное, окружен дурными
духами. Мне пришлось видеть толпу таких духов вокруг рассердившегося
человека, и как они вводили в него свой злой магнетизм, возбуждая его
снова, когда он - по естественной реакции - начинал успокаиваться. Но
иногда безличный интерес к ссорам становится личным; злобный дух этого
мира, убедившись, что в соединении с тем или другим человеком он может
постоянно испытывать злобное возбуждение, - может привязаться к своей
жертве; благодаря такой связи, жертва его будет постоянно предаваться
злобным порывам. Это одно из самых ужасных несчастий, которое может
выпасть на долю человека. Доведенное до конца, оно может превратиться
в одержимость и кончиться сумасшествием.
Тот же закон относится и к другим
дурным страстям, каковы похоть или скупость. Остерегайтесь чувственных
вожделений, берегитесь полового влечения, в которое не входит элемент
сердца или духовной симпатии. В этой области бывают столь ужасные явления,
что мне не хотелось бы говорить о них через вас.
Возьмем лучше случай, касающийся
жадности. Я видел скрягу, считающего свое золото, и видел страшные глаза
духов, наслаждавшихся его страстью. Золото имеет особое свойство, помимо
своего покупного значения и всех ассоциаций, соединенных с ним. Некоторые
духи любят золото, как его любит скряга, и с той же стяжательной, иссушающей
страстью. Я не хочу этим сказать, чтобы вы остерегались золота. Приобретайте
его, потому что оно полезно; но никогда не относитесь к нему с жадностью...»
[14] с.83
«Медиумы, за исключением
очень чистых и благородных характеров, являются чаще всего объектами
нападений таких духов, и слишком часто слабейшие из них, обессиленные
еще более пассивным предоставлением своего тела для временного пребывания
в нем других развоплощенных душ, бывают одержимы этими существами, последствием
чего является невоздержание и безумие». [12] с.66
Здесь настало время для специального
разговора о вреде медиумизма и спиритизма, о чем неоднократно упоминалось
ранее. Прежде всего необходимо отметить одну очень распространенную
ошибку, которую делают многие исследователи транскоммуникации и спириты.
Они убеждены, что контакты протекают с участием сознательных одухотворенных
сущностей - развоплощенных людей. Но это очень часто бывает не так.
Дело в том, что в астральной сфере в большом количестве встречаются
пустые оболочки, бывшие когда-то астральными телами человеческих существ.
Их называют «скорлупами» - астральными трупами людей. «В этих скорлупах,
которые отделились от их высших принципов, нет уже ничего общего с ними
(с высшими принципами людей). Эти скорлупы стремятся не к своим родственникам
и друзьям, а скорее к тем, кто родственен им по своей низшей природе...
Само собой разумеется, то, что неотвратимо притягивает нас на земле,
на ней и остается и не может следовать за душой и духом - этим высшим
принципом человека». [44] с.400
«Такие «скорлупы» несутся
туда, куда астральные течения направляют их, и они могут быть временно
оживлены (если они не слишком сильно разложились) магнетизмом воплощенных
душ и как бы возвращены на короткое время к некоторому подобию деятельности.
Они всасывают такой магнетизм, как губка всасывает воду, и затем принимают
обманчивый вид жизненности, повторяя более энергично те вибрации, к
которым они привыкли при жизни. Последние вызываются током мыслей, привычных
и для отшедшей души, и для друзей и родных, оставшихся на земле, такая
оживленная «скорлупа» может весьма удовлетворительно сыграть роль общающегося
«духа»...» [12] с.73
«С ужасом и отвращением,
- писала Елена Петровна Блаватская, - я часто наблюдала, как такая ожившая
тень отделялась от медиума, как, отделившись от его астрального тела,
она воплощалась в тело другого, родственного по переживаниям человека.
А этот другой, придя в восхищение, широко раскрывает свои объятия такой
тени, убежденный, что это его дорогой отец или брат, восставший из смерти,
чтобы убедить его в вечной жизни. Ах, если бы они знали действительность,
если бы они видели! Если бы только они могли видеть, как это часто видела
я, как такая бестелесная сущность овладевает кем-то из присутствующих
на спиритическом сеансе. Она окутывает человека как бы черным покрывалом
и затем немедленно исчезает в нем, как если бы поры этого человека всосали
ее.»
В одном из писем к своим родным
Блаватская так резюмирует свои наблюдения у семьи Эдди:
«Таким или иным способом мы создаем подобия
тел умерших наших родственников... Я с определенной целью посетила однажды
семью одного сильного медиума, жившую вблизи Эдди, наблюдала
его целые две недели и проделывала эксперименты, которые я, конечно,
не разглашала. Я наблюдала эти бездушные тела, земные, телесные тени
тех, души и дух которых по большей части уже давно их оставили, но скорбь
живущих заставляла ушедших поддерживать свои полуматериальные тени.
Такие тени сотнями толпятся у медиумов и их посетителей.
Не только эти привидения ассимилировали
астральное тело медиума, но медиум В.Эдди бессознательно из ауры посетителя
создавал облик его умершего родственника или друга. Было страшно наблюдать
этот процесс! Это часто делало меня больной, у меня кружилась голова.
Но мне надо было смотреть. Единственное, что можно было сделать, это
держать эти отвратительные существа на расстоянии от себя. Следовало
видеть, как спиритуалисты приветствовали эти тени! Они плакали и радовались
вокруг медиума, который был весь покрыт этими материализовавшимися тенями.
Но мое сердце часто обливалось кровью. Я часто думала: «Если бы они
могли видеть то, что вижу я!» Если бы они только знали, как с их помощью
возрождались непреодоленные страсти и земные мысли ушедших людей. Весь
этот груз, который не может сопутствовать освобожденной душе и который
остается в земной атмосфере, с помощью медиума и окружающей его публики
становится видимым. Невидимый астральный мир - это то место, где «тени»
задерживаются после смерти. Это реальность, о которой писали древние
в своих сказаниях». [44] с.401
Что же касается той логики ответов
и «информированности», на которые ссылаются спириты, защищая точку зрения,
что они общаются непременно с душами умерших людей, то, пожалуй, лучше
всего будет привести следующий фрагмент: «...Также и с оболочкой; раз
только в ауре медиума есть все, что он (астральная оболочка человека)
замечает через занятые органы медиума и тех, кто в магнетической симпатии
с последним, он увидит очень ясно, но не более того, что оболочка может
найти в познавательных способностях и памяти кружка и медиума. Отсюда
часто разумные и высокоинтеллигентные ответы, отсюда также совершенное
забвение вещей, известных всем, за исключением этого медиума и круга.
Оболочка высокоинтеллигентного ученого, но совершенно не духовного человека,
который умер естественною смертью, будет существовать дольше и с помощью
тени его собственной памяти - тень, являющаяся отбросом шестого принципа,
оставленного в пятом, может произносить речи через находящихся в трансе
и повторять, подобно попугаю, о том, что он знал и очень много размышлял
в течение своей жизни. Но найдите мне один-единственный пример в анналах
спиритуализма, где возвратившиеся оболочки Фарадея или Брэвстера (ибо
даже они были вовлечены в ловушку медиумистического притяжения) сказали
хотя бы одно слово более того, что они знали в течение своей жизни.
Где же та ученая оболочка, которая доказала бы очевидность того, что
приписывается по отношению к «развоплощенным Духам» - именно, что свободная
душа, Дух, освобожденный от оков тела, познает и видит то, что сокрыто
от живых, смертных глаз? Бесстрашно вызывайте спиритуалистов на бой»...
[18] с.117
«Также нужно понять, что
неподготовленные и духовно нетвердые люди, занимающиеся спиритизмом,
открывают себя для всякого рода одержания, и кто может сказать, когда
наступит та степень одержания, при которой жертва уже не будет в состоянии
освободиться от своего поработителя. Именно этими послушными орудиями
пользуются темные силы, чтобы через них проникать в светлые начинания
и предательски разрушать их. Безумцы не понимают всей страшной опасности,
которой они подвергают себя, позволяя потусторонним сущностям проникать
в свою ауру. Медиумы и слабые психики, не имея духовного синтеза, часто
становятся добычей темных шептунов». [27] с.349
«Можно даже отметить любопытный
факт, что большинство медиумов и психиков (за редкими исключениями)
не отличались высокими умственными способностями. Именно особенность
организма, в случае медиумов, и нарушенное равновесие, в случае психиков,
задерживают правильное развитие высших центров, иногда даже совершенно
парализуя их. Вот почему мы не преклоняемся перед медиумами, но скорее
сожалеем их. Ибо по своему строению медиум от рождения открыт для всех
внешних влияний. Воля медиума легко подчиняется одержателям, которыми
кишат низшие слои тонкого мира, и, конечно, опасность в том, что медиум
не сознает своего подчинения». [27] с.356
Касательно же писем Дэвида Хотча,
на которые мы неоднократно делали ссылки, и будем делать впредь, считаем,
что необходимо привести его собственное объяснение и совет:
«Вам, может быть, известно,
что во время земной жизни я исследовал спиритизм, как я исследовал многое
из области оккультного, стараясь всегда уловить ту долю истины, которая
скрывалась за подобными явлениями; но я был и тогда убежден и теперь,
что исключая один случай - когда желаешь дать научно обставленное наглядное
доказательство, что такие вещи могут быть - во всех других случаях погоня
за духами есть не только потеря времени, но и абсолютный вред для тех,
которые участвуют в этой погоне.
Это может странно звучать со
стороны так называемого «духа», да еще вошедшего в общение с вашим миром.
Если для кого-либо это прозвучит так, я тут не причем. Пусть я покажусь
непоследовательным, но я все же твердо стою за вред всякого рода безответственного
медиумизма.
Если бы в действительности было
так, что на каждом медиумическом сеансе появляется только такое потустороннее
существо, которое имеет сказать нечто важное и искреннее, тогда - другое
дело; но этот мир полон праздношатающимися, также как и земной мир.
Так как наш мир заселяется из вашего мира, - естественно, что наше население
того же сорта, что и ваше. Оно не особенно изменилось, пройдя через
врата смерти. Скажите, могли бы вы посоветовать хорошо воспитанной и
тонко чувствующей женщине сесть посреди Гайд-Парка и предложить всем,
проходящим мимо толпами, подходить к ней и говорить через нее, или прикасаться
к ней и говорить, и смешивать свой магнетизм с ее магнетизмом? Вы содрогаетесь,
но это содрогание было бы куда сильнее, если бы вы видели то, что вижу
здесь я.
Кроме того, тут есть еще другой
разряд существ, которых теософы называют «элементалями»... Поэтому не
будьте слишком уверены, что стучащий в ваш письменный стол или в другую
вашу мебель есть непременно дух вашего усопшего дедушки. Это может быть
не более, как слепая и очень жаждущая сущность, устремляющееся сознание,
пробующая воспользоваться вами, чтобы ускорить свою собственную эволюцию,
желающие проникнуть в вас, чтобы через вас испытать земные вибрации.
Возможно, что эта слепая сущность
не повредит вам, но может случиться, что вред от нее будет большой.
Поэтому лучше не поощрять их попыток проникать через покров, который
отделяет вас от них; ибо покров этот тоньше, чем вы думаете...» [14]
с.57
Вернемся же к прерванному повествованию
Анни Безант о первом низшем подразделении астральной сферы:
«Казненные убийцы, беснуясь
от ужаса и от страшной жажды мести, переживая снова и снова, как мы
уже сказали, свое преступление и все ужасные последствия его, окружают
себя атмосферой устрашающих мысле-образов и, привлекаемые к человеку,
вынашивающему внутри себя мстительные, злые намерения, они подталкивают
его к действенному выполнению того, над чем он внутренне сосредоточивается.
Иногда там можно видеть человека, неустанно преследуемого своей убитой
жертвой, не могущего избавиться от нее, несмотря на все усилия убежать
от страшного преследователя, с упорной настойчивостью всюду настигающего
его. Убитый, если только он сам не из самых низких человеческих типов,
находится при этом в состоянии бессознательности, и именно эта бессознательность
и придает особый ужас его чисто механическому следованию за убийцей.
Здесь же находится и «ад» вивисектора,
потому что жестокость притягивает в астральное тело человека наиболее
грубые материалы и наиболее дурные составы астральной материи, и вивисектор
живет здесь среди толпящихся вокруг него образов его многочисленных
жертв, стонущих, дрожащих, воющих от боли. Они оживлены, но не животной
душой, а теми вибрациями страстей, которые чем они были сильнее, тем
долее продолжают жить после физической смерти в астральном теле животного;
эти вибрации, пульсирующие ненавистью к истязателю, повторяют с автоматической
правильностью его самые мучительные опыты, благодаря той силе последних
переживаний, которыми закончилась земная жизнь замученного существа.
Не мешает напомнить еще раз,
прежде чем покинем эту печальную область, что здесь нет произвольного
наказания, назначенного извне, но лишь неизбежные осуществления причин,
созданных человеком во время его земной жизни. Если он на земле поддавался
дурным побуждениям, и следовательно притягивал к себе и вносил в свое
астральное тело грубые материалы, которые одни только и в состоянии
вибрировать в ответ на скверные побуждения, - он тем самым неизбежно
создавал тюрьму для своей души, и тюрьма эта должна быть разрушена,
чтобы могла освободиться его душа. Так же неизбежно, как пьяница должен
жить в своем отталкивающем теле и отравленном теле здесь на земле, так
же должен он жить в своем не менее отталкивающем астральном теле и там.
Что посеешь, то и пожнешь. Таков закон во всех мирах и избежать его
нельзя. Следует еще прибавить, что астральное тело там нисколько не
хуже, чем оно было при жизни человека на земле, когда он создавал вокруг
себя атмосферу, насыщенную дурными астральными токами; люди только не
замечают этого безобразия, так как на земле они астрально слепы. Кроме
того, мы можем утешиться при мысли об этих несчастных наших братьях
и тем, что страдания их лишь временны, и представляют необходимый урок
для их души. Сильно нарушая законы природы, они с такою же силою научаются
познавать эти законы и неизбежность тех бедствий, которые происходят
от пренебрежения к ним. Урок, который они не хотели выучить в течение
земной жизни, захваченные водоворотом своих собственных похотей и желаний,
дается им здесь и будет даваться в последующих жизнях до тех пор, пока
зло не будет вырвано с корнем, и человек не поднимется для лучшей жизни.
Уроки природы строги, но в конце концов они милосердны, потому что ведут
к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия.» [12]
Использованная литература
См. 8
лекцию (Архив журнала)