Дав в предыдущей лекции представление
о ментальной сфере, мы можем обратиться теперь к характеристике человеческого
существа или Мыслителя. Мы должны понять кто же мы есть на самом деле
и что в нас вечно, а что преходяще. Не в этом ли заключается одна из
главных целей нашей земной жизни? И для этого вовсе не обязательно дожидаться
физической смерти. Здесь важно само желание искать истину. Наличие такого
желания и усилия, которые Вы затрачиваете на поиск, способствуют раскрытию
Вашего сознания, его эволюции.
Так и «...состояние сознания
Мыслителя в Девакане зависит вполне от той точки, до которой достигла
его эволюция. На ранних ее ступенях, сбросив свои низшие оболочки, он
будет дремать в полной бессознательности. Жизнь его будет тихо пульсировать
внутри него, претворяя все малейшие результаты последнего земного существования,
которые способны войти в состав его существа; но при этом он не будет
сознавать окружающую среду. Но по мере того, как он развивается, именно
этот период его жизни становится все более важным и занимает все большие
размеры в его посмертном существовании. Он становится самосознающим,
благодаря чему начинает сознавать и окружающую среду; перед я раскрывается
не я, и память развертывает перед ним панораму его жизни, простирающуюся
назад в глубину прошедших времен. Он видит причины, которые вызвали
необходимые последствия в последнем из его земных существований; он
изучает и те причины, которые сам создавал в последнем воплощении: он
претворяет и вносит в строение своего «пребывающего тела» все, что было
наиболее благородного и высокого в последней его земной жизни и, путем
внутренней деятельности, развивает и приводит в гармонию весь накопленный
опыт своей души». [12] с.101
«Возвратимся теперь к изучению
Мыслителя и его оболочек, какими они являются у людей на земле. Тело
мысли, обуславливающее сознание в четырех низших подразделениях ментальной
сферы, ментальное тело составлено из агрегатов материи названных четырех
подразделений... Мыслитель не есть ментальное тело, но он пользуется
им для проявления себя настолько, насколько это возможно в низшей ментальной
области...
а) У неразвитого человека ментальное
тело лишь мало заметно; оно состоит из небольшого количества неорганизованной
ментальной материи, преимущественно из ее низших видов... Оно приводится
в движение почти исключительно влияниями, идущими от низших тел, слабо
вибрируя под воздействием астральных волнений, возникающих от соприкосновениями
с материальными объектами путем органов чувств.
Невозбуждаемое астральными вибрациями,
ментальное тело остается почти в полном покое, но даже и в ответ на
их бурные толчки его вибрации остаются медленными и ленивыми. Внутри
у него нет никакой определенной деятельности и эти сильные удары извне
необходимы, чтобы пробудить в нем какой бы то ни было определенный ответ.
Чем сильнее удары, тем лучше для роста человека, потому что каждая ответная
вибрация помогает развиваться зачаточному ментальному телу. Шумные удовольствия,
гнев, бешенство, боль, ужас - все эти страсти, производя вихри в астральном
теле, пробуждают слабые вибрации в ментальном теле, и именно эти вибрации
пробуждают к деятельности ментальное сознание, заставляя его прибавить
нечто и от себя к впечатлениям, идущим на него извне... Впечатления,
воспринимаемые ментальным телом, более постоянны, чем впечатления астральные
и кроме того, они способны сознательно воспроизводиться им. С этим вместе
возникает память и воображение; последнее отливается постепенно в определенную
форму по мере того, как образы внешнего мира действуют на материю ментального
тела и формируют ее частицы по своему образу и подобию. Эти образы,
возникающие от соприкосновения с органами чувств, собирают вокруг себя
наиболее грубую ментальную материю; зарождающиеся силы сознания воспроизводят
эти образы, и таким образом собирается запас картин, которые начинают
вызывать действия, инициативой для которых является желание снова испытать
те вибрации, которые доставляли удовольствие, и избежать такие, которые
вызывали боль.
Достигнув этого свойства, ментальное
тело начинает действовать на астральное и пробуждает в нем желания,
которые в животном дремлют до тех пор, пока тот или другой физический
стимул не пробудит их. Поэтому в неразвитом человеке появляется такая
ненасытная жажда чувственных наслаждений, которой не бывает в животном
мире, такие вожделения, такая рассчитанная жестокость, которые совершенно
чужды неразумным животным. Пробуждающиеся силы разума, порабощенные
чувствами, делают из человека гораздо более опасного и дикого зверя,
чем все животные... Но все эти самые излишества приводят и к необходимому
их исправлению посредством страдания, которое они вызывают, и эти же
вытекающие отсюда опыты действуют на сознание и вызывают новые образы,
над которыми в свою очередь работает воображение...
Благодаря этой борьбе между вибрациями,
создаваемыми образами страсти, и вибрациями, создаваемыми образным воспроизведением
пережитых опытов, растет ментальное тело, начинает развиваться определенная
его организация и проявляться все большая и большая инициатива относительно
внешней деятельности.
Тогда как назначение земной жизни
- накапливать опыты, смысл промежуточной жизни между смертью и новым
рождением состоит в том, чтобы претворять эти опыты в индивидуальные
свойства; благодаря этому, при каждом новом возвращении на землю Мыслитель
приносит с собой все более возрастающий запас способностей, которые
и воплощаются в его новом ментальном теле. Таким образом неразвитый
человек, разум которого в рабстве у страстей, поднимается на следующую
ступень и ум его делается полем битвы, на котором страсти и умственные
силы воюют с перемежающимся успехом; то колеблясь, то поддаваясь им,
человек постепенно приобретает власть над низшей своей природой.
б) У человека среднего уровня
ментальное тело увеличено в объеме, являет уже некоторую степень организации
и содержит значительное количество материи, принадлежащей ко второму,
третьему и четвертому подразделениям ментальной сферы. Общий закон,
регулирующий все построение и все видоизменения ментального тела, основан
на том же принципе, который действует и в низших областях астрального
и физического миров: упражнение усиливает и совершенствует, бездействие
атрофирует и под конец разрушает.
Каждая вибрация, возникающая
в ментальном теле, производит перемену в его составе, выбрасывая из
затронутой вибрацией части ту материю, которая не может вибрировать
в ответ, и заменяя ее соответствующими материалами, которые имеются
в безграничном количестве вокруг. Чем чаще повторяются одни и те же
вибрации, тем более развивается затронутая ими часть ментального тела;
отсюда... происходит вред, причиняемый ментальному телу чрезмерной специализацией
умственных сил. От такого одностороннего расходования этих сил происходит
однобокое развитие ментального тела: оно становится соответственно переразвито
в области, где эти силы постепенно действуют, и настолько же недоразвито
в других частях, не менее важных. Необходимо добиваться, гармонического
и целостного общего развития, а для этого необходим спокойный самоанализ
и ясно поставленные цели саморазвития...
Таким образом, человек среднего
уровня может работать над собой, убеждаясь с радостью, что он успешно
сопротивляется натискам низшей природы и что последняя теряет свою власть
над ним по мере того, как он изгоняет из своего ментального тела все
частицы, способные отвечать на ее вибрации. Таким путем состав ментального
тела все более усовершенствуется, в него вводятся наиболее тонкие составные
части четырех низших подразделений ментальной сферы, пока она не приобретет
той сияющей и прекрасной формы, которой отличается тело духовно развитого
человека.
в) У духовно развитого человека
из этого тела все более грубые соединения уже удалены, так что чувственные
объекты не находят ни в нем, ни в тесно связанном с ним астральном теле
соответствующих материалов, способных сочувственно вибрировать в ответ
на их вибрации. Тело это состоит из тончайших соединений, входящих в
состав четырех подразделений низшего ментального мира, с большим преобладанием
материалов третьего и четвертого подразделений, благодаря этому, ментальное
тело делается отзывчивым на высшие интеллектуальные проявления, на тонкие
вибрации, идущие от воплощенной в искусстве красоты, на чистые колебания
высших эмоций.
Такое ментальное тело дает возможность
Мыслителю, облеченному в него, проявляться гораздо полнее во всех трех
мирах; такое тело становится постепенно совершенным орудием деятельности
в низшей ментальной сфере и отвечает легко на каждый импульс, исходящий
от Мыслителя...
Общие свойства «тела мысли» зависят
от прошлых жизней Мыслителя на земле... Все, что может сделать воспитание,
это - доставлять такие стимулы, которые могли бы содействовать росту
уже имеющихся полезных свойств, а с другой стороны - искоренению тех
свойств, которые нежелательны. Развитие врожденных свойств, а не загромождение
ума массой фактов - вот цель истинного воспитания; отношение к памяти,
как к отдельной способности, неправильно, потому что память зависит
от внимания, то есть от постоянного сосредоточения мысли на изучаемом
предмете и от естественного сродства между предметом и умом. Если предмет
нравится, другими словами, если ум имеет склонность к нему, в памяти
не будет недостатка, предполагая, что и необходимое внимание будет приложено.
Поэтому воспитание должно вырабатывать привычку сосредоточения и постоянного
внимания и должно быть направлено согласно врожденным способностям воспитанника...
Внешние очертания Ego или Мыслителя
имеют овальную форму; вот почему Елена Петровна Блаватская говорит о
ментальном теле, которое сохраняется на протяжении всех воплощений,
как об «аурическом яйце». Составленное из материи трех высших подразделений
ментальной сферы, оно чрезвычайно прозрачно и нежно, и представляет
собою оболочку отличающуюся необычайной тонкостью даже и при своем возникновении;
по мере же своего развития, оно принимает сияющий вид неземной красоты,
что вызвало для него название «Светозарное». [12] с.89
«Что такое Мыслитель? Это - божественное
Я, ограниченное и индивидуализированное этим тонким телом, материалы
для которого извлечены из высших подразделений ментальной сферы. Эта
материя, обволакивающая луч Божественного Я, живой луч Единого Света
и Единой Жизни вселенной, отделяет этот луч от его Источника, заключает
его внутри тончайшей оболочки из своей субстанции и таким образом делает
его «индивидуальностью».
Все силы самой жизни остаются
скрытыми, непроявленными: все здесь в возможности, в зачатке, так же
как дерево скрыто в микроскопической зародышевой точке в зерне. Это
зерно опускается в почву человеческой жизни, чтобы его скрытые силы
пришли под влиянием света и радости и дождя слез в состояние деятельности,
и чтобы питалось оно теми соками, которые мы зовем испытаниями, до тех
пор пока зародыш не разрастется в могучее дерево...
Человеческая эволюция есть эволюция
Мыслителя; он облекается в низшей ментальной, в астральной и физической
сферах в свои тела; изнашивает их в продолжении земной, астральной и
низшей ментальной жизни, сбрасывает их последовательно на каждой ступени
жизненного цикла, переходя из одного мира в другой, но все время сохраняет
внутри себя плоды, которые он собрал при помощи этих тел в каждом из
трех миров. Вначале такой же бессознательный, как младенец в своем земном
теле, он дремал из жизни в жизнь, пока испытания, действовавшие на него
извне, не разбудили к деятельности некоторые из его скрытых сил; постепенно
он принимал все более и более участия в устроении своей жизни, пока,
достигнув зрелого возраста, не взял всю свою жизнь в собственные руки
и не принял на себя все увеличивающуюся ответственность за будущую судьбу
свою». [12] с.89
«Когда Мыслитель претворил все
плоды последней своей земной жизни в ментальное тело, он сбрасывает
и его, и пребывает - ничем не обремененный - на своей собственной родине.
Все умственные способности, которые проявлялись на низших уровнях, вносятся
в «пребывающее тело» вместе с сущностью всех пережитых страстей, которая
была внесена в ментальное тело, когда последнее сбросило с себя астральную
скорлупу в Камалоке; все эти силы и способности остаются в скрытом состоянии
внутри «пребывающего тела» до тех пор, пока не попадут в такие условия,
в которых они могли бы проявиться. После этого, ментальное тело, последняя
из всех временных оболочек пребывающего человека, в свою очередь разлагается,
а составные его части рассееваются в ментальной сфере, откуда они были
извлечены, когда Мыслитель спускался в последнее свое воплощение. Сохраняется
неприкосновенным лишь одно «пребывающее тело», которое воистину можно
считать нетленной сокровищницей всех жизненных опытов, достойных сохранения.
После этого Мыслитель, описавший полный круг своего долгого странствования,
пребывает до следующего воплощения в своей собственной родной стране».
[12] с.100
Здесь самое время еще раз обратиться
к классификации начал человека, представленной в одной из предыдущих
лекций и вспомнить, что ментальное тело есть выражение низшего аспекта
человеческой души (Низшего Манаса), а выражением высшего ее аспекта
(Высшего Манаса) является пребывающее тело, соответствующее по структуре
тем подразделениям ментальной сферы, которые мы назвали «без формы»
и откуда Ego начинает свою чисто человеческую эволюцию.
«Рост пребывающего тела, который
вместе с божественным сознанием образует Мыслителя, чрезвычайно медленен.
Его техническое название - «проводник закона причинности», потому что
он собирает внутри себя результаты всех пережитых опытов, а эти последние
действуют как причины, созидающие будущие жизни. Только одно это тело
и сохраняется среди остальных тел человека, которые действуют как проводники
в течении различных воплощений; ментальное, астральное и физическое
тела строятся снова для каждой новой жизни; по мере того, как каждое
из них умирает, оно передает всю жатву жизни следующему за ним телу,
и таким образом все результаты жизни скопляются под конец в одном «пребывающем»
теле.
Когда Мыслитель возвращается
в новое воплощение, он высылает свои силы, создавшиеся из всего пережитого
опыта, последовательно в ментальный, астральный и физический миры и
облекается в одно тело за другим, соответственно своим проявлениям в
прошлом. Рост самого «пребывающего тела», как сказано, весьма медленный,
ибо оно может вибрировать только в ответ на воздействия, которые в состоянии
выражаться лишь в тончайшей субстанции, из какой оно само состоит, вплетая
их таким образом в самую ткань своего существа. Поэтому страсти, которые
играют такую большую роль на ранних ступенях человеческой эволюции,
не могут влиять непосредственно на его рост. Мыслитель может перерабатывать
в себе только те опыты, которые могут быть воспроизведены в вибрациях
«пребывающего тела» и последние должны принадлежать к ментальной области
и быть или высоко-интеллектуальными, или высоко-нравственными по своему
характеру, иначе тонкая субстанция этого тела не в состоянии ответно
вибрировать на них.
Не трудно, размышляя над этим,
убедиться, как мало может обыкновенный человек - в своей обыденной жизни
- дать материалов, пригодных для роста своего высшего тела... Упорство
же в дурных жизненных путях действует косвенно на «пребывающее тело»
и приносит более вреда, чем простое замедление роста; слишком продолжительное
упорство вызывает даже неспособность отвечать на вибрации, создаваемыми
противоположными добрыми началами, и таким образом происходит продолжительная
остановка роста даже и после того, как человек отказался от зла. Чтобы
непосредственно вредить «пребывающему телу», требуется зло высокоинтеллектуального
и утонченного вида, то «духовное зло», которое упоминается в различных
Писаниях мировых религий. Это бывает, к счастью, очень редко, так же
редко, как и духовное добро, и встречается лишь среди высоко развитых
душ, следует ли он по правому, или по левому Пути. Правый или Белый
Путь тот, который ведет к ступени Адепта, посвятившему себя служению
миру, Левый или Черный Путь тот, который тоже ведет к ступени Адепта,
но такого, который разрушает плоды эволюции и стремится к личным эгоистическим
целям.
Обитель Мыслителя, Вечного Человека
находится в пятом подразделении ментальной сферы. Большая часть человечества
пребывает здесь, едва-едва пробужденная, все еще в периоде младенчества...
Этот Вечный Человек, индивидуализированное Божественное Я, является
действующим лицом в каждом теле, в которое он облачен; его-то присутствие
и дает это чувство «Я» одинаково и телу и душе, то «Я», которое, будучи
самосознательно, обманчиво отождествляет себя с той из оболочек, в которой
оно действует наиболее энергично. Для чувственного человека его Я сливается
с физическим телом и с природой желаний; из каких извлекает он свои
радости и мыслит себя и их как одно, ибо вся его жизнь в них. Для ученого
его Я заключено в разуме, потому что из деятельности последнего вытекают
все радости ученого, и в нем сосредоточена вся его жизнь. И только немногие
могут подняться до абстрактных высот духовной философии и почувствовать
Вечного Человека как свое истинное «Я», одаренное памятью, способной
охватить все прошлые жизни, и надеждою, которая в состоянии объять все
будущие рождения...
Метод познавания Чистого Разума,
заключенного в «пребывающем теле», есть интуиция; самая природа его
есть знание, и он узнает истину сразу, как сродную с собой. Менее тонкие
вибрации выходят за пределы «пребывающего тела», привлекая материю низшей
ментальной области, и эти вибрации являются тем, что нам известно как
низший Manas или малый разум, иными словами - более грубые энергии высшего
разума, выраженные в более плотной материи; эти-то вибрации мы и называем
интеллектом, в который входят: суждение, умозаключение, воображение,
сопоставление и другие умственные способности; он создает конкретные
мысли и метод его есть логика; он доказывает, рассуждает, делает выводы.
Его вибрации, действуя посредством астральной материи на эфирный мозг,
а отсюда на плотный физический мозг, вызывают в последнем вибрации,
которые являются тяжелыми и медленными воспроизведениями вибраций разума
- тяжелыми и медленными потому, что их энергия теряет много из своей
быстроты, приводя в действие частицы более тяжелой материи. Это ослабление
ответа, когда вибрация начинается в разряженной среде и затем переходит
в более плотную, известно всем, изучающим физику. Ударьте в колокол
на воздухе и он будет звучать ясно, и тот же звук, произведенный в наполненной
водородом среде, даст самый слабый результат. Так же слабо реагирует
мозг в ответ на быстрые и тонкие вибрации мысли; тем не менее это все,
что большинство людей знает, как свое «сознание». [12] с.93
«Жизнь непрерывна: нерожденная,
вечная, постоянная, она не погибает с уничтожением тел, которые облекают
ее. Так же верно было бы вообразить, что небо обрушится, если разобьется
глиняный горшок, как утверждать, что душа погибнет, когда тело разложится
на составные части». [12] с.108
После всего сказанного мы можем
более точно охарактеризовать разницу между категориями «личность» и
«индивидуальность».
"Личность состоит из преходящих
оболочек, посредством которых Мыслитель действует в физическом, астральном
и низшем ментальном мирах, и из всех тех деятельностей, которые соприкасаются
с этими мирами. Деятельности эти связаны звеньями памяти, возникшими
благодаря впечатлениям, оставленным на трех низших телах; а благодаря
отождествлению Мыслителя со своими оболочками, возникает и личное Я.
На низших ступенях эволюции это Я связано с физическим и астральным
проводниками, в которых и проявляется наиболее энергичная деятельность;
позднее оно бывает связано с ментальным проводником, который и становится
преобладающим. Таким образом личность с ее преходящими чувствами, желаниями
и страстями образует из себя как бы независимое существо, хотя она и
извлекает все свои силы из Мыслителя, которого облекает собой; и так
как ее свойства, принадлежащие низшим мирам, бывают часто в прямом противоречии
с вечными интересами Живущего в теле, то и возникают конфликты, в которых
победа склоняется то на сторону временных наслаждений, то на сторону
вечного. Жизнь личности начинается только тогда, когда Мыслитель построит
свое новое ментальное тело, и существование ее продолжается только до
тех пор, пока это ментальное тело не распадется в низшей области Девакана.
Индивидуальность же заключает
в себе самого Мыслителя, бессмертное дерево, которое выбрасывает из
себя личности, подобно листьям, длящимся в весеннюю, летнюю и осеннюю
пору человеческой жизни. Все, что листья воспринимают в себя, претворяется
в сок, циркулирующий по их венам, осенью же этот сок вливается в родной
ствол, а сухой лист отпадает и погибает. Лишь Мыслитель живет вечно,
тот, для которого "час не пробъет никогда", тот, вечно юный,
который по выражению Бхагавад-Гиты, надевает и сбрасывает тела так же,
как человек надевает на себя новые одежды и снимает старые. Каждая личность
представляет собою роль для бессмертного Актера, который выступает на
подмостки жизни снова и снова, и в переживаемой им жизненной драме каждый
принятый им на себя характер есть дитя предшествовавшего и отец будущего.
Таким образом, жизненная драма есть непрерывающаяся история одного и
того же действующего лица, которое последовательно разыгрывает различные
роли". [12] с.110
Как бы ни приятно было человеку
находиться в Девакане, наступает момент, когда ему надлежит идти на
новое воплощение. Спустившись из высших слоев ментального плана в низшие,
он, при посредстве естественных сил, строит из соответствующей материи
ментальное тело, посредством которого он будет мыслить в новом воплощении.
Это новое тело мысли отличается от того, в которое он был облачен в
последний свой визит на землю. Весь пережитый опыт последнего воплощения
находит свое отражение в новом теле, переплавляясь в характер, склонности,
навыки, таланты и т.д.
После построения ментального
тела человек «опускается» в астральную сферу и из соответствующих его
природе материалов этой сферы создает свою астральную оболочку, которая
будет выражать его эмоции и психические проявления в новом воплощении.
Затем, уже в физическом мире, человеком создаются последовательно эфирное
тело, отвечающее за энергетику организма и, наконец, в утробе матери
человек формирует свое физическое тело - скафандр, в котором ему предстоит
выйти в физический мир.
Следует особо отметить, что от
родителей человек наследует лишь чисто внешние физические особенности.
Все же внутренние свойства: характер, наклонности, способности, талант
и гениальность, человек добывает в своих прежних воплощениях. Новая
личность не есть «чистый лист», на котором воспитателям можно писать
все, что угодно, не есть следствие передачи генетической информации
от родителей; маленький человек несет в себе скрытый до времени внутренний
потенциал, принесенный из прежних воплощений, которому предстоит, подобно
бутону цветка, раскрыться в новых условиях существования. Сходство же
определенных черт характеров родителей и детей объясняются, во-первых,
изначальным родством душ, которое и притянуло именно этого человека
именно к этим родителям, а, во-вторых, подражанием, которое неизбежно
для ребенка, который приобщается к этому миру, научаясь у близких ему
людей.
Прежде всего следует сказать,
что необходимым условием воплощения является желание самого сознания
обладать физическим телом, причем неважно является ли оно осознанным
(то есть для вполне конкретных задач, которые необходимо осуществить
на земле) или неосознанным, как результат привязанностей и привычек.
Ничего удивительного нет в том, что для обычного человека самим критерием
существования является наличие своего физического тела, всвязи с чем
ощущение обладания этим снарядом, ограничивающим свободу нашего сознания
и будет одной из сильнейших привычек.
Итак, для начала таинственного
процесса зарождения в материю необходимо чтобы желание воплотиться достигло
определенной напряженности, иными словами необходим такой запас жизненной
энергии, который бы обеспечил осуществление весьма непростых метаморфоз
духовного существа, предшествующих появлению в физическом мире. Прежде
чем возникнет прочная связь сознания с зародышем физического тела в
чреве матери необходимо, чтобы низшие принципы человеческого существа
(эфирное тело, тонкое тело и низший манас) последовательно были сброшены,
унося с собой черты личности предыдущего воплощения. Для среднего сознания
этот процесс не может протекать осознанно в силу того, что оно действует
только посредством этих низших принципов. Ими же обуславливается его
способность восприятия и память. Следовательно, для такого сознания
наступает сон без сновидений, который завершается пробуждением в беспамятстве
во время родов в крохотном трепещущем младенце.
«Для каждого Мыслителя, перед
новым возвращением его на землю, приходит момент ясновидения. На одно
мгновенье он видит все свое прошлое и причины, созданные в этом прошлом,
которые будут действовать в его будущем, и общие очертания его ближайшего
воплощения развертываются перед ним без покрова. Затем облака материи
низшего типа начинают волнообразно носится вокруг него и затемнять его
зрение, а с пробуждением способностей низшего разума, последние начинают
вибрировать и собирать вокруг себя материалы из низших подразделений
ментальной сферы, из которых и возникает ментальное тело для начинающейся
новой главы из вечной истории его жизни»... [12] с.101
«...Когда душа спускается в материю,
готовясь к новому рождению, она вступает в то, что называется потенциальностью,
и все ее силы нужны для великого усилия, чтобы сформировать новое тело
и приспособить его. После рождения, когда глаза уже раскрылись, и легкие
расширились для принятия воздуха, задача становится уже легче, и тогда
возможно, что не вполне израсходованная энергия сможет перекинуть мост,
через отделяющую оба мира пропасть. Но те, которые готовятся стать матерями,
нередко смутно чувствуют, какой душе они дают приют. Если они даже не
сознают всего значения этого чуда, которое совершается через них, у
них бывают странные сны и видения, которые можно назвать прозрением
в прошлые воплощения нерожденного ребенка. Они видят неведомые страны,
в которых зарождающееся в них существо жило в прошлом; они испытывают
желания, в которых сами не могут отдать себе отчета - отражение желания,
которое не более, как скрытое влечение нерожденного; они испытывают
непонятные страхи, которые не более, как отголоски его прежних страхов
и недугов. Мать, которая питает действительно великую душу, может в
течение этого периода созидания сама вырасти духовно в такой мере, которая
намного превышает ее собственные нормальные возможности. Тогда как мать
нерожденного преступника испытывает нередко такие странные извращения,
которые совсем не соответствуют обыкновенному настроению ее души. Если
бы женщины были бы достаточно сознательны и осведомлены, они могли бы
по своим ощущениям и мыслям судить о том, какого рода души готовятся
стать их детьми; зная это, они могли бы подготовить себя для соответствующего
руководства своих детей. Требуется больше знаний, как тут, так и везде».
[14] с.67
«Дух получает связь с плодом
в момент зарождения. - писала Елена Ивановна Рерих. - Он начинает входить
с четвертого месяца, когда формируются первые нервные и мозговые каналы.
Утверждение позвоночника создает следующую ступень овладения. Замечателен
момент рождения, когда сознание духа вспыхивает ярко, а затем вливается
в материю. Были даже случаи произнесения слов».
«В течение утробной жизни ментальное
тело тесно переплетается с низшими оболочками, и эта связь становится
все теснее и теснее на протяжении всего детского возраста, пока, на
седьмом году жизни, оболочки эти не придут в соприкосновение с самим
Мыслителем, насколько данная ступень эволюции позволяет это. И тогда
он начинает слегка контролировать свои оболочки, если последние уже
достаточно развились, и то, что мы называем совестью, есть его повелевающий
голос...» [12] с.109
Настало время сказать слово еще
об одной важной теме, имеющей непосредственное отношение к содержанию
настоящей беседы. Речь пойдет об аборте.
Абортом называют искусственное
прерывание беременности. Официальная медицина весьма лояльно относится
к этому, по словам Гейдта «кошмарному преступлению против закона перевоплощения,
которое по своим последствиям оценивается хуже убийства». [38] с.14
«... Сейчас по этому поводу распространяется
столько гнуснейшей литературы, - писала в письме от 19 июня 1933 года
Елена Ивановна Рерих, - и даже с благословения духовных пастырей, некоторые
из них открыто высказываются за предотвращение рождений... Не трудно
представить себе, сколько страданий приносит духу, готовому к воплощению,
насильственное пресечение его, уже начавшейся, жизни или даже хотя бы
предотвращение зарождения духа, привлеченного кармою. Какую тяжкую карму
готовят себе невежественные и преступные родители уничтожением плода!»
И далее: «...Конечно, здесь не
может быть двух мнений - аборт есть самое определенное убийство. Следовательно,
он может быть допущен лишь там, где жизнь матери в опасности. Но неправильно
думать, что женщина, совершающая аборт, всегда притягивает лишь низших
духов. Следует принять во внимание сложную карму всей семьи. Часто можно
наблюдать, как в семье, один из членов которой негодяй, рождаются неплохие
дети. Карма связывает целые группы людей на долгие и долгие тысячелетия.
И часто даже высокий дух имеет не безукоризненных родителей... Также
не чистилище тонкого мира заключается в предотвращении рождения, но
лишь преступление родителей. Ибо нет более мощного чистилища, нежели
жизнь земная, если напряжены все потенциальности индивидуума». [38]
с.15
Жизнь земная... и жизнь вечная...
Насколько нам удалось донести эту идею? Наше время по особому остро
ставит вопрос будущего. Все то, что раньше казалось незыблемым и стабильным
в одночасье сметается разбушевавшимися стихиями. Как жить в этом бурлящем
мире без веры в будущее?! Веры, основанной не на авторитетах, а на понимании
и голосе собственного сердца. Воистину, вера в бессмертие дает человеку
тот стержень, который не могут сломить никакие внешние обстоятельства.
Сколько бы ни было несчастий, трудностей, лишений, болей и бед, все
они - конечны, и неминуемо разобьются о непоколебимое спокойствие Вечности.
Помочь людям обрести этот стержень, понять и поверить в формулу « Я
есмь » есть главная задача всех кто желает людям добра.
"Всякий, кто не верит в
будущую жизнь, - писал И.Гете, - мертв и для этой" [6] с.195. Только
тогда человек сможет обрести уверенность, когда поймет для чего живет,
логику же жизни можно понять только с позиций Вечности...
Завершить же эту последнюю лекцию
мы хотим напутствием людям, полученным из-за невидимой черты от прекрасного
и мудрого человека - Дэвида Хотча. Почувствуйте сколько энергии и любви
к Жизни в его словах:
«О, эта радость борьбы! Это -
основная нота бессмертия, основная нота могущества. Пусть это будет
моей последней вестью, направленной к людям. Скажите им, чтобы они радовались
всем видам борьбы, чтобы они восхищались бесконечными возможностями
сочетаний и творчества, чтобы они жили в каждом данном миге, готовясь
в то же время для далекого будущего, и чтобы они не преувеличивали значения
временных падений и разочарований.
Когда они перейдут в этот наш
мир и увидят свои жизни в перспективе, они убедятся, что большинство
их тревог было ничтожно, и что все лучи света и все тени были необходимы
для полноты картины. И у меня были и свет, и тени, но я не жалею ни
о чем. Учитель радуется затруднениям, как сильный пловец наслаждается
сопротивлением воды.
Если бы я только мог показать
вам, какая сила возникает, когда встречаешь борьбу не только мужественно,
но и с радостью! Вы видели, как наслаждается здоровый мальчик борьбой.
Его кровь обращается быстрее, его нервы напрягаются; но только тот,
кто сохраняет самообладание, может оказаться впереди.
Жизнь есть сражение. Мы облекаемся
в материю, чтобы победить ее, - иначе она победит нас. Нет ничего во
вселенной сильнее человеческой воли, если она направлена сосредоточенной
силой. Каковы бы ни были ваши силы, напрягайте их как можно сильнее
в жизненной борьбе.
И помните, что противники ваши
- не другие люди, а условия. Если вы будете бороться с людьми, и они
в свою очередь будут бороться с вами; но если вы будете бороться с обстоятельствами,
они будут поддаваться вам, сопротивляясь ровно настолько, чтобы держать
ваши мускулы в здоровом напряжении.
И не забывайте закона ритма -
он в основе всего на свете. Рассчитывайте на ритм. Он никогда не обманывал
и никогда не обманет. Следите за вашим собственным высоким приливом
и плывите с ним; когда же настанет неизбежный отлив, или отдыхайте,
или размышляйте. Вы не можете избегнуть ритма. Вы превзойдете его, действуя
в согласии с ним.
Вы можете также пойти вспять
и обрести юность, ибо и время имеет свой прилив и отлив; и имеется много
струй на высоко вздымающемся жизненном приливе.
Чувствую, что я много не досказал.
Но мы снова увидимся с вами». [14] с.108
Использованная
литература
См. 8 лекцию в рубрике Архив