Светлов А.В.
Лекция 8. Реинкарнация. Аргументы и факты. Часть II. Логические доводы.
Продолжая тему предыдущей беседы остановимся немного на современных исследованиях, которые непосредственно касаются темы нашей лекции, поставляя интереснейший фактический материал.
В последнее время начали развиваться специальные методы погружения людей в так называемые "необычные состояния сознания". Ниже приводим впечатления журналиста М.А. Дмитрука от методики Станислава Грофа (известного ученого из США, доктора медицины, председателя Международной ассоциации трансперсональной психологии) и субъективные переживания некоторых участников советско-американского эксперимента, который проходил в Москве во Всесоюзном центре психиатрической эндокринологии при НИИ психиатрии в 1990 году:
"В зале убрали стулья, окна закрыли шторами, в углу установили звуковую аппаратуру. Посторонний наблюдатель мог бы подумать, что здесь готовятся к дискотеке. Но вот принесли спортивные маты - может будет аэробика? Действительно, из раздевалки вышли двадцать человек разного возраста в спортивных костюмах. Разложили маты по кругу и уселись на них. В центре встал Станислав Гроф, его жена Кристина расположилась около звуковой аппаратуры. Люди в спортивных костюмах легли на маты и закрыли глаза. Они расслабились и оставались почти неподвижными до конца занятий, а точнее - сеанса погружения в необычные состояния сознания.
Перед его началом Станислав Гроф рассказал об удивительных переживаниях, которые обычно испытывают участники сеансов. Но попросил собравшихся не настраиваться на тот или иной вид переживаний - они возникают спонтанно и бывают совершенно непохожи на те, что ожидали.
А сам метод очень прост. Надо спокойно лежать с закрытыми глазами и слушать ритмическую музыку - настраиваясь на нее, регулировать свое дыхание. Сначала оно у всех будет ускоренным. Но потом каждый сам узнает, как ему нужно дышать.
Иногда испытуемые так глубоко погружаются в свой внутренний мир, что теряют контроль над телом. Они могут бессознательно совершать опасные движения, порой начинаются судороги... Поэтому с каждым испытуемым должен быть человек, который поможет в трудную минуту. Его называют ситтером: в переводе с английского сиделка. Когда она не знает, что делать с подопечным, на помощь придут ассистенты Станислава Грофа или он сам.
Но даже потеряв контроль над телом, испытуемый способен контролировать сознание. Он все время отдает себе отчет, что с ним происходит. И потому в любой момент может попросить ситтера или ассистентов вывести его из необычных состояний сознания. Для этого надо сказать лишь одно слово - "стоп". Даже если окружающим кажется, что переживания благотворны для испытуемого, еще немного - и он избавится от своих проблем, они все равно должны выполнить просьбу подопечного... Но забегая вперед, скажу: ни один из двадцати человек не сказал "стоп" - каждый остался доволен сеансами.
Итак, испытуемые легли на коврики. Рядом расположились их ситтеры. Громко зазвучала ритмичная музыка. Она была удивительно красивой, но совершенно незнакомой. Оказывается, организаторы эксперимента специально подобрали такие произведения, которые не могли знать советские слушатели, чтобы ничего не напоминало о привычном мире, и они смогли мысленно унестись в неведомые миры, где все необычно и неожиданно.
Я начал быстро дышать... Казалось, что звуковые вибрации пронизывают все тело. И вдруг почувствовал, что музыка вызывает во мне ответные вибрации. Сначала они появились в пальцах рук и ног. От них к центру тела словно струилась энергия. Когда она достигла головы, в сознании стали появляться яркие образы. Я увидел себя... со стороны. Вокруг меня плясало белое пламя. Я был весь охвачен огнем, но не чувствовал страха или боли. Это было холодное, приятное пламя. Казалось, что оно проникает внутрь меня и сжигает все нездоровое, дурное, что накопилось в теле и душе. Я чувствовал, что во мне идет целительный процесс небывалой силы. Часто вибрации становились такими сильными, что я трясся как в лихорадке, но при этом не испытывал болезненных ощущений. Казалось, потоки энергии и огня наполнили и захлестнули мое тело. Тут начались настоящие судороги, но и они не доставляли страданий. Наоборот ощущения были приятными.
Вдруг мне захотелось... плакать. Хотел сдержаться, но по лицу уже текли слезы. Они не вызывали чувства горечи или стыда, я почему-то ощущал радость. Но вот огненные струи пересеклись в одном месте - области таза. Они медленно раскручивались - казалось, что во мне рождается вихрь. В его центре начались сильнейшие вибрации и судороги. Я почувствовал чудовищное напряжение и боль в нижней части живота. Хотел закричать о помощи, но челюсти тоже были сведены судорогами. Я не мог даже вздохнуть. Неужели это кома?
Но неожиданно мышцы расслабились - я ощутил блаженную легкость, почти невесомость. Потом начались непроизвольные движения. Тело то прогибалось назад, то скрючивалось. При этом я выпячивал и втягивал живот. В нем опять появились напряжения и боль. Когда это повторилось несколько раз, меня неожиданно осенило: да ведь я... рожаю. Эти периодические судороги - не что иное, как схватки.
Я ожидал пережить все что угодно, но только не это. Ведь у меня даже нет органов, которые могут давать такие ощущения. А может, это нечто подобное фантомной боли: у человека давно нет руки, а он до сих пор страдает от раны, которая была в ней? Но разве я имел когда-нибудь женские органы? При всей наивности вопроса ответ на него отнюдь не однозначен...
На следующем сеансе мы с ситтером поменялись местами - теперь в мои обязанности входило помогать человеку, погружающемуся в глубины своего "Я". Многодетная Елена оказалась очень спокойной подопечной - тихо лежала на коврике весь сеанс. Правда, иногда пальцы ее рук принимали неестественное положение и холодели - но достаточно было до них дотронуться, как гибкость и тепло возвращались. Несколько раз Елена открывала глаза и с удивлением разглядывала свои ладони, словно впервые их увидела. Но мало ли что может почудиться в необычных состояниях сознания. Однажды лицо моей подопечной сморщилось, как у младенца, по щекам потекли слезы. Казалось, что она переживает свое рождение... На самом деле воспоминания были совсем другие.
"Я видела себя... мужчиной, - рассказала она после сеанса. - Он стоял на верхней площадке пирамиды, у которой почему-то не было макушки (Елена не знала, что усеченные пирамиды строили американские индейцы в доколумбовы времена). Мои руки были связаны, и я ждала, то есть ждал, смерти. У меня должны были... вырезать сердце (действительно существовал такой обряд принесения в жертву индейским богам, но Елена не знала и об этом).
После смерти я увидела себя парящей над пирамидой, - продолжала она. - Что это - душа отделилась от тела? Не знаю. Только видела вокруг удивительно красивый, золотой туман. Я блаженно плавала в нем, освещенная каким-то неземным светом...
"Сначала я испытала блаженное ощущение невесомости, - рассказывает Вера (сотрудница Всесоюзного центра психиатрической эндокринологии).- Казалось, что мое тело погружено в жидкость. Оно находится в емкости яйцеобразной формы. Потом поняла, что это были околоплодные воды, а я плавала в них в позе эмбриона. Вдруг появились другие ощущения - словно я закована в какой-то деревянный скафандр и освобождаюсь от него, испытывая невероятное блаженство. Опять возникла невесомость. Только теперь казалось, что я парю в воздухе: мое тело поднялось над полом и медленно смещалось в горизонтальном положении. Я видела какое-то неземное сияние... Неужели такое блаженство испытывает новорожденный? После этого сеанса я целый месяц находилась в необычном для меня приподнятом настроении". [40] с.9
Упоминавшийся выше профессор из университета в Вирджинии Ян Стивенсон, исследовал 20 человек, которые в необычных состояниях сознания, полученных аналогичным способом, пережили воспоминания реинкарнации. Среди них было много детей, рассказывавших странные вещи. Мол, когда-то они жили не в южных городах, а в северных деревнях и были там... взрослыми людьми. Дети в мельчайших подробностях описывали быт индейских племен, называли имена аборигенов, рассказывали об их внешности, характере, привычках. На основе этих описаний ученый определил места, где можно попытаться найти такие деревни. Он поехал на север Аляски. И был несказанно изумлен, когда действительно обнаружил там селения и людей, о которых рассказывали дети...
В необычных состояниях сознания люди рассказывают такие подробности о культуре древних эпох, которые известны лишь немногим историкам и археологам. А ведь среди пациентов бывают маленькие дети или взрослые с низким уровнем интеллекта, которые просто не способны изучать эти науки”. [40] с.20
Для того, чтобы понять значения всех этих фактов в свете перевоплощения следует подробнее объяснить два базовых понятия концепции реинкарнации, а именно, понятия “личность” и “индивидуальность”.
Прежде всего нам следует различать понятия "личность" и "индивидуальность". Личность охватывает собой характер, привычки, склад ума - то, что имеет в нас конкретное имя и фамилию. За чертой смерти физического тела личность постепенно растворяется, передовая весь свой опыт и память последней жизни в Архивы Памяти индивидуальности. Индивидуальность, как духовная сущность, принадлежащая высшим мирам, является центром нашего истинного "я". Она нетленна и лишь трансформируется посредством опыта, приобретенного личностями в которые она облекается. Весьма образно поясняет смысл этих категорий Анни Безант:
"Личность состоит из преходящих оболочек, посредством которых Мыслитель действует в низших мирах, и из всех тех видов деятельности, которые соприкасаются с этими мирами. Деятельности эти связаны звеньями памяти, возникшими благодаря впечатлениям, оставленным на низших телах; а благодаря отождествлению Мыслителя со своими оболочками, возникает и личное Я. На низших ступенях эволюции это Я связано с физическим и астральным проводниками, в которых и проявляется наиболее энергичная деятельность; позднее оно бывает связано с ментальным проводником, который и становится преобладающим. Таким образом личность с ее преходящими чувствами, желаниями и страстями образует из себя как бы независимое существо, хотя она и извлекает все свои силы из Мыслителя, которого облекает собой; и так как ее свойства, принадлежащие низшим мирам, бывают часто в прямом противоречии с вечными интересами Живущего в теле, то и возникают конфликты, в которых победа склоняется то на сторону временных наслаждений, то на сторону вечного. Жизнь личности начинается только тогда, когда Мыслитель построит свое новое ментальное тело, и существование ее продолжается только до тех пор, пока это ментальное тело не распадется в низшей области Девакана. (Необходимо пояснить, что под санскритским термином “Девакан” здесь понимается одно из подразделений проявленной реальности, в котором человек пребывает после смерти физического тела).
Индивидуальность же заключает в себе самого Мыслителя, бессмертное дерево, которое выбрасывает из себя личности, подобно листьям, длящимся в весеннюю, летнюю и осеннюю пору человеческой жизни. Все, что листья воспринимают в себя, претворяется в сок, циркулирующий по их венам, осенью же этот сок вливается в родной ствол, а сухой лист отпадает и погибает. Лишь Мыслитель живет вечно, тот, для которого "час не пробьет никогда", тот, вечно юный, который по выражению Бхагавад-Гиты, надевает и сбрасывает тела так же, как человек надевает на себя новые одежды и снимает старые. Каждая личность представляет собою роль для бессмертного Актера, который выступает на подмостки жизни снова и снова, и в переживаемой им жизненной драме каждый принятый им на себя характер есть дитя предшествовавшего и отец будущего. Таким образом, жизненная драма есть непрерывающаяся история одного и того же действующего лица, которое последовательно разыгрывает различные роли". [12] с.110
"Это-то понятие о человеке, как о духовной сущности, - пишет далее Анни Безант, - принадлежащей высшим мирам, и лежит в основе идеи перевоплощения. Человек приходит на Землю, занимает подготовленное для него тело; он еще не божественен в своем проявлении, ему предстоит путем долгого опыта и множества уроков научиться владеть материей. Он переходит по ту сторону смерти, чтобы путем страдания понять сделанные им ошибки и путем наслаждения усвоить принадлежащие ему правильные мысли и чувства, а во время более поздней части этой посмертной жизни он перерабатывает то, что собрал на Земле. Преобразив опыты в силы и способности, как ментальные, так и моральные, он возвращается обратно и входит в более совершенное тело подходящее для более полно раскрывающегося духа, который и есть он сам. С этим телом он проходит свой следующий опыт земной жизни, снова перерабатывая в других мирах опыты в способности, причем по мере того, как он развивается, жизнь после смерти удлиняется, и так все дальше, и дальше, и дальше до тех пор, пока он не взберется от дикаря до той точки, где он станет человеком, достигшим совершенства. Это длинная жизнь, состоящая из множества дней, а каждый ее день - это то, что мы называем жизнью. Как человек, хотя он и живет в течении множества дней земной жизни, остается тем же человеком, также и тот, для которого каждая жизнь есть лишь один день в его длинном паломничестве, остается одним и тем же человеком. Так из жизни в жизнь, двигаясь вперед, причем его прошлое выражается как характер и совесть, человек становится, наконец, совершенным. На этой ступени перевоплощение для него прекращается, ему больше нет надобности рождаться в мир, ибо он усвоил его уроки" [36] с.57.
Фактические доказательства истинности концепции перевоплощения должны быть дополнены и усилены логическими аргументами. С этой задачей блестяще справилась Анни Безант:
"Я хочу указать вам на три причины необходимости перевоплощения:
1. Оно необходимо с логической точки зрения, - чтобы удовлетворить разум; без него жизнь безнадежная загадка, задача, не поддающаяся разрешению. Нет более острого и мучительного страдания для разума, чем ощущение безнадежной непостижимости всего окружающего. Мы можем перенести все, если мы в состоянии понять это. Не страдание и печаль являются истинным бедствием человеческой жизни, истинное бедствие исходит от разума, ощупью движущегося во тьме среди явлений, понять которые он не в состоянии. Ибо кажется, что нет разумности в запутанном мире. А там, где нет разумности, нет порядка, не может быть и надежды. А перевоплощение делает всю жизнь понятной: поток света изливается на человеческую жизнь и получается возможность видеть ее в ее зарождении, в ее эволюции и цели... Благодаря закону перевоплощения перед человеком открывается возможность творить самого себя; из жизни в жизнь, накопляются опыты и превращаются в качества; на каждой новой ступени своего паломничества он растет, собирая эти опыты и кристаллизуя их в способности. Всякую, присущую вам добродетель, вы строите в течение вашей преисполненной блаженства жизни на небесах. Каждый недостаток указывает на добродетель, которую еще предстоит приобрести. Даже для самого медлительного из нас достаточно времени, поэтому наша победа неизбежна и конечный результат обеспечен. Вы - хозяин своего будущего характера, а потому и своей судьбы. Вот один ряд доводов в пользу перевоплощения, предоставляемых теософией: необходимость превращения дикаря в мудреца, зачаточного человека в победоносного Сына Божия.
Но оно необходимо не только в виду этого. Возьмите, например, новорожденного младенца, скоро после своего рождения умирающего. Предположите, что перевоплощения нет, - каков смысл этой кратковременной жизни? Если вы возьмете обычное христианское представление - я беру христианство, потому что оно утратило учение о перевоплощении, хотя когда-то оно и обладало им и теперь начинает возвращаться к нему - как можете вы объяснить тайну этой смерти? Имеет ли человеческая жизнь, опыт, приобретаемый на земле, какое-либо непреходящее значение, или нет? Если вы скажете, что имеет, и что этот опыт будет иметь ценность во время бессмертной жизни, тогда значит, этот несчастный ребенок навсегда лишен возможности приобрести подобный опыт и никогда не сможет восстановить потерянного. Если этот младенец не вернется на землю для другого рождения, тогда значит, у него отняли бесценное достояние человеческой жизни и никакие небеса не смогут заменить его, ибо там нельзя приобрести земных опытов, и от этого он будет беднее. С другой стороны, если вы скажете, что младенец ничего не теряет, и если истинно что наша судьба навеки зависит от результата этой земной жизни, тогда печальная участь ожидает не умирающего младенца, а нас, ибо нам, продолжающим жить в течение долгих лет, предстоит пройти через заботы, несчастья, грех, и под конец мы рискуем попасть в ад, в то время, как младенец не рискует ничем, не испытывает несчастий, и все же под конец он оказывается в таком же благоприятном положении, как и мы. Все становится сразу непонятным. Но люди говорят, что это тайна и что мы не должны проникать в дела Божии, ибо это не позволено. Такие-то ответы и порождают скептиков. Бесполезно говорить людям, чтобы они не "вникали", когда им дан разум как раз для того, чтобы вникать. Нет ничего такого, что человек не имел бы права изучать; до тех пор пока он не изучил, он не может сказать способен ли он понять или нет. Все вопросы ищущего имеют оправдание.
Есть и другое затруднение. Каков смысл всех свойств, создаваемых нами с такими усилиями и с такими страданиями даже в течение одной жизни? Человек проходит через длинную жизнь и становится мудрым; мы спрашиваем у пожилого человека совета и считаем, что его указания ценнее, чем указания юного и легкомысленного человека. Но он умирает как раз в тот момент, когда представляет наибольшую ценность, когда из опытов жизни он добыл золото мудрости и попадает в рай или ад. И в том и в другом случае мудрость бесполезна. В этих людях, зрелых в мудрости, нуждается земля и, если наиболее мудрых и благородных забирают в те миры, где нет возможности применить запасенную ими мудрость, в те миры, где мудрость бесполезна, потому что каждый либо безвозвратно спасен, либо безвозвратно проклят, тогда вся человеческая жизнь становится неразумной и весь человеческий опыт выбрасывается в мусорную кучу природы. Чем по более разумным и логическим линиям идет ваша мысль, тем более неизбежным представляется перевоплощение.
2. Перевоплощение необходимо с научной точки зрения. Современная наука больше не в состоянии отвечать на осаждающие ее вопросы. Тогда, когда Дарвин опубликовал свою теорию эволюции, все старались свести к передаче качеств от родителей к детям и к борьбе за существование, обеспечивающей для этой передачи лучших родителей. Но, если родители не передают своих качеств детям, то весь ключ к прогрессу, данный Дарвином, теряется, ибо все основано на этой передаче. Основанием, почему Дарвин хотел, чтобы продолжалась борьба, служит то, что единственную надежду на человеческий прогресс он видел в борьбе. Только таким образом мог слабый быть убитым, а сильный выжить, чтобы стать родоначальником последующих поколений... Единственным методом прогресса по Дарвину является передача приобретенных в индивидуальной борьбе качеств. Но не таков взгляд современного ученого: теперь он говорит, что родители не передают своих умственных и нравственных качеств потомкам, наоборот, говорит он, чем выше умственный уровень, тем слабее способность к воспроизведению. Он заявляет, что гений бесплоден... Где семьи, произведшие Бетховена и Моцарта и других великих музыкантов? Везде наука повторяет ту же истину: умственной и нравственной наследственности не существует, гениальность не передается. Если перевоплощение не истинно, то это указывает на конец человеческого прогресса...
Возникает другой научный вопрос: как развиваются общественные свойства? Путем борьбы за существование? Но в этой борьбе успехом пользуются те, кто обладает этими свойствами менее всего. В современной коммерческой борьбе возвышаются не лучшие люди, а худшие; умные - да, но и не добросовестные. Человек, строящий свое состояние на разорении тысяч семейств, становится обладателем многих миллионов и берется другими за образец... Покойный доктор Гексли в своей последней лекции в Оксфорде... показал, что человек развивается не тем, что попирает слабых, но тем, что заботится о них, покровительствует, помогает им; что человеческими свойствами являются сострадание и нежность, применение силы к охране слабого и беспомощного. И он подвел итог этому в фразе, заимствованной им у одного Учителя теософии и преисполненной глубокой истины: "Закон выживания наиболее приспособленного - закон развития животных, закон же развития человека - закон самопожертвования". Но если мы не возвратимся назад, чтобы собрать плоды самопожертвования в виде большей способности помогать, это не может быть истинным, ибо человек, жертвующий собой, умирает и, если он не возвращается, его свойства погибают для человечества, а его судьба заставляет других отступить перед жертвой...
Как правило, дети рождаются во время молодости родителей, а не во время их старости, когда они собрали плоды опыта и превратили их в мудрость. Отец и мать растут благодаря супружеской и родительской жизни; способность к самопожертвованию питается в них слабостью детей, их потребностью в помощи; поэтому самые благородные и продвинутые люди проявляют высшие добродетели в зрелой жизни, когда время деторождения проходит. Ясно, что ребенок может унаследовать только те добродетели, которыми его родители обладали при его рождении, если он вообще может наследовать от них какие бы то ни было качества. Таким образом, народонаселение пополняется главным образом при посредстве молодых и потому более легкомысленных родителей; когда мать созревает, время деторождения проходит. Здесь мы опять встречаемся с затруднением, которое может быть разрешено только при помощи перевоплощения. Ибо, если перевоплощение - истина, ничто не пропадает. Ежедневное самопожертвование матери и отца ради своих детей кристаллизуется на небесах в самопожертвование ради всех нуждающихся в помощи, в добродетель, создающую святого, героя, мученика. Этот закон высшего мира совершенно согласуется с научным взглядом на сохранение энергии и ненарушимость силы в низшем мире. Эволюция или вернее раскрытие сознания, при котором оно требует все лучших и лучших тел для своего выражения в материи, дает науке двигательную силу эволюции и показывает две стороны человеческой природы - разум и тело, развивающимися рука об руку в долгом процессе восхождения человека.
3. По-моему наиболее могущественный довод в пользу перевоплощения - это третий: необходимость его с нравственной точки зрения, ибо, если перевоплощение не истина, справедливость и любовь должны быть низвергнуты. Есть две другие возможности: одна из них состоит в том, что для каждого нового рождения Бог творит человека; другая - наследственность. В первое верит большинство христиан. Обе они делают человека бессильным и беспомощным в тисках судьбы, влиять на которую он не может. Когда ребенок родится в мир, он не родится с разумом, подобным чистому листу бумаги, на котором вы можете писать что угодно. Никто, знающий детей, не может отрицать, что ребенок приходит в мир с известным характером, с известными чарами, свойствами, способностями и недостатками, и вы должны принимать его таковым, каков он есть. Наш брат мусульманин говорит, что при рождении человека его судьба висит у него на шее. В общем это правда, ибо человек приходит в мир с готовым характером. Вы до известной степени можете сформировать и изменить его, но возможности ваши крайне ограничены. Как сказал Людвиг Бюхнер: "Природа сильнее воспитания". Если правда, что человек творится каждый раз заново, где же тогда справедливость, не говоря уж о любви? Один рождается врожденным идиотом, другой - гением, один - калекой, другой - сильным, один - жадным, другой - великодушным. Различия эти обнаруживаются в детской, нет, даже прежде, чем младенец выучивается ходить. Кто создал эти различия? Бог? Это ведет за собой несправедливость, царящую во вселенной, это подразумевает беспомощность и потому безнадежность человека...
Пойдемте со мной в трущёбы, где дома от старости прогнили, пропитаны грязью и нетронуты солнцем и воздухом. Пойдемте по узкой грязной дороге, заваленной гниющими овощами, в маленький двор. Спустимся вниз по сломанным ступенькам, ведущим в подвал; солнце туда никогда не заглядывает; воздух, которым приходится дышать собравшимся там бедным людям, тяжкий, грязный и гадкий. В углу подвала на куче грязных тряпок, лежит женщина. Она только что подарила жизнь ребенку. Посмотрите на форму его головы и черты его лица: у него нет лба, череп срезан от бровей к затылку, образуя почти острый угол. Ребенок этот - прирожденный преступник: он будет обладать сильными страстями и слабым разумом; он обречен на преступления и бедствия во время всей своей жалкой жизни на земле. Он - бедный, несчастный смертный с человеческим духом, заново сотворенный руками Божьими, говорят нам. Мать - уличная проститутка, а отец? Может пьяный матрос из доков - кто знает? Ребенок этот с самого детства слышит лишь скверные слова, грязные выражения и проклятия. Его младенческие уста учатся лепетать проклятия, прежде чем он способен понять, что они означают. Его воспитывают ударами и пинками, посылают воровать, а если он не принесет украденного, чтобы заплатить за свое пропитание, его, голодного, посылают спать без ужина. И так из года в год. Он ничего не знает ни о любви, ни о доброте, ни о ласке, до тех пор, пока будучи еще ребенком, не попадет он в руки полиции. Тогда еще не было детских судов и ребенка - вора посылали в тюрьму в толпу взрослых преступников для того, чтобы он вышел оттуда худшим, чем пришел туда. Для него закон - враг, а не помощник и учитель. Никто не учит его, все против него; теперь на нем печать тюрьмы, хотя это, правда, имеет для него мало значения. Он переходит от одного преступления к другому, от одного наказания к другому; сбитый с толку, приведенный в замешательство, дикий, этот несчастный плод современной цивилизации становится привычным преступником, известным в каждом суде. Наконец, в порыве страсти, а может быть в минуту опьянения, он слишком сильно ударяет своего товарища и убивает его. Закон хватает его в последний раз. Сидя на скамье подсудимых, он молча слушает приводимые против него показания. Сбитого с толку, несчастного, его ведут назад в проклятую камеру, а затем в холодное зимнее утро - на виселицу, а с виселицы его мертвое тело бросают в могильную яму на тюремном дворе. А потом? Что вы будете с ним делать? Ясно, что он слишком скверен для рая, да он и не был бы счастлив там, и все же вы не можете отослать его в вечный ад - человека, никогда не имевшего благоприятного случая. Это - история не одного человека, а многих людей всех цивилизованных стран. Как будто творческая рука не могла сделать лучшего. Но лучшее возможно: в том же самом Лондоне, в другом только доме, рождается ребенок, окруженный всеми возможностями, среди чистой обстановки, приветствуемый нежной родительской любовью. У него хорошо сформированный череп, точеное лицо, говорящее о чутких эмоциях и высоких идеалах - голова гения. За ним наблюдают с тщательной заботливостью, его лаской втягивают в добродетель и нежностью в благородство, так же как первого толкали пинками на преступление. Он никогда не слышит о грязи. Его мать и отец руководят его шагами и оберегают их. Ему дается лучшее воспитание; из школы он переходит в колледж, оттуда в университет. Его превозносят, заваливают наградами за способности, которых он не создавал; он переходит от одной радости к другой; Всевышний покровительствует ему настолько же, настолько он отвергал первого. И как первый умирает, прожив жизнь полную преступления, так этот умирает после жизни, преисполненной славы, оплакиваемый своим народом, с именем, внесенным в список великих людей, украшающих историю народов. Что сделал каждый из них? Родился, и больше ничего. Когда вы встанете лицом к лицу с подобным затруднением, вы перестанете верить в то, что каждый человек сотворен для одной только жизни. Верить в это, значит кощунствовать. Основанием всех человеческих чаяний является справедливость. Человек, оказавшийся после виселицы, так сказать перед лицом Бога, стоя перед Божественным Судом, имеет право сказать: "Зачем Ты сотворил меня таким?" И гений также может спросить: "Почему ты сотворил меня таким?"... Никто не имеет права творить для того, чтобы мучить или губить, обрекать на преступление при жизни и на ад после смерти. Вот почему перевоплощение необходимо с нравственной точки зрения и здесь необходимость эта сильнее, чем в умственной области, ибо этот вопрос более неразрешим, чем тот.
Мог ли Бог намеренно сотворить и прирожденного преступника, и гения? Если Он сотворил обоих, то Он не сотворил ни того, ни другого. Согласно же перевоплощению, здесь никакого затруднения нет: преступник - это молодая, еще не раскрывшаяся душа, дикарь; второй - душа, обладающая многовековым опытом; оба - плоды своего прошлого, создавшие себя сами". [36] с.73
"Самый низкий преступник - лишь младший брат, который когда-нибудь придет туда, где находимся мы с вами. Величайший Учитель или Риши - старший брат, находящийся теперь там, где мы с вами будем когда-нибудь. Перевоплощение - весть Надежды, Уверенности в конечном успехе. Перевоплощение - это метод восхождения человека по Лестнице Жизни. Если вам известен закон, вы можете с ним сотрудничать, но вы не можете избежать его. Человеческие вкусы не имеют власти над законами природы, но знание дает вам возможность сотрудничать с этими законами и таким образом ускорять свою эволюцию". [36] с.74
В этой беседе не раз затрагивалась позиция христианской церкви в вопросе о перевоплощении. В этой связи интересно привести следующую выдержку из письма Елены Ивановны Рерих:
“... Хотя закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии востока, и, конечно, религия евреев не составляла исключения, но уже в дни Иисуса закон этот претерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект. В Евангелиях, в словах самого Христа, мы имеем достаточно свидетельств о знании евреями этого закона. Так, в Евангелии от Матфея, глава 17, стих 10-13: “И спросили ученики Его: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?” Иисус сказал им в ответ: “Правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его и поступили с ним, как хотели; так и сын человеческий пострадает от них”. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе”.
Евангелие от Иоанна, глава 9, стих 1-3: “И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: “Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” Иисус отвечал: “Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божии...” Действительно как мог слепой от рождения быть наказан за свои грехи, если бы не существовал закон перевоплощения? Есть еще места весьма ясные, но Вам самим будет интересно их найти”... [27] с.177
“Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на соборах своих серьезно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иглы, или имеется ли душа у женщины, и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения! Не забудем, что и закон о перевоплощении был отменен этими мудрецами лишь в шестом столетии на Константинопольском Соборе. Нет, пришло время просмотреть все Учения и, отбросив все позднейшие наслоения, пойти к истокам, к чистым основам заветов.” [27] с.229
Насколько убедительны представленные нами аргументы? Ответ на этот вопрос каждый даст себе сам, мы же хотим завершить нашу сегодняшнюю беседу словами английского писателя Сомерсета Моэма:
"Нам было бы легче нести трудности собственной жизни, если бы мы могли думать, что это лишь логический результат ошибок в одном из наших предыдущих существований. Стараться поступать иначе, лучше, нам тоже было бы легче, если бы мы имели надежду, что в ином существовании наградой было бы счастье". [34] с.265
Использованная литература
1. Мысли мудрых людей на каждый день / Собраны Толстым Л.Н. - М.: Художественная литература, 1990.
2. Максим Карпенко Universum Sapiens (Вселенная Разумная).- М.: 1992.
3. Мень Александр Тайна жизни и смерти. Культура и религия. М.: Знание, 1992, № 1.
4. Индусская книга Смерти (Гаруда - Пурана Сародхара) Пер. с санскрита Под общ. ред. Неаполитанского С.М. - Л.- Рига: Изд. IEC, 1991.
5. Тибетская книга мертвых (Бардо Тедол): Пер. с англ.- СПб.: Издательство Чернышева, 1992.
6. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: Назаров В.Н., Сидоров Г.П.- М.: Политиздат, 1990.
7. Блаватская Е.П. Введение к "Тайной доктрине" / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии.- Репринт. изд.- Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.
8. Форд А. Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллисону.- Л.: Леиздат - МП "Вестник", 1991.
9. Гуревич П. Уйти, чтобы вернуться. Наука и религия, май, 1991, № 5.
10. Данте А. Божественная комедия / М.: Интерпракс, 1992.
11. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т.1 Ч.2-3. Изд-ва Экополис и Культура, Андреев и сыновья, 1991.
12. Безант А. Древняя мудрость.- М.: Лотос, 1990.
13. Гелева П.А. Возвращение спиритизма. Наука и религия, май, 1991, № 5.
14. Баркер Э. Письма живого усопшего.- Барнаул: Издательство Аккем, 1991.
15. Фламмарион К. Неведомое.- Хабаровск: Амур, 1991.
16. Моуди Р. Жизнь после смерти. Машинописный перевод Изд. Стекпоул США, 1976.
17. Тростник на солнечном ветру. Вечерняя Алма-Ата N237 от 15 октября 1990.
18. Чаша Востока. Письма Махатмы / Перевод Искандер Ханум, - Хабаровск: Изд-во Амур, 1991.
19. Лидбитер Ч. Ясновидение .- Вильнюс: "Satwa", 1992.
20. Блаватская Е.П. Пролог (Проэма). Страницы из доисторической летописи. / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии.- Репринт. изд.- Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.
21. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.- М.: СП “Соваминко”, 1989.
22. Инюшин В.М. Элементы теории биологического поля. - Алма-Ата, 1978.
23. Техника - молодежи. - 1980, № 3.
24. Горбовский А.А. В круге вечного возвращения ? Три гипотезы. - М.: Знание, 1989.
25. Цит. по: American Journal of Psychiatry. - Wash., 1980.
26. Эзотерика. Т-III Парапсихология: Учебный курс. Пер. с нем. - М.: Русский капитал, 1992.
27. Письма Елены Рерих. Печатается по тексту первого тома “Писем Елены Рерих”. 1929-1938 гг. Рига, 1940. Предприятие “Алгим” и Т.О.О. “Аура” по заказу Сибирского Рериховского Общества при содействии внешнеторговой фирмы “Омь”. - Новосибирск: Издательство “Вико”, 1992.
28. Аномалия. Всеросийское издание центра “Ленинформ” и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1991, № 9.
29. Аномалия. Всеросийское издание центра “Ленинформ” и Всесоюзной уфологической ассоциации при участии Комитетов по энергоинформационному обмену в природе, 1990, № 4.
30. Малдун С., Каррингтон Х. Смерть взаймы, или выход астрального тела. - Алма-Ата: Казахстан, 1992.
31. Горбовский А.А. Незваные гости? Полтергейст вчера и сегодня. - М.: Знание, 1990. (Серия “Знак вопроса”; № 5).
32. Валентинов А. НЛО - живые существа? В сб. Загадки звездных островов. Кн. 5/Сост. Ф.С. Алымов. - М.: Мол. гвардия, 1989.
33. Чего не было со мной - помню... Строительная газета N177 (8944) от 2 августа 1989.
34. Мысли о реинкарнации. В сб. АУМ Синтез мистических учений Запада и Востока N1, 1987. - М.: "Терра", 1990.
35. Рогальская П. Жизнь не прекращается. В сб. АУМ Синтез мистических учений Запада и Востока N1, 1987.- М.:"Терра", 1990.
36. Безант А. Что такое теософия. В сб. АУМ Синтез мистических учений Запада и Востока N1, 1987.- М.:"Терра", 1990.
37. Переселение душ: блеф или загадка? Горизонт N22 (74) от 3 июня 1989.
38. Гейдт В.В. Закон перевоплощения. - Новосибирск: Изд-во СО "ДЛ", 1990.
39. А. Давид-Неэль Мистики и маги Тибета. Пер. с французского. Предисловие Т.Лещенко-Сухомлинской. - М.: Дягилев Центр, ЦДЛ, 1991.
40. Дмитрук М.А. Миры внутри нас? - М.: Знание, 1990.
41. Чаша Востока. Письма Махатмы / Перевод Искандер Ханум, - Хабаровск: Изд-во Амур, 1991.
42. Блаватская Е.П. Заколдованная жизнь. / В сб. Елена Петровна Блаватская: Биогр. сведения. Соч., вышедшие в Англии.- Репринт. изд.- Харьков: РИО облполиграфиздата, 1991.
43. Лидбитер Ч. Астральный план.- С-Петербург: Книгоиздательство В.Л. Богушевского, 1907.
44. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк. В сб. Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. - М.: Прогресс-Культура, 1992.