Две выставки в Государственном музее Востока : “К столетию со дня рождения Ю. Н. Рериха” и “Творчество Н.К. Рериха”. Под таким названием с 16 августа по 27 октября 2002 года в выставочных залах Государственного музея Востока была организована выставка, приуроченная к столетнему юбилею известнейшего востоковеда, тибетолога, санскритолога, ученого с мировым именем Юрия Николаевича Рериха. Их можно было бы объединить в одну и назвать “Отец и сын Рерихи”. Ее особенностью явилось то, что вместе с впервые представленными интереснейшими материалами, касающимися личности Юрия Николаевича, была представлена обширная экспозиция полотен его отца – великого Мастера живописи Николая Константиновича Рериха. Всем, кому посчастливилось посетить эту выставку, в полной мере удалось соприкоснуться с миром этих ярчайших личностей нашего времени, чьи судьбы внесли весомый вклад в культуру России и всего мира. В Государственном музее Востока экспозиция, объединяющая творчество семьи Рерихов, проводится не в первый раз. Достаточно вспомнить один из ярких экспериментов заведующей сектором “Наследие Рерихов” О.В. Румянцевой и воплощенный ею к 125-ти летнему юбилею со дня рождения Н. К. Рериха, и 95-летию со дня рождения С. Н. Рериха (1999, “Лики Востока”). Тогда, опытный организатор более 70-ти экспозиций, посвященных творчеству Рерихов, соединила художественные творения Николая Константиновича и Святослава Николаевича без принятого распределения картин по залам. Возможность так показать мир Рерихов, во всем его сиянии и многообразии, была по достоинству оценена посетителями, оставившими массу благодарных отзывов, как и выставка “Шамбала сияющая. Живопись и слово”, проходившая весной 2001 г.. На последней юбилейной экспозиции основной идеей явилась концепция раскрытия общности жизненного пути Ю. Н. Рериха в свете идей творчества его отца, осуществленной посредством редкого экспозиционного приема – соединения трех видов искусства: живописи, скульптуры и иконографии. Такой синтез был создан не случайно. Это сочетание стало отражением не только трех видов искусств, но и трех основных вех пути Ю. Н. Рериха: востоковеда, ученого-исследователя и культуролога “с большой буквы”. Его главной миссией явилось возвращение в 1958 году на Родину, создание школы востоковедения, и, конечно, возвращение большой части художественного наследия своего отца. Поэтому символично присутствие на выставке полотен Н. К. Рериха, так как сама история создания полотен отца иллюстрировала жизненный путь сына. Стремление, интересы, внутренний мир Юрия Николаевича были ярко отражены в центральном зале экспозиции, в центре которого было помещено скульптурное изображение Ю. Н. Рериха из бронзы работы А. Аренд (1906 – 1997). Это единственный сделанный с натуры его портрет. Над ним - знаменитое полотно Н. К. Рериха “Ведущая”(1944), как символ покровительства, Матери и Учителя. Справа и слева две танкхи – “будды Амитаюса” и Мандалы “пяти божеств Чакрасамвары”, как охраняющие путь знамена. Правая танкха – модель вселенной, карта космоса, обьясняющая устройство мира. Левая – будда святых праведников, пребывающих на Небесах. Замыкает ряд композиция двух портретов лам (1941, 1945), находящихся друг напротив друга и символизирующих две стороны света – Запад и Восток. Старый лама – образ отца, молодой – образ сына, как мудрость и сила, как знание и надежда. В верхнем ряду с одной стороны “Лао Цзе” (1943) – известный китайский философ, создатель учения Дао, путешествующий по горам, хранитель знания. Эта картина иллюстрирует путь искателя и путешественника, как и самого Юрия Рериха. Справа – “Брамапутра” (1945). Река на картине олицетворяет источник утоления жажды познания. Как известно, выходом к легендарной Брамапутре в ноябре 1927 года завершался маршрут Центрально-азиатской экспедиции. Об особом интересе всей семьи Рерихов к культуре, этнографии, быту народов Центральной Азии свидетельствовали выставленные фотографии, сделанные самой Е. И. Рерих, занимавшейся всей фотографической документацией во время экспедиции. Представлены - фотография военного губернатора Кашгара Ма-Титая с сопровождающим, редчайший снимок группы бродячих тибетских музыкантов, ы тибетские женщины в национальных костюмах и многие другие. Кстати, в 2003 году Государственному музею Востока исполняется 85 лет. В связи с этим нельзя не рассказать о той роли, которую сыграл Ю.Н Рерих в его истории. После своего приезда в Москву Юрий Николаевич неоднократно посещал музей Восточных культур (так он тогда назывался) и по просьбе его сотрудников делал атрибуцию икон, определял время и место их создания. Таким образом, удалось установить, какие именно иконы атрибутировал Ю. Н. Рерих. Они и были отобраны для показа в залах экспозиции. Другая часть тханок была передана в дар музею Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе в 1977 году и ныне входит в мемориальное собрание семьи Рерихов, принадлежащее фондам Государственного музея Востока. Среди экспонатов особый интерес на выставке представляли два горизонтальных свитка – схемы для гаданий и составления астрологического календаря, связанных с с учением Калачакра. Один из них является уникальным произведением ламаизма, представляющим астрологические диаграммы “рлунг-рта” и “срид-лахо”, приносящим по повериям удачу. Среди других икон были представлены и ранние, датируемые XVII – XVIII веками. Например, тибетская икона “Манджушри – владыка Шамбалы”, “Ушнишавиджайя” – богиня счастья и долголетия, редкий образ будды “Жертвоприношение” и ряд других. Особое внимание заслуживали представленные публикации трудов, выполненных при непосредственном участии Ю. Н. Рериха, некоторые из которых уже сейчас являются научными раритетами. Это - номера журналов института Гималайских исследований “Урусвати” за 1931- 1932 годы -- дар К.этрин Кэмпбэлл-.Стиббе , одно из первых изданий “Голубых Анналов” [“Blue Annals”.Calcutta, 1949.] , экземпляр первого издания “Дхаммапады” (1960),. выпуски тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями., подготовленные к печати в Институте Востоковедения учениками Ю.Н.Рериха, тии В.С.Далдыковой и Ю.М .Парфионовичем, завершившими этот уникальный труд. Музей обладает единственной графической работой Ю. Н. Рериха, написанной тушью – “Рыцарь в средневековом костюме”, которая входит в серию “В замке”. Она принадлежит к рисункам на тему средневековья, выполненным еще в юношеские годы. Мы представили также копию его прекрасного карандашного портрета отца, сделанного им в 1918 году. Она была передана кабинету Рериха несколько лет назад большим другом музея Даниэлем Энтиным – директором музея Н. Рериха в Нью-Йорке. Устроители экспозиции постарались выразить посредством подобранных экспонатов значение и роль Ю. Н. Рериха в центрально-азиатской экспедиции, в которой он был не только талантливым организатором, но и переводчиком – знатоком множества тибетских наречий, монгольского и китайского языков. Известно, что в возрасте 24-х лет ему удавалось толковать неясные места священных сутр. На выставке был представлен большой фотографический портрет Юрия Николаевича, в руках которого один из буддийских канонических текстов. Под портретом, в витрине, - тибетский ксилограф “сутра Золотого Блеска” и “Алмазная сутра” – рукопись, выполненная драгоценными красками. Из коллекции, переданной Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, были представлены памятники восточного искусства, принадлежавшие семье Рерихов - культовые и бытовые предметы: курильница в виде слона, курильница в виде лотоса, коробочка в виде юрты. Безусловно, большой интерес у посетителей вызывала выставленная впервые китайская печать, принадлежавшая Ю. Н. Рериху. Внимание зрителя привлекали большие кристаллы из горного хрусталя. История их такова: они были подарены Юрием Николаевичем известному художнику, Б. А. Смирнову-Русецкому, с которым он был в дружеских отношениях. После смерти Бориса Алексеевича вдова художника – В. Л. Яснопольская вместе с картинами и библиотекой передала Государственному музею Востока в дар и кристаллы. На выставке был представлен портрет Ю. Н. Рериха, выполненный акварелью и пастелью известным художником Отарием Кандауровым и переданный в дар музею более 20 лет назад, к восьмидесятилетию Ю.Н. Рериха. Из собрания мемориального кабинета Н.Рериха были представлены две работы народной художницы Латвии Э. К. Матвеевой-Швальбе, посвященные Ю. Н. Рериху: его бронзовая маска-портрет и красивейшая ваза из шамота с бирюзовой глазурью, которую она назвала Этрусской. Интересны впервые выставленные письма Ю. Н. Рериха, написанные им в 1934 – 1935 гг. в форме отчетов о Маньчжурской экспедиции и адресованные З. Г. Фоздик (Лихтман) – сотруднице музея Н.Рериха в Нью-Йорке. И, конечно, нельзя не сказать о той радости, которую испытали зрители от соприкосновения с работами великого Мастера – Н. К. Рериха. В экспозиции было представлено около ста картин. Среди них, такие известные полотна, как “Тангла. Песнь о Шамбале”(1943), “Обитель Гэссэра”(1947), “Клад захороненный”(1947), “Последний Ангел”(1942), “Заратустра”(1931), “Ярослав Мудрый”(1942), “Пламя счастья” (“Огни на Ганге”)(1947) и целый ряд других работ. К этим давно полюбившимся полотнам ежегодно приходит огромное число почитателей творчества художника, как на встречу с любимыми и сокровенными образами, несущими мысли о Вечности, о Красоте и стремление к познанию бытия. Необычайной палитрой света звучали горные пейзажи гималайской серии, неземное излучение которых было способно осветить самые глубины человеческой души. Об этом в день открытия выставки говорил один из выступавших – академик живописи Б. Ефимов, отметивший свой уже 102-летний юбилей. Восторгаясь мастерством художника, он отметил, что “по ощущению картины Рериха словно написаны огнем…” Закончить небольшой рассказ о прошедшей юбилейной выставке хочется словами одного из посетителей, оставившего в книге такой отзыв: “ Спасибо Вам за выставку творчества Рерихов, несущую в себе удивительную глубину и нравственную основу. Это настоящий гимн Красоте!”.
|
||