В.Аугустат,
президент международной
общественной организации
"Мир через Культуру
– Европа"
www.peace-through-culture.org
апрель 2002
г.
Десятой
годовщине
самой
парадоксальной войны
посвящается.
Война
за культурное наследие семьи Рерих.
Мы - международное
общество "Мир через Культуру" – выражаем огромную благодарность Великой
Душе – Николаю Константиновичу Рериху за данную нам возможность, подхватить
выраженную им чудесную идею о построении будущего человечества на основе
всеобщей Дружбы посредством культурного (этического) развития всех его
жителей. Неудивительно, что эта идея нашла такой горячий отклик в сердцах
всех рас и народов. Это стало возможным по той причине, что эта идея
основывается на высоких этических принципах. Торжество этой идеи на
практике мы можем наблюдать на примере подписания в 1935 году "Пакта
Рериха" многими государствами мира (в том числе Индией, США, Балтийскими
странами и т.д.).
Во всех своих трудах
Н.К.Рерих всегда подчёркивал важность Этики, особенное значение которой
для дальнейшего развития человечества было раскрыто в книгах, написанных
Еленой Ивановной Рерих. Сегодня эти книги всё больше и больше становятся
известны большому кругу читателей (и на Западе в том числе), что, к
сожалению, привело к порой недостойным, бессмысленным и неэтичным спорам
за право издания трудов Е.И.Рерих, разгоревшихся в Рериховской среде.
И так как международное общество "Мир через Культуру – Европа" связанно
сердечными дружескими узами со многими прекрасными людьми из этого движения,
мы чувствуем особенную боль из-за происходящих в этом кругу людей споров
за право распоряжения архивами Е.И.Рерих, которые в последнее время
переросли в настоящую войну, ведущуюся уже на межконтинентальном уровне.
Благодаря этим ужасным событиям теряется, прежде всего, большое количество
духовной энергии, которая должна была быть направлена людьми на созидательные
цели. Упускаются благие возможности, портятся нервы, расходуются материальные
ресурсы на нетворческие цели. И, в конце концов, портится доброе имя,
как и самих Рерихов, так и их приверженцев в лице Рериховского движения
и движения "Мир через Культуру". Со всего мира мы получаем от наших
коллег взволнованные письма, в которых они задают один и тот же вопрос
– Когда окончиться эта "братоубийственная" война и каким образом можно
остановить это, всё больше и больше набирающее обороты, безумие!?
Здесь мы хотели
бы предложить уважаемому читателю некоторые наши мысли по поводу вышесказанного.
Жизнь
семьи Рерих посвящена всему человечеству!
Тот, кто даже поверхностным
образом изучал труды Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов,
тот без труда может привести много цитат, где они указывают, что вся
их жизнь посвящена всему человечеству, и что их труды должны служить
на благо всех народов нашей прекрасной земли.
Великие Души Рерихов
были инкарнированны в русском языковом пространстве согласно глобальному
планетарному плану, в котором России отводится на данном этапе ведущая
роль в духовной эволюции ВСЕГО человечества. Извлечёт ли русский народ
из этого положения какую-либо выгоду для своего духовного развития –
это ещё вопрос, но то, что это ответственное задание уже сегодня налагает
на Россию огромную ответственность и сопутствующие этому трудности,
- должно быть сегодня ясно каждому Рериховцу.
Непринятие
Рерихами частной собственности.
Всей своею жизнью,
во всех своих трудах, Рерихи выражали свою чёткую позицию о непринятии
ими частной собственности на чтобы то ни было – "пользуйтесь не владея".
Это будет понятнее тем людям, которые получили своё воспитание в коммунистический
период, (гигантские СССР, Китай и др. коммунистические страны), когда
люди вообще не понимали, что значит частное владение на духовные ценности
планетарного масштаба (памятники культуры, священные книги и т.д.),
как не могли они понять и частное владение на общие материальные ресурсы
(полезные ископаемые, воду, землю, воздух). И это должно стать понятно
тем людям, которые устремлены в будущее – ибо будущему человеческому
Братству будет незнакомо это уродливое словосочетание – "частная собственность".
Насколько мы знаем,
существует только один Рериховский документ, который можно назвать словом
завещание. Он был составлен супругами Рерих в 1926 году во время совершения
ими опасной для жизни трансгималайской экспедиции и передан русскому
послу в Монголии. В этом так называемом завещании Рерихами было чётко
указанно, что в случаи их смерти они просят передать всё то, что человеческим
законодательством называется частной собственностью Н.К. и Е.И. Рерихов
во владение тогдашнего Союза Советских Социалистических Республик, или
же в наше время это законодательно закреплённая правопреемница СССР
– Российская Федерация. Не забудем при этом, что на момент составления
этого документа были живы и, слава Богу, здравствовали два, к тому времени
совершеннолетних сына супругов Рерихов – Юрий (24-х лет) и Святослав
(22-х лет). Также не забудем, что Юрий, следуя воли родителей, после
их смерти просто дарил картины Н.К.Рериха тем людям, которых считал
достойными. Трудно также забыть подлость Хоршей, благодаря которым тысячи
картин Н.К.Рериха перекочевали из общественного общедоступного владения
в частные закрытые коллекции. С последним воспоминанием сразу приходит
на ум сегодняшняя деятельность одного московского частного фонда с громким
названием "Международный центр Рерихов" (МЦР).
Война
за наследство.
В начале текущего
года споры за культурное наследие семьи Рерих переросли уже в настоящую
войну. Так МЦР уже ведёт "бои" с бывшими партнёрами и друзьями – с Рериховским
музеем в Нью-Йорке и с московским издательством "Сфера", по той причине,
что ему (частному фонду, т.е. МЦР) помешали заложить "этическую атомную
бомбу" в виде самостоятельно изданных книг по трудам Е.И.Рерих, в которых
он (частный фонд МЦР) мог бы делать выдержки из трудов Е.И.Рерих на
своё ЧАСТНОЕ усмотрение, комментировать согласно своим ЧАСТНЫМ представлениям,
и в конечном итоге преподнести это широкой общественности за непреложную,
данную свыше "ИСТИНУ".
Нарушение этических
принципов, данных в учении, которое по своему Уставу призван распространять
МЦР, не останавливают последнего в выборе средств для достижения своих
притязаний. Так в этот спор этот фонд пытается втянуть и действующего
президента РФ В.В.Путина, не говоря уже о том, что судебные разбирательства
вошли в правило МЦР для ведения "дискуссии" с коллегами по Рериховскому
движению. Кстати упомянем здесь тот факт, что на прошлогодней осеней
встречи президентов России и Индии оба они посещали Рериховский дом
в долине Кулу, где в официальных речах выражали глубокую признательность
и благодарность семье Рерихов, которые сделали много хорошего не только
для Индии и России, но для всего мира. Индийский премьер-министр сказал
также, что бывший частный фонд, который управлял Рериховским наследием
в долине Кулу перешёл в полное владение индийского государства, и поэтому
государство выделяет несколько сотен тысяч долларов на реставрационные
работы для Рериховского рабочего центра – института Урусвати.
Слава Богу, и в
России подобное решение было вынесено Верховным судом РФ, который поставил
на место слишком рьяные притязания всё того же частного фонда МЦР. Но
подчинение этому решению суда означало бы для МЦР и стоящих за ним сил
полный крах – они теряют не только большие финансовые прибыли, но что
гораздо важнее, они теряют Власть. Поэтому трудно ожидать от них христианского
смирения и высокоэтичного поведения. И в последней полицейской травле
своих коллег по движению – издательства "Сфера" – эти силы показали
своё истинное лицо, которое по нашему мнению очень смутно напоминает
прекрасные черты того Этического учения, которое якобы представляет
этот частный фонд. Воистину "Великий Инквизитор" Достоевского оживает
в наше время.
Намерения
Святослава Рериха.
Намерения Святослава
Рериха после прихода к власти Горбачёва, который как известно – а в
особенности его жена Раиса – очень интересовался трудами Рерихов, были
полностью радостными от предоставлявшейся возможности осуществить широкие
планы по передачи Советскому государству, в котором слов "частная собственность"
вообще не существовало, Рериховского наследия в общенародное пользования.
К тому же и индийское законодательство в то время позволяло осуществить
эти радужные планы. И только хмельное ГКЧП и вслед за его провалом восставший
за одну ночь на останках СССР новый Союз Независимых Государств, положил
конец осуществлению этих планов.
Возникший с "переворотом"
вакуум власти во многих областях тогдашней жизни коснулся, конечно же,
и Рериховского наследия. Упавшее на головы бедных по социалистически
воспитанных граждан внезапная свобода, породила в некоторых из них чувство
вседозволенности, что, конечно же, привело к разгулу преступности и
мошенничества. Так и Святослава Николаевича окружили в то время, к сожалению,
не только порядочные люди, желающие бескорыстно трудится на всеобщее
благо. И имеем ли мы право за что-то упрекнуть Святослава Николаевича
– этого высоко этичного человека, если никому тогда не было известно,
как будет развиваться новое русское государство, и кому можно было бы
передать архив родителей до того, как индийское законодательство примет
законы о запрете вывоза культурных ценностей из страны? Не забудем и
почти девяностолетний возраст Святослава Николаевича, налагавшего на
него физические трудности – но не умственные. Чтобы убедится в последнем,
достаточно увидеть живой и молодой взгляд – зеркала души - С.Н.Рериха,
запечатлённого видеокамерой в последние годы его жизни. Скорее Святослав
Николаевич стал невинной жертвой не зависящих от него обстоятельств.
Частное
или общественное?
Автор этих строк,
также переживший в некоторой степени здесь описываемые события, хотел
бы задать вопрос уважаемому читателю: Как намеревался распорядиться
Святослав Николаевич теми вещами, которые были созданы им самим или
которые когда-то принадлежали его родителям и его брату Юрию? Намеревался
ли он передать эти архивы в руки общественности или в руки - пускай
даже самой ответственной, – но частной группы?
На поставленный
вопрос нужно ответить чисто принципиально, т.е. без привлечения каких-либо
документов, которые, как известно, современные "высокообразованные"
адвокаты могут сколь угодно часто толковать в противоположном смысле,
в зависимости от того, кто и сколько платит.
Автор надеется,
что если читатель попросит своё сердце дать ответ на выше поставленный
вопрос, то он найдёт самое верное и высоэтичное решение.
х
х х
Настоящая статья
написана автором этих строк только лишь из одного побуждения - прекратить
эту уже почти десять лет длящуюся войну между духовными братьями и сёстрами.
Но как? –
Через
Культуру! Через этические Мысли и как следствие –
через
этические Действия!