Из
статьи Е.С.Лазарева и Д.Н.Попова
При обращении к Знамени Мира, предложенного Н.К.Рерихом
для международного Пакта по охране культурных ценностей, перед нами
конечно же встает вопрос о происхождении и значении его символа. Многочисленные
просьбы побудили самого художника дать развернутую и подробную справку
по этому вопросу в отдельной статье (см. «Знак Знамени Мира»). Он поясняет,
что для знамени охраны культурных сокровищ всех народов необходимо было
найти «такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских».
И, будучи широкообразованым культурологом, Рерих выбрал один из немногих
вечных символов, наблюдаемый в сакральном искусстве всех народов от
каменного века до наших дней и выражающий, в различных вариациях, идею
священного триединства.
Известный специалист по языку символов Х.Э.Керлот
даже называет триаду внутре ней структурой единства и
добавляет: «Несомненно, жизненное, человеческое значение триады кроется
в самых истоках биологической эволюции».
Как и любой фундаментальный символ, отражающий
один из основных принципов мироздания и человеческого сознания (как
например крест, круг, спираль), знак триединства может быть рассмотрен
в приложении к любой области бытия, получив при этом одно из его конкретных
частных значений.
Н.К.Рерих писал: «Если собрать вместе все отпечатки
того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным
и древнейшим среди символов человеческих». И действительно, три круга
или точки (как в замкнутом контуре, так и без него) известны и человеку
каменного века (в Европе, Азии и Америке), и цивилизованным обществам
древнего мира и средневековья (от дравидской и арийской Индии до Древней
Греции, кельтских земель и индейской Месоамерики), и традиционным культурам
нового и новейшего времени. При этом художник особо подчеркивал, что
повсюду этот знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения,
но с особым священным значением.
В употреблении этого знака действительно наблюдается
определенная закономерность. Мы видим его в религиозно-магических петроглифах
первобытных народов. Он нередко изображается на одеждах различных персонажей,
принадлежащих сфере сакрального: это жреческие одежды в культуре доарийской
Индии, одеяния богов и святых в средневековой индийской миниатюре, облачения
жрецов древних майя, ризы святых в миниатюре раннехристианской Ирландии,
романском и готическом искусстве Европы, а также и в православной иконографии.
В христианстве три круга, сложенные треугольником
(как сами по себе, так и в описывающем кольце), являются, пожалуй, наиболее
распространенным символом Святой Троицы, от символики первых катакомб
до позднейшей иконописи и архитектурного декора.
В европейской религиозной живописи этот символ
(именно в том виде, как его предложил Рерих) можно видеть на груди у
Иисуса Христа и Девы Марии. Отсюда и появление знака Знамени Мира на
груди и в руках у Мадонны на полотнах Рериха («Madonna Ortflamma» и
«Sancta Rrotectoris»).