H.K.Pepux
Основы
русской восточной политики были намечены ещё в XIII веке. Заложенные
князем Александром Невским традиции союза с народами Азии, с Ордой,
опирались на национальную и религиозную терпимость и вплоть до XIX века
привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. Известный
евразиец, историк Лев Гумилёв писал: “В 1361 году в Сарае усилиями Александра
Невского и монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье
православного епископа”(2). Таким образом, союз с ордынцами, начатый
Александром Невским, привёл к тому, что после распада монгольской империи,
Россия практически наследовала её территории и вместе с ними взяла под
покровительство живущие на них народы. Это позволило после покорения
Казани в 1552 году Ивану IV (Грозному) начать присоединение Сибири,
которое произошло в 1553 году. С тех пор на азиатском пространстве русского
царя называли “белым царём”, что обозначало “император Запада”(3)
Вопрос
освоения азиатских территорий продолжался и при других царях, но особый
всплеск интереса к Востоку произошёл во второй половине XIX века, в
период царствования Александра II (1856—1881). Так, в 1859 году состоялось
присоединение Уссурийского края и Владивостока к России, а южная часть
Сахалина присоединилась в 1873 году(4). Позднее, уже при Александре
III (1881-1894) началось строительство Сибирской железной дороги. Результатом
явилось распространение православия и принятие его народами новых окраин.
Любопытной
фигурой в среде русской интеллигенции эпохи царствования Александра
II являлся тибетский врач П.А.Бадмаев (1851—1920). Желание Бадмаева
принять православие было поддержано Александром II, который в 1861 году
стал его крёстным отцом(5). Расширение канонической территории православия
входило в имперскую политику царя. Бадмаев, получив светское образование,
достаточно стремительно достиг чина статского советника и генеральского
звания. Он был ярым сторонником восточного влияния, считая, что через
сближение культур стало бы возможным присоединение азиатских стран к
России.
В 1893 году Пётр Бадмаев предоставил
уже другому царю — Александру III — крупномасштабный проект, целью которого
было добровольное присоединение к России “монголо-тибето-китайского
Востока”(6). В своих трудах он писал о влиянии “белого царя” и православия
на Востоке. Хотя предложение не было реализовано, оно имело интересные
последствия — организацию трёхсотдневной поездки цесаревича Николая,
сына Александра III, в страны Азии в 1890-1891 годах. План этого грандиозного
путешествия задолго до его начала тщательно разрабатывался представителями
Генерального штаба и Синода(7). Событию этому придавалось огромное значение,
о чём свидетельствует уникальное трёхтомное издание “Путешествие на
Восток Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича
(1890-1891)”, отпечатанное в Лейпцигской типографии Брокгауза в 1893-1895
годах. Его автором-составителем был участник экспедиции — князь Э.Э.Ухтомский.
Во введении к изданию сказано: число лиц, сопровождавших в поездке цесаревича,
было весьма ограничено и состояло из “свиты Его Величества генерал-майора
князя B.А.Барятинского, флигель-адьютанта князя Н.Д.Оболенского (лейб-гвардии
Конного полка), князя В.С.Кочубея (Кавалергардского Его Высочества полка),
Е.Н.Волкова (лейб-гвардии Гусарского Е. В. полка)” и князя Э.Э.Ухтомского97.
Начав
свой маршрут в Греции, Высочайшая делегация проделала путь, преодолев
огромные расстояния и посетив наиболее крупные страны Среднего, Центрального
и Дальнего Востока, в том числе и Египет. Посещению городов и памятных
мест, вошедших в столь грандиозный маршрут свиты, может быть посвящено
специальное исследование, мы же упомянем лишь наиболее интересные места
пребывания её в Индии — это Бомбей, Ахмедабад, Дели, Бенарес, Калькутта,
Мадрас. Кстати, именно этим маршрутом пройдёт семья Рерихов в самом
начале своего индийского пути. После посещения Цейлона путешествие цесаревича
продолжилось по Тихому океану на фрегатах “Памяти Азова”, “Владимире
Мономахе” и “Адмирале Корнилове”. Совершив заходы в Сингапур, Сайгон
и Камбоджу, экспедиция посетила остров Яву. В ходе экспедиции особое
внимание было уделено состоянию китайских провинций, в частности. Кантона.
Проделав довольно длительный проход по реке Янь-Цзы, путешественники
отправились к финальному пункту своего маршрута на территории Японии(9).
Князь
Э.Э.Ухтомский рассказывает на страницах “Путешествия”, с каким радушием
и почтением была принимаема Высочайшая делегация. Любопытен и тот факт,
что участники экспедиции обладали отнюдь не поверхностными знаниями
о посещаемых ими странах. Они старались глубже изучить особенности национальной
культуры. Так, в программу пребывания царской делегации вошло не только
посещение древнебуддийских памятников и многочисленных святынь, но и
осмотр богатейших коллекций из музейных собраний.
Результатом поездки стала открывшаяся
в 1898 году в Петербурге выставка буддийских древностей, куда также
вошли многочисленные подарки, преподнесённые цесаревичу во время путешествия
по Востоку. Одним из устроителей выставки был и автор “Путешествия”
князь Э.Э.Ухтомский. Эспер Эсперович происходил из семьи древнего рода
Рюриковичей — отрасли князей Белозерских(10). Он получил прекрасное
образование, был камер-юнкером, крупным землевладельцем и достаточно
состоятельным человеком. Издавал газету “Петербургские ведомости”. Являлся
истинным знатоком и собирателем предметов культуры буддийского Востока.
Князь Ухтомский был сторонником развития российской восточной политики.
Будучи близким к императорской семье, он старался убедить цесаревича
Николая Александровича, что будущее России связано с Азией. Именно ему
принадлежит высказывание в печати: “Между Западной Европой и азиатскими
народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой
пропасти не существует”... Также он писал: “Там за Алтаем и Памиром
та же неоглядная, не исследованная никакими исследователями ещё допетровская
Русь с её непочатой шириной предания и неиссякаемой любовью к чудесному,
с её смиренной покорностью посылаемым за греховность стихийным и прочим
бедствиям, с отпечатком строгого величия на всём духовном облике”(11).
Князь Ухтомский замечал, что “для Всероссийской державы нет другого
исхода: или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой,
сочетающей Запад с Востоком), или бесславно пойти на пути падения, потому
что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством
своим, а не нами пробуждённые азиатские народы будут ещё опаснее, чем
западные иноплеменники”(12). Воистину пророческая мысль!
Интерес к Востоку у русского
государства продолжался и после восшествия на престол Николая II, который
весь свой “самодержавный” период (1894-1904) способствовал укреплению
связей с Азией. Второго апреля 1895 года на докладе министра иностранных
дел он начертал: “России, безусловно, необходим свободный, в течение
круглого года открытый порт (на Тихом океане. — Ред.), и этот
порт должен быть связан с нашими прежними владениями полосой земли”.
15
марта 1878 года было подписано соглашение, по которому Россия на 80
лет получала в аренду Порт-Артур и Ляодунский полуостров в Китае. Этим
самым предоставлялась возможность строительства железной дороги, соединяющей
Восточную Сибирь с Тихим океаном.
В
1895 году состоялось подписание договора об аренде Россией части земли
в Маньчжурии — наследственного владения китайских императоров династии
Цинь — для строительства железной дороги.
Далее
события развивались стремительно. В том же 1895 году японские войска
оккупировали Корею. Король этой страны получил убежище в российском
посольстве. Россия поддержала корейские интересы в конфликте с Японией
и получила лесные концессии на Ялу (Корея). Был поставлен вопрос о вхождении
Кореи в состав Российской империи.
В
1897 году произошло важнейшее событие во внешнеполитической жизни России
— началось строительство Китайско-восточной железной дороги (КВЖД),
которая должна была пройти по китайской территории и соединить Россию
с Кореей, не имевших общих границ.
В
1900-1901 годах Китайскую империю потрясло так называемое “боксёрское
восстание” против засилия иностранцев, которое было организовано национальными
и религиозными общинами и охватывало территорию промышленного Китая.
Для подавления восстания была создана коалиция в составе России, Англии,
Франции и Германии. На территорию Китая вступил русский экспедиционный
корпус под командованием генерала Николая Линевича. Однако, защищая
интересы своей внешней политики, Россия вскоре передислоцировала войска
в Маньчжурию. Участники коалиции, возмущённые односторонним выходом
России из войны, поддержали Японию в конфликте с Россией. В 1904 году
началась Русско-японская война.
О
последних двух событиях (“боксёрское восстание” и Русско-японская война),
связанных друг с другом, стоит сказать подробнее. В общественных кругах,
стоящих в основном на позициях западничества и славянофильства, обсуждался
вопрос об объединении России с Европой в войне против Китая (1900).
Японцы предложили коалиции европейских государств войска для входа в
Китай и защиту европейских интересов. Сначала введя войска в Китай,
Россия впоследствии поспешила отмежеваться от коалиции, чтобы осуществлять
собственную политику на Востоке мирным путём. В ходе военных действий
Китай оказался разделённым на зоны влияния. Воспользовавшись этим, страны-участники
коалиции предложили план колониального раздела всей страны. Но Николай
П отказался от участия в разделе и распорядился увести русские войска
в Маньчжурию, находящуюся под российским мандатом. Там продолжалось
строительство КВЖД. Но политическая обстановка обострилась — авторитет
Маньчжурской династии был подорван, а Россия была обвинена в одностороннем
выходе из войны. Таким образом, европейскими государствами — участниками
подавления восстания (Англией, Францией, Германией, а также Японией)
решено было лишить Россию всех её приобретений в Китае. При поддержке
Европы Япония начала войну, печальные последствия которой нам хорошо
известны — Россия лишилась Ляодуня, Порт-Артура и Маньчжурии.
Между
тем, созидательная восточная политика дала свой результат. Началось
постепенное заселение Сибири. Сибирь перестала быть местом ссылки. Следуя
целям восточной политики, Николай II вёл мирные переговоры с Тибетом
и Монголией, посылая туда в разное время с миссиями своих послов: барона
К. фон Маннергейма (1904) и барона Ф. фон Унгерн-Штернберга (1911).
Одной из целей этих переговоров была задача обеспечения безопасности
российских границ в случае возможных нападений со стороны английской
Индии и повстанческого Китая.
После падения империи Цинь в
1911 году между Китаем и Монголией началась война, которая закончилась
признанием независимости Монголии. Между тем, Тува, входившая в состав
Монголии, в период смуты, опасаясь анархии, несколько раз в 1912-1913
годах обращалась к правительству Николая II с прошением о принятии её
в состав Российской империи. В 1914 году было объявлено о русском протекторате
над Тувой. Её включили в состав Енисейской губернии под названием Урянхайского
края. В том же году здесь был основан первый российский город с символическим
названием Белоцарск (ныне Кызыл).
Одной из знаменательных вех
сближения России и Востока стало строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге.
В специально созданный комитет по строительству храма вошли академики
В.В.Радлов, С.Ф.Ольденбург, врач П.А.Бадмаев, князь Э.Э.Ухтомский, бурятский
лама А.Л.Доржиев, художник Н.К.Рерих, исследователь Центральной Азии
П.К.Козлов и многие другие представители российской научной и культурной
общественности России(13)''. Автором проекта был архитектор Т.Барановский.
Первое буддистское богослужение состоялось 21 февраля 1913 года в честь
300-летия российской династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого
храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым(14).
Однако
не все в России того времени поддерживали расширение и укрепление её
отношений с Востоком. Некоторые общественно-политические круги считали,
что усиление “Восточного вопроса” является ошибкой. Такое мнение обосновывалось
тем, что расширение интересов страны на Восток привело к столкновению
с Японией, результатом которого явилась Русско-японская война 1904-1905
годов, вызвавшая недовольство и приведшая к беспорядкам. Западники и
славянофилы настаивали, чтобы Россия перенесла интерес и внимание с
Востока на Запад (“Балканский вопрос”), что впоследствии привело к ещё
большим потрясениям — началу Первой мировой войны и революции 1917 года.
Эти события в известном смысле
прервали преемственность российской восточной политики. Но, и в Петербурге,
и в далёкой эмиграции часть русской интеллигенции продолжала сохранять
интерес к Востоку, и можно предположить, что именно учёные-востоковеды
явились продолжателями азиатской политики дореволюционной России, веря,
что в этом будущее нашей родины. Немаловажным фактом является и то,
что Россия, имея самые протяжённые границы с Азией, невольно становилась
её основным геополитическим и культурным партнёром. Принимая во внимание
эти чрезвычайно важные обстоятельства, можно совсем по-иному оценить
рост интереса к Востоку, особенно среди русской культурной элиты в конце
XIX — начале XX веков. В её рядах особенное место занимает целая плеяда
учёных-востоковедов, таких как: С.Ф.Ольденбург, Ф.И.Щербацкой, А.М.Позднеев,
В.В.Бартольд, Н.Я.Марр, Б.Я.Владимирцов.
Мотивы Востока проникали в культуру
того времени, особым образом находя отражение и в искусстве. Одним из
ярких примеров этого является творчество знаменитого художника, исследователя
и учёного Н.К.Рериха. Имея достаточно широкое признание в русской художественной
среде, Н.К.Рерих в начале 1910-х годов обращается к культурному наследию
Востока, выделяя в нём, как хранителе многовековых традиций, более человечные
и гармоничные принципы по сравнению с теми, которые проповедовала западная
цивилизация. Рассмотрев всё вышесказанное, можно совсем по-иному рассматривать
культурную миссию Н.К.Рериха и его семьи. Рерихи выступили как охранители
и продолжатели традиции сближения России с Востоком, с Азией.
Особую
роль в этом великом деле играл старший сын Н.К.Рериха - Юрий (1902-1960),
100-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году. Вернувшись на родину
в 1957 году, он стал достойным продолжателем пути своей семьи. Его деятельность
— это новый виток в российской востоковедческой науке. Юрию Николаевичу
удалось придать ей импульс, утраченный в годы гонений и репрессий деятелей
российской востоковедческой школы.
Ю.Н.Рерих
принадлежал к немецкому роду фон Рерихов, но происходя по материнской
линии из старинного рода Голенищевых-Кутузовых, имел непосредственное
отношение и к российской аристократической среде. Получив блестящее
европейское образование и став учёным с мировым именем, он приобрёл
известность и в странах Востока. За выдающийся вклад в исследования
Центральной и Южной Азии он был избран почётным членом Английского Королевского
Азиатского общества. Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического
общества, Археологического и Этнографического обществ в Америке(15).
Возвращаясь
к началу статьи, мы видим, что вся история России — от дипломатии и
войн до путешествий и научных открытий — была связана с Востоком. Многие
восточные земли вошли в состав России. Лучшая часть интеллигенции посвящала
себя труднейшему делу — исследованию культуры и языков, традиций и религий
Великого Востока и тех новых восточных земель, которые необходимо было
освоить. “Как же мы не азиаты, когда сокровищница русская, вся Сибирь
неизведанная, сохраненная, занимает большую часть Азии...”, — писал
Н.К.Рерих в своём очерке “Азия”(16).
Интерес к Востоку на протяжении
всей истории России был государственным и имел огромные перспективы.
Отказ от этого курса в XX веке привёл к трагическим последствиям.
Но благодаря многим представителям политической, общественной, научной
и культурной общественности, устремившей свои взгляды на Восток, удалось
сохранить школу востоковедения, традиции которой продолжаются до наших
дней, ведь знание истории интереса России к Востоку — это знание и истории
самой России.
Примечания
1.
Н.Рерих. Зажигайте сердца. М., 1990. С. 142.
2.
Л.Гумилёв. От Руси до России. М., 2000. С. 130.
3.
Русские цари, 1547-1917. Ростов н/Д., 1997. С. 41.
4.
С.С.Ольденбург. Царствование Императора Николая II. Ростов н/Д„ 1998.
С. 101.
5.
И.В.Лукоянов. Восточная политика России и П.А.Бадмаев. Вопросы истории
№4. М., 2001. С. 118.
6.
Там же.
7.
К.Мяло. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М., 1999. С. 103.
8. Э.Э.Ухтомский. Путешествие
на Восток Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича
(1890-1891). СПб-Лейпциг, 1893. Т. 1. С. S.
9.
Путешествию по Японии и покушению на Вел. Кн. Николая Александровича
посвящён третий том “Путешествия”.
10.
П.Х.Гребельский. Дворянские роды Российской Империи, СПб., 1993. Т.
1. С. 302.
11.
С.С.Ольденбург. Царствование Императора Николая II. Ростов н/Д., 1998.
С. 102.
12.
Там же. С. 103.
13.
В.Бараев. Нерушимый утёс. Буддизм №1,1992. С. 21.
14.
Там же. С. 22.
15.
Ю.Н.Рерих. Избранные труды. М., 1967. С. 7.
16.
Н.Рерих. Листы дневника. М., 2000. С. 113.