Е.Г.Яковлева
ВЕЛИКИЕ ДУХОВНЫЕ ПОДВИЖНИКИ О ДУХОВНОСТИ
Для значительных опытов
должен быть особый под-
бор лиц, обладающих высо-
ким духовным синтезом.
Е.И.Рерих
“Учение Живой Этики настаивает, прежде всего, на развитии духовности, ибо без этого основного фактора все манипуляции с тончайшими энергиями не только будут разрушительны, но и невозможны. Все аппараты будущего для собирания и конденсации тонких энергий будут нуждаться в наличности психической энергии высшего качества или духовности в операторе. Многие тончайшие соединения возможны лишь в присутствии ауры определенного напряжения и состава”. (1, т.2, 25.10.36)
Что же такое духовность? Из приведенной выдержки видно, что этот вопрос для ученого, исследователя немаловажен, и он совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Чтобы внести в его освещение как можно меньше искажений по причине его сложности, а также из-за разногласий в понимании практического достижения духовности, я решила сделать этот доклад в виде подборки высказываний великих подвижников, а также выдержек из Учения Живой Этики.
В различных учениях называют это понятие по-разному: духовность, религиозность, йога, просветление, открытие высших центров, соединение со своим высшим Я, стяжание Духа Святого, но суть остается одна.
Великий духовный подвижник Индии, философ Шри Ауробиндо говорил: “Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, даже не смесь этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или этическому предписанию – это не духовные достижения и не опыт. Все это представляет большую ценность для ментального сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения человеческой природы.
Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имманентной космосу, или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить, все наше существо, превращая в новое существо, в новую личность, в новую природу. (2 )
Е.И.Рерих в своих письмах пишет, что психическая энергия есть также то, что в обычном понимании значится как духовность и развитие психической энергии есть в сущности развитие духовности, но не той духовности, которая у современного человека выражается в исполнении обрядов и в хождении в храмы, но в той истинной высшей духовности , которая состоит в приобщении к Высшему Миру; в раскрытии в себе, в овладении и сознательном пользовании той огромной высшей силой, которая присуща каждому из нас, для пользы эволюции, для блага всего человечества. (1)
Другой великий духовный подвижник Индии Шри Рамакришна часто повторял: “Религия может быть передаваема и принимаема более осязательно, более действительно, чем чтобы то ни было другое в мире. Религия не в воздвигании храмов, не в посещении церковных служб, не в книгах, не в словах, не в лекциях, не в организациях, религия в связи между душой человека и Богом, в осуществлении этой связи. Как бы мы не рассуждали, как бы много рассуждений других мы не слушали, удовлетворит нас только одно – личный опыт, личное осуществление, и опыт этот доступен каждому, если мы только захотим попытаться.
Первый шаг на этом пути – это самоотречение. Мы должны отречься от своей личности насколько это возможно. Свет и мрак, мирские наслаждения и блаженство общения с Богом несовместимы: “Не можете служить Богу и Мамоне”. (3)
Перечислим некоторые признаки духовности, данные нам в Живой Этике и Гранях Агни Йоги.
Утончение и духовность неотделимы. Изнеженность и роскошь не есть утончение, и духовность не являют собою.
Внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще. Отсутствие простоты – явный признак отсутствия духовности.
Преданность – первое качество, определяющее духовность.
Духовность и эгоизм личности – явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом.
Духовность всегда сопровождается уравновешенностью и прирожденной мудростью.
Духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Даже блестящий интеллект выдающегося ученого и философа может быть очень далек от духовности.
При определении степени духовности человека не имеет значение ни воспитание, ни образование, ни происхождение, ни все то внешнее, что накладывается на него временем, эпохой, народностью. Признаки духовности скрыты глубже и остаются с человеком всегда, порою выявленными, порою скрытыми! Духовность есть свойство перевоплощающейся сущности. (4,5)
Каковы условия проявления в нас духовности? Она в нас есть, но скрыта под спудом внешних, часто неочищенных, оболочек. (Кстати, надо учесть, что степеней духовности даже на земле огромное множество.) Но духовность есть цель эволюции и надо стремиться ее достигнуть.
Елена Ивановна Рерих в своей статье: “Космическая эволюция и ее цель (назначение)” пишет, что с животного плана мы эволюционируем, через моральный в духовный план. Когда мы признаём “эго” ближних, хотим им блага и ищем, как бы помочь им, тогда мы достигли так называемого человеческого плана. Это есть начало моральной жизни. Тогда мы признаём не только свои права, но и права ближних. Это выражено в Золотых правилах: “Поступайте с ближними, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами”. Но лучше выражение этого морального закона мы находим в словах Иисуса Христа: “Возлюби ближнего; как самого себя.” Когда мы начинаем любить других, так же как мы любим самих себя, мы истинно становимся нравственными. Тогда мы не думаем, что, прилежа к пище, питью и порождая детей, как и низшие животные, мы выполним высшее завещание и цель жизни. Мы понимаем, что завершение смысла жизни состоит в любви ближних как самих себя. Только тогда мы достигаем освобождения из оков самости. Это освобождение может быть достигнуто лишь через высшую форму любви истинного я в других. Эта истинная, лишённая самости любовь возможна, когда мы осознаём свою истинную природу, потому она зависит от познания нашей истинной природы. Каждая индивидуальная душа, согласно индусской философии, должна стать совершенной, свободной и лишённой самости. Душа тогда достигает плана духовности. Человек может быть моральным, не будучи, духовным, но духовный человек никогда не может быть не моральным. Когда духовность вполне нами достигнута, душа осознаёт свою духовную природу и проявляет божественность свою в каждый момент своего земного существования. Тогда и только тогда цель эволюции выполнена. Мы все должны достичь того состояния или той стадии духовного совершенства, которое является конечною целью эволюции”. (6)
Как же достичь Высшего? Без чего невозможна духовность?
“Всеми верующими во Христа утверждается Братство людей, и общепризнанно, что спасение или дальнейшая эволюция индивидуума зарождается на праведном обращении с ближним: “Возлюби ближнего как самого себя”,- говорит Христос. Эти убеждения основаны на незыблемых истинах. Неудовлетворённая жажда человеческой души всего того, что входит в её представление о Высшем Существе, обрекла её на многие муки, созданные ею самой. Для человека также невозможно удовлетворить эту жажду, пока он находится во вражде с другим человеческим существом. Как и утолить физический голод с помощью камня, однако, в каждой стране этого мира человек культивирует ненависть, вражду и жестокость по отношению к другим, при этом, зачастую веря, что служит богу”. (7)
Как же можно на практике преодолеть вражду к другим существам. Здесь религии и учения мира опять во многом сходятся - прежде всего “простить и быть прощённым”
Попросить высшие силы дать осознать, в чём мы провинились пред ближним и, глубоко осознав, попросить прощения.
Осознать, опять же при помощи высших сил, причины нашего отрицательного отношения к другим ( к каждому начиная с отца и матери…) понять, что является причиной, какое наше отрицательное качество: обида, страх, зависть, гордыня…Осознав в каждом конкретном случае попросить сердечно высшие силы об освобождении от этой ноши.
Очень часто вражда и ненависть проявляются на религиозной почве, что противоречит их сути. Великий духовный подвижник Индии Шри Рамакришна утверждал:
“Все религии в мире не противоречат, не враждебны одна другой, все они только различные проявления одной вечной Религии. Религия проявляется не только в зависимости от времени и места, но и в зависимости от личных свойств человека. В одном она проявляется как энергичная деятельность в труде, в другом – в глубокой набожности, в третьем – в мистических исканиях, в четвертом – в его рациональной философии и т.д. И мы будем неправы, если скажем другим: ваши методы неправильны. Нужно ясно понять эту важную мысль, что истина может быть одна, и не одна в одно и то же время, что мы можем видеть одну и ту же истину различно с разных точек зрения. Тогда вместо вражды, у нас будет бесконечная симпатия ко всем”. (6)
Вот как писал Свами Вивекананда о Рамакришне о том, кто в действительности стал духовным. “В общении с моим Учителем я понял, что человек может достигнуть совершенства даже в этой жизни. Его уста никогда никого не проклинали, даже никогда не порицали, его глаза потеряли возможность видеть в мире зло, его ум мыслить зло. Он видел только добро. Эта безграничная чистота, это бесконечное самоотречение, единственный путь к благу духовному”. (6)
Попробуем резюмировать прочитанное. Духовность - соединение с Высшим Я человека, - есть эволюционная цель человека, цель его жизни. Необходимым, но не достаточным условием для ее достижения является нравственная чистота и отсутствие вражды, ненависти, осуждения окружающих людей.
Теперь утвердим и углубим это понимание. В книге “Озарение” мы можем прочитать: “Пробуждение духовности является космическим условием”. (4, Оз. 2,5,10) И далее в книге “Беспредельность”: “Направление человечества не в сторону духовности не ускоряет эволюции”. (4, Б,7) В своих письмах Е.И.Рерих утверждает: “Истинная перемена (в мире) может наступить лишь при расширении сознания, в принятии духовного начала, как главенствующего в жизни”. (1. т.1, 27.01.33)
Когда же это произойдет? Сейчас? Через 100 лет? Через 1000 лет? Нет, уже вчера надо было становиться духовными, мы уже упустили время.
“Теперь человечество подошло к поворотному пункту, когда духовность должна восторжествовать, в противном случае планете грозит гибель”, - писала Е.И.Рерих еще в 1934 году. (1. т.1, 05.05.34)
“Правильно, что время созрело, но созрело оно, прежде всего, для осознания грозности часа и ожидающего планету катаклизма, если дух человеческий не возвопиет и не устремится к сдвигу в мышлении, и к очищению сердца. Нужно разрядить отравленную атмосферу вокруг Земли, не пропускающую благодетельные лучи светил. Но сделать это возможно лишь повышением вибрации и пробуждением духовности в человечестве… Хочу сказать, что механизация настолько поработила сейчас человечество, что большинство превратилось сознательно и бессознательно в роботов. Необходимо раскрепощение от этого бедствия, грозящего разрушением многих тонких способностей человека при замирании в нем духовности”. (1. т.1, 25.10.36)
Верить или не верить срокам? Ведь катастрофы были обещаны в 1936, 1949,1977, 1999, теперь современные провидцы предсказывают следующий срок 2012 год. Обратимся по этому вопросу опять к письмам Е.И.Рерих.
“Усвоить необходимо, что космические сроки не имеют календарных чисел. Мерила всему совершенно разнятся в космическом размахе от наших земных. Много условий запредельных и человеческих деяний участвуют в утверждении их. Привхождения неожиданных пособников и вредителей, в виде появляющихся из глубин Пространства новых светил и страшных конгломератов ядовитейших газов, тоже играют свою роль, иногда – решающую … Космические сроки не так легко понимать, ибо они связаны с событиями на земном плане и зависят от соборной человеческой воли, которая может накренить чашу весов Судьбы нашей планеты в сторону рушения. Катастрофа и переустройство мировое неизбежны. Но они могут быть задержаны или ускорены и даже оявиться на значительном ослаблении и сокращении пределов пространства осужденного.
Так самая страшная катастрофа могла произойти в 49 году, но до сих пор удавалось отодвигать ее и яро она будет отодвинута, но уже на предельный срок. Итак, перед нами срок предельный, и вопрос лишь в том, сумеет ли наше человечество одуматься и сдержать свои недостойные инстинкты и тем уменьшить размеры грозного Бедствия”. (8, 21.12.52)
Почему же нам надо стремиться к духовности и изучать явления связанные с преображением человека именно сейчас?
Все вы знаете, что мы вступили в Новую Эру – Эру Духа., Эру Огня. Дух есть огонь сказано в Евангелии. То, что наша солнечная система вступила в новые области космического пространства, характеризующиеся плазменным насыщением подтверждают и научные данные. (9) А плазма на физическом плане представляет стихию огня. (10)
Из книги Н.К.Рериха “Серде Азии”. “Традиция Вед указывает, что близко время, когда, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни – космического огня, приблизятся к нашему плану и создадут новые условия для жизни. Время начала приближения этих энергий исчисляется в сороковых годах нашего столетия. Брамачарии ашрамов Шри Рамакришны и Свами Вивекананды подтвердили нам эти даты и всю указанную традицию.
Агни Йога в полном согласии с новыми проблемами науки намечает знаки изучения стихий и тончайших энергий. То, что недавно общо называлось учением воли и сосредоточения, то Агни Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современной жизни, эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии – человеческой мысли и сознания, как величайших творящих факторов.
И далее из этой же книги Николая Константиновича: “Все сказанное о психической энергии, относится к каждому действию. Здесь нет ничего отвлеченного, ибо психическая энергия заложена во всей природе и особенно выражена в человеке. Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения - научить человечество обрашаться с этим сокровищем. Если наступило время говорить о физически видимых отложениях психической энергии, значит, действительность вступила в очевидность; значит, люди должны неотложно стремиться к овладению психической энергией. Огонь пространства и психическая энергия связаны между собой и представляют основание эволюции”. (11)
Резюмируем. Нам необходимо духовно развиваться, т.к. к земле уже с 40-х годов идут новые духовные, огненные энергии. Но какое же отношение человек имеет к притекающим к нам энергиям и возможным катастрофам?
Человек – соединитель неба и земли – это мы знаем еще из Евангелия. И понятно, что небом в Евангелии называют не наш голубой небосвод, а высшие духовные – тонкие миры. Как же человек соединяет небо и землю?
Вернадский ещё в двадцатых годах писал, что “вещество биосферы пронизано энергией, источник которой располагается за пределами биосферы в космическом пространстве. Посуществу, биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действительную земную энергию - электрическую, химическую, механическую, тепловую и т. д.”. (12)
Эти мысли мы встречаем у известного российского ученого В.П.Казначеева: “С точки зрения современных представлений о физике биосферы живое вещество рассматривается как самоорганизующийся механизм (система) по преобразованию космической энергии. Энергия космоса используется благодаря специфическим структурам, образующим фундаментальные основы жизнедеятельности живого вещества”.
(13)
Рерихи, подчеркивая эту мысль, писали о том, что человечество забыло о своей эволюционной роли накопителя и преобразователя высокой космической энергии, имеющей космические истоки. Значит человек не только проводник, который соединяет небо и землю, но и преобразователь энергии. Заглянем в книгу “Сердце”: “Люди не примут, что они представляют собою конденсатор и трансформатор энергии. Так при порче множества подобных аппаратов это распределение энергии расстраивается, и немногие тонкие сердца несут давление, которое должно было бы распределиться по всему миру. Солнечные натуры несут на себе упор огненной энергии и должны отвечать за миллионы трутней”. (4, С, 463)
Что же это за структуры, которые преобразуют космические энергии? Чижевский в своем труде “Космический пульс жизни” показал, что между периодической деятельностью солнца и общественной деятельностью человечества существует прямая взаимосвязь. Он доказал, что теми структурами, которые реагируют на солнечную активность, являются нервные центры человека, которые связаны с деятельностью солнца. И не только солнца, но и планет и звезд, хотя об этом Чижевский только писал, но в те далекие годы не мог еще доказать. (14)
В книге “Сердце Азии” Н.К.Рерих приводит высказывание о центрах, которое он обозначает, как пример жизненных указаний Агни Йоги. В этой же книге он пишет: “Йога смело утверждает: будем искренни и отбросим предрассудки и суеверия, неприличные сознательному человеку, желающему научно исследовать и познавать. Говоря о приближающихся воздействиях космических энергий, Йога предупреждает об особенностях ближайшего будущего; Йога обращается к врачу так:
“Скажите врачу: можешь изучать феномены возгорания огней. Тем более это явление важно, что при развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым неестественым заболеваниям. Поэтому своевременно сказать о наблюдениях за огнями жизни. Советую не откладывать, ибо нужно пояснить миру явление реальности и общности бытия. Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий. Эти знаки, видимые для немногих, составляют основу жизни, проникая во все построения. Только слепой не заметит, как наполняется жизнь новыми понятиями. Потому следует позвать ученых для освещения очевидности. Врач, не упусти!” (11)
Схожие указания мы можем найти в книге “Иерархия”: “Понимание огненных центров есть самое существенное задание. Медицина, только тогда сумеет определять болезни, когда будет знать соответствие с космическими энергиями”. (4, И, 238)
Так все-таки надо ли нам стремиться к духовным высотам или подождать пару тысяч лет считая, что еще рано, мы еще не доросли или не на что не способны?
Обратимся опять к первоисточникам. Будда еще 2,5 тысячи лет назад говорил: “Братья, я не предлагаю вам никаких догм, и я не требую от вас верить в то, во что веруют многие другие. Только к самостоятельному просветлению призываю я вас”. (15) Выдающийся богослов и мыслитель IV века Василий Великий утверждал: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом”. Святой Григорий Палама в XIV веке писал: “Не только Бог нисходит своими действиями в мир для спасения человека, но и последний, неся в себе образ и подобие Божие, может в особом акте выхода из себя, вознесения над своей тварной природой уже сейчас на земле, увидеть “нетварный свет” Самого Бога”. (16)
Как же мы можем увидеть нетварный свет Самого Бога? Обратимся к письмам Е.И.Рерих. “Для достижения высшей духовности мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так Мир Высшей Духовности, Мир Огненный, есть Мир Сублимированных чувств или сознаний”. (1.т.2, 16.11.35)
Как же Учение Живой Этики предлагает нам стремиться к Огненному Миру, Миру Духа?
“Стремитесь к Миру Огненному, чтобы принять участие в высшем творчестве. Ошибочно думать, что оно недоступно. Именно каждое развитое сознание должно стремиться к радости творчества. Уже это одно стремление есть начало сотрудничества”. (4, М.О.,54)
“Следует помнить, что человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжет дух, тот не выполнит назначения. Именно, само усовершенствование прежде всего заключается в сознании проявления духовности. Не будет приближения к Миру Огненному без проявления духовности. Нужно это запомнить всем. Полагают, что духовность заключается в прочитывании духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало”. (4, М.О., 447)
“Èòàê, ãëàâíîå íåäîðàçóìåíèå îñòàåòñÿ â òîì, ÷òî ëþäè ãîòîâÿòñÿ ê ñìåðòè âìåñòî òîãî, ÷òîáû âîñïèòûâàòü ñåáÿ ê жизни. Они достаточно слышали о том, что само понятие смерти попрано. Люди достаточно слышали о необходимости смены семи оболочек. Достаточно дано понять, что смены эти происходят при ближайшей работе Огня. Значит, нужно помочь огненным трансмутациям, если îíè íåèçáåæíû. Çà÷åì òðàòèòü âåêà è òûñÿ÷åëåòèÿ íà òî, ÷òî ìîæåò áûòü ñîâåðøåíî íåñðàâíåííî ñêîðåå! Íóæíî ïîäãîòîâèòü íàøå ñîçíàíèå ê îãíåïðèåìëåìîñòè íàøèõ êîíöåíòðèðîâàííûõ òåë. Åñëè ÷òî ïîäëåæèò âîçäåéñòâèþ îãíåííîìó, ïóñòü ýòî áëàãî ñîâåðøàåòñÿ â êðàтчайший срок. Мысль о подобной трансмутации уже может значительно помочь нашему организму воспринять этот процесс в сознание. Уже знаете, что принятие в сознание является и усвоением телесным. Уже пора привыкать к размерам Огненного Мира от наших понятий вообще… Так будем привыкать к Миру Огненному как к единственному назначению людей”. (4, М.О.1, 597)
Многие считают, что огненный опыт в наше время нереален. Однако, Елена Ивановна считала иначе: “Нужно передать основы Огненного Опыта. Многие в конце нашего столетия будут подходить к нему, è îäíà èç Ñåñòåð Áðàòñòâà ÿâèòñÿ ìîåé çàìåñòèòåëüíèöåé, è áóäåò ïðîâîäèòü Àãíè Éîãó â íîâûõ óñëîâèÿõ, ìîæåò áûòü, áîëåå îáëåã÷åííûõ”. (8, 10.10.54) Ìíîãèå ñîìíåâàþòñÿ, ÷òî Îãíåííûé îïûò (õîòÿ áû åãî íà÷àëî) ìîæíî ïîëó÷èòü â городе, особенно в большом. Но стоит только более внимательно почитать письма Е.И.Рерих в Америку (50 – 54 гг.), чтобы убедиться в обратном, т.к. Нью-Йорк - это совсем не маленький город и достаточно загрязненный, причем таковым он был и в 30-е годы ХХ века. В этих письмах немалое место уделяется разъяснениям, которые Е.И.Рерих дает по поводу различных огненных явлений, имевшим место у членов американской группы. (17)
Как вы помните, все процессы, связанные с центрами возможны только под лучем Великого Учителя. Духовность открывается свыше, просветление дается, Святой Дух нисходит на человека, все, что мы делаем, есть только подготовка к этому великому акту. Елена Ивановна Рерих призывает нас и здесь быть смелее: “Воспрянем духом и светло устремимся к высокой цели, скажу, самой высокой, ибо, вступив на путь действенного служения Иерархии Света, мы исполняем назначение бытия в Велении Космоса”. (1, т.2, 11.08.34)
Но продвижение по духовному пути невозможно и без Земного Учителя. “Имейте все Учителя на земле”, - сказано в Живой Этике. И главная роль земного наставника заключается не в толковании учений, а в действенном незримом поднятии духовного уровня ученика.
Каким же должен быть настоящий земной учитель? Обратимся опять к первоисточникам.
“Скажу стучащимся: на пути вашем может встретиться духовности полный сосуд, сумейте распознать его… Если распознаете, стремитесь подойти как можно ближе. Помните: духовность как пламя, возгорается, как чудный магнит, приближает к себе” (4, Зов,1922, июль 21) И далее: “Только развитая духовность может в едином вздохе поднять сознание человеческое”. (4, Оз., 3.4.1)
Свами Вивекананда так писал об истинном Учителе: “Под наставниками в Индии мы всегда разумеем не буквоеда, но человека, улицезревшего, осуществившего Бога, человека, который узнал Истину из первых рук, а не столетия спустя”. (3)
В своей книге “Бхакти Йога” он так обосновал важность иметь земного Учителя: “Каждой душе Предопределено быть совершенною, и каждое существо в конце концов достигнет совершенства. То, что мы теперь есть, результат наших прошлых действий и мыслей; и то, чем мы будем, будет результатом того, что мы думаем и делаем теперь. Но это вырабатывание своей судьбы не исключает для нас получать помощь из вне. Наоборот, в огромном большинстве случаев такая помощь, безусловно, необходима. Когда она приходит, высшие силы и способности души оживотворяются, пробуждается духовная жизнь, возбуждается ее рост, и человек становится наконец святым и совершенным. Оживотворяющий импульс не может быть извлечен из книг. Душа может получать побуждения только от другой души и не откуда больше. Мы можем изучать книги целую жизнь, можем сделаться очень развитыми умственно; но в конце увидим, что совсем не развились духовно. Неправда, что высокое умственное развитие идет рука об руку с развитием духовной стороны в человеке. Изучая книги, мы иногда впадаем в заблуждение, думая, что этим помогаем себе духовно; но рассмотрев ближе влияние изучения книг на нас самих, увидим, что из такого изучения если и извлечена польза, то только нашим умом, но не духом. Недостаточность книг для ускорения духовного роста и есть причина, почему, - хотя почти каждый из нас может говорить удивительно хорошо о духовных материях, - когда доходит дело до применения, до того чтобы на самом деле жить настоящею духовною жизнью мы оказываемся так ужасно несостоятельны. Чтобы оживотворить дух, побуждение должно исходить от другой души. Лицо, из души которого исходит такое побуждение, называется гуру – учитель, а лицо, которому это побуждение сообщается – ученик”. (18)
Духовность может открываться и передаваться высоким земным учителем. Но, кроме того, существует еще одно уникальное явление – это Аватары Ишвары, которые периодически приходят на нашу землю. О них Вивекананда пишет так: “Выше и благороднее всех обыкновенных учителей мира особый класс их – Аватары Ишвары. Они могут передать духовность одним прикосновением, даже одним желанием. Самые низкие и самые развращенные люди становятся по их велению в одну секунду святыми. Они Учители всех Учителей, самые высшие проявления Бога в человеке. Мы не можем видеть Бога иначе как в них; не можем не поклоняться им, и только им и должны поклоняться”. (18)
Сейчас такой Учитель живет в Индии, его ашрам находится недалеко от Бангалора. Его имя Мукти Ишвар Бхагаван, он дал просветление уже более чем 400 людям в Индии, людям которые по много лет очень усердно работали над собой.
Немного о роли женщины в поднятии духовности человечества. В своих письмах Е.И.Рерих писала: “Как учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину. Следовательно, женщина должна занять место, сужденное ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги”. (1, т.2, 17.08.34)
Закончить хочется словами великого индийского святого, подвижника Шри Рамакришны, который говорил миру: “Не заботьтесь о вероучениях, не заботьтесь о догматах, о вашей секте, о церквах, все это ничтожно в сравнению с сущностью жизни человека; сущность это Дух, и чем более развит в человеке этот Дух, тем могущественнее человек в делании и достижении добра, блага. Сперва добейтесь, достигнете этого, и никого не осуждайте, так как во всяком вероучении, во всякой секте есть доброе. Покажите всей вашей жизнью, что религия это не звук пустой, не имена, не секта, что религия – это жизнь в духе, осуществление такой жизни. Только те могут понять это, кто почувствовал это. И только те, кто поднялся в этот мир духа, могут сообщить духовную жизнь другим, могут быть великими учителями человечества, только они – силы Света... Прежде всего, осуществляйте истину в своей личной жизни …
Нет нужды, ни в каких спорах и раздорах, и только тогда вы будете в состоянии помочь человечеству”. (3)
ЛИТЕРАТУРА
Письма Елены Рерих. т 1, 2, ПРАМЕБ, Минск, 1992.
А.М.Шустова, Неоведантистский синтез Шри Ауробиндо, “Дельфис”, №4(24)2000.
Свами Вивекананда. Философия йога (Мой Учитель), Магнитогорск, “Амрита”, 1992.
Учение Живой Этики, МЦР, Москва, 1994-1997
Грани Агни Йоги, т.т.6,10. , Новосибирск, “Алгим”,1993-1996.
Е.И.Рерих. Космическая эволюция и ее цель (назначение), “Мир Огненный”,
1 (20), 1999г.
Храм Человечества, М., “Дельфис”, 2000.
Письма Е.И.Рерих к Е.П.Инге, “Мир Огненный”, № 1 (20), 1999г.
Дмитриев А.Н. Планетофизическое состояние земли и жизнь (в печати).
Шипов Г.И. Явления психофизики и тория физического вакуума. Сознание и физический мир. Вып.1, Яхтсмен, Москва 1995.
Н.К.Рерих “Серде Азии”.
В.И.Вернадский, Биосфера, Москва, 1994-1997
13. В.П.Казначеев, Л.П.Михайлова, Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей, Новосибирск,1983..
А.Л.Чижевский, Космический пульс жизни. М, Мысль.1995.
Буддийская мудрость, Минск, ИП “Лотаць”,2000.
Русский космизм: Антология философской мысли. М.,1993.
Рерих Е.И. Письма в Америку. т.3.М.: Сфера, 1996.
Свами Вивекананда. Философия йога (Бхакти Йога), Магнитогорск, “Амрита”, 1992